Аштанга Хридаям Самхита 5 страница
Одним из мест локализации Прана Ваю является сердце. Это подтверждает и Шарангадхара, считая сердце вторым по важности местом его локализации. Сердце является вместилищем памяти. Это не пустое утверждение, оно основано на одной из основных функций Прана Ваю - он наделяет человека памятью. Его дисбаланс в сердце, возникающий из-за стресса, шока или психического потрясения является одной из причин амнезии. Шарангадхара очень подробно описывает функции Прана Ваю. Он пишет буквально следующее:
набхистхаха пранапаванаха сприштвахтат камалантарам кантха ихирвинийати патум вишнупадамритам питва чамбарапийушам пунарайати вэгатаха принайан дэхамкхилам дживайанчатхараналам
"Опускаясь из головы, Прана Ваю концентрируется в лотосоподобной чаше сердца[56], и, проникая в легкие, смешивается (дословно - пьет нектар) с атмосферным воздухом. Пропитавшись этим нектаром, берущим начало на Стопах Вишну, он разносит его по всему телу, питая его и разжигая Питта доша в желудке" (обратите внимание, на сколько поэтичны все высказывания Шарангадхары!).
Удана Ваю Ваю, имеющий тенденцию к поднятию вверх и при этом вызывающий колебания голосовых связок, что приводит к возникновению речи, называется Удана Ваю, или Поднимающийся вверх Ветер. Основными местами его локализации являются: 1. Пупочная зона. 2. Грудь, исключая сердце. 3. Гортань. Вагбхата пишет, что Удана Ваю находится в груди и по воздухоносным путям поднимается вверх (проходя через голосовые связки он вызывает их колебания и тем самым рождает звуки), в носоглотку и полость носа, а затем спускается в пупочную зону. Сушрута открыто не указывает на пупок как на место, где двигается Удана Ваю. Однако, в одном из мест Сушрута Самхиты описываются причины возникновения икоты от дисбаланса Удана Ваю и утверждается, что икота возникает именно в пупочной зоне, где происходит нарушение баланса этой субдоша. Вагбхата, описывая Удана Ваю, пишет (А.Х.1.12.5.): Грудная клетка является местом основной локализации этой субдоша. Удана Ваю движется из носа в область пупка, проходя через грудную клетку. Его функции - речь и тембр голоса, способность к физическому усилию, энтузиазм, сокращение мышц всего тела. Помимо этого, он контролирует сознание человека, его ум и разум, дублируя тем самым Прана Ваю. Самана Ваю Самана Ваю можно перевести как Ветер, уравновешивающий теплоту в организме. Основным местом локализации этой субдоша является пупочная зона, причем эта субдоша располагается непосредственно в зоне нахождения Огня желудка. Положение, которое она занимает, находится на уровне двенадцатиперстной кишки, что соответствует точке, находящейся на расстоянии в половину указательного пальца от пупка. Вагбхата пишет, что Самана Ваю находится в самом центре зоны, где происходит пищеварение и движется по каналам, связывающим кишечник и другие висцеральные органы в двенадцатиперстную кишку из пупочной зоны, где идет его формирование (А.Х.1.12.8.). Функции Самана Ваю следующие: 1. Разжигание Пачака Агни, находящегося в двенадцатиперстной кишке. Это его основная функция. 2. Пищеварение. 3. Формирование каналов для удаления энергетических токсинов, образующихся во время переваривания пищи. 4. Всасывание полезных продуктов пищеварения. 5. Опускание вниз нечистот, продуктов пищеварения. 6. Все секреторные функции. В своей Аштанга Самграха Вагбхата более подробно описывает функции Самана Ваю (А.С.20.5.): "Самана Ваю находится рядом с Огнем пищеварения в двенадцатиперстной кишке, много его в пищеводе и трахее. Он помогает пищеварению и выведению непереваренных остатков, способствует циркуляции крови и движению доша, тканей, нечистот, семени, месячных и других жидкостей в теле, а так же отвечает за всю секреторную деятельность в организме". Вьяна Ваю Ваю, движущийся по всему телу и перемещающий желчь, кровь и остальные сами по себе неподвижные субстанции организма называется Вьяна Ваю, или Ветер, Распространяющийся повсеместно. Вагбхата пишет, что он находится в постоянном движении по всему телу, но местом его основной локализации является сердце (А.Х.1.12.6-7.). Описывая функции этого ветра, Сушрута говорит (С.С.2.1.10.): "Вьяна Ваю движется по всему телу, помогая ему совершать всевозможные движения, такие как глобальное перемещение, приведение, сгибание, поднятие, отведение и т.д., а также он движет кровь, пот, желчь и остальные подвижные ткани организма". В своей Аштанга Самграха Вагбхата пишет: "Сгибание, разгибание, поднятие, опускание, сведение, разведение, моргание глаз, зевание, слух, сперматогенез, очищение легких, бронхов и трахеи, потение, кроветворение, глотание, движения языком, мимика, трансформация семи тканей - это функции Вьяна Ваю." (А.С.20.7.) Все функции Вьяна Ваю можно разбить на семь категорий: 1. Это самая быстрая из всех субстанций организма, поэтому ее функцией является проведение импульсов по нервным стволам, а также перемещение крови и лимфы по кровеносным и лимфатическим сосудам, а также остальных жидкостей тела. 2. Обеспечение подвижности конечностей. 3. Мимика и моргание глаз, а на клеточном уровне - движение жгутиков, пилей и других двигательных органелл, а так же сжатие самой клетки и выпускание ложноножек. 4. Зевание и глотание. 5. Сперматогенез, эякуляция, соединение сперматозоида с яйцеклеткой. 6. Кроветворение, потение. 7. Перистальтические движения желудка, кишечника и других органов. Апана Ваю Воздух, имеющий тенденцию опускаться в нижнюю часть тела, а также выходить за пределы организма, вынося с собой продукты жизнедеятельности всех внутренних органов человека и побочных продуктов пищеварения и обмена веществ, называется Апана Ваю, или Очищающий Ветер. Чарака так описывает основные места локализации этого Ваю (Ч.С.6.28.10.): "Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации Апана Ваю. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные." Сушрута также считает основным местом локализации Апана Ваю прямую кишку, добавляя, правда, что сигмовидная кишка тоже является основным местом его локализации. Можно подвести итог, отнеся к местам локализации этого Ваю: 1. Репродуктивные органы. 2. Толстый кишечник, прямую и сигмовидную кишку. 3. Мочевыводящие органы. 4. Пупочную зону. 5. Бедра. Функции Апана Ваю описаны Вагбхатой в Аштанга Самграха и в Аштанга Хридаям. Стоит привести оба отрывка. "Апана Ваю локализуется в мочевом пузыре, почках, половых органах и бедрах. Он выводит из организма нечистоты и отвечает за семяизвержение, менструации и родовую деятельность. Все, что находится ниже пупка, контролируется Апана Ваю." (А.С.20.8.)
апаноапанагаха шрони басти медро ругодхараха шукрартав шакрин мутра гарбха ништра манакрийаха
(А.Х.1.12.9.)
"Апана Ваю локализуется в Апана (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помощи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой активности и приходу месячных".
Закончить описания субдоша Вата доша можно шлокой из Чарака Самхиты (Ч.С.6.28.11.): "Они все находятся в вышеперечисленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болезней". Ко всему вышесказанному можно добавить только, что все Ваю имеют природу газа, как и Вата доша, и по свойствам не отличаются от него. Функции некоторых из них взаимопродублированны, что позволяет не разрушаться организму, если одна из субдоша находится в состоянии дисбаланса.
Функции нормального Агни Основная функция Питта доша - поддержание организма посредством процесса пищеварения. Чарака приводит пять главных функций Питта доша (Ч.С.1.18.56.). Это: 1. Пищеварение. 2. Зрение. 3. Термобаланс. 4. Чувство голода и жажды. 5. Сияние ауры человека, память, интеллект и веселый нрав. Согласно Сушруте (С.С.1.15.5.), пять основных функций Питта доша следующие: 1. Пигментация организма. 2. Пищеварение (и как следствие этого - помощь в образовании Оджаса, основного и конечного продукта пищеварения и превращения семи тканей). 3. Зрение. 4. Интеллект. 5. Термобаланс. Находясь в состоянии равновесия, Питта доша, управляющаяся гуной благости, отвечает за соответствующее состояния психики человека.
Субдоша Питта доша Точно также, как и в случае с Вата доша, пять основных функций Питта доша можно рассматривать как основные функции его субдоша. Чарака не подразделял Питта доша на субдоша, он описывал его свойства в целом, не связывая с конкретными функциями каждой из его субдоша. Поэтому, рассматривать функции каждой из его субдоша мы будем исходя из их описания Сушрутой, Вагбхатой и Шарангадхарой. К субдоша Питта доша относятся Пачака Агни, Ранджака Агни, Садхака Агни, Алочака Агни и Бхраджака Агни.
Пачака Агни Основным среди субдоша Питта доша считается Пачака Агни, или Огонь, Способствующий пищеварению, находящийся в центре эпигастрия, основной функцией которого является переваривание поступающей в кишечник пищи. Вагбхата говорит: "Существует пять видов Питта доша, называемых Агни, или Огни. Тот Агни, который находится точно в центре эпигастрия, состоит из всех пяти первоэлементов, но, естественно, огненные качества у него преобладают, называется Пачака Агни. Он очень горяч и обогревает все тело. По своей физической природе он близок к жидкости и с помощью Вата доша и Капха доша выполняет функцию пищеварения, поэтому чаще называется просто "Огонь желудка". Он перерабатывает пищу, отделяя питательные вещества от неперевариваемых остатков, и является источником всех остальных субдоша Питта доша" (А.С.1.20.). Это описание Питта доша абсолютно соответствует всему сказанному по этому вопросу Чаракой и Сушрутой и приведенному в предыдущих главах. Как уже говорилось, Питта доша по своей природе очень горячая жидкость, близкая по свойствам к кислоте. Обычно жидкость у нас ассоциируется с водой. Кислота тоже жидкость, но по своим качествам она отличается от воды. Кислота, особенно сильная, сжигает и разрушает практически любой материал. И этими свойствами обладает Питта доша, а в особенности, Пачака Агни. Место основной локализации Пачака Агни описывается как середина эпигастрия, то есть нижняя часть желудка и двенадцатиперстная кишка. В Аюрведе существует специальный термин, обозначающий эту область - "Агнишая", или "область Агни". Топографически это место занимает почти вся нижняя часть эпигастральной зоны и зона поджелудочной железы (см. рисунок 2.). Панкреатический сок попадает в двенадцатиперстную кишку через протоки поджелудочной железы, открывающиеся недалеко от места, куда открываются желчевыводящие протоки. Панкреатический сок и желчь совместно участвуют в процессе пищеварения. Двенадцатиперстная кишка находится в центре, окруженная справа желчным пузырем, а слева поджелудочной железой. Эта система может рассматриваться как один целостный орган, отвечающий за пищеварение, причем, находящийся точно в центре эпигастральной зоны. Таким образом, эти три органа в совокупности можно рассматривать как местоположение Пачака Агни. К основным функциям Пачака Агни, описываемым в писаниях, относятся: 1. Процесс пищеварения. 2. Разделение поступающей пищи на питательный хилус и неперевариваемые остатки - мочу, кал и пот. 3. Поддержание остальных четырех Питта. Точно также, как Солнце, находящееся в космическом пространстве за много миллионов километров от Земли и являющееся центром нашей солнечной системы, поддерживает царство полубогов, духов, людей, животных и растений, посылая свет и тепло, точно также Пачака Агни, находящийся в самом центре человеческого организма, поддерживает жизнь и здоровье в теле, способствуя превращению семи тканей, порождая все остальные субдоша Питта доша и стабилизируя термобаланс в организме. Ранджака Агни Когда хилус попадает в печень и в селезенку, он подвергается дальнейшей переработке с помощью другого Агни. Тот Огонь, который продолжает процесс пищеварения в печени и в селезенке, способствуя дозреванию хилуса и превращению его в кровь, окрашивая ее в красный цвет, называется Ранджака Агни. Он находится в печени и в селезенке, придавая им красную окраску. Эти два органа описываются в Аюрведе как места образования и депонирования крови. Кровь, также как и все остальные ткани, в процессе трансформации порождает побочные продукты, которые обезвреживаются в этих органах с помощью Ранджака Агни. Вагбхата описывает этот Агни следующим образом (А.Х.1.12.13.): "Питта доша, находящийся в печени и в селезенке, известен как Ранджака Агни, потому что он придает цвет крови и способствует формированию ее из хилуса, а из нее – мышечной ткани". Садхака Агни Питта доша, который находится в сердце и способствует уничтожению всех проявлений невежества называется Садхака Агни. Это самая яркая субдоша Питта доша. Садхака Агни способствует деятельности интеллекта и контролирует память. Проявляясь как Теджас, Садхака Агни наравне с Оджасом отвечает за иммунную защиту организма. Вагбхата так описывает Садхака Агни (А.Х.1.12.13-14.): "Находящаяся в сердце субдоша Питта доша называется Садхака, потому что она отвечает за все ментальные функции, такие как накопление знания, интеллигентность, самоосознание и др., а также способствует поддержанию души в теле живого существа и продлению его жизни". Алочака Агни Питта доша, находящийся в глазе (зрачке), называется Алочака Агни (дающий острое зрение). Его функция заключается в регулировании остроты и четкости зрения. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.14.): "Питта доша, находящийся в зрачке, называется Алочака потому, что он помогает видеть форму окружающих предметов". Бхраджака Агни Питта доша, локализующийся на коже, называется Бхраджака Агни по тому, что придает коже окраску и температуру. Вагбхата следующим образом описывает этот Агни (А.Х.1.12.14.): "Тот Агни, который находится в коже и способствует проявлению ее цвета называется Бхраджака Агни". Функциями Бхраджака Агни является: 1. Впитывание и переваривание мазей, масел и других жидких субстанций, а также воды, попавшей или нанесенной на кожу. 2. Пигментация кожи, и как следствие - помощь тканевом питании и формировании тканевых огней. 3. Защита организма от внешних воздействий.
Если все субдоша Вата доша находятся в тонком, невидимом для глаза человека и в неощутимом для остальных органов чувств состоянии, то некоторые из субдоша Питта доша начинают обретать "грубоматериальную" форму. Садхака Агни и Алочака Агни находятся практически в непроявленном состоянии, но, не смотря на это, обладают всеми качествами Питта доша - жаром, активностью и являются жидкостями, хотя эти качества у них находятся в непроявленном состоянии. С другой стороны, Пачака Агни и Ранджака Агни полностью проявляют свои качества на физическом уровне. Пачака Агни является жидкостью, по качествам соответствующей достаточно сильной кислоте. Ранджака Агни окрашен в ярко-красный цвет и также является активной жидкостью. Бхраджака Агни занимает промежуточное положение и не настолько проявлен, как Пачака Агни и Ранджака Агни.
Рисунок 2. Положение Пачака Агни.
А - селезенка; В - поджелудочная железа; F - желчный пузырь; D - двенадцатиперстная кишка; U - пупок.
Функции нормальной Капха доша Основной функцией Капха доша является предохранение тела и органов от разрушительных внешних воздействий, а так же поддержание формы тела. Чарака описывает пять основных функций Капха доша (Ч.С.1.18.51.). Это: 1. Смачивание суставной полости. 2. Придание телу прочности. 3. Поднятие сексуальной энергии. 4. Мужество, терпение, настойчивость и умеренность. 5. Защита желудка от Агни. Сушрута же упоминает несколько отличные функции этой доша (С.С.1.15.6.): "Капха доша выполняет в теле пять основных функций. К ним относятся: 1. Смачивание внутрисуставной полости. 2. Защита желудка от Агни. 3. Придание телу физической силы. 4. Питание тела. 5. Придание телу прочности". Помимо вышеперечисленных функций, она управляет всеми железами внутренней секреции, то есть принимает участие в гуморальной регуляции деятельности всего организма. Еще одной очень важной ее функцией является помощь при трансформации семи тканей. Субдоша Капха доша
Из всех древних авторов аюрведических текстов, наверное, один Вагбхата приводит подробное описание субдоша Капха доша (А.Х.1.12.15-18.), поэтому эта глава целиком построена на текстах Аштанга Хридаям и Аштанга Самграха Самхит. Капха доша разделяется на пять субдоша – Кледака Капху, Аваламбака Капху, Бодхака Капху, Тарпака Капху и Слешака Капху. Кледака Капха Та Капха, которая находится в желудке, смачивая и доставляя пищу к Пачака Агни, Огню пищеварения, называется Кледака Капха (скрепляющая организм слизь). Кледака Капха образуется в желудке специальными эпителиальными клетками, выделяющими слизистый секрет, а также из перевариваемой пищи, особенно крахмальной. Формируясь в этом месте, она способствует возникновению всех остальных субдоша Капха доша во всем теле. Вагбхата пишет (А.С.12.15): "Капха доша, находящаяся в желудке, называется Кледака, ведь она помогает перевариваться пищи". Аваламбака Капха Капха доша, находящаяся в груди и защищающая сердце от повреждений, травм и других неблагоприятных внешних воздействий, придающая силу и полноту его ударам, называется Аваламбака (основная слизь). Аваламбака Капха считается главной среди субдоша Капха доша (А.Х.1.12.15-16.). Питательная часть пищи, которая образуется в результате процесса пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, называется первичным хилусом. В ходе дальнейшего переваривания хилуса из него образуется основной хилус, который с током крови попадает в сердце и поддерживает здоровье и баланс всех составляющих организма. Побочным продуктом этого вторичного пищеварения является Аваламбака Капха. Изначально она депонируется в околосердечной зоне, а затем Вата доша разносит ее по всей грудной части тела. Таким образом, Аваламбака Капха выполняет две основные функции: 1. Поддерживает силу и частоту сердечных сокращений и предохраняет сердце от повреждений. 2. Поддерживает силу и стабильность суставов груди и позвоночного столба. Бодхака Капха Та Капха доша, которая, находясь во рту, увлажняет язык, способствуя ощущению человеком всех шести вкусов, а также смачивает пищевой комок, облегчая его глотание и движение по пищеводу, называется Бодхака Капха (слизь, способствующая вкусовым ощущениям). Основным местом локализации этой субдоша являются подъязычные и заушные слюнные железы, ротовая полость и горло. Слюна, так усиленно секретирующаяся слюнными железами в рот при приеме пищи является практически чистой Бодхака Капха. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.16-17.): "Капха доша, локализующаяся на языке, называется Бодхака, так как помогает вкусовой чувствительности". Одной из дополнительных функций этой субдоша является первичное образование сладкого сока в ротовой полости. Тарпака Капха Капха доша, которая находится во всем теле в виде жировых отложений, в лобных пазухах, в голове и в позвоночном столбе (в виде ликвора, спинномозговой жидкости), на всех слизистых оболочках и во всех железах внутренней секреции, называется Тарпака Капха (слизь, питающая организм). Еще одним основным местом ее локализации являются все органы чувств. Находясь в столь разнообразных местах организма, Тарпака Капха выполняет разнообразнейшие функции, начиная от питания человека в условиях недостаточного поступления пищи, его защиты от перегрева или переохлаждения, травм и ушибов, до смачивания слизистых оболочек, процесса обмена веществ, питания органов чувств и гуморальной регуляции деятельности организма. Качества и местоположения этой субдоша описаны Вагбхатой (А.Х.1.12.17.). Слешака Капха Капха доша, находящаяся в суставах, плевральной полости, паутинномозговой оболочке и в перикарде (околосердечной сумке), называется Слешака Капха, Связующая слизь. Уменьшая силу трения, Слешака Капха смазывает изнутри каждый сустав, позволяя ему беспрепятственно совершать движения (А.Х.1.12.18.). Помимо этого, смачивая плевральную полость, эта субдоша предотвращает трение между плевральными листками, помогая тем самым процессу дыхания. Та же самая картина наблюдается и в околосердечной сумке. Находящаяся в подпаутинном пространстве паутинной оболочки мозга, Слешака Капха предохраняет головной мозг от повреждений.
Побочные продукты вторичного переваривания хилуса распространяются из сердца по всему организму и питают не только Слешака Капха, но и все остальные субдоша Капха доша. Места основной локализации, а также основные функции находящихся в состоянии баланса субдоша всех трех доша можно представить в виде таблицы (см. таблицу 4).
ЧАСТЬ 6. ТКАНИ, НЕЧИСТОТЫ И ТОКСИНЫ ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС
Давайте рассмотрим корреляцию между доша, тканями и нечистотами. Исходя из аюрведических текстов, доша, ткани и нечистоты совместно складывают и поддерживают это тело, являясь его корнями[57]. Сушрута описывает это в шестой главе Сушрута Самхиты (С.С.6.6.66.). Инду в своих комментариях очень подробно объясняет эту шлоку. Он говорит, что тело может быть создано из сочетания доша, тканей и нечистот.[58] Из этих трех составляющих тела доша наиболее важны, ведь из них и с их помощью идет формирование всех семи тканей организма[59]. Хилус, из которого идет образование всех остальных тканей организма, получает свою энергию и свои качества, такие как подвижность или энергию для дальнейшего переваривания, тяжесть, слизистость и все остальные непосредственно от Тридоша (А.С.1.1.). Вата доша, Агни, а также хилус и Оджас не видимы посредством обычного зрения или под микроскопом. Поэтому-то Чакрапани и пишет[60] в своих комментариях на Сушрута Самхиту, что природа этих субстанций познается исключительно по их воздействию (проявлению). Практически все ткани, в отличие от доша имеют постоянное, зафиксированное положение в организме. Они могут передвигаться только по строго определенным каналам, тогда как доша, особенно при дисбалансах, могут перемещаться по любым каналам в организме. Исходя из этого, возникает вопрос: если в основной массе ткани зафиксированы в местах своей основной локализации и не перемещаются по организму (за исключением хилуса и крови), то каким же образом они могут оказывать хорошее или плохое воздействие на здоровье и тонус организма? Чарака (Ч.С.4.6.18.) так отвечает на этот вопрос: "Когда доша, находящиеся в состоянии дисбаланса или в соединении с Амой, касаются и взаимодействуют с тканями (причем часть доша смешивается с ними), ткани приобретают анормальные качества и функции. Тело может быть здорово только в случае нахождения доша (а, следовательно, и тканей) в состоянии баланса". Доша, пребывающие в равновесии, очень сильно зависят от правильности процесса трансформации семи тканей. Ткани во время своего взаимопревращения порождают Тридоша, а находящиеся в состоянии равновесного баланса доша, в свою очередь, способствуют этому процессу. В результате трансформации семи тканей образуются не чистые ткани, а ткани, смешанные с доша, очищающиеся от них только через некоторый промежуток времени, да и то не до конца. Помимо помощи в превращении семи тканей, доша помогают им правильно выполнять свои функции. Ткани, как будет видно из последующих глав, приобретают положенное по индивидуальной конституции массовое и пропорциональное количество после двадцати – двадцати трех лет жизни человека, и оно практически (в норме) не меняется в течение остального времени существования тела. Доша и нечистоты, напротив, - преходящи и уходящи, но совместно друг с другом создают константу в количественном и пропорциональном соотношении.
Семь тканей
Семь тканей, составляющих организм человека, суть хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя. Их вполне можно сопоставить с аналогичными тканями, описываемыми современной гистологией. Слово «дхату» переводится как "жизненная сила", хотя, современными переводчиками оно переводится как "ткань", "структурная единица". Хилус - это полностью переваренная пища, циркулирующая по особым каналам по всему телу. Арунадатта говорит, что “циркулирующий по всему телу хилус питает органы чувств и приносит умиротворение и покой” (поэтому то после еды чувствуется такое расслабление и спокойствие!). При формировании хилуса в виде побочных продуктов образуются кал и моча. Основная функция хилуса заключается в питании всего организма и в поддержании процесса трансформации семи тканей. Он отвечает за лактацию у кормящей женщины и регулярность менструального цикла. При трансформации хилуса образуется лимфа, а из лимфы - кровь. Побочным продуктом этого превращения являются Капха доша, слизь и мокрота. Кровь формируется из хилуса в печени и селезенке под действием Ранджака Агни. Если рассматривать состав крови с позиции пяти первоэлементов, то можно составить такую пропорцию:
ЭФИР - 1 часть. ВОЗДУХ - 1 часть. ОГОНЬ - 4 части. ВОДА - 3 части. ЗЕМЛЯ - 1 часть.
Кровь - это внутренняя среда организма, поддерживающая жизненную активность и увеличивающая здоровье и иммунитет. В ней идут все процессы обмена веществ, клеточного дыхания и питания. Кровь формирует желчь и поддерживает тонус кровеносных сосудов, а также помогает разноситься по всему телу Оджасу и хилусу. Еще одной из множества ее функций является придание цвета коже. Сушрута в Сушрута Самхите (С.С.1.14.22.) описывает кровь, находящуюся в здоровом состоянии, как вязкую жидкость красного цвета (цвета надкрыльев божьей коровки), плохо отстирывающуюся с ткани. Далхана также говорит, что если смочить кровью кусочек ткани, то он очень долго не отстирается. Помимо сравнения цвета крови с цветом божьей коровки, ее сравнивают с цветом цветков красного лотоса, семян розового горошка и др. (Ч.С.1.24.22.). Гангадхара пишет, что всевозможные оттенки красного цвета служат показателями чистоты и здоровья крови. С позиции Вагбхаты (А.С.1.36; А.Х.1.27.2.), кровь сладка и слегка солоновата. Трансформируясь под действием мышечного Огня, кровь порождает мышцы. Побочным продуктом этого превращения является Питта доша. Мышечная ткань образуется из крови под действием мышечного Огня. Их всех первоэлементов наиболее активное участие в этом процессе принимают Огонь и Воздух. Существует два вида мышечной ткани в зависимости от того, какой из первоэлементов (Воздух или Огонь) оказывает доминирующее влияние. Проводя параллель с современной гистологией, можно сказать, что это гладкие и поперечно-полосатые мышечные волокна, одни из которых играют роль скелетной мускулатуры, а вторые отвечают за движения на уровне органов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |