Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой статус консульских должностных лиц РФ в роли нотариусов



2018-07-06 774 Обсуждений (0)
Правовой статус консульских должностных лиц РФ в роли нотариусов 0.00 из 5.00 0 оценок




Э. А. Лебедев

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь

 

В данной научной статье рассматривается проблема соотношения правового статуса нотариусов и должностных лиц консульских учреждений РФ в роли нотариусов. Анализируется правовой статус должностных лиц консульских учреждений РФ в сфере нотариата. Проанализированы сходства и различия в правовом статусе консульских работников и нотариусов (государственных и частных) в сфере нотариата.

Ключевые слова: нотариус, правовой статус, работники консульских учреждений, полномочия, нотариальные действия.

 

Нередко в жизни граждан РФ, находящихся за пределами родины, при самых разных обстоятельствах возникают ситуации, при которых необходимо оформить какой-либо документ, удостоверить сделку, заменить свой паспорт либо заключить брак. В таких случаях на помощь граждан РФ приходят консульские учреждения РФ. Именно они от имени Российской Федерации на территории других государств совершают нотариальные действия.

Согласно ч.2 ст.61 Конституции:«Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами»[192].Для данных целей создана система консульских учреждений, осуществляющие свои полномочия в определенном округе. В качестве общей правовой основы деятельности консульских учреждений можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., Консульский устав РФ, которые определяют правовой статус, функции и полномочия консульских учреждений, а также статус лиц, осуществляющих консульские функции.

Система консульских учреждений согласно Положению о консульских учреждениях РФ входит в систему Министерства иностранных дел РФ[193].

Законодательство РФ о нотариате выделяет в отдельную группу лиц также способных совершать нотариальные действия, к ним относятся должностные лица консульских учреждений РФ[194]. Согласно ст. 13 Консульского устава РФ:"Консульским должностным лицом является гражданин РФ, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства РФ и уполномоченный на выполнение консульских функций»[195]. Назначение на должность и освобождение от должности консульских должностных лиц осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел. Консульский работник допускается к выполнению своих функций после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания. Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в Министерстве иностранных дел РФ, т. е. являются должностными лицами в отличие от государственных нотариусов, которые являютсягосударственными служащими, специально уполномоченными государством физическими лицами.

Согласно консульскому уставу, под консульским должностным лицом понимается гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций[196].Это генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к службе в консульских учреждениях — стажер, а также консульский агент. Из приведенного определения вытекает, что консульским должностным лицом является каждый, кому поручено выполнение консульских функций.

Консульское должностное лицо совершает все свои действия в соответствии с законодательством о нотариате. Перечень действий совершаемых консульскими работниками закреплен в ст. 38 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате". Также, нормативно правовыми актами РФ могут быть предусмотрены иные полномочия консульских работников в сфере нотариата, которые, как правило, оформляются в виде договора между двумя государствами. Так, например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан[197].

Консульский работник, в отличие от нотариусов, для совершения им нотариальных действий, не обязан проходить стажировку и сдавать квалификационный экзамен. Консулу для выполнения своих обязанностей необходимо получить консульский патент и экзекватуру. Нотариусу же в свою очередь необходима стажировка, квалификационный экзамен и внесение его в реестр.

«Консульское должностное лицо, совершающее нотариальные действия, обязано соблюдать тайну совершения нотариальных действий. Консульское должностное лицо, виновное в разглашении тайны совершения нотариальных действий, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации»[198]. Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов после уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов. Совершение нотариальных действий может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений. Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на государственном языке Российской Федерации. Консульское должностное лицо не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков).

Так как, должностные лица консульских учреждений РФ при совершении ими нотариальных действий имеют особый статус, считаю необходимым аккумулировать права, обязанности, а также иные положения и нормативно-правовые акты регулирующие деятельность консульских работников в сфере нотариата в один нормативный акт, который бы определял их правовой статус в данной сфере.

Анализируя действующее законодательство о нотариате, изучая правовой статус консульских должностных лиц в сфере нотариата, можно сделать вывод о необходимости принятия единого нормативно правового акта в форме закона или подзаконного правового акта, который бы определял правовой статус консульских работников в сфере нотариата. Я считаю, что действующему нотариальному законодательству необходима правовая норма, которая устанавливала бы требования к уровню подготовки консулов для совершения ими нотариальных действий, так как они имеют отличный от нотариуса правовой статус и иной порядок вступления в должность. Данная норма должна относиться не только к консулам, но и к иным лицам, которых закон управомочивает на совершение нотариальных действий. Можно, например, ввести для них специальные подготовительные курсы по совершению нотариальных действий с последующей аттестацией, так как развитие нотариата должно основываться на принципе осуществления нотариальных действий лицами, которые профессионально и безупречно выполняют свои функции.

 

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2.«Венская конвенция о консульских сношениях»(заключена в г. Вене 24.04.1963)

3.«Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан» (Заключена в г. Москве 28.03.1994)

4.«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)

5.Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Консульский устав Российской Федерации»

6.Указ Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 (ред. от 21.08.2012) "Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации"

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОТАРИАЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Лебедева А. С.

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь

 

Настоящая статья посвящена подробному изучению нюансов процедуры нотариального удостоверения договора купли-продажи. Автором были выявлены ее правовая основа, несовершенства, для устранения которых было предложено внести определенные изменения в законодательство в сфере нотариата.

Ключевые слова: нотариат, нотариус, нотариальное действие, удостоверение сделки, купля-продажа, недвижимость.

Договор купли-продажи формирует значительную часть обязательств в потребительской, хозяйственной, предпринимательской сферах всех субъектов. Всегда ли необходимо участие нотариуса как гаранта законности такого договора? От чего это зависит и каков порядок нотариального удостоверения сделок? Ответим на все вопросы по порядку.

Прежде всего обратимся к общим положениям. Ст. 53 «Основ законодательства РФ о нотариате»[199] гласит, что существуют два варианта удостоверения гражданско-правовых сделок: обязательный и добровольный. Таким образом, с последним видом всё предельно просто: нотариус в силу волеизъявления субъекта должен будет удостоверить соответствующую законодательству сделку, даже если это прямо не предусмотрено. Отсутствие у такого рода соглашений нотариальной формы не влечёт их недействительность (из смысла п. 3 ст. 163 Гражданского Кодекса Российской Федерации[200]).

Что касается обязательного нотариального удостоверения сделки, то такие случаи прямо предусмотрены законом. Прежде всего следует обратиться к п. 3 ст. 8.1. ГК РФ: в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. К таким правам относят: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования на недвижимые вещи, ипотека, сервитуты и т.д. (ст. 131 ГК РФ)3.

Теперь перейдём к нормам специальным. Параграф 7 гл. 30 ГК РФ посвящен продаже недвижимости. Согласно ст. 550 ГК РФ[201] данный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ)4.

Таким образом, по договору купли-продажи недвижимости обязательная нотариальная форма не требуется: удостоверить такие сделки можно по желанию сторон. Исключение: сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным; такие сделки подлежат нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 54 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ)[202]. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению согласно п. 1 ст. 42 вышеупомянутого закона. Исключение составляют сделки, связанные с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделки по отчуждению земельных долей, сделки по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение4. Для других видов договора купли-продажи обязательная нотариальная форма не установлена.

Рассмотрим саму процедуру нотариального действия по удостоверению договора купли-продажи. Удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится нотариусом на территории субъекта Российской Федерации, в пределах которого находится указанное имущество.

В первую очередь нотариус разъясняет сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки (ст. 54 «Основ законодательства РФ о нотариате»). Если рассматривать эту статью в совокупности со ст. 55[203] данных Основ можно сделать вывод, что нотариус должен проверить:

ü соответствует ли содержание сделки действительным намерениям сторон;

ü не противоречит ли сделка требованиям закона (недвижимость должна быть индивидуально определена, а также указана цена и состав имущества);

ü принадлежность отчуждаемого имущества продавцу (за исключением случаев, если в соответствии со сделкой на момент ее совершения данное имущество еще не принадлежит этому лицу).

Дополнить это список позволяют положения Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91[204]:

ü наличие обременений, запрещения отчуждения или ареста данного имущества;

ü документы об оценке имущества, являющегося предметом сделки;

ü документы, предусмотренные специальным законодательством (о недвижимости, о товариществах собственников жилья, об обществах с ограниченной ответственностью и т.д.);

ü правомочия органов или лиц по распоряжению имуществом юридического лица;

ü наличие согласия собственника на совершение сделки (в случае принадлежности имущества не на праве собственности, а на ином вещном праве);

ü наличие нотариально удостоверенного согласия другого супруга на совершение сделки (ст. 35 СК РФ)[205];

ü наличие согласия их законных представителей и (или) органа опеки и попечительства на совершение сделки, когда это требуется в соответствии с законом (в случае удостоверении сделок с участием несовершеннолетних, недееспособных или не полностью дееспособных).

Нотариальный тариф за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, определяется ст. 22.1. «Основ законодательства о нотариате» исходя из степени родства сторон сделки и её суммы[206].

Таким образом, нотариальное удостоверение договора купли-продажи недвижимого имущества представляет собой достаточно несложную процедуру. Считаем, что существенным упущением законодателя является то, что к данному виду гражданско-правового договора не предъявляются требования по обязательной проверке его нотариусом.

Полагаем, это способствует тому, что в судах огромный процент исков направлен на признание той или иной сделки недействительной, росту дел о мошенничестве. Чрезмерное же контролирование гражданско-правовых отношений может привести к торможению предпринимательской деятельности и разрастанию явления теневых нотариусов.

Поэтому считаем уместным ввести обязательную нотариальную форму для договоров купли-продажи именно недвижимости в связи со сложностью такого рода договора.

 

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.94, № 32, ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ, 29.01.96, № 5, ст. 410.

3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости» // СЗ РФ, 20.07.2015, № 29 (часть 1), ст. 4344.

4. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) // Ведомости СНД и ВС РФ. 11.03.1993. № 10. 357 с.

5. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // «Бюллетень Минюста РФ», № 4, 2000.



2018-07-06 774 Обсуждений (0)
Правовой статус консульских должностных лиц РФ в роли нотариусов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой статус консульских должностных лиц РФ в роли нотариусов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)