Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАСШИРЕНИЕ И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ



2018-07-06 532 Обсуждений (0)
РАСШИРЕНИЕ И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Кожаева М.С.

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь

 

В статье рассматриваются основные аспекты процедуры контроля за профессиональной деятельностью нотариусов, обозначаются попытки расширения и детализации такого контроля.

Ключевые слова: контроль; деятельность нотариусов.

 

Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства Российской Федерации о нотариате[137], предусматривающая такие виды контроля, как: судебный (отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке);контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления (территориальным органом юстиции); налоговый; контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Природа взаимоотношений частнопрактикующего нотариуса и нотариальной палаты несколько иная, чем взаимоотношений государственного нотариуса и органа юстиции. Это не трудовые отношения, так как нотариус не является работником нотариальной палаты. Это и не административные отношения, так как отсутствует иерархичность, соподчиненность. Это и не властные отношения. Но иначе и быть не может, так как это противоречило бы гарантиям нотариальной деятельности.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет РФ. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.

По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.

Контроль за деятельностью нотариусов может носить как предварительный, так и последующий характер. Следует заметить, что контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей носит одновременно предварительный и последующий характер, поскольку целью его являются как поиск уже допущенных ошибок, так и профилактика их в будущем.

В Приказе Минюста России от 16.04.2014 № 78[138] закреплен порядок контроля за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой.

Заметим, что действующим законодательством не определены формы и методы такого контроля, поэтому он нуждается в детализации и совершенствовании, тем более контроль за профессиональной деятельностью нотариусов носит неоднозначный характер, что обусловлено спецификой нотариальной деятельности и нотариальных актов.

Прежде всего следует определить, что нотариальной деятельности, наравне с любой другой деятельности, контроль необходим. Такая надобность главным образом объясняется такими причинами, как: появление в реальной юридической практике проблем, которые с помощью контроля должны оперативно выявляться и эффективно устраняться; выработка мер по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций[139].

Необходимо указать, что в 2013 году была предпринята попытка по расширению и детализации процедур контроля за профессиональной деятельностью нотариусов в Проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»[140], подготовленном Минюстом России.

В данном Проекте контролю за нотариальной деятельностью был посвящен целый раздел. Он включал в себянормы, определяющие предмет и формы контроля за деятельностью нотариусов, регулирующие осуществление различными органами контроля за нотариальной деятельностью (нотариальной палатой, территориальными органами юстиции, иными специально уполномоченными должностными лицами; уполномоченными должностными лицами местного самоуправления; консульскими должностными лицами).

Но Законопроект вызвал острую критику со стороны нотариального сообщества. Такая реакция была обусловлена тем, что в соответствии с этим проектом фактически сохранялся государственный нотариат, расширялся объем контрольных функций органов юстиции в отношении нотариусов, не закреплялась обязательная нотариальная форма сделок с недвижимостью и т.д.

Федеральной нотариальной палатой (ФНП) были сформулированы и направлены в адрес Минюста РФ замечания концептуального характера. ФНП выступила против сохранения системы государственного нотариата в Российской Федерации.

Таким образом, Проект так и не был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а отдельные положения, касающиеся регулирования контроля за деятельностью нотариусов, так и не нашли свое отражение в последующих нормативных правовых актах.

Механизм осуществления контроля за профессиональной деятельностью нотариусов, существующий в настоящее время, на мой взгляд, отвечает соответствующим целям и задачам. Как известно, в соответствии со ст. 30 Основ законодательства РФ о нотариате, Федеральная нотариальная палата осуществляет координацию и контроль за деятельностью нотариальных палат, что, безусловно, является наиболее эффективным инструментом при осуществлении контроля за профессиональной деятельностью нотариусов, так как в данном случае сохраняется баланс интересов участников данного корпоративного сообщества.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Рос.газ. 1993. № 49.

2.Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 (ред. от 21.12.2016) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (вместе с «Правилами нотариального делопроизводства», утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 № 32095) // Рос.газ. 2014. № 95.

3.Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.09.2013) // СПС «КонсультантПлюс»

Специальная литература:

4. Нарыжный Н.А., Коноваленко А.В. Догматика контроля над нотариатом: зарубежный опыт // Право Донецкой Народной Республики. 2016. № 3. С. 44-48.



2018-07-06 532 Обсуждений (0)
РАСШИРЕНИЕ И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАСШИРЕНИЕ И ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)