Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аштанга Хридаям Самхита 3 страница



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

          1          2                 3          4              5

    АКАША — ВАЮ —— АГНИ —— АП —— ПРИТХВИ

 

Таким образом, исходя из этой теории, мы имеем только Эфир, который в ходе соеди­нения с первокачествами приобретает новые качества и свойства.

 

              Связь качеств и воздействия первоэлементов

 

Как вы уже поняли из предыдущих глав, качества и действие тесно взаи­мосвязаны. Эту взаимосвязь можно проследить на примере форми­рования свойств и качеств Воды[39]. Для ее формирования необходимы: Эфир, Осязаемость, Форма и Вкус. Эфир является источником всех остальных перво­элементов. При соединении Эфира с Осязаемостью, Формой и Вку­сом возникает первоэлемент Вода. Эти четыре элемента являются создающими субстанциями для Воды и пребывают относительно ее в мельчайшей форме. В данном случае Вода явля­ется создаваемой субстанцией и относительно их пребывает в бо­лее насыщенной качествами форме, хотя на самом деле и является мельчайшей. Можно сказать и не­сколько иначе - для ее формирования необходим Огонь и Вкус, ведь Вода – производное от Огня. В целом же, качество Воды, Вкус, соединяется с Эфиром и с составляющими частицами Воздуха и Огня. Итак, наиболее важным элемен­том процесса возникновения Воды является Огонь.

Согласно Удаяне, жар и свет, исходящие от Солнца – источник всего Огня – всего жара и всей энергии, благодаря которой происходят все превращения и изменения субстанций в этом мире. Чуть меньшее количество жара зимой порождает формирование снега, чуть большее дает окраску цветам, много большее – жар огня. Постепенное созревание незрелого плода под жаркими лучами солнца, коррозия металлов, переваривание пищи и трансформация семи тканей – три разновидности одного процесса, называемого «пака», или варка. 

Удаяна, описывая Огонь, пишет в своей Лакщанавали, что он исполнен цвета, но не имеет вкуса. Канадарахасья указывает, что особенность Агни в том, что он обладает цветом, на абсолютно лишен веса. Тексты выделяют следующие качества Агни: цвет (форма), осязаемость, объем, размер, разделенность, соединенность, доминирование, текучесть, скорость, причем, первые два качества являются его отличительными признаками. Его цвет проистекает из света, а осязаемость – из жара, они – вечные, стабильные и неизменные во Вселенной и переменчивые в субстанциях. Его движение всегда восходящее.

Агни проявляется в двух формах – Нитья Агни, или вечный огонь, присутствующий на уровне параману, или субатомном уровне, и Анитья Агни, или не вечный огонь, являющийся физическим проявлением предыдущего. В свою очередь, Анитья Агни проявляется в трех формах.

1. Тэджошарира, или физическое проявление огня, как то планета Солнце или огонь костра, или молния.

2. Индрия-теджас, или огонь органов чувств, локализующийся в глазах и отвечающий за зрительное восприятие окружающего мира.

3. Вишая-теджас – природный огонь, сокрытый в субстанциях. Бывает четырех типов:

а. Бхаума теджас, или огонь земли. Им наиболее наполнены горючие субстанции.

б. Дивья теджас, или небесный огонь – солнечный, лунный или звездный свет, полярное сияние и т.д.

в. Аударья теджас, или огонь в телах живых существ.

г. Акараджа теджас, или огонь в металлах. Проявляется как блеск золота, серебра и др.

     Действие Агни складывается из его качеств:

  1. Огонь способствует работе органов чувств и органов контроля над чувствами.
  2. Он способствует нагреванию или внутреннему теплу субстанций.
  3. Он способствует трансформации субстанций.
  4. Он способствует росту и развитию.

Когда субстанция вступает в контакт с огнем, под его влиянием происходит изменение ее качеств. Он вызывает резкое или постепенное разделение качеств субстанции, заканчивающееся полным разрушением ее внутренних связей и распадом субстанции на мельчайшие структурные составляющие. Дальнейшее воздействие огня вызывает перекомбинацию и «спайку» этих составляющих, способствуя формированию новых качеств, и, соответственно, новой субстанции.

Вторым по важности первоэлементом является Ап Махабхута, или вода. Вода является мельчайшей и бесчувственной, ведь все творящие субстанции обладают этими качествами. Она относится к прояв­ленной материи, ведь обладает формой, измеримым количеством и воздействием. Качества Воды складываются из первокачеств и доминирующих гун[40]. Шершавость, Звук, Форма и Вкус – ее первичные качества; Вкус является ее основным качеством. Помимо этих четырех первозданных качеств, Вода обладает вто­ричными качествами: вязкостью, холодностью, клейкостью и теку­честью. Эти качества много более проявлены у субстанций, основ­ным созидающим первоэлементом которых она является, чем непосредственно у Воды, и у Воды чем у первокачества Вкуса. Любой объ­ект, находящийся в форме жидкости состоит из доминирующего количества этого первоэлемента.

Действие Воды складывается из ее качеств:

Вода помогает формироваться шести вкусам в различных субстанциях, например, создает сладкий вкус в сахарном тростнике, кислый вкус в лимоне и т.д., а также создает жидкую форму воды, молока, масел и топленого ко­ровьего масла.

Вода помогает соединению, сцепле­нию двух и более атомов и многоатомных объектов. «Во всех субстанциях Вода отвечает за соединение частей в единое це­лое».

Вода способствует охлаждению большинства субстанций.

Вода способствует растворению или разжижению большинства субстанций.

Существует четыре вида Воды:

1. Телесная вода (кровь, лимфа, флегма и др.)

2. Органы вкусового восприятия и вкус сам по себе.

3. Вода океанов, морей, рек и озер.

4. Вода, в виде дождя присутствующая в атмосферном воздухе.

Вода – один из основных факторов жизни, поэтому ее часто называют «дающая жизнь» или "умиротворяющая, дающая счастье". В Ведах говорит­ся, что она необходима абсолютно всем живым существам, включая и тонкоматериальных – духов.

Точно таким же образом можно охарактеризовать и остальные первоэлементы. Это необходимо не только для понимания связи их качеств и воздействия, но и для более точной характеристики каждой из трех доша, которые складываются из сочетания двух первоэлементов, и для осознания принципов процесса внутриутро­бного формирования человеческого тела, его роста и развития, а также механизмов возникновения основных заболеваний.

Помимо основных и второстепенных свойств, первоэлементы обладают так называемыми мистическими свойствами, связанными с духами, ими управляющими. Мистические свойства и качества первоэлементов можно посмотреть в таблице 2.

 

 

   ЧАСТЬ 5  КОНЦЕПЦИЯ ТРИДОША В АЮРВЕДЕ

  ТРИДОША - РЕАЛЬНОСУЩЕСТВУЮ­ЩИЕ СУБСТАНЦИИ

Из предыдущей главы становится ясно, что тело человека со­стоит из пяти первоэлементов, остается только разобрать, по какому принципу они формируют Тридоша (Вата, Питта и Капха доша), ко­торые функциониру­ют в организме человека от его зачатия до са­мой смерти (С.С.1.21.1.).

Концепция Тридоша – основополагающая и наиболее важная в Аюр­ве­де, отличающая ее ото всех основных научно-философско-религиоз­ных систем древней Индии.

Аюрведа распространяет свое влияние по двум основным на­правлени­ям – сохранение здоровья и лечение заболеваний. Наруше­ние нормально­го баланса первоэлементов и их пропорционального соотношения приво­дит в беспорядок весь организм и ведет к воз­никновению заболеваний. Изме­нение их пропорционального коли­чества в теле может иметь беско­нечное множество вариаций и бес­конечное множество причин, вызывать беско­нечное множество бо­лезней. Но, с другой стороны, есть бесконеч­ное множество вариа­ций проявления первоэлементов в их различных формах. Поэтому мы должны уметь различать, когда вместо качествен­ной смены формы данного первоэлемента происходит его количествен­ное уве­личе­ние или уменьшение, приводящее в конце концов к болезни. Однако не­обходимо учитывать, что на каждую ненормальную про­пор­цию перво­элементов в одном органе или ткани всегда можно найти осо­бую суб­станцию в организме, в которой первоэлементы находятся точно в такой, "ненормальной" для других субстанций, пропорции. После приема того или иного лекарственного препара­та пропорция первоэле­ментов в пора­женной ткани должно норма­лизоваться за счет донесения до нее необхо­димых и недостающих первоэлементов.

Можно привести гипотетический пример: допустим, по тем или иным причинам, не важно по каким, кровь изменила свой состав, уменьшилось количество Огня и увеличилось количество Воды. С точки зрения совре­менной медицины это состояние называется анемия. В силу данных из­менений как лекарство было подобрано вещество, нормализующее состав крови. В данном случае это желе­зо, содержащееся в гречневой крупе, яб­локах и других продуктах или готовых лекарственных препаратах. Если применять его в качестве лекарственного препарата (не кусок металла, а в доступной для организма форме), то оно нормализует Огонь, а за счет большего количества Земли снизит увели­чившуюся Воду, нормализовав таким образом баланс первоэлементов в крови.

С этой позиции Чарака утверждает, что нет ни одной субстан­ции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарствен­ного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, ле­карственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием (Ч.С.1.26.12.).

На самом деле можно видеть, что теория о первоэлементах абсо­лютно верна, но на практике зачастую сложно определить пропор­циональное сочетание первоэлементов в конкретной ткани, а также вызвавшее пато­логический процесс их количественное изменение. Поэтому Аюрведа пошла по другому пути, она утвердила аксиому (С.С.1.15.3) - тело состо­ит из доша, тканей и нечистот, причем главные его составляющие - три доша (Вата, Питта и Капха). Через понятие доша стало намного легче уловить суть патологического процесса в организме, ведь, фактически, они его и вызывают. Итак, Вата, Питта и Капха являются факторами, поддерживающи­ми, создающими и разрушающими это тело.

Чтобы не означало понятие Тридоша, оно должно укладываться в кон­цепцию Падартхавигьяны, не говоря уже о системе Ньяя-Вайшешика, в противном случае весь фундамент физиологической концепции Аюрве­ды, так прекрасно разработанный древними муд­рецами, рухнул бы. Можно заметить, что Тридоша не являются нераздельностью, соединен­ностью и сходством и различием. Они не являются качест­вами чего-либо и отличны от трех махагун материальной природы, так как не стре­мятся контролировать все в мире и не обладают их качествами. Они не в коем случае не являются действием, хотя об­ладают им. Итак, остается только одна Падартха - материя. Материя включает в себя ум, разум, про­стран­ство, время и субстанцию, а зна­чит и пять первоэлементов. Тридо­ша со­стоят из комбинации пер­воэлементов, а значит они являются мате­рией и входят в шесть Па­дартх, что не противоречит принципам теорий строе­ния мира.

Мы должны понимать, что доша не являются неделимыми субс­тан­циями, как принято считать в Аюрведе, они состоят из комби­нации пер­воэлементов, и некоторые авторитеты (в частности, Го­тама и Канада) ут­верждают, что в их формировании участвуют все пять первоэлементов, но в количественном отношении доминиру­ющих первоэлементов много больше, чем второстепенных, рецес­сивных. Этим объясняется, например, что некоторое качество Воз­духа, доминирующего у Вата доша, в некото­рой степени присутст­вует у Питта и Капха доша.

Все доша можно разложить на составляющие первоэлементы и вы­явить доминирующий первоэлемент, по которому называется эта доша.

Так как Питта в своем составе на первом месте имеет Огонь, ко­торый иногда называют Теджо махабхута, Сушрута часто называет Питта Тед­жаса доша, или "доша, имеющая природу Огня". В состав Питта доша входят, естественно, все пять первоэлементов, но до­минирует Огонь, ко­торый придает ей свои качества. Гангадхара в своих комментариях на Ча­рака Самхиту (1.1.60.[41]) говорит, что, не смотря на влияние всех пер­во­элементов, Питта обладает свойст­вами Огня, такими как жар, подвиж­ность и т.д., благодаря чему он и способен выполнять все те функции, о которых и говорится в данном стихе и пойдет речь дальше. Но, в связи с тем, что в теле человека действуют тринадцать типов Огня, эта доша по­лучила не­сколько измененное название - Питта, но, несмотря на это, не­кото­рые авторы (например, Канада) называют эту доша Теджаса доша.

Точно также, Капха или Слешма состоит из всех пяти первоэле­мен­тов, но с доминирующей Водой[42]. Поэтому эту доша иногда на­зывают Джа­лия или Апья, что характеризует ее Водную природу. У Воды очень много всевозможных проявлений в соответствии с ее способностью ком­бинироваться с остальными первоэлементами, поэтому обычно новые ее формы носят измененные названия, на­пример, Капха доша, снег, лед, роса и т.д.

Наиболее часто в аюрведических текстах Вата доша по главенс­твую­щему первоэлементу (Воздуху) называют Ваю. Эта доша практически полностью состоит из него, отсюда и идет ее второе название. В атмо­с­ферном воздухе всегда присутствует Вода в виде паров воды и Земля в виде частиц пыли, часто он ассоциируется с безграничным Эфиром или Огнем (над горячим асфальтом, напри­мер). Но, вне зависимости от при­месей или наших измышлений, воздух всегда остается самим собой. Су­ществует только один Воз­дух, и все газообразные субстанции будут тоже Воздухом. По большому счету, многие индийские философские школы не делают физического различия между разнообразными газами, их сме­сями и воздухом в целом. Атмосферный воздух, являющийся несколько транс­формированным Воздухом, очень хороший пример, иллюст­рирую­щий это положение; и воздух тела так же является Воздухом в полном смысле этого слова, хотя и является все же производной всех пяти перво­элемен­тов.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит забывать, что в состав Вата доша входят и остальные четыре первоэлемента, хотя и в не­значитель­ных количествах, и поэтому Воздух тела является нес­ко­лько трансфор­миро­ванным Воздухом[43]. Это очень важный мо­мент, и не надо путать ат­мос­ферный воздух и воздух тела. Это со­вершен­но разные проявления Возду­ха. И хотя иногда они и назы­ваются одним и тем же словом, это две со­вершенно разные суб­станции. Вся двенадцатая глава первой части Чарака Самхиты посвящена Воздуху. В ней Чарака клас­сифи­цирует Воздух тела на два вида:

1. Воздух, который находится в теле и никогда его не поки­дает.

2. Воздух, который сообщается и смешивается с атмо­сфер­ным воздухом.

Таким образом, с позиции Чараки, телесный воздух отличается от ат­мосферного воздуха, состоит из первоэлемента Воздух и быва­ет двух ви­дов. Вагбхата же подходит к строению Вата доша более полно[44] - Вата доша формируется при соединении Воздуха и Эфира.

 

Тридоша - основная причина рождения, под­держания и разрушения тела человека

 

В предыдущей главе мы разобрались, почему Питта и Капха доша, в отличие от Вата доша, называются не по доминирующему первоэлемен­ту, и что в образовании Тридоша участвуют все пять перво­элементов, хотя до­минируют Воздух, Вода и Огонь.

Эти три субстанции, три доша, являются не только причинами под­держания и функционирования тела человека, но также создают его в лоне матери, а при дисбалансе - разрушают. В индийс­кой философии существует прекрасный пример, чудесным образом ил­люстрирующий эту позицию. Если вы гончар и хотите слепить горшок, то вам понадобится глина, из ко­торой он будет сделан, вода для увлаж­нения глины, эфир, который сделает глину звонкой, огонь, который об­жигает горшок и придает ему цвет, и воздух, поддерживающий горение огня в печи. Еще за одним примером можно обратиться и в мир растений. Растение не может сформироваться в отсутствии хотя бы одного из пер­воэле­ментов. Вода дает растению влагу, без нее оно сохнет. Все обмен­ные процессы также идут только в водной среде. Без Воздуха и Эфира оно не может расти (Чарака пишет, что атмосферный воздух является причиной появления молодых побегов у растений). Благо­даря Огню рас­тение приобретает окраску листьев, цветов и плодов. Земля питает рас­тение, дает силу стволу и форму растения в целом.

Точно таким же образом происходит не только формирование чело­веческого тела во чреве матери, но и поддержание его в здоро­вом и ак­тивном состоянии. Только эти процессы происходят на бо­лее тонком уровне - уровне Тридоша.

Вата доша является наверно наиболее важным фактором образо­вания тела человека, ведь это самая активная из Тридоша. Благода­ря своей ак­тивности Вата способствует соединению сперматозоида с яйцеклеткой и деление клеток (не только у зародыша, но и во взрослом организме). Только за счет этой доша идут процессы роста и формирования много­клеточного организма из маленького зародыша.

Каждую секунду в нашем теле происходит обмен веществ, осно­ван­ный на процессе пищеварения. Если же он прекратится, у нас нет шансов продолжить наше земное существование. На это требу­ется очень много энергии, и сам Господь помогает осуществлять эти процессы. В Бхагавад Гите Шри Кришна говорит:

 

                   ахам вайшванаро бхутва пранинам дехам ашритаха

                   прана апана самайуктах пачамьятрам чатурвидхам

  

                                                                                               (Б.Г.15.14).

 

"Я проявляюсь как огонь пищеварения в теле всех живых существ, и, под­держивая равновесие между Праной (поднимающимся вверх возду­хом) и Апаной (опускающимся вниз воздухом), Я обеспечиваю перева­ривание всех четы­рех видов пищи".

 

И действительно, Питта доша - единственная субстанция в теле, спо­собная выполнять эту функцию.

Что же касается Капха доша, то можно заметить, что наше тело на 80% состоит из воды, т.е. из Капха доша. Помимо этого, если Вода не бу­дет сдерживать интенсивность горения Огня в желудке, раздуваемого Воздухом, тело очень быстро разрушится. Поддержа­ние количества жид­кости в теле на должном уровне - основная за­дача Капха доша.

Сушрута очень доступно объясняет процесс поддержания тела тремя доша (С.С.1.21.3): "...тело существует не умирая так долго, сколь долго Тридоша находятся в состоянии баланса". До рождения ребёнка, помимо собственных Тридоша, его тело поддерживает мать и строится оно из ве­ществ, поступающих из ее организма, а после рождения - только он сам, опять же за счет баланса Тридоша. С этого момента Вата доша способст­вует дыханию, движению и очи­щению организма. Хилус, лимфа, кровь и остальные ткани облада­ют теми или иными видами движения, и Вата двигает их или пере­мещает по телу, а также способствует превращению одной ткани в другую. Питта тоже способствует трансформации семи тканей, осущест­вляя обменные процессы в теле, отвечает за пищеварение, порож­дает и сохра­няет тепло, предохраняет тело от повреждений. Капха делает тело влажным, смазывает суставы и соединяет ор­ганы в системы органов, делает тело крепким и сильным, поддер­живает тонус мышц, не дает Огню желудка выйти из-под контроля.

Во время всего периода существования тела возникают побоч­ные продукты его жизнедеятельности от процессов приема воды и пищи, процесса превращения семи тканей, физической и умствен­ной работы. Наибольшее их количество образуется при перевари­вании пищи. Когда пища переваривается, ее питательные состав­ляющие идут на образование тканей и поддержание функциональ­ной активности организма. Обра­зующиеся нечистоты должны по мере накопления эвакуироваться из ор­ганизма, чему способствует активность Вата доша.

За процесс пищеварения отвечает не только Питта доша, но все доша вместе. Как и для того, чтобы приготовит пищу необхо­димы вода, огонь и воздух, так и для пищеварения необходимы эти три компонента. Непосредственно переваривает пищу огонь же­лудка (Питта), а помогает ему Воздух (Вата) и Вода (Капха). Вата отве­чает не только за поднесение пищи к огню пищеварения и его раз­дувание, но и за пережевывание пищи во рту, и за акт глотания. Вата продвигает пищу по пищеводу в желудок и способствует пе­ристальтике всех отделов желудочно-кишечно­го тракта. Капха доша, проявляясь как слизь и влага, смачивает пищевой комок для более легкого прохождения через пищевод и улучшения его пере­ва­ривания, а так же предохраняет желудок от самопериваривания.

Этот небольшой пример грубо иллюстрирует процесс пищева­рения, но с его помощью мы можем понять основные принципы взаимодейст­вия Тридоша, которое поддерживает наше физическое тело.

Тридоша поддерживают и предохраняют тело от разрушения только тогда, когда они находятся в балансе и в равновесии в соот­ветствии от момента зачатия заложенной индивидуальной консти­туцией. Когда же по тем или иным причинам они выходят из состо­яния равновесия и баланса, тело начинает разрушаться, появляются болезни, а если их дисбаланс принимает всеобъемлющие масштабы, то и смерть. Таким образом, Тридоша являются и основными фак­торами разрушения тела и возникнове­ния заболеваний. За процессы поддержания, создания и разрушения человеческо­го тела по большому счету отвечают не доша, а главенствующие в их составе первоэлементы - Воздух, Огонь и Вода. С другой сторо­ны, тело состоит не из трех первоэлементов, а из пяти. Почему же тогда Эфир и Земля не образуют свои доша, где они бы занимали доминирующее положение? Согласно Сушруте, эти два первоэле­мента не являются факторами воз­никновения, поддержания и раз­рушения тела, но они оказывают влияние на формирование инди­видуальной конституции человека. Сушрута, опи­сывая различные темпераменты в соответствии с влиянием первоэлемен­тов (С.С.3.4.80), отмечает по этому поводу: "Темпераменты классифици­руются по влиянию первоэлементов, но основные темпераменты идут от Воздуха-Огня-Воды, что соответствует Вата-Питта-Капха доша. Эфир и Земля производят дополнительные темпераменты и оказывают влияние в ос­новном не на физиологические, а на психо-эмоцио­наль­но-физические ка­чества личности. Человек, имеющий Земной темпе­рамент выглядит очень громоздко, имеет большое и крепкое тело, всепрощающий характер. Люди Эфирного темпера­мента долго жи­вут, имеют большие глазницы, ушные проходы и носовые полости, и в основном живут счастливо, без­заботно и ве­село". Помимо этого, Эфир и Земля не являются прямыми причинами воз­никновения тех или иных заболеваний.

С точки зрения философии Ньяя и Вайшешика, даже в самом креп­ком камне существуют эфирные промежутки, за счет которых происходят всевозможные химические реакции и физические про­цессы (например, между двумя молекулами). Однако, Эфир не имеет самостоятельной ак­тивности (по своей природе он пассивен), из чего следует, что он не про­изводит никакого действия (кроме составляющего) на организм, в отли­чие, например, от Воздуха, по­этому он не может производить дисбаланса. Из-за его пассивности не может быть и речи о его поддерживающем или разрушающем действии на организм. Основная функция Земли в теле человека - скрепляющая, струк­турная, уплотняющая. Этот первоэлемент, также как и Эфир, не­подвижен и пас­сивен по своей природе. Движение Земли в теле происходит только за счет Вата доша, поэтому она не принимает участия в разрушении тела.

Таким образом, Аюрведа утверждает, что только Тридоша (Вата-Питта-Капха, или, соответственно, Воздух-Огонь-Вода) отвечают за соз­дание, поддержание и разрушение грубого физического тела.

 

 

        ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРИДОША

Знания о Тридоша являются основополагающей системой в Аюр­веде. В двух словах ее можно представить следующим образом: су­ществуют три доша - Вата, Питта и Капха, равновесие и баланс ко­торых дает человеку долгую, гармоничную, здоровую и радостную жизнь, но если их равнове­сие нарушается, то этот процесс приве­дет в конце концов к возникнове­нию болезней и разрушению тела. Аюрведическое лечение сводится к возвращению в исходное поло­жение в соответствии с индивидуальной, с рождения заложенной Природой, расшатавшихся и вышедших из равно­весия доша, что приводит к полному выздоровлению и достижению внутренней гармонии с собой.

Глядя на аюрведические тексты, можно сказать, что изо всех че­тырех Вед они в некотором смысле перекликаются с Атхарваведой, но все равно ни в одной из них нет даже намека на существование Тридоша, этих трех основных составляющих нашего тела. Разве что в Ригведе можно найти некоторые шлоки, где говорится, что тело состоит из трех субстан­ций:

 

                             трир-но ашвина дивьяни бхешаджа

                             трих партхивани трир-удаттамадвьяха

                                оманам самйур-мама кайасунаве

                            тридхату шарма вахатам шубхаспати

 

                                                                                      (Ригведа)

 

Один из комментаторов Ригведы, Саяна, интерпретируя выде­ленную шлоку, утверждает[45], что когда тридхату - Вата, Питта и Капха находят­ся в равновесном балансе, тело послушно и не боле­ет, а его хозяин пре­бывает в счастье и радости. Тридоша иногда на­зывают тридхату, потому что, если они находятся в состоянии бал­анса, они формируют тело. Суш­рута описывает их как причину возникновения и постоянного обновления организма. Он говорит:

 

                 нарте деха капхадасти на питанна ча марутат

                 шонитадапи ва митам деха этаисту дхарьйате

 

Не смотря на то, что существует целая плеяда аюрведических текстов, в Ведах находится немалая часть медицинского знания. И хотя в четырех Ведах теория о Тридоша практически не освещена, о ней говорится в "Пятой Веде" - Махабхарате и в Упанишадах. Поэтому, не смотря на то, что наиболее авторитетные ведичес­кие ис­точники утверждают, что тело состоит из первоэлементов, авторы аюр­ведических писаний расширяют это понятие (С.С.1.15.3): "доша дхату мала мулам хи шарирам" - "корнями" тела являются доша, дхату и мала, или болезненные начала, ткани и нечистоты.

Доша - три - Вата, Питта и Капха. "Душана ити доша" - то, что порой увеличивается, а порой уменьшается, есть доша. Слово "доша" можно перевести и как "болезненные начала". Помимо Вата, Питта и Капха доша, Сушрута относит к категории доша еще и кровь. Но, так как он в основ­ном специализировался на хирургии и мало работал с физиологической стороной крови, поэтому его утвержде­ние не приобрело широкой попу­лярности. Кровь сама по себе не может проявлять своих качеств без влияния Тридоша, и в отличие от доша не может самостоятельно разру­шать остальные ткани. Ко­гда возникает дисбаланс Тридоша, в первую очередь это отражается на чистоте и составе крови, и эта нечистая кровь ассоциируется с доша, находящейся в состоянии дисбаланса, потому что она приоб­ретает свойство разрушать организм. Таким образом, становит­ся понятно, почему кровь относят не к доша, а к тканям.

"Ва гати гандханайохо вата" - то, что движется и разносит запа­хи есть Вата. Корень "ва" обозначает движение. Вата доша иногда называют Ваю доша.

"Тапати ити питта" – жар – это Питта. Корень "тап" обозначает жар. Питта доша называют также Теджо доша или Агни доша.

"Шлеш алимгате ити капха" - то, что способствует соединению есть Капха. Корень "шлеш" обозначает объятие, соединение (С.С.1.21.3). Капха доша иногда называют Кафа доша или Слешма (Шлешма) доша.

Отсюда становятся понятными основные функции Тридоша. Вата доша способствует движению тела и в теле, Питта - огонь пищеварения и температура тела, а Капха отвечает за соединение и ин­теграцию органов и тканей.

Тканей – семь. К ним относятся хилус, кровь, мышцы, жир, кости, ко­стный мозг и семя.

Нечистот - три - моча, пот и кал. Помимо трех основных нечистот, существуют второстепенные типа выделения из носа, глаз, ушей и т.д.

Вата, Питта и Капха находятся во всем теле, но преобладают в ниж­ней, средней и верхней его частях (если находятся в состоянии равнове­сия). Как три колонны поддерживают шатер, так и Тридоша поддержи­вают организм, и так как они делают тело стабильным, их часто называ­ют колоннами (С.С.1.21.3).

Тридоша иногда называют нечистотами, или побочными про­дуктами, потому что в процессе пищеварения они способствуют формированию побочных продуктов, загрязняя тем самым орга­низм, а при дисбалансе разрушают тело с выделением большого ко­личества нечистот.

В основном же Вата, Питта и Капха называют "доша", т.е. "бо­лезнен­ные начала", ведь они имеют тенденцию разрушать все субс­танции в ор­ганизме, выходя из равновесия.

Вата доша имеет природу газа, Питта - огненную природу, а Капха - природу Воды. Об этом говорят все авторы, в частности, Сушрута[46]. Вагбхата утверждает, что Вата возникает из сочетания Эфира и Воздуха, Питта - из Огня и Воды, а Капха из Воды и Земли (А.С.5.20). Эти утверждения ни в коем случае не противоречат тому, что каждая доша состоит из всех пяти первоэлементов, только доминирующие во много раз преобладают в их составе, ока­зывая основное влияние на их природу и качества.

 

            Природа и физические свойства Тридоша

 

Так сложилось, что описание положения, свойств и природы Тридоша начинают с Вата доша. Одна из причин такой "неспра­ведливости" - самая высокая активность этой субстанции в орга­низме.



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аштанга Хридаям Самхита 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)