Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аштанга Хридаям Самхита 8 страница



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

                         Место, где происходит процесс пищеварения

 

Давайте рассмотрим ту часть тела, где непосредственно проис­ходит процесс пищеварения. Чарака пишет, что это место располо­жено между пупком и сосками и называется эпигастрием. В одной из предыдущих глав приводился взгляд Чараки и Сушруты на точ­ное место локализации этой области. Между их утверждениями, как мы выяснили, существует только терминологическая разница, процессы же, происходящие в этой части организма они описывают абсолютно идентично.

Итак, Чарака разделяет эпигастрий на две части - желудок и двенадцатиперстную кишку. Сушрута же называет этим термином исключительно желудок, а двенадцатиперстной кишке дает отдель­ное название. Это то место, где происходит самая интенсивная часть пищеварения. Двенадцатиперстная кишка является местом основной локализации огня пищеварения, на котором лежит пере­варивание пищи в двенадцатиперстной кишке.

Вполне понятно, что процесс пищеварения происходит не только в желудке и двенадцатиперстной кишке, но и во всем ки­шечнике. С точки зрения Аюрведы, Великий Канал (кишечник) также участвует в переваривании пищи.

Первый этап пищеварения начинается во рту и продолжается в желудке, второй идет в двенадцатиперстной кишке, а третий - в кишечнике.

 

                             Общие черты процесса пищеварения

 

В процессе пищеварения участвуют все три доша. Прана Ваю спо­собствует поднесению пищи ко рту и жеванию, помогая при этом не вы­валиваться ей изо рта. После того, как пища достаточно пережевана и пропитана слюной (Бодхака Капха), Прана Ваю регу­лирует акт глотания, отправляя пищевой комок по пищеводу в же­лудок. В желудке под дейст­вием Кледака Капха проглоченная пища еще больше размачивается и раз­рушается. Этому способствуют пе­ристальтические движения желудка (совершаемые им за счет ак­тивности Вьяна Ваю), большая влажность и кислая среда.

Раздробленная и полупереваренная пища по каплям попадает в двена­дцатиперстную кишку, где она подвергается разрушающему воздействию огня желудка. Самана Ваю, локализующийся в пупо­чной области, регулирует интенсивность этого Агни, создавая экс­тремумы его горения (см. схему 4).

За счет слаженного взаимодействия всех этих субдоша, Агни, по­сле полного разрушения пищи, разделяет ее на усвояемую полезную часть – хилус и на побочные продукты - мочу и кал.

Питательная часть пищи, поступившей в желудок, идет не только на формирование семи тканей организма, но служит своего рода топливом (шакти), поддерживающим интенсивность и яркость горения Агни.

 

                             ФОРМИРОВАНИЕ ТРИДОША

 

                               Образование Капха доша

 

После того, как вкратце описаны общие черты процесса пище­варения, необходимо подробнее остановиться на процессе образо­вания Тридоша из переваренной пищи. Так как первой из съеден­ной пищи формируется Капха доша, эта глава начнется с нее.

Все в этом мире состоит из пяти первоэлементов. Пища не ис­ключе­ние. В зависимости от доминирующих в ее составе первоэле­ментов она может иметь шесть базовых вкусов – сладкий, соленый, острый, кислый, горький и вяжущий. Как только пища попадает в рот и язык определяет ее вкус, с этого момента и начинается процесс ее переваривания. Происходит ин­тенсивное выделение слюны из подъязычных и околоушных слюнных желез, которая не только ув­лажняет язык и ротовую полость, но и начи­нает разрушать нахо­дящуюся во рту пищу. У "зрелой" Капха доша доми­нирует сладкий вкус, поэтому, когда пища, имеющая несколько вкусов, попадает в рот, в первую очередь ощущается и проявляется сладкий вкус, принадлежащий Капха доша. Когда же пища попадает в желудок, там происходит ее вспенивание, и эта пена, являющаяся практичес­ки полно­стью созревшей Капха доша, сильнее проявляет свой слад­кий вкус.

Чарака описывает первый этап пищеварения следующим обра­зом (Ч.С.6.15.9.): "Как только пища попадает в рот, шесть вкусов, из которых она состоит, начинают разрушаться. Во время этого процесса проявляется ее первичная сладость (слизистая субстанция, обладающая сладковатым вкусом), из которой идет формирование Капха доша". Сушрута продол­жает (С.С.1.21.23.): "Во время вспе­нивания и трансформации пищи в же­лудке в сладкую, слизистую и нежную субстанцию, из этой субстанции идет формирование Капха доша".

Существует огромная необходимость в регулярном и правиль­ном приеме пищи. Исходя из указаний Чараки и других аюрведических врачей и мудрецов, необходимо оставлять часть же­лудка сво­бодной и пустой для нормального движения по нему Вата, Питта и Капха доша. Беспрепятственное их взаимодействие спо­собствует правильному пищеварению и усвоению съеденной пищи (Ч.С.3.2.3.). Воздушный пу­зырь в желудке необходим и для движения пранических пото­ков, адекватного обмена между внутренней (телесной) и наружной (атмосфер­ной) Праной, поддержания естественного тонуса желудка. С точки зрения Чараки, во время приема пищи необ­ходимо рассчитывать, чтобы одна треть желудка была заполнена твердой пищей, вторая - жидкостью или жидкой пищей, а третья оставалась пустой для свободного движения Тридоша. Чакрапани в своих комментариях на эту шлоку говорит, что это утверждение необ­ходимо принимать менее строго, выделяя несколько больше места для твердой пищи. Вагбхата же советует мысленно поделить желудок на че­тыре равные части и две из них заполнять твердой пищей, тщательней­шим образом пережеванной, одну - жидкой пи­щей и последнюю часть оставлять свободной для беспрепятствен­ного взаимодействия Тридоша[79] (А.С.1.10.). В настоящее время большей популярностью пользуется пози­ция Вагбхаты.

Помимо всего прочего, Веды (М.С.4.74-76.) рекомендуют не есть лежа на кровати, не есть до восхода и после заката пищу, содержащую кун­жут, а перед принятием пищи ради достижения долголетия мыть рот и стопы.

 

                              Образование Питта доша

Вторая ступень процесса пищеварения описывается Чаракой следую­щим образом (Ч.С.6.15.10.): "Когда частично переваренная пища покида­ет желудок и попадает в двенадцатиперстную кишку, из кислой части перевариваемой пищи проявляется чистая жидкая эссенция Питта доша". Хилус, частично переваренная пища, по каплям просачивается в двенадцатиперстную кишку, не­посредственно к огню пищеварения. Та часть тела, которая является пристанищем Питта доша и находится в центре эпигастрия, называется двенадцатиперстной кишкой (С.С.6.40.169.). Чарака пишет: "Двенадцати­перстная кишка – место локализации огня пищеварения, называется так потому, что она задерживает пищу около Агни[80]. Она находится около пупка и поддерживает свой тонус за счет энергии Питта доша. В нормальном состоянии пища поступает сюда для дальней­шего переваривания, причем, полупереваренная пища спускается в двенадцатиперстную кишку из желудка небольшими порциями, и по мере пе­реваривания проходит все ниже и ниже. Когда же происхо­дят нарушения в работе огня пищеварения, в кишечник выпускает­ся пища в недоперева­ренном, недозрелом состоянии" (Ч.С.6.15.56-57.).

Тощая кишка, являющаяся воротами пупочной зоны, действует как затвор, контролирующий и регулирующий поток пищи, посту­пающий из двенадцатиперстной кишки в кишечник (А.Х.2.3.51.). Сушрута называет ее словосочетанием «питтадхара кала». Тощая кишка способствует поступлению небольших пор­ций всех видов почти полностью переваренной пищи в кишечник. Для ис­правного выполнения этой функции ей необходимо, чтобы пища попада­ла в кишечник с той скоростью, с которой Пачака Агни в двенадцатипер­стной кишке сможет ее полностью переварить. Этот процесс очень хоро­шо описывается Вагбхатой. Он говорит: "В месте локали­зации огня пищеварения, в двенадцатиперстной кишке, происходит задержка пищи, поступающей из желудка в кишечник. Это осущес­твляется для того, чтобы огонь пищеварения успел ее переварить. После этого в ки­шечник выпускается уже переваренная пища. Если происходит наруше­ние состояния баланса одной из доша, в кишеч­ник выходит не до конца переваренная пища" (А.С.2.5.).

Двенадцатиперстная кишка является местом основной локали­зации Питта доша. Здесь, в атмосфере сильной пищеварительной активности под действием жара огня пищеварения и продуцируется свежая жидкая кислая горячая субстанция, из которой образуется Питта доша. В резуль­тате переваривания любого типа пищи выде­ляется большое количество тепла и энергии. Это очень подробно описывается Вагбхатой, когда он раскрывает нормальные функции Питты. Он пишет (А.С.1.19.), что максимальное количество тепла выделяется в двенадцатиперстной кишке, т.е. в месте локализации Пачака Агни, который описывается им как источник всех осталь­ных Агни тела, самый горячий из них, поддер­живающий термоба­лланс всего организма.

 

                      Образование Вата доша

 

После обработки в двенадцатиперстной кишке посредством огня пи­щеварения, перевариваемая пища разделяется на две части - на питатель­ную эссенцию и побочные продукты ее переваривания. Побочные про­дукты медленно движутся по кишечнику за счет Са­мана и Вьяна Ваю, пока не начинается третий, заключительный этап пищеварения. Чарака описывает его следующим образом (Ч.С.6.15.11.): "Когда остатки перева­риваемой пищи попадают в кишечник, они адсорбируются и высушива­ются под действием Агни, приобретая компактную суховатую форму. Во время этого процесса проявляются их горькие и вяжущие вкусы. Из этих сухих компактных горьких масс и возникает Вата доша". Важно, что Ча­рака использует в этой шлоке для описания возникновения свежего Вата доша в теле слово "Сьят", характеризующее менее интенсивно протека­ющий процесс, тогда как при описании выработки Питта и Капха доша он использует более выразительное и функционально насыщенное слово "Удирьйате". Это означает, что новообразующие­ся Питта и Капха доша очень интенсивно формируются из соответ­ствующих первоэлементов пищи, разделяющихся за счет воздейст­вия на пищевой комок пищевари­тельных соков, секретируемых же­лезами желудка или поступающих в двенадцатиперстную кишку из печени и поджелудочной железы. Сушру­та, дополняя Чараку, гово­рит, что Вата доша возникает также из Воздуха и из наружной Праны. Тогда каким же образом эта доша может возникать в ки­шечнике из переваренной пищи? Дело в том, что вся пища сос­тоит из пяти первоэлементов, и Воздух, входящий в состав съеден­ной пищи, высвобождается под действием пищеварительных соков, хотя и не так интенсивно, как Питта (Огонь) или Капха доша (Вода). Интенсивность образования Вата доша в кишечнике возрастает при тех или иных нарушениях Джатхарагни.

 

 

                 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИ ТКАНЕЙ

       Общие принципы формирования семи тканей

 

Итак, под действием огня желудка произошло разделение при­нятой пищи на питательный хилус и на неперевариваемые остатки. Из жидкой части пищи идет формирование мочи, которая выносит из организма не только побочные продукты пищеварения, но и от­работанные биологичес­ки активные вещества, гормоны, а также Аму. Твердые остатки пищи формируют каловые массы, выводя­щиеся через прямую кишку.

Когда процесс переваривания пищи подошел к концу, из пита­тельно­го хилуса начинается формирование семи тканей организма. Первой об­разуется кровь. "Из хилуса образуется кровь, из крови - мышцы, из мышц - жир, из жира - кости, кости формируют костный мозг, костный мозг по­рождает семя, которое способствует формированию зародыша" (С.С.1.14.10; Ч.С.6.15.16.).

Питательные вещества хилуса, предназначенные для возмещения истощившейся ткани или увеличения ее количества, называются дхатупошака или дхатувриддхикара дравья. Питательные вещества хилуса, возмещающие энергетические затраты организма и служащие топливом для Агни, называются индана. В целом, все питательные вещества хилуса являются потенциальными кирпичиками, из которых будут строиться семь тканей тела. По своей природе и сущности они абсолютно сходны соответствующей ткани – той ткани, которую они должны строить. Если питание человека разнообразно, то в хилусе присутствуют все компоненты, необходимые для строительства всего организма, а если питание скудное или однообразное, то «кирпичиков» не хватает или возникает недостаточность компонентов, необходимых для строительства той или иной ткани тела.

Не смотря на видимое сходство дхатупошака дравья хилуса с соответствующей тканью организма, оно является чуждым для организма и не может непосредственно заменить истощившуюся ткань – это возможно только после воздействия на него соответствующего Дхатуагни. Поэтому во время формирования соответствующей ткани происходит два процесса – разделение и соединение[81]. Чарака пишет, что процесс разделения сопровождается появлением побочных продуктов, или кита (мала), а процесс соединения – появлением необходимых компонентов для строительства ткани – прасада. Так как все ткани различны, для их формирования необходимы сугубо специфичные тканевые Агни, способные строить только соответствующую ткань.

            Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание

В предыдущих главах мы выяснили, что процесс пищеварения начи­нается сразу при попадании пищи в рот, и практически пол­ностью про­исходит в двенадцатиперстной кишке. Это очень четко изложено Чара­кой во второй главе Виманастханы, где он описы­вает ответ Атреи Пу­нарвасу на вопрос Агнивеши о переварива­нии четырех видов пищи. Атрея говорит, что пища перевари­вается в эпигастрии, области, нахо­дящейся между пупком и соска­ми. Утвердив это, он продолжает:

 

                        амашайагатах пакам ахарах прапйа кевалам

                    паквах сарвашайам пакшчад дхаманибхих прападьятэ

                                                                                                 

                                                                               (Ч.С.3.2.18.)

 

Как только смоченная слюной пища изо рта по пищеводу попадает в желудок, начинается про­цесс основного пищеварения. Когда же она проникает во второй отдел - место, где происходит наиболее интенсивная часть пищеваритель­ного процесса - двенадцатиперстную кишку, которая является, с позиции Чараки, частью желудка, происходит ее полное перевари­вание[82]. Выкристаллизовавшаяся при этом питательная эссенция разносится по всему телу посредствомсосудов, по которым движутся Прана, Тридоша, лимфа, кровь и т.д.

В желудке пищеварение начинается, в двенадцатиперстной кишке оно достигает своего пика, а в кишечнике на последнем его этапе в ос­новном происходит только всасывание воды и идут оста­точные, второс­тепенные пищеварительные процессы, заканчивающиеся эвакуацией каловых масс.

На первой стадии пищеварения во рту и в желудке пища сме­шивается с Бодхака и Кледака Капха. Когда же эта смоченная сли­зью и вспененная в желудке пища попадает в двенадцатиперстную кишку, Пачака Агни вступает с ней во взаимодействие, полностью пропитывая собой. Вата доша пронизывает пищевой комок не только в пищеварительном тракте, но и в ротовой полости. Таким образом, к огню желудка попадает пища, смешанная со всеми тремя доша. Только такая пища может перевариться Джатхарагни и быть разделенной на питательную часть – первичный хи­лус и на нечис­тоты - мочу и кал, в которых, помимо непереваренных пи­щевых ос­татков, содержатся отработанные или избыточные Вата, Питта и Капха.

Когда в кишечнике происходит смешивание пищи с доша, ее вкусо­вые характеристики меняются. Под действием Тридоша про­являются три вторичных вкуса - сладкий, кислый и острый. Это ка­чество переваривае­мой пищи называется послевкусом, или комби­нацией вкуса и доша (за­висимость между вкусом и послевкусом можно посмотреть по таблице 6). Для того, чтобы пища могла нор­мально перевариться, она должна приоб­рести послевкус, или стать наполненной Тридоша.

Во время приема пищи в ее составе в течение некоторого про­межутка времени может доминировать один из шести вкусов, и то­гда та доша, ко­торая связана с данным вкусом, будет увеличивать­ся. Чарака пишет (Ч.С.3.1.7.): "При соединении вкуса и доша, вкус обостряет ту доша, с кото­рой он обладает одинаковым или близким качествами и строением (пер­воэлементами) и успокаивает при ре­гулярном употреблении ту, с кото­рой имеет более-менее противо­положное строение и свойства".

Когда хилус - пищевая эссенция, отделенная от непереваренных ос­татков, по поднимающим каналам по­па­дает в сердце, за счет Агни, расщепляющего хилус на первоэлемен­ты, продолжается ее дальнейшее переваривание. Чарака и Сушрута в один голос утверждают, что существует только одна разновидность зре­лого хилуса. Термины "Ахара Раса", исполь­зуемый Чаракой, или "Анна­пана Раса", используемый Сушрутой, относятся исключительно к пер­вичному хилусу[83]. Исходя из этого, Пошака хилус - это только что сфор­мирован­ный в желудке и на­ходящийся в кишечнике хилус (свежий хилус), а Пошья хилус - это полностью созревший хилус, находящийся в сердце.

В результате переваривания свежий хилус разделяется на три состав­ляющие - побочные продукты этого процесса, чистую эссен­цию хилуса и конечный хилус. Конечный хилус смешивается с полностью созревшим, и с током Вьяна Ваю по каналам разносится по всему организму. Чистая эссенция хилуса направляется в печень и селезенку - места основной ло­кализации крови. Здесь она под действием Ранджака Агни трансформи­руется в кровь (Ч.С.6.15.28; С.С.1.14.5.). За счет воздействия Ранджака Агни хилус, превращающийся в кровь, приобрета­ет красную окраску. Сушрута, описывая качества субдоша Питта доша, заостряет внимание на этом свойстве Ранджака Агни (С.С.1.21.12.): "Функцией того Агни, который находится в печени и в селе­зенке является пигментация хилуса, поэтому он и называется Ранд­жака Агни".

Процесс изменения цвета хилуса с белого на красный не проис­ходит мгновенно, он постепенен и идет ступенчато. Харита пи­шет, что он осуществляется в шестидневный срок, причем измене­ния цвета происхо­дят каждый день. Сначала он белый, потом се­рый, зеленый, желтый, лотосный (розовато-красный), светло-красный, а на шестой день становится насы­щенно-красным цветом крови.

                                            Превращение крови

 

После обработки хилуса Раса Агни, он превращается в следующую ткань, кровь. Ее трансформация происходит за счет изменения сос­тояния ее Огненной составляющей. Этот процесс происходит в пе­чени, месте основной локализации крови и ее огня. Точно так же, как и в случае с хи­лусом, при превращении крови образуется три вида продуктов - чистая эссенция крови, конечная кровь и побоч­ные продукты этого процесса. Кровь классифицируется на свеже­образованную и полностью сформиро­ванную. Свежеобразованая в печени-селезенке кровь называется Пошака, а циркулирующая по всему организму "старая" кровь называется Пошья. При нарушении трансформации крови в кровеносные сосуды попадает не до конца созревшая кровь.

Конечная кровь пополняет запасы крови в организме. Чистая эссенция крови проникает через венулы и артериолы в мышцы и на­ходится в них в течение пяти дней и тридцать шесть минут (полто­ры данды). Ре­зультатом ее превращения, длящегося в течение всего этого отрезка вре­мени, является соединение за счет жара Агни чис­той эссенции крови с Воздухом и уже существующей в организме мышечной ткани. Агни и Воздух обладают достаточной энергией для проведения этой трансфор­мации. Таким образом, за счет этих двух первоэлементов жидкая кровь переходит в желеобразную мы­шечную ткань, причем "сгустителем" выс­тупает первоэлемент Земля хилуса.

                                Трансформация мышечной ткани

 

Изначальный хилус, сначала трансформировавшийся в кровь, а затем в мышцы, пребывает в этом виде в течение пяти дней и еще тридцати шести минут. В течение этого промежутка времени под действием Агни мышц она разделяется на три составляющих. Из них конечные мышцы пополняют мышечную массу тела, а чистая эссенция мышц соединяется сначала с Огнем и Воздухом, а затем и с Капха доша (ее Водной состав­ляющей), порождая тем самым те­лесный жир. Чистая эссенция мышц представляет собой более жид­кое, чем первичная мышечная ткань, жир­ное на ощупь вещество светло-белого цвета. Земля и Вода, являющиеся компонентами хи­луса, помогают этому процессу.

                                            Трансформация жира

Хилус, трансформировавшийся в жир находится в этом состоя­нии в течение пяти дней и тридцати шести минут. По истечении этого времени под действием Агни жира, она разделяется на три части, точно также, как и предыдущие ткани. Чистая эссенция жира соединяется с Земляной, Ог­ненной и Воздушной частями пер­вичного хилуса и Капха доша. В резуль­тате образуется твердая слегка желтоватая пористая субстанция - кости, причем поры в них формируются за счет большого количества Воздуха (Ч.С.6.15.26.).

                                  Трансформация костной ткани

 

Изначальный хилус, дошедший в своих изменениях до костной ткани, находится в этом виде в течение пяти дней и тридцати шести минут, и в конце этого срока за счет воздействия Агни кос­тей происходит ее разде­ление на чистую эссенцию костей, конеч­ные кости, которые поддержи­вают необходимое количество кост­ной ткани в организме, и побочные продукты этого процесса. Чис­тая эссенция костей просачивается с помо­щью Вьяна Ваю через поры кости и накапливается в костной полости[84], формируя тем самым костный мозг.

                                    Трансформация костного мозга

Сформировавшийся костный мозг находится в неприкосновен­ном сос­тояние в течение пяти дней и тридцати шести минут, и по­сле этого, под действием Агни костного мозга, разделяется на три составляющие. Ко­нечный костный мозг поддерживает необходимое количество костного мозга, а его чистая эссенция превращается в семя.

                                     Особенности семени и Оджаса

 

Первичный хилус, трансформировавшийся в конце концов в семя, на этом своих изменений не заканчивает. Подвергаясь воз­действию Агни семени, эта ткань превращается в Оджас. В Аюрве­де приводится очень хороший пример, наглядно показывающий процесс трансформации семи тканей. Считается, что если золото сто раз подряд плавить, то на сто пер­вый раз оно не даст окалины. Аналогично этому, воздействие Агни тка­ней на хилус шесть раз порождает побочные продукты, а на седьмой, при прокаливании семени, побочных продуктов нет, и вместо трех компонен­тов раз­ложения тканей получается только два.

Чистая эссенция семени называется Оджас. Так как местом ло­кализа-ции семени является все тело человека, то Оджас вырабаты­вается во всех частях человеческого организма. Основным же ме­с­том его локализации является сердце.

Сушрута пишет (С.С.1.14.14.), что в организме женщины фор­мируется не семя, а Артава, субстанция, название которой очень часто неправиль­но переводят словом "яйцеклетка", которое только в незначительной сте­пени отражает суть данного термина. Вагбхата пишет (А.Х.2.1.7.): «У женщины менструальная кровь, являющаяся, производной хилуса, вытекает из тела в течение трех дней каждый месяц, начиная с двенадцати лет и заканчивая с пятьюдесятью годами».

Возникает вполне уместный вопрос: почему семя и месячные, являю­щиеся результатом переваривания хилуса, не образуются в детском воз­расте, а проявляются только к моменту полового созре­вания? Сушрута, отвечая на него, приводит сравнение человече­ского организма с цветком. Он пишет, что всем известно, что большинство цветов имеют прекрас­ный и нежный запах, но не возможно почувствовать аромат еще не рас­пустившегося бутона. То, что до поры до времени не существует на гру­бом физическом уровне, зачастую существует на более тонком, не дос­тупном гру­бым органам чувств, но по мере накопления качеств и созре­вания проявляясь и на физическом плане. Цветок накапливает свой аро­мат находясь еще в состоянии не раскрывшегося бутона. Если рас­крыть бутон раньше срока, то запаха не будет, им обладает только полностью сформировавшийся цветок. Точно так же, как аромат проявляется у со­зревшего и раскрывшегося цветка, так и семя или менструальная кровь находятся в тонкой, непроявленной и не со­з­ревшей форме у ребенка мужского или женского пола и проявляет­ся только тогда, когда созрели органы, отвечающие за половые функции (С.С.1.14.18-19.).

Первичный хилус, локализующийся в сердце, по своим каналам выхо­дит из него и перемещается в печень-селезенку для начала процесса трансформации семи тканей, каждые пять дней порождая новую ткань, поэтому для конечного превращения ее в семя необ­ходим целый месяц. Чакрапани так описывает процесс трансфор­мации хилуса в семя: «Точно так же, как медленно река несет свои воды через долину, точно так же, как молниеносно распрос­траняет­ся огонь в сухом бамбуковом лесу, также и процесс транс­форма­ции тканей может протекать или быстро, или мед­ленно, в за­виси­мости от индивидуальных особенностей организма и силы Агни. Если Агни очень силен, то семя образуется очень быстро, а если слаб, для этого требуется больше времени. Если сила Агни средняя[85], то этот процесс занимает промежуточный отрезок време­ни».

Важно отметить, что существуют так называемые вришья продукты[86], такие, как молоко, топленое масло, мед и др., превращающиеся в семя за пре­дельно ко­роткий, много меньший, чем обычно промежуток време­ни. Это происхо­дит благодаря тому, что они обладают большей по­тенциальной энергией чем другие продукты. При оптимальных ус­ловиях (баланс Тридоша, ра­циональное питание, хорошее пищева­рение, не загрязненное состояние всех каналов и т.д.), вришья продукты превращаются в семя за шесть дней, к началу седьмого дня после приема пищи. С точки зрения Пара­шара Муни, хилус, обра­зованный из этой пищи переходит в конечный хилус на второй день, в кровь - на третий день, на четвертый - в мышцы, на пя­тый, в жир, на шестой - в кости, на седьмой - в костный мозг, и на вось­мой - в семя, считая день приема пищи за первый.

В самом начале процесса своей трансформации, хилус концент­рируется в сердце, чтобы разнестись по всему организму, а затем, в виде Од­жаса, снова вернуться в него. Процесс трансформации семи тканей представляет собой замкнутый цикл, представленный на рисунке 4.

 

                               ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА

Все доша и ткани не только претерпевают те или иные изменения, но и находятся в постоянном движении по организму человека. В силу природной статичности или неподвижности, они перемещаются за счет активности Вата доша или Праны по специально отведенным, специфическим каналам, пронизывающим все тело человека.

 

 

                                        Виды каналов

Древние мудрецы, хорошо знавшие анатомическое строение человеческого тела, описывают различные протоки, каналы и сосуды тела – шира, дхамани, шрота, нади, снайу и канидару. Шира – сосуды, по которым циркулирует кровь, шрота переносят главным образом доша и ткани, а нади[87] – Прану и Теджас; снайу – это нервы и сухожилия, а канидару – жилы. Помимо этого, все вышеперечисленные каналы, протоки и сосуды участвуют в транспортировке доша, семи тканей и продуктов жизнедеятельности организма, а также чувств, ума, эмоций и восприятий.

Между описаниями Чаракой процесса разделения пищи на хи­лус и нечистоты и описанием того же самого процесса Сушрутой есть некото­рая разница. Сушрута, в отличие от Чара­ки, более подроб­но останавливается не на самом процессе форми­рования первичного хи­луса, а на принципах его циркуляции по ор­ганизму и на описании кана­лов, по которым происходит эта цирку­ляция, Чарака же описывает только небольшую часть каналов, уделяя наибольшее внимание непосредственно процессу трансформации пищи. Вся девятая глава третьей части Сушру­та Самхиты посвящена харак­теристике физических и пранических каналов. Сушрута пишет (С.С.3.9.2-3.): "Существует двадцать четыре основных канала, включая кишечник, начинающих­ся в пупочной облас­ти. Эти каналы подразделяются на вены, артерии и полые каналы, хотя некоторые авторы такого разграничения не проводят, считая вены и артерии разновидностью полых каналов. Десять каналов из двадцати четырех поднимающие, десять – опускающие, а четыре – латеральнораспределяющие".

                                    Десять поднимающих каналов

 

Началом поднимающих каналов, называющихся Артха или Ма­хат Дхамани, является верхушка сердца. Чарака говорит, что они расходятся от сердца как от корня, разнося по всему организму Оджас (Ч.С.1.30.8.). Сушрута пишет, что десять поднимающих каналов способ­ствуют поддержанию це­лостности организма и помогают выпол­нять такие функции, как дыхание, слух, обоняние, осязание, зре­ние, зевание, речь, чихание, сплевывание, глотание, плач и др. Ис­ходя из сердца, каждый из каналов разделяется на три ветви по десять каналов, формируя в итоге тридцать поднимающих каналов.



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аштанга Хридаям Самхита 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)