Аштанга Хридаям Самхита 4 страница
В двенадцатой главе Сутрастханы Чарака пишет, что Воздух - наша жизнь, Воздух - наша сила, Воздух наполняет наше тело музыкой и контролирует все процессы в теле. Сушрута называет Воздух основной причиной создания, поддержания и разрушения человеческого микрокосма и всей вселенной, и поэтому, величайшим и первейшим (С.С.2.1.3.). Вагбхата пишет (А.Х.3.15.2.): «Вата доша – Вишвакарма (вершитель всех действий), Вишваатма (душа всех вещей, всемирная душа), Вишварупа (обладатель всех форм), Праджапати (руководитель всеми живыми существами), Дхата (творец), Вишну (хранитель и контролер всего на свете); он всеведущ, он разрушитель, он Бог смерти и воплощенная смерть. Следовательно, надо постоянно прикладывать все усилия для сохранения и поддержания его в состоянии равновесного баланса.». Такая хвалебная песнь вполне уместна, ведь Воздух[47] является Праной, жизненной энергией. Однако, это утверждение можно понять как восхваление атмосферного воздуха, что не совсем вяжется с анатомией и физиологией. Но, на самом деле, когда человек вдыхает атмосферный воздух, он, смешиваясь с воздухом тела, образует Воздух тела, который отличается от атмосферного воздуха. Существует также и другой Воздух, который находится в желудке и отвечает за процесс пищеварения. Эти два типа Воздуха смешиваются между собой и формируют Вата доша в теле человека. Вата доша питает изначальный Воздух, первоэлемент, который является основной причиной создания тела. Оба Воздуха, как внешний, так и внутренний, очень важны для поддержания жизни человека. Не дыша внешним воздухом, мы не сможем жить, ведь он помогает образованию внутреннего Воздуха, способствующего пищеварению и формированию организма в целом. Чарака более подробно объясняет взаимоотношения внешнего и внутреннего Воздуха. Воздух невидим, он не имеет четкого размера. Сушрута (С.С.2.1.7.) называет его не имеющим постоянного размера и формы. Зачастую его называют беспорядочно проявляющим свое действие. Воздух тела, его чистота и количество зависят от качества пищеварения и от качества и свежести пищи. С точки зрения Сушруты, ссылающегося на философию Санкхья, Вата сухой, холодный, легкий, грубый, все время находится в движении, в основном находится под влиянием гуны страсти и возбуждает остальные доша. Чарака характеризует качества Вата доша следующим образом. Он: 1) Сухой. 2) Легкий. 3) Чистый и прозрачный. 4) Подвижный. 5) Невидимый. 6) Холодный. В Сутрастхане Чарака Самхиты, в ее двенадцатой главе, Чарака очень подробно объясняет все эти шесть основных качеств Вата доша. В Аюрведе Вата описывается как холодный, а Вайшешика утверждает, что эта доша не холодная, не горячая. На самом деле здесь нет никакого противоречия. Вата, Питта или Капха увеличиваются, когда мы употребляем в пищу продукты или получаем воздействие окружающего мира сходное с ними по качествам, а при противоположных свойствах и качествах - уменьшаются. Таким образом, Вата доша увеличивается от воздействия холодных субстанций, и уменьшается от горячих, холодность является одним из основных его качеств. В четвертой же части своей Самхиты, Чарака говорит, что в действительности Вата доша находится между теплом и холодом, и при соприкосновении с теплыми предметами она теплая, а с холодными - холодная (Ч.С.4.3.38.). Качество холодности той или иной субстанции очень доступно объясняется всеми комментаторами на аюрведические тексты. Когда Аюрведа утверждает, что, допустим, Вата доша не является ни горячей, ни холодной, это также означает, что это качество проявляется не как тактильное ощущение. Холодность, также как и горячесть, никогда не должны восприниматься как качества, познаваемые через осязание, ведь эта "холодность" или "горячесть" отлична от ощущения холода через прикосновение, эти качества определяются по воздействию данной субстанции на организм человека. Например, мы утверждаем, что терминалия хебула - горячая, миробалан эмблика - холодный, а огурец, если не зрелый, то холодный, а если спелый - то горячий. Аюрведа не подразумевает под этим тактильные ощущения, но исключительно воздействие этих субстанций на организм. Точно также, когда говорится, что Питта - горячая доша, а Капха - холодная, необходимо помнить, что действие Питта на тело горячее, согревающее, и Питта увеличивается от горячих субстанций, увеличивающих телесный жар, и уменьшается от холодных, охлаждающих тело субстанций, а Капха - наоборот. Вата доша не имеет цвета, компактной, проявленной формы, в норме его положение в теле не зафиксировано и его невозможно увидеть или распознать посредством остальных органов чувств, поэтому он относится к бесформенной материи. Одной из основных функций телесного воздуха является соединение в единое целое человека и окружающий его мир. Питта по своей природе является горячей жидкостью, по своим качествам близкой к сильной кислоте, поэтому вкус ее - кислый и горько-острый. В отличие от кислоты как от химического соединения, Питта доша может проявлять и свойства основания, особенно это проявляется в двенадцатиперстной кишке. Это горячая доша, и не только по действию на организм, но и на ощупь, ведь в ее составе доминирует Огонь. Огонь комбинируется с Цветом, поэтому эта доша окрашена. Его цвета - от белого до красного. Помимо всего прочего, Питта доша обладает запахом, и достаточно пренеприятным – он пахнет мясом, причем если находится в нормальном состоянии, то свежим, а если в состоянии дисбаланса или в соединении с Амой, то грязным, гнилым (Ч.С.1.20.15.). Сушрута пишет (С.С.1.21.11.), что Питта доша - жидкость, горячая, очень активная, дурно пахнущая, голубого, красного, желтого, розового и других цветов, горькая на вкус (а если вкус не распробован полностью, то на первый взгляд - кислая). Далхана объясняет, что когда Питта находится в созревшей форме, его вкус - горький, а в неспелой - кислый. Точно также, когда Питта еще не созрел или находится в соединении с Амой, он голубого цвета, а когда созрел и находится в нормальном состоянии - желтый. Однако, Питта может иметь и другие цвета, например, белый или розовый. Де факто, Ранджака Питта окрашен в красный цвет. По поводу цвета Питта доша Чарака говорит буквально следующее (Ч.С.6.4.9.): "Питта доша называется также Рактапитта, так как цвет и запах Питта доша близкие к цвету и запаху крови". Она обладает несколько неприятным, "мясным" запахом и красным цветом. При нарушениях же баланса этой доша, цвет может меняться, становясь голубым, белым или розовым. Нормальное количество Питта доша в теле - пять пригоршней. Последняя из Тридоша - это Капха доша. Сушрута так описывает качества этой доша (С.С.1.21.15.): "Капха, или Слешмана - тяжелая, холодная (не только по действию на организм, но и на ощупь), белая или слегка желтоватая, мягкая, малоподвижная, слизистая, клейкая, тягучая субстанция. Сушрута утверждает там же, что в нормальном, зрелом состоянии она сладкая, а в незрелом - соленая на вкус. Качества данной доша напрямую зависят от Воды, доминирующей в ее составе, и в несколько меньшей степени, от Земли. Чарака описывает Капха доша как слизистую и как прозрачную. Нормальное количество Капха доша в теле – шесть пригоршней. В этой главе часто использовались такие понятия, как "зрелый" и "незрелый". Необходимо помнить, что Питта и Капха продуцируются в организме двумя путями - из пищи и в результате превращения семи тканей. Эти заново сформированные, свежие Питта и Капха питают и образуют непосредственно основные телесные доша. Когда процесс пищеварения подходит к концу, одновременно заканчивается процесс созревания этих доша. В остальное время образующиеся из пищи Питта и Капха доша находятся в незрелом состоянии. Более подробно об этом речь пойдет в главе "Физиология пищеварения". Подведем итоги. Вата доша по своей природе чистый воздух (но отличный от атмосферного!), Питта - активная жидкость, близкая по свойствам к кислоте, а Капха - полужидкая, слизистая и клейкая субстанция, по своей структуре и свойствам близкая к слабощелочному желе. Вата очень легок, каким, впрочем, и должен быть газ, Питта, являясь жидкостью, "жидким огнем", тяжелее, а Капха, за счет влияния Земли, самая тяжелая доша. Вата всепроникающ; являясь газом, он проникает во все тело человека, находится в каждой полости, в виде нервных окончаний пронизывает все органы и ткани. Он не имеет постоянного места локализации, движущийся по всему телу, а также не имеет постоянной, компактной формы, а также цвета, как Питта и Капха[48]. Питта - текучая, а Капха - лишенная движения, неподвижная, инертная жидкость. Вата сухой, легкий, подвижный, холодный, не склизкий, да он и не может быть слизистым, вискозным, ведь по природе он чистый; Питта слегка вискозный, ведь качество чистоты у него проявлено в несколько меньшей степени, а Капха целиком слизистая и вискозная доша, но, не смотря на это, она прозрачная (в нормальном состоянии баланса). Можно заметить, что Питта и Капха доша описаны как неподвижные, хотя в организме они совершают движения и могут перемещаться с места на место.
питтам пангу капхам пангу пангаво малакавалаха вайута йатра нийанте татра гаччханти медхават
(Шарангадхара Самхита 1.5.25)
«Нечистоты, Питта доша и Капха доша неподвижны, по организму их движет Ваю, как и нечистоты, и другие части тела, подобно тому, как ветер гоняет облака по небу».
Из трех гун материальной природы, Страсть доминирует у Вата доша, Благость - у Питты, а Невежество - у Капхи. Для более удобного рассмотрения нормальных физических качеств Тридоша смотрите таблицу 3.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ТРИДОША В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ
Вата, Питта и Капха доша локализуются и циркулируют по всему телу (Ч.С.1.20.9.) но их основные позиции – нижняя, средняя и верхняя части тела соответственно. Об этом пишут все авторы, а Чарака и Сушрута конкретно указывают, какую область в теле занимает та или иная доша. Кашьяпа пишет (Каш.С.1.27.10-12.): «Доша находятся во всем теле, однако, можно описать места их основной локализации: Вата доша находится в пупочной области, в костях и мозге. Желудок, пот и кровь – места локализации Питта доша. Жир, голова, шея, грудь, суставы и руки – места локализации Капхи. Среди этих мест сердце является основным местом локализации Капха доша, двенадцатиперстная кишка – Питты, а толстая кишка – Ваты». Чарака утверждает, что основных мест локализации Вата доша семь: 1. Кишечник[49]. 2. Мочевой пузырь. 3. Таз. 4. Нижняя часть тела и бедра 5. Ноги. 6. Кости. 7. Уши. Не смотря на то, что основных мест локализации этой доша семь, все же наиболее важное из них - кишечник. Вагбхата пишет в Аштанга Самграха (А.С.20.3.) о местах локализации Вата доша, таких как кишечник, мочевой пузырь, уши, легкие, кости, голова и кожа, а в конце добавляет, что среди всех этих мест самое основное - кишечник. В своих комментариях на шлоку "паквашайа кати сактьйи шротрасти спаршанэндрийам стханам ватасья татрани пакваданам вишешатаха", Чакрапани пишет, что Чарака выделяет кишечник как основное место локализации Вата доша по той причине, что это место "служит корнем всех заболеваний и дисбалансов Вата доша”. Низ живота и кишечник являются основными местами локализации Вата, т.к. он в большей степени находится там, и если его ненормальность (дисбаланс) проявляется в этих местах, то Вата доша становится абнормальным во всем теле; и с другой стороны, при нормализации баланса Вата доша в кишечнике, нормализация произойдет и во всем теле. Основные места локализации Питта доша следующие: 1. Потовые железы, пот. 2. Хилус, желчь. 3. Вода тела[50] - лимфа, жидкая часть мышц и т.д. 4. Кровь. 5. Эпигастральная зона. 6. Пупочная зона. 7. Глаза. Среди этих семи главных мест локализации Питта доша основное - эпигастрий. Это подтверждает и Вагбхата (А.Х.1.12.2.): "Двенадцатиперстная кишка, первая треть пупочной зоны, потовые железы, лимфа, кровь, хилус, глаза и кожа - места локализации Питта доша, но основное среди них - двенадцатиперстная кишка". Основные места нахождения Капха доша: 1. Грудная клетка. 2. Голова. 3. Шея (горло). 4. Жир. 5. Эпигастральная зона. 6. Суставы. 7. Язык (ротовая полость и носоглотка). Среди этих семи главных мест локализации Капха доша основное - грудь. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.3.): "Грудь, гортань, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, хилус, жир, нос и язык являются местами локализации Капха доша, причем основное среди них - грудная клетка." Сушрута очень кратко описывает основные места локализации Тридоша (С.С.1.21.6.). Он говорит: "Вата доша находится между лобком и пупком. Позиция Питта доша – эпигастральная область. Капха располагается в эпигастрии и выше". Можно заметить, что эпигастрий упоминается Чаракой как позиция и Питта и Капха доша, а Сушрута утверждает, что там находится исключительно Капха доша. Чарака и Сушрута по-разному описывают положение эпигастральной зоны. Чарака описывает эпигастрий как место между пупком и сосками (Ч.С.3.2.17.). С его точки зрения, данная зона - это та часть желудочно-кишечного тракта, где идут наиболее интенсивные процессы пищеварения. Таким образом, с точки зрения современной анатомо-физиологической науки, эпигастрий - это желудок с двенадцатиперстной кишкой, в норме находящийся чуть выше пупка. И когда Чарака говорит, что положение Питта доша – эпигастральная зона, то он подразумевает нижнюю часть желудка и двенадцатиперстную кишку. Положение же Капха доша - верхняя часть этой области, т.е. - желудок. Чакрапани в своих комментариях на Чарака Самхиту говорит, что Питта доша располагается в нижней части эпигастрия, а Капха - в верхней[51]. С позиции Сушруты, эпигастрий - это зона желудка, а Питта доша располагается как раз в центре эпигастрия, то есть в зоне двенадцатиперстной кишки. Поэтому, между утверждениями Сушруты и Чараки относительно положения Питта и Капха доша нет никаких противоречий[52]. Кстати говоря, на первый взгляд существуют достаточно крупные разногласия между Чаракой и Сушрутой по поводу местоположения Питта доша в целом. Чарака говорит, что местоположением Питта доша являются: 1. Потовые железы. 2. Хилус. 3. Лимфа. 4. Кровь. 5. Желудок и двенадцатиперстная кишка. Сушрута говорит вроде бы о других местах: 1. Глаза. 2. Сердце. 3. Печень и селезенка. 4. Кожа. 5. Желудок и двенадцатиперстная кишка. С положением эпигастрия мы уже разобрались и выяснили, что данный термин в общем соответствует той области пищеварительного тракта, которую современная анатомия называет двенадцатиперстной кишкой. Давайте рассмотрим и сопоставим остальные места локализации Питта доша. В качестве одного из основных мест локализации этой доша Чарака выделяет хилус (Раса дхату), а Сушрута говорит о сердце. В некоторых наиболее древних аюрведических текстах сердце называют Раса, ведь оно является вместилищем Раса дхату, хилуса. Таким образом, если одним из основных мест локализации Питта доша является хилус, безусловно, его основным местом локализации будет и сердце, и наоборот. Аналогичным образом, печень и селезенка, являясь с точки зрения Аюрведы в очень большой степени функционально близкими органами, описываются Сушрутой как места локализации Питта доша, что абсолютно совпадает с утверждением Чараки, говорящего, что основным местом его локализации является кровь, ведь печень и селезенка являются вместилищем крови. В Аюрведе принято, что чаще всего термин "сведа" обозначает пот или потовые железы, но иногда оно переводится как "жидкость, в которой растворен Агни". Место, в котором присутствует сведа в организме только одно, и именно его и упоминает Сушрута, когда описывает основные местоположения Питта доша. Он описывает глаза как одно из основных мест локализации Огня, или Питта доша в теле человека. В широком смысле слово "Дришти" переводится как "глаз", но в Шарирастхане, аюрведической анатомии и физиологии этот термин обозначает только зрачок. В глазу находятся четыре оболочки, защищающих зрачок. Сушрута пишет в Сушрута Самхите (С.С.4.1.18.): "Одна из оболочек глаза, Теджолакшитам - состоит из воды, в которой растворен Агни (Сведа), вторая - мышечная, третья - жировая, а четвертая по своему строению близка к костной ткани". Из этой шлоки видно, что одной из оболочек глаза является вода, в которой растворен Питта доша. Таким образом, можно смело утверждать, что между описанием местоположения Тридоша Чаракой и Сушрутой противоречий и разногласий не существует, как и говорят все комментаторы на эти выдающиеся аюрведические тексты. Помимо всего вышесказанного, можно добавить, что в результате процесса пищеварения, в тонком кишечнике идет образование Вата доша, в двенадцатиперстной кишке - Питта доша, в желудке - Капха доша. Это еще одна причина, по которой эти места являются местом основной локализации Тридоша (см. рисунок 1.).
Рисунок 1. Локализация Тридоша в брюшной полости.
А - пищевод; В - дно желудка; С - пилорический отдел желудка; С-D - двенадцатиперстная кишка; U - пупок[53].
Локализация Тридоша. А-В - Капха доша. C-D - Питта доша. Тазовая полость - Вата доша.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША
В аюрведических текстах мы находим описание пяти видов Вата, Питта и Капха доша. Сразу же возникает вопрос - являются ли различные Ваю разными субстанциями, имеющими различное строение, или это одна и та же Вата доша? Известно, что Вата доша имеет природу газа. Являются ли пять различных Ваю разными газами, обладающими различными физическими и физиологическими характеристиками? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, ибо в сохранившихся аюрведических текстах настолько подробной информации не содержится. Можно только сказать, что существует Ваю тела, Вата доша, которая называется разными именами в зависимости от функции и места основной локализации в теле человека. Точно так же, как кто-то может служить царским наместником, генерал-губернатором и тайным агентом одновременно, в соответствии с исполняемыми обязанностями, и хотя он имеет постоянный офис в столице, но ездит по всей стране, исполняя свои обязанности, которые достаточно обширны, но он - один и тот же человек, так и Ваю тела имеет свое специальное, самое главное положение в теле, из которого он распространяет себя по всему организму, и в зависимости от того, где он в данный момент находится и какие функции выполняет, он называется разными именами. Исходя из этого, выделяют пять типов, или субдоша, каждой доша. Субдоша Вата доша называют ветрами, Питта доша – огнями, а субдоша Капха доша носят собирательное название по имени Капха доша. Описание субдоша каждой из Тридоша Сушрута начинает сразу же после определения места основной локализации каждой из трех доша таким образом[54]: "После возникновения из пищи в месте своей основной локализации, т.е. в желудке, двенадцатиперстной кишке и в кишечнике, каждая из Тридоша начинает двигаться пятью путями, одновременно разделяясь на пять субдоша". Описывая местоположение субдоша Вата доша, Шарангадхара приводит следующую шлоку:
хриди прано гудэ-панаха самано набхи самстхитаха уданах кантха дешастхо Вьянах сарвашарирагаха
"Прана Ваю находится в грудной зоне (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вьяна Ваю движется по всему телу".
Шива Самхита (3.7.) следующим обрахом описывает места основной локализации субдоша Вата доша: «Прана Ваю находится в грудной зоне (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вьяна Ваю движется по всему телу[55]». Давайте теперь рассмотрим местоположение Питта и Капха доша исходя из положения их субдоша, описанных Сушрутой. Позиция Питта доша такова: 1. Печень и селезенка. 2. Сердце. 3. Кожа. 4. Глаза. 5. Двенадцатиперстная кишка. Позицией Капха доша являются: 1. Грудь. 2. Голова. 3. Горло. 4. Суставы. 5. Желудок. Необходимо отметить, что вышеперечисленные позиции доша занимают только в состоянии баланса и равновесия (С.С.1.21.7.). Чарака никогда не описывал субдоша Питта доша (Пачака Агни, Ранджака Агни, Садхака Агни, Алочака Агни и Бхраджака Агни) и субдоша Капха доша (Кледака Капха, Слешака Капха, Аваламбака Капха, Тарпака Капха и Бодхака Капха, которую называют иногда Бходжака Капха), он повествует только о субдоша Вата доша (Прана Ваю, Самана Ваю, Удана Ваю, Вьяна Ваю и Апана Ваю). Чакрапани объясняет такое невнимание Чараки к субдоша Питта и Капха доша тем, что Вата доша наиболее важная и активная из всех, а так же тем, что для лечения любого болезненного процесса в организме в первую очередь необходимо нормализовать баланс Вата доша (Чакрапани Самхита 6.28.). По этой причине Чарака досконально и наиподробнейшим образом останавливается исключительно на описании субдоша Вата доша. Субдоша же Питта и Капха доша не в такой степени значимы для лечения заболеваний, и поэтому Чарака просто опустил их. Сушрута более подробно остановился на субдоша Вата и Питта доша (С.С.1.21.), считая их обоих очень важными, но что касается субдоша Капха доша, он даже не называет их принятыми в аюрведических текстах именами, которые мы находим у чуть более поздних авторов (например, у Вагбхаты).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТРИДОША В СОСТОЯНИИ БАЛАНСА
Совершенно очевидно, что Тридоша выполняют в организме абсолютно разные функции вследствие своего строения и качеств. И обычно описание функций Тридоша в организме начинают с описания Вата доша. На это несколько причин, главная среди них - его сверхактивность. Выше уже приводилась очень известная шлока, в которой Шарангадхара говорит о том, что все виды движения и взаимодействия в организме происходят только благодаря Вата доша. Естественно, что по сравнению с Вата доша, активность остальных доша кажется незначительной, но это не значит, что они также пассивны, как ткани или нечистоты. Питта и Капха занимают в теле определенное положение, и в пределах этих мест они относительно активны, например, способствуют формированию семи тканей, но у них не хватает энергии на активное самостоятельное передвижение по всему телу. Они способны двигаться только при взаимодействии с Вата доша, как, впрочем, и кровь, лимфа, ликвор, желчь и остальные активные ткани тела.
Функции нормального Ваю Основной функцией Вата доша является поддержание энергетической целостности организма и его двигательная активность. Относительно же его функций в целом, Чарака пишет (Ч.С.1.12.9.): 1. Тело человека в некоторой степени механистично, т.е. построено и работает как механизм. Вата доша поддерживает на должном уровне машину человеческого тела, а в пренатальном периоде способствует ее формированию - развитию зародыша». 2. Вата доша является ответственным за все виды движения человека, осуществляемые как внутри организма, так и организмом в целом. 3. Он устанавливает связи между органами чувств и объектами чувств. 4. Он способствует работе органов чувств. 5. Вата доша регулирует и направляет ум, а также отвечает за контроль ума и чувств. В состоянии дисбаланса заставляет ум и чувства "перебегать" от объекта к объекту. 6. В состоянии равновесия является Праной. 7. Способствуя процессу трансформации семи тканей, Вата доша помогает формироваться человеческому телу. 8. Он связывает между собой семь тканей, способствуя тем самым гармоничному развитию организма и связи тканей и органов в системы и объединяя организм в единое целое. 9. Движение Вата доша порождает речь. 10. Он - причина звука и тактильной чувствительности. Гангадхара в своих комментариях на Чарака Самхиту пишет, что это происходит в основном благодаря Воздуху, входящему в состав Вата доша, и в меньшей степени из-за Эфира. Несмотря на то, что причиной любого звука является Эфир, полное его проявление происходит только при его взаимодействии с Воздухом, которое способствует возникновению звуков, улавливаемых ухом. 11. Он является причиной чувства удовлетворения и неудовлетворения. 12. Вата доша поддерживает пищеварение, раздувая огонь желудка. 13. Он способствует экскреции нечистот. 14. Он способствует очищению организма. 15. Все каналы в теле - физические и энергетические управляются этой доша. 16. Он является высшей субстанцией в организме (после Атмы), и его движения управляются Дэвами - полубогами. Шарангадхара в своих комментариях дополняет этот список, утверждая, что Вата доша является причиной сегментирования тела зародыша и способствует его росту и развитию:
паванастешу валаван вибхагакарананматаха раджогунамайаха сукшмаха шито рукшо лагхушчалаха
Чарака описывает основные функции Вата доша и в другом месте Чарака Самхиты, причем эта шлока стала особенно популярной при описании качеств Вата доша (Ч.С.1.18.55.). В ней говорится о пяти основных функциях Вата доша: 1. Поддержание организма. 2. Дыхание. 3. Способствует речи, движениям внутри тела, а также проявлению чувств и высшей нервной деятельности. 4. Способствует трансформации семи тканей. 5. Отвечает за очистку организма от шлаков и нечистот. Сушрута же описывает функции Вата доша в соответствии с функциями его субдоша (С.С.1.15.4.): 1. Он отвечает за все движения в теле. 2. Он перемещает и направляет ткани и нечистоты в места их основной локализации. 3. Перемещает пищу и продукты пищеварения. 4. Выполняет экскреторную функцию. 5. Поддерживает тело. Вагбхата в своей Аштанга Самграха описывает основные функции Вата доша следующим образом (А.С.19.2.): "Все, что движется в теле, движется из-за Вата доша, который является одним из видов Праны. От Вата доша идут все болезни тела, поэтому лечение всех болезней начинается с уравновешивания Вата доша". Субдоша Вата доша
В предыдущих главах уже говорилось, что каждая доша подразделяется на пять субдоша, или поддоша. Вагбхата перечисляет субдоша Вата доша следующим образом (А.С.20.4.): "Вата доша состоит из Ваю, имя которым Прана, Удана, Вьяна, Самана и Апана". Сушрута подходит к этому вопросу более полно, указывая, что эти пять Ветров организма управляются Марутами, полубогами ветра (С.С.2.1.5.). Описание функций субдоша Вата доша принято начинать с Прана Ваю, который по праву считается наиважнейшим среди всех. Прана Ваю Итак, главным среди субдоша Вата доша является Прана Ваю, или Жизненный Ветер. Прана Ваю движется через нос и рот, помогая языку проталкивать пищу изо рта к глотке и дальнейшему ее продвижению вниз по пищеводу к желудку. Помимо этого, концентрируясь в голове, он отвечает за высшую нервную деятельность, эмоции, разум. При нарушении его баланса возникают головные боли, а если состояние дисбаланса затягивается, в худшем случае приводит к смерти. Чарака описывает локализацию Прана Ваю следующим образом (Ч.С. 6.28.6.): "Местоположения Прана Ваю следующие: 1. Голова. 2. Грудь. 3. Горло 4. Сердце. 5. Рот. 6. Нос. Находясь в этих местах, он отвечает за чихание, дыхание, глотание, рвоту, выплевывание, пищеварение и другие функции организма". С точки зрения Сушруты (С.С.2.1.7.), Прана Ваю входит в рот и в нос при дыхании. Далхана в своих комментариях говорит, что Прана Ваю присутствует во рту, голове, груди, горле и носоглотке. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.4.): "Вата доша делится на пять субдоша, суть Прана Ваю, который находится в голове и оттуда спускается через носоглотку, пищевод и трахею в грудь и в сердце, способствуя деятельности ума, интеллекта, органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за вдох и выдох, глотание, чихание, рвоту и выплевывание...".
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |