Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демонология, психиатрия и психотерапия



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Демонология, психиатрия и психотерапия 0.00 из 5.00 0 оценок




Уртхванга Чикитса, или Шалакья Тантра - наука о болезнях органов, расположенных выше ключиц

 

Врачи этой ветви Аюрведы имеют дело с этиологией, патологией и лечением болезней глаз, ушей, носа, горла, волос и головы. Основателем этой ветви считается мудрец Ними, поэтому ее иногда называют Ними Тантрой.

Основные процедуры, которые применяются в этой отрасли Аюрведы, это Насья – прием лекарств через нос, Карна и Нетра бинду – закапывание лекарств в уши и в глаза, Дхупа карма – ингаляции, Широдхара – капельное лечение головы, Широлепа – нанесение на голову лечебных паст, Шировасти – промасливание головы, Широбхьянга – масляный массаж головы и Кешини – лечение волос.

Тексты, посвященные непосредственно Уртхванга Чикитсе, считаются утерянными, скудные же крупицы этих знаний разбросаны практически по всем текстам Кая Чикитсы. Сушрута, например, выделяет около семидесяти болезней глаз, некоторые из которых предлагает лечить хирургически, а остальные – терапевтически.

 

        Дамстра Чикитса, или Агада Тантра - токсикология

 

Слово «Агада» состоит из двух корней – корня «А», означающего отрицание и «Гада», что значит болезнь, дискомфорт, боль и яд, а также болезненное состояние, вызванное отравлением, поэтому словосочетание Агада Тантра можно перевести как наука об изгнании болезней, вызванных ядом. Эта ветвь Аюрведы имеет дело лечением отравлений, вызванных укусами змей, насекомых, скорпионов, пауков, грызунов и других живых существ, а также другими ядами, например, образующимися в результате неправильного приема лекарственных препаратов и пищевых продуктов. Врачи этой ветви хранят секреты ядов как минерального, так и растительного или животного происхождения, знают все о комплексных ядах и ядах искусственных, которых нет в природе в оригинальном виде. По виду или запаху пищи они могут безошибочно сказать, отравлена она или нет, а по виду раны – попал ли в нее яд. Когда возникают симптомы отравления, врач должен максимально быстро и очень точно установить степень повреждения организма и определить тип яда, дозу и продолжительность его влияния на организм больного, а также провести дифференциальную диагностику между отравлением и остальными болезнями, например, желудочно-кишечного тракта, ведь симптомы отравления, в частности, мышьяком, сходны с симптомами заболевания, называемого Висучика[11].

Наиболее известный в настоящее время текст, относящийся к Дамстра Чикитсе, написанный Кашьяпой[12] считается утерянным.

 

 

Кумара Тантра или Кумара Бхритья – педиатрия

 

Ветвь, основоположником которой является Кашьяпа Муни, описывает нозологию и лечение болезней плода и детских болезней, распорядок дня ребенка, способы повышения иммунитета, а также обряды, проводимые для выбора пола ребенка, устранения токсикоза беременной, защиты беременной от влияния злых духов, облегчения родов, улучшения умственных и физических данных ребенка, а также надлежащих обрядов для детей младше двенадцати лет. Кумара Бхритья располагает не только собственными, педиатрическими препаратами, но и разъясняет, как можно использовать для лечения детей взрослые препараты.

 Кашьяпа Самхита – единственный, и, к сожалению не полностью сохранившийся текст, относящийся к этой ветви Аюрведы.

 

Омоложение организма

 

Джара Чикитса, или Расаяна Чикитса (герантология - омоложе­ние организма и сохранение молодости) - вторая по значимости (с точки зрения пациентов) ветвь Аюрведы, включающая в себя не только знания о старении и умирании человеческого тела, но и информацию о мистическом воздействии трав, минералов или животных продуктов на организм человека с целью продления молодости. Основная цель Расаяна терапии не в том, чтобы старик вдруг стал молодым (этим, скорее, занимается Бхутавидья), но чтобы по достижении среднего возраста затормозить или хотя бы приостановить процесс старения посредством правильной диеты, приема соответствующих препаратов, в том числе животного происхождения, специальных физических и дыхательных упражнений, медитации и поклонения богам. Принципы профилактики болезней также относится к знаниям, тщательно скрываемым адептами и врачами этой ветви. Многие расаяны являются иммуностимуляторами или иммуномодуляторами, предохраняющими от тех или иных болезней. К Расаяна Чикитсе относится и Рупавидья – наука о красоте тела, или аюрведическая косметология.

 

Демонология, психиатрия и психотерапия

 

Эта ветвь Аюрведы имеет дело с магическими, мистическими, духовными и психологическими аспектами болезней, а также способами их лечения, защитой от сглаза, порчи, демонов и духов, как божественной, так и демонической природы. Тексты, относящиеся к этой ветви, закрыты от непосвященных. Желающие подробнее узнать об этой ветви могут пользоваться Атхарваведой, Белой и Черной Яджурведой и Ригведой, скудные крупицы этих знаний разбросаны по явленным и доступным, а основные – по утерянным или хранимым вдали от посторонних и непосвященных умов текстам Кая Чикитситы.

Одно из глобальнейших отличий аюрведической психопатологии от современной психиатрии заключается в параноидальном отрицании последней не только возможности влияния на психическое здоровье человека божественных или демонических сущностей, но и самой мысли о их существовании. Из за этого заблуждения определенная часть психиатрических больных, нуждающаяся не столько в медикаментозной или процедурной терапии, сколько в высококвалифицированных священнослужителях-экзорцистах, остаются без надлежащего лечения и вынуждены пожизненно страдать под домашним арестом или в психиатрических больницах без надежды не только на излечение, но даже на постановку правильного диагноза.

Несомненно, история западной психиатрии помнит времена мракобесия, когда людей с психическими расстройствами обвиняли в сделке с нечистым духом и сжигали на костре, с другой стороны, перекоса в сторону ненаучного "научного материализма" тоже быть не должно – и одна, и другая сторона медали – крайности, зачастую ведущие к пагубным для пациента последствиям.

Аюрведа является упаведой (частью, разделом) Атхарваведы, по­этому очень широко использует для лечения болезней гимны, заговоры и заклинания, ее составляющие. Вагбхата в своей Аштанга Хридаям Самхите (А.Х.1.4.32-34.) пишет, что человек должен знать обряды и мантры, описанные в Атхарваведе для предотвращения и ле­чения болезней, вызываемых колдовством, сглазом, пор­чей и вселением духов. В Аштанга Хридаям есть несколько глав, посвященных описанию человека, в которого вселился тот или иной дух – добрый или злой. Вселение доброго духа ненамного лучше вселения злого – так или иначе происходит частичное или полное подавление и подчинение личности. По большому счету, все тонкоматериальные, не имеющие физической оболочки живые существа, будь то ангелы или демоны, могут вселяться в человека, вызывая те или иные изменения личности, мешающие адекватному существованию души в теле.

Причинами вселения демонов является греховная или непра­вильная деятельность либо в этой, либо в прошлой жизни, которая возникает из-за преследования кармы или желаний, и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, дос­тойных поклонения. Грешник и разрушитель своей души будет по­гублен злыми духами или демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в тот момент, когда происходит нарушение правил и предписаний или совершается греховная дея­тельность. Этот момент называется чхидра. Чхидра – это время на­чала совершения греховных действий - действий, вступающих в противоречие со всеми правилами хорошего поведения и религиозными заповедями, описанными в Диначарья Адхьяя[13], Ману Самхите и других Дхарма-шастрах. К ним относятся, например, не соблюдение чистоты, особенно не совершение омовения после посещения туалета; проживание в мес­тах, покинутых другими людьми или выдача себя за другого чело­века; пребывание ночью в местах кремации и захоронений, в нечистых или запрещенных для посещения мес­тах; членовредительство или попытки к самоубийству, ранения, ожоги; полное обнажение тела; оскорбление Учителя, святого человека, священнослужителя, ребенка, старика или гостя; поведение, оскорбляющее чьи-либо религиозные или моральные чувства; нарушение семейных традиций; страх, вызванный угрозами, побоями, внезапный испуг; убийство животных, особенно коровы, козла и змеи; вступление в незаконные половые отношения; недостойное поведение при совершении жертвоприношения, распевании священных гимнов или молитв, предложения жертвы; обжорство, похотливость, лень, злоба, зависть, алчность, непостоянство, предательство, эгоизм; осуществление вредоносных действий по отношению к другому человеку, особенно близкому, родственнику или другу; прием пищи из грязного, нечистого или колотого сосуда. Стоит отметить, что чаще всего подвержены влиянию демонов беременные женщины и маленькие дети, именно поэтому Кашьяпа Самхита уделяет этому вопросу очень пристальное внимание. Вагбхата пишет (А.Х.6.3.1-3.): «В незапамятные времена Шулапани (Шива), ради защиты Гухи (Санмукхи, или Картикеи) сотворил духов, пять в мужском обличии и семь в женском - Сканду, Вишакху, Мешакхью, Сваграху, Шакуни, Путану, Шитапутану, Адрищтипутану, Мукхамандитику, Ревати и Шущкаревати. Продолжительная высокая температура тела ребенка, лихорадка и непрекращающийся плач – признаки готовящегося вселения одного из этих духов».

Кашьяпа также пишет, что начальными симптомами, характеризующими вселение духа или его влияние на ребенка, являются лихорадочное состояние и постоянный плач; постепенно патологические симптомы воздействия духа распространяются на все тело. Кашьяпа выделяет шесть основных типов симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

1. Общие симптомы: лихорадка, раздражительность, непрерывный плачь, зевота, вой, лай или подражание крику других животных, всхлипывание, беспокойство, скрежет зубами, сжимание пальцев в кулак, царапание матери или своего тела ногтями, отказ от еды, страдающий взгляд, анемичное состояние, кахексия, потливость, гиперсаливация, слезотечение, припухлость глаз, ребенок трет глаза, нос и рот; нарушения протекания беременности или формирования грудного молока.

2. Нервная система: страхи, смех без причины, волосы дыбом, напряженный или дрожащий язык, блуждающий взгляд, бессознательное состояние, гипотония, сонливость, головокружение, галлюцинации, раздражительность, вращение глазами, бессонница, изменения голоса или манеры речи, нарушения мимики, тики, паралич, обморок, птоз, конвульсии, эпилептические приступы, головная боль, недержание мочи.

3. Органы чувств: слепота, гноетечение из глаз, носа, ушей, изменение или нарушение функций органов чувств.

4. Желудочно-кишечный тракт: вздутие живота, зловонный метеоризм, запор, патологическая жажда, диарея, рвота, стоматит, глоссит, спазмы кишечника, бурчание в животе.

5. Органы дыхания: пена изо рта, икота, звуки при дыхании, астматические приступы.

6. Кожа: нарушения пигментации, мурашки, крапивница, пузырчатка, пиодермия, нейродермит, появление сеточки вен, особенно на голове и животе, изменение цвета волос, резкая беспричинная седина; запах от тела напоминает запах жира, гноя, кала, мочи, птицы, животного, козла или трупа.

Вагбхата приводит не только общее[14], но и подробное описание симптомов воздействия каждого из духов на ребенка (А.Х.6.3.5-29.).

Описывая симптомы вселения демонов во взрослого человека, Вагбхата пишет (А.Х.6.4.1-44.): «Когда в деятельности человека, в его общих и специальных знаниях (науке, искусстве, философии и т.д.), в его речи, поступках, силе и отваге прослеживаются черты, не характерные для человеческого существа, то в него вселился демон.

Человек, имеющий необычное рождение, облик, подражающий темпераменту, манере речи, движениям (походке, жестам и т.д.) и другим чертам конкретного демона, считается подверженным влиянию этого демона.

Существует 18 видов демонов, такие как дэва, данава и другие.

Причинами вселения демонов является Праджнапарадха[15] либо в настоящей, либо в прошлой жизни, которая возникают из-за преследования кармы (или желаний) и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, достойных поклонения. Грешник и разрушитель самого себя будет погублен злыми духами и демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в момент времени, называемый чхидра

…Сура (Дэва граха) вселяется в первый и тринадцатый лунный день светлой половины месяца; Данава граха – на тринадцатый день светлой и на двенадцатый день темной половины месяца; Гандхарва граха – на четырнадцатый и двенадцатый день; Урага (Нага) – на пятый день; Дханешрара (Кубера) граха – на седьмой и одиннадцатый день светлой половины месяца; Брахмаракшаса граха – на восьмой и пятый день светлой половины месяца, а также в дни полнолуния; Ракшаса и Пишача граха – на девятый, двенадцатый день темной половины месяца, а также на Парва (особые дни, такие как затмения и т.д.); Пити граха – на десятый день и в новолуние; другие, такие как Гуру, Виддха и т.д. – на восьмой и девятый дни, обычно по вечерам.

Черты человека, захваченного Дэва граха, следующие: лицо, напоминает распустившийся цветок лотоса; добрый взгляд; он не бывает злым, молчаливым; пот, фекалии и моча выходят в очень небольшом количестве; равнодушен к еде; покланяется богам и брахманам; чист телом; глаза держит закрытыми в течение длительного времени; тело его источает приятный аромат; он совершает много хороших и добрых поступков, любит белые цветы и одежды, реки, горы и высокие здания; не оскорбляет и не пугает других людей.

Черты человека, захваченного Дайтья граха следующие: он неадекватно воспринимает реальность, у него неправедные мысли и поступки, ненавидит богов и брахманов, бесстрашен, горд, смел и зол, находится в постоянном действии, выдает себя за Рудру, Вишакху и Индру, любит пиво, вино и мясо.

Черты человека, захваченного Гандхарва граха следующие: он совершает добрые поступки, от него исходит приятный аромат; он любит веселиться, петь и танцевать, купаться, любит сады, красные цветы и одежды, пользуется духами, всегда пребывает в хорошем настроении.

Черты человека, захваченного Урага (Нага) граха следующие: у него красные глаза, злой, остановившийся взгляд, неустойчивая походка, дыхание тяжелое, облизывает уголки рта, любит молоко, неочищенный пальмовый сахар, купание, спит лицом вниз, боится зонтика.

Черты человека, захваченного Вакща граха следующие: у него слезящиеся красные глаза, он очень раздражителен; от тела исходит приятный аромат, лицо имеет яркий цвет, любит танцы, песни, рассказы, купание, гирлянды и духи; в еде предпочитает рыбу и мясо. Он веселый, довольный, сильный и спокойный, но его пальцы всегда дрожат. Любит повторять: «Что мне подарить, кому мне подарить» и т.д., говорит таинственно, оскорбляет касту врачей и брахманов; иногда сердится, быстро ходит.

Черты человека, захваченного Брахма ракщаса следующие: он любит юмор и танцы, вселяется во время совершения ошибок; не злится, быстро ходит, ненавидит богов, брахманов и врачей; истязает себя дубинкой, кнутом или другим оружием, наносит себе ранения, произносит звуки типа «бхо» и т.д. (кричит о помощи); очень заинтересован в изучении разных наук и ведических текстов.

Черты человека, захваченного Ракщаса граха следующие: у него злой взгляд, сдвинутые брови, резкие движения, он бегает, натыкаясь на других, издает громкие звуки и делает страшное выражение лица; сильный, хотя ничего не ест, страдает потерей сна, бесстыжий, грязный, жестокий, говорит резко и зло; любит гирлянды красного цвета, женщин, кровь, вино, мясо, при виде мяса или крови облизывает губы, смеется во время еды.

Черты человека, захваченного Пишача граха следующие: он имеет нездоровый ум, мечется с места на место, подбирает остатки пищи и старой одежды; любит танцы, музыку, юмор, вино и мясо; у него застенчивое выражение лица из-за угроз со стороны других людей, плачет без всякой причины, расчесывает свое тело; тело сухое и напряженное, любит дрожащим голосом рассказывать о своих несчастьях; страдает потерей памяти, любит уединение, чувственность, обнаженность, грязные вещи, носит тряпье, найденное на улице, гирлянды из травы, забирается на деревянных лошадей, общается с недостойными людьми и поглощает огромное количество пищи.

Черты человека, захваченного Прета граха следующие: он похож на труп и источает запах трупа; запуганный, ненавидит еду; любит собирать и выдергивать траву.

Черты человека, захваченного Кущманда граха следующие: он очень много говорит, у него черный цвет лица, ходит медленно, имеет опухшую обвислую мошонку.

Черты человека, захваченного Нищада граха следующие: он бродит с дубиной или камнем в руке, носит тряпье, бегает голым, имеет блуждающий взгляд, украшает себя травой, подолгу сидит на кладбище, в пустых домах, на дорогах и под деревьями, постоянно ищет еду, приготовленную из кунжута, вина и мяса, резко разговаривает.

Черты человека, захваченного Аукирана граха следующие: он выпрашивает еду и воду, имеет испуганные красные глаза, его речь груба и оскорбительна.

Черты человека, захваченного Ветала граха следующие: он любит духи и гирлянды, говорит правду, дрожит, много спит.

Черты человека, захваченного Питри граха следующие: у него неприятное лицо, униженный взгляд, сухое небо, он постоянно моргает, страдает от плохого пищеварения, любит мясо и неочищенный банановый сахар; заикается, одевает одежду задом наперед или наизнанку.

Тот, кто проявляет в повседневной жизни те или иные отличительные особенности духов, кто проклинает наставников, старших, мудрецов и людей, наделенных духовной властью, находится под влиянием духа.

    Врач должен отказать в экзорцизме тому, кто все время окружен группой дразнящих его детей, кто ходит голым, чьи волосы растрепаны и сбились в колтуны, у кого нездоровый ум и кто страдает от влияния духов в течение долгого времени».

К сожалению, в настоящее время есть некоторые аюрведические врачи, считающие, что главы, посвященные демонологии всего лишь в иносказательной форме переда­ют симптомы обычных психических заболеваний, тяжелого течения малярии и других инфекционных болезней, а также религиозного фанатизма, и не воспринима­ют их всерьез. Одновременно с этим все меньше и меньше врачей используют в своей практике мантры и заговоры. Это можно объ­яснить не только снижением их духовной и мистической реализации, но и попыткой втиснуть Аюрведу в каноны современной европейской медицины.

 

Сексология

 

Наиболее древний раздел Аюрведы – наука об афродизиаках, сексуальных тониках и половых расстройствах, о любовных играх и предохранении от нежелательной беременности, о средствах для изменения размера половых органов и способах увеличения сексуального удовольствия. Основные тексты – Анангаранга Кальянамалы и Камасутра Ватсаяны. Некоторые авторы приписывают этой ветви Аюрведы знания принципов евгеники, но это не соответствует действительности.

 

 

                 ЧАСТЬ 2

         История аюрведической литературы

 

 

Вся аюрведическая мудрость, которой в настоящее время располагает человечество, покоится на двух столпах – Шрути и Смрити, или письменных источниках и знаниях, изустно передаваемых от учителя к ученику. Большинство сохранившихся до настоящего времени аюрведических текстов открыты для всех желающих и не являются тайной за семью печатями, в отличие от опыта и знаний, передаваемых непосредственно учителями Аюрведы.

Как известно, изначально аюрведическая медицина состояла из восьми частей – общей терапии, хирургии, лечения болезней головы, демонологии, педиатрии, токсикологии, герантологии и сексологии. Среди древних мудрецов, развивающих эти отрасли Аюрведы и оставивших после себя базовые аюрведические тексты, наиболее известны Атрея, Харита, Чарака, Бхела, Кашйапа и Агнивеша. Некоторые тексты[16], написанные ими в незапамятные времена, к сожалению, были утеряны, а многие – переведены на китайский, тибетский и персидский языки, положив основу тибетской медицины или дополнив китайскую и персидскую медицины.

Аюрведические тексты дошли до нашего времени в виде рукописей, написанных на санскрите на коре деревьев, пальмовых листьях или на древней бумаге. Так как со времени их написания в Индии появилось более пятнадцати различных языков и алфавитов, то писцы, которые их переписывали с санскрита, пользуясь своим родным алфавитом записывали их на местном наречии, поэтому рукописи, найденные, например, в Бенгалии, будут написаны на бенгальском, а в Керале – на языке малайялама, однако, при прочтении вслух они будут звучать полностью идентично.

Первый перевод Сушрута Самхиты был сделан на персидский язык по указу калифа Мансера, жившего около 753-774 года нашей эры. Учитывая, что Кашмир и Бенарес, центры индийской культуры и науки, остались не захваченными персидскими армиями, этим же указом он обязал привезти из индийской провинции Синд в Багдад вместе с посольским обозом индийских врачей и книги по медицине и другим наукам. Калиф Харан, живший около 786-808 года нашей эры, назначил индийских врачей работать в багдадских больницах и обязал их продолжить перевод на арабский язык медицинской, фармацевтической, токсикологической и астрологической литературы. Бируни, будучи членом халифского суда при калифе Махмуд Газни, жившем около 997-1030 года нашей эры, упоминает о начале перевода Чарака Самхиты, сетуя на ошибки переводчиков. Первый европейский перевод Сушрута Самхиты был сделан на латинский язык Хесслером в начале 19-ого столетия. Первый полный английский перевод был сделан Кавираджом Канджой Лалом Бхайшагратной. Он был издан в трех томах в 1907 в Калькутте.

Все аюрведические тексты подразделяются на три категории – основную тройку – Брихаттрая, легкую тройку – Лагхутрая и дополнительные произведения. К основным текстам относятся Чарака Самхита, Сушрута Самхита и Аштанга Хридаям Самхита[17], к «легким» текстам – Шарангадхара Самхита, Мадхава Ниданам Самхита и Бхавапракаша[18].

 

 

                    Основные тексты – Брихата Трая

 

 

Чарака Самхита

 

Чарака Самхита – основополагающий и самый главный из аюрведических текстов. Написанный в незапамятные времена, он открывает Брихата Траю[19] – композицию из трех наиважнейших аюрведических текстов. В отличие от Аштанга Хридаям Самхиты или Бхела Самхиты, Чарака Самхита является достаточно сложным текстом – если Аштанга Хридаям Самхиту считают букварем аюрведической науки, то Чарака Самхиту – учебником высшей математики. Сложен и язык, которым Чарака раскрывает глубину аюрведических знаний.

Доподлинно известно, что Чарака, автор Чарака Самхиты – первый человек, который услышал и записал аюрведическое знание, поведанное Господом Атреей Пунарвасу. Бхавамишра, комментатор на Чарака Самхиту, пишет, что Чарака является воплощением Шеща Нага – Великого Змея. Точно установить даты жизни Чараки не представляется возможным, равно как и даты написания Самхиты. Некоторые исследователи утверждают, что он жил в третьем тысячелетии до рождества Христова, другие считают, что он родился во втором столетии нашей эры[20], а европейские исследователи древней Индии и санскритской литературы относят время жизни Чараки к периоду династии Гупты[21], мотивируя это тем, что Чарака Самхита крайне редко упоминается в более ранних трактатах. Единственное, что можно точно сказать – он был учеником мудреца Агнивеши – автора Агнивеша Тантры. В противовес этому, одни современные ученые, придерживающиеся атеистических настроений, считают, что Чарака как таковой не существовал, а текст был написан несколькими аюрведическими врачами, а другие проводят параллели между Чаракой и Патанджали, автором Йога Сутры. Достоверно можно сказать только то, что Чарака жил в незапамятные времена, был учеником Агнивеши и одним из первых учителей Атрея парампары – цепи ученической преемственности, идущей от Господа Атреи[22]. Так или иначе, единственным источником информации об авторе в самом тексте Самхиты является последняя шлока каждой главы, где указывается ее название и номер, а также имя автора трактата.

Чарака – не только великий врач, но и моралист, стремящийся поддержать духовное и нравственное здоровье людей. В своем трактате он дает множество морально-нравст­венных наставлений и объясняет связь между греховной деятельностью и болезнью.

В соответствии с собственным утверждением Чараки, его Самхита не является изначальным текстом, а адаптацией, комментарием на Агнивеша Тантру, и основу Чарака Самхиты составляет учение мудреца Атреи, обращенное непосредственно к своему ученику и учителю Чараки – Агнивеше. Агнивеша поведал Чараке древние знания после своего разгово­ра с Господом Атреей, поэтому Чарака Самхита написана в форме диалога между Ат­реей Пунарвасу и Агнивешей.

Текст Чарака Самхиты состоит из восьми глав, или стхан – Сутрастханы, или общего раздела, посвященного общим и философским вопросам Аюрведы, диетологии, обязанностям врача и другим темам, Ниданастханы – общей нозологии главных восьми болезней, Виманастханы – раздела, посвященного шести вкусам, пище, общей патологии и обучению медицине, Шарирастханы – анатомии и эмбриологии, Индриястханы – диагностике и прогнозу течения заболевания, Чикитсастханы – специальной терапии и Кальпастханы и Сиддхастханы – разделов, посвященных общей терапии и очистительным процедурам.

Самый древний из сохранившихся комментариев на Чарака Самхиту выполнен Чакрапани Даттой около одиннадцатого века нашей эры и называется Аюрведадипика. Чаракататпраятика – второе произведение Чакрапани Датты, также являющееся собранием его комментариев на Чарака Самхиту. Врач Дридхабала, живший, скорее всего, между четвертым и пятым веками, многое добавил к первоначальному тексту, «завершив» работу над текстом, который, по-видимому, казался ему неполным.

 

Сушрута Самхита

 

Сушрута Самхита – самый известный древнеиндийский трактат по хирургии, написанный и в стихах, и в прозе. В настоящее время существует две редакции Сушрута Самхиты, практически не отличающиеся друг от друга.

Также как и Чарака Самхита, Сушрута Самхита начинается с истории происхождения аюрведической системы медицины. Учителем Сушруты является Махараджа Дэвадаса, правитель Бенареса, воплощение Господа Дханвантари, Божественного хирурга. О жизни Сушруты достоверной информации не имеется. В Махабхарате (М.Б.13.4.55.) говорится, что Сушрута является сыном мудреца Вишвамитры. С санскрита имя Сушрута можно перевести как «тот, кто хорошо слышит» или «тот, кто постиг услышанное».

 Первый раздел Самхиты - Сутрастхана, или вводная часть, в которой рассматриваются общие вопросы Аюрведы, второй - Ниданастхана - посвящен проблемам нозологии и патогенеза, третий - Шарирастхана - анатомия и эмбриология, четвертый - Чикитсастхана, или общая терапия, пятый - Кальпастхана, или токсикология, а шестой, заключительный раздел, Уттаратантра, или дополнителнения, является более поздним добавлением в Самхиту и посвящен болезням глаз и вопросам, не освещенным в основном разделе. Сушрута Самхита написана смешанным стилем – часть шлок в стихах, а часть – в прозе.

Самые первые комментарии на Сушрута Самхиту написаны Джаййатой (Джайджджатой или Джаджетой) и Гаядасом, к сожалению, не дошли до нашего времени. Из доступных комментариев самые ранние - Бханумати Чакрадатты и Нибандха Самграха Далханы, написанные в одиннадцатом и двенадцатом столетии соответственно. Другие известные комментаторы Сушрута Самхиты – Гаядаса (10-ое столетие нашей эры) и Каннада (12-ое столетие нашей эры). В 7-8 веках нашей эры Сушрута Самхита была известна не только на территории Индокитая, но во всей Аравии и даже в Европе. Первый перевод Сушрута Самхиты на иностранный язык был заказан калифом Мансером в середине 8 века.

 



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Демонология, психиатрия и психотерапия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демонология, психиатрия и психотерапия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)