Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аштанга Хридаям Самхита 2 страница



2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

                        авьякто аям ачинтйой аям

                              авикарйо аям учьяте

                                                                          (Б.Г.2.25.)

   

            "Душа невидима, непостижима и неизменна".

 

Душа не является субстанцией в материальном смысле этого по­нятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Гос­пода, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно ма­лым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчинен­ном Ему положении. Веды описыва­ют душу как "Нитьях" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создава­лась и никогда не умрет.

Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (жи­вотные) и скрыта внутри организма (растения).

                                                 Животные.

 

Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заме­тить, что у всего этого класса жизненные признаки про­являются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, жи­вотные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насе­комые и т.д. и низшие формы - подзем­ные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д.

                                             Растения

Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", не­заметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споро­вые и все лекарствен­ные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все расте­ния являются лекарственными, но в дан­ном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны.

Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающих­ся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим же­ланиям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уро­вень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом слу­чае живое существо больше не ро­дится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Свя­щенные писания.      

2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что со­творено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано че­ловеком или жи­вотными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д.

Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, соз­данных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, ком­бинируя из единичных атомов и молекул полимоле­кулярные объекты.    

Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творя­щая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действи­тельно, Эфир является во всех ситуациях творящей матери­ей, или творящим первоэле­ментом, а Вода по отношению к нему - сотворя­емая, ведь для возникно­вения первоэлемента Вода необхо­дим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принци­пах возник­новения.

Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на прояв­лен­ную и бесформенную. Материя проявлена, если обладает сле­дующими тремя свойствами:

1. Ограниченностью положения в пространстве.

2. Количественностью, измеримостью.

3. Действием.  

Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это непроявленная, бесформенная материя.

Для лучшего понимания материи можно составить следующую схему, в которой представлены все основные виды субстанций (см. схему 3).

Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстан­ции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарс­твенные травы, минералы, продукты питания и т.д. 

Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воз­действию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддержи­вая тем самым здоровье.

                                          Качество

 

В Ведах дается много определений качества (Ч.С.1.1.49; В.С.1.1.16.), одно из которых звучит так: «Соединение первокачеств (Танматр[33]) с двадцатью основными качества­ми (лег­кий-тяжелый, хо­лодный-горячий[34] и т.д.), знанием, моментом силы и т.д., является качест­вом данного объекта». Без объекта ка­чества не существуют.

Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он крас­ный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и крас­ноты, мы го­ворим об этих качествах вкуса и цвета, которые и яв­ляются качествами данного леденца. Но, когда Вайшешика говорит, что данный леденец ок­рашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сла­дость данного леденца.

Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6.):

1. Форма, цвет.

2. Вкус.

3. Запах.

4. Шершавость.

5. Номер.

6. Размер.

7. Индивидуальность.

8. Сочетаемость.

9. Несовместимость.

10. Приоритетность, первичность.

11. Вторичность.

12. Знание.

13. Состояние счастья, наслаждение.

14. Состояние несчастья, боль, страдание.

15. Желанность, симпатичность.

16. Антипатичность, отвращение.

17. Усилие.

Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и гово­рит о двадцати четырех качествах:   

            18. Тяжесть.

            19. Агрегатное состояние.

            20. Вязкость.

            21. Достойность.

           22. Недостойность.

               23. Звучность.

              24. Способность.

Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхьягуну (Ч.С.1.1.49.). Это:

      а) (5) Пять объектов чувств:

             1. Звук.

            2. Шершавость.

             3. Форма, цвет.     

             4. Вкус.  

             5. Запах.  

    б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно опи­сываются в Дравьягуна Сутре в главе Гунапракаранам.  

      в) (1) Разум.  

      г) (5) Заканчивающиеся усилием:

            1. Желанность, симпатичность.               

            2. Антипатичность, отвращение.               

            3. Состояние счастья, наслаждение.               

            4. Состояние несчастья, боль, страдание.               

            5. Усилие.  

      д.) (10) Начинающиеся с двойственного.  

Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описа­ния свойств лекарственных трав и, соответственно, их воз­действия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые нес­колько близки с достойностью и недостой­ностью.

Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из перво­элемен­тов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых ка­честв, которые, конечно же, проявляются не только в че­ловеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарствен­ных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в ор­ганизме человека при болезнях. Эти каче­ства парные, и если про­водить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, сол­неч­ную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун:    

           1. Тяжелый - Легкий.  

           2. Горячий - Холодный.  

           3. Сухой - Влажный, вязкий.

           4. Активный - Пассивный.   

           5. Подвижный - Неподвижный.  

           6. Твердый - Мягкий. 

           7. Чистый - Слизистый.  

           8. Шершавый - Гладкий.  

           9. Большой - Маленький.  

          10. Твердый - Жидкий.  

В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он при­обретает те или иные качества, являющиеся его индивидуаль­ной характе­ристикой. 

                                       Действие

 

"То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, явля­ясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, назы­вается дейс­твием" (В.С.1.1.17; Ч.С.1.1.52; ДГ.С.7.1.). Воздействие одной субстан­ции на другую складывается исключительно из ее ка­честв и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию. Мо­локо, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно ох­лаждает тело, а красный перец, горя­чий, согревает его. Тридоша также обладают индивидуальными ка­чествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу поз­воляет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из доша. Так как воздействие - динамическая характеристика субстан­ции, в отличие от статической (качества), она обязательно связана с тем или иным видом движения.

Канада выделяет пять видов движения: увеличение (подъем), умень­шение (спуск), противопоставление, расширение и движение в целом. Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помо­щью органов чувств, а движение остальных выво­дится по специальным формулам или принимается за аксиому. Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практиче­ски нет (конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе).

Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой по­зиции, определяя его как "праятнади карма чештитам учьяте" (Ч.С.1.1.49.). Там, где проявляется причина, возникает усилие. Со­вокупность их есть Действие. Оно производит желание. Его испол­нение порождает повтор­ное действие, а все в совокупности и есть конечное действие. Результат получается только благодаря действию[35]. По­этому, чтобы добиться чего-либо, необходимо приложить момент силы, импульс, или другими словами, усилие. Можно привести следующий пример: если мы хо­тим сделать шаг, то есть совершить движение, нам не­обходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., кото­рое складывается из более мелких действий, в свою очередь явля­ю­щихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых (сокращение и расслабление) дает нам возможность со­вершать генераль­ное действие - перемещение тела, движение.

                                        Сходство и Различие

 

Если мы говорим о возможности существования множества раз­нооб­разных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые об­щие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны от­личаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые призна­ки у различных субстанций, мы назы­ваем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называ­ем их различием, таким об­разом, сходство и различие суть две противо­положных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанци­ям.

Слово "Саманья" образовано от прилагательного "Самана" - "одинако­вый, сходный". Оно проявляется как сходство некого мно­жества объек­тов, характеризующее их общность, а не индивидуаль­ность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, форми­руя из них очень широ­кие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качест­вами (в пределах своего класса, разуме­ется), что и есть Сходство.

Различие является полной противоположностью Сходства и проявля­ется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схо­жие объекты и характеризует все отличи­тельные признаки данной субс­танции по сравнению с аналогичны­ми. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомаши­ны, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отли­чаются друг от друга. Это отличие и есть Различие.

Чарака пишет (Ч.С.1.1.45.): "Сходство соединяет все различия и не­сходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Разли­чие способствует проявлению в подобных категориях объек­тов разнооб­разным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство са­мих объектов".

Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах ин­диви­дуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирую­щее качество называется Различием.

Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрве­де, ведь они являются фундаментальными принципами диаг­ностики и ле­чения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Разли­чиях. Чарака так го­ворит о нем: "Причина возрастания и увеличе­ния качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Разли­чие. Оба являются причинами из­менения субстанций" (Ч.С.1.1.44.). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболе­ваний, но об этом - позже.    

                                               Взаимодействие

 

Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий - соединенность и нераз­дельность.

Соединенность - это временные отношения между субстанция­ми, ко­торые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся вместе не оказывая глубокого воздействия на параллель­ную субстанцию. Можно привести такой пример: картина висит на стене, но взаимодейст­вие стены и картины не оказывает большо­го влияния ни на одну, ни на другую. Поэтому можно сделать вы­вод, что соединенность - внешние, поверхностные взаимоотноше­ния двух или нескольких субстанций.

Прашастапада дает следующее определение нераздельности: "связь существования и существующего объекта, которые неотде­лимы друг от друга, и находятся одно с другим во взаимосвязи, так, что можно сказать "это в этом", называется нераздельностью (В.С.7.2.26.)". Чарака говорит: "Нераздельность есть соединенность суб­станций с их качествами. Это возможно только по причине нераз­дельности субстанции с ее качества­ми" (Ч.С.1.1.50.). Можно ска­зать, что нераздельность - это глубочайшая взаимосвязь частей еди­ного целого друг с другом и одновременно с пол­ным целым, при­чем эти отношения не могут быть прерваны без глобаль­ного изме­нения структуры и качеств обоих субстанций - как части, так и це­лого. Качества и состояние целого напрямую зависит от качества и со­стояния его составных частей. Примером может послужить орга­низм че­ловека. Взаимодействие органов и систем органов друг с другом - нераз­дельность, а взаимодействие человека с дорогой, по которой он идет на работу - соединенность.                         

                                          Небытие

 

Небытие, несуществование - последняя Падартха, являющаяся от­рица­тельной по сравнению с первыми шестью, называемыми су­ще­ствующими Падартхами. Это наиболее эмпирическое и философ­ское понятие среди их всех. Понятие "небытие" можно достаточно легко объяснить, проводя параллели с соединенностью и нераз­дельностью. Допустим, у одного че­ловека есть красная машина. Это соединенность. Но у него нет зеленой машины, и это - небы­тие. Небытие бывает двух видов - взаимное исклю­чение и отсутст­вие.

1. Анйойони Абхава - это взаимное исключение, невозмож­ность суще­ствования в одном месте, одновременно и в одной структуре двух разных субстанций. Можно сказать, что на основа­нии взаим­ного исключения подводится итог отличиям одной субс­танции от другой. Когда одна субс­танция отличается от другой, или одно сос­тояние противоположно дру­гому, в данный момент време­ни они взаимно исключают друг друга. Да­вайте рассмотрим про­стой при­мер: если человек лыс, одновременно с этим он не может иметь во­лосы на голове. Или, стул отличается от стола, поэтому невозмож­но существование стула в структуре стола или стола в структуре стула (другое дело, что и на столе можно седеть).     

2. Самсарга Абхава. Отсутствие какой то субстанции, качеств или ка­кого то специфического действия в данной субстанции на­зывается Сам­сарга Абхава. Отсутствие относится или к одной субс­танции, или к час­тям и целому. Отсутствие может быть трех видов: несуществование в прошлом, несуществование после разрушения и абсолютное небытие. Несуществование в прошлом относится к субстанции, не существовав­шей до момента создания, например, горшок не существовал до того, как гончар его вылепил. Несущест­вование после разрушения относится к разбившемуся кувшину - он перестал существовать как кувшин. К кате­гории абсолютного не­бытия относится вечный двигатель и все остальные невозможности.

Только остановившись на Падартхавигьяне можно приступать к изу­чению теории о пяти первоэлементах, которые непосредственно склады­вают Тридоша, придавая им качества и определяя их функ­ции. Знание о Падартхах поможет легче и правильнее понять прин­ципы, по которым первоэлементы складывают этот мир.

 

    ЧАСТЬ 4     МАХАБХУТА - ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ

                

ТЕОРИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ

 

Мы уже знаем, что существует пять первокачеств (Танматр), проявляющихся как Звук, Шершавость, Форма или Цвет, Вкус и Запах.

Шабда Танматра проявляется исключительно как Звук. Сущест­вует много различных звуков (не только по вариации, но и по силе, громкос­ти, резкости и т.д.), хотя основных - два - неотчетли­вый и отчетливый, но на изначальном уровне Шабда Танматра ме­жду всеми существующими звуками нет различий. Спарша Тан­матра проявляется исключительно как Тактильное ощущение. Су­ществует много всевозможных тактильных ощущений (гладкое, шершавое, ребристое, вязкое, жирное, холодное, го­рячее, теплое и т.д.), но на уровне Шабда Танматра между ними нет раз­личий. Рупа Танматра проявляет себя как Цвет (форма). Существует бес­конечное множество цветов от белого до черного, хотя основных - шесть (белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый), но на уровне Рупа Танматра между всеми цветами и формами нет разли­чий. Раса Танматра проявляется исключительно как Вкус. Сущест­вует шесть основных вку­сов (сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий), но на уровне Раса Танматра между всеми вкусами нет разницы. Гандха Тан­матра проявляется исключитель­но как Запах. Существует много всевоз­можных запахов (но основ­ных - шесть), но на уровне Гандха Танматра между всеми запахами нет различий.

Первокачество можно сравнить с матрицей, по которой создается тот или иной первоэлемент. Это специфические свойства и качества, присущие ему и характеризующие только его индивидуальность. Это утверждение полностью подходит только под Эфир. Если же рассматривать более «сложные» первоэлементы, то оно будет верно только относительно той Танматры, которая образует специ­фические качества данного первоэле­мента. Вода состоит из трех первокачеств (и, естественно, Эфира), ее специ­фическим первокачеством яв­ляется Вкус. У Земли же, несмотря на наличие Вкуса, не он явля­ется доминирующем первокачеством, а Запах.

В Аюрведе процесс зарождения, роста и развития человеческого тела рассматривает­ся с позиции теории о пяти первоэлементах, т.е. взаимодействия между собой пищевых субстан­ций, Тридо­ша, трех Махагун материальной природы, семи тканей и нечистот. Все живые существа и неживые материальные объекты сотворяются из все­возможных комбинаций одних и тех же пяти первоэлементов. Живое от­личается от мертвого только наличием души. Первоэлементы складыва­ют физическую и энергетическую структуру субстанции, с помощью ко­то­рой проявляются все ее ка­чества.

Многочисленные переводчики индийской философской литера­туры переводят слово "бхута" как "элемент", а "махабхута" как "первоэле­мент". Мне приходится следовать установившейся тради­ции, хотя это в некотором смысле ошибка. К сожалению, многие терми­ны и философс­кие понятия невозможно перевести одним словом ни на один язык мира, в том числе и на русский. Поэтому, как че­ловек привык употреблять та­кие специфические латинские меди­цинские термины, как гастрит, неф­рит, гематома и др., точно также через некоторое время запомнятся и аюрведические термины.

"Бхута" это не "элемент" в точном современном значении этого слова, а "параману" - не "атом" или "молекула". Несмотря на это, многие авторы (в том числе и индийские) с восторгом приняли эти эквиваленты, проиг­норировав тот факт, что бхута не являются эле­ментами, молекулами, та­кими как молекулы кислорода, магния или фосфора, и с точки зрения хи­мии не могут быть выделены и под­вер­гнуты комплексному анализу. Те же "элементы", которые выде­лены в чистом виде химией и занесены (или еще не занесены) в таблицу Менделеева, состоят из параману, сложных частиц, кото­рые в свою очередь состоят из всевозможных комбинаций перво­элементов.

Пять первоэлементов происходят из пяти тонкоматериальных структур - первокачеств. В полимолекулярных субстанциях, например в теле человека, Земля помогает остальным четырем первоэлементам обрести стабиль­ность, Вода помогает остальным четырем перво­э­лементам обрести неко­торую влажность, Огонь помогает им "доз­реть", Воздух способствует их высушиванию, а Эфир дает прос­т­ра­нство, где остальные четыре перво­элемента могут "развернуть­ся" и проявить свои качества.

Эфир, имеющий самое простое строение и являющийся "изна­чаль­ным" первоэлементом, обладает только одним качеством и строится по одной матрице - Звуку. Воздух обладает двумя качест­вами - Звуком и Шершавостью (тактильной ощутимостью), Огонь - Звуком, Ощутимостью и Формой (цветом), Вода - Звуком, Ощути­мостью, Формой (цветом) и Вкусом, а Земля обладает всеми пятью качествами - Звуком, Ощутимос­тью, Формой (цветом), Вкусом и Запахом. Однако, стоит заметить, что качество звука, звучания у Земли не проявлено, спрятано, и проявляется только при взаимо­действии с другими субстанциями. И не смотря на та­кую напол­ненность качествами, у нее преобладает качество Запаха. Во­обще, за доминирующее качество отвечает непосредственно та Танматра, которая отвечает за формирование данного первоэлемента. Чарака подчеркивает[36], что качества первоэлементов определяются при взаимодейс­твии с ор­ганами чувств человека.

Первоэлементы в чистом виде в природе не встречаются. Все вокруг состоит только из комбинаций и всевозможных качествен­ных и количес­твенных их сочетаний между собой. Даже вроде бы чистые огонь, вода, земля пронизаны пылью, воздухом, дымом и т.д. Поэтому Аюрведа выде­лила субстанции, наиболее близко схо­жие по качествам с "чистыми" пер­воэлементами и назвала их соот­ветственно Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля (А.С.1.17, С.С.1.41.1-7.).

Дравьягуна Сутра характеризует первоэлементы в основном с пози­ции формирования ими качеств лекарственных трав, Чарака с позиции построения человеческого организма и Тридоша, также, как и Сушрута, который, однако, характеризует их не только с по­зиции продуцирования качеств лекарственных препаратов (С.С.1.41.1-7), но и по принципу влияния и формирования человеческо­го тела (С.С.3.1.19). Сушрута опи­сывает следующие качества пер­во­элементов:

    

                        ЭФИР (АКАША МАХАБХУТА):

 

    1. Звук.          

    2. Органы слуха.                           

    3. Проникаемость.                 

    4. Энергия распознавания объектов.

 

                        ВОЗДУХ (ВАЮ МАХАБХУТА):

 

    1. Прикосновение.                               

    2. Органы осязания.                          

    3. Все виды активности.                               

    4. Все вибрации в теле.

    5. Легкость.

                         

                        ОГОНЬ (ТЕДЖО МАХАБХУТА):

 

    1. Форма и цвет.                          

    2. Глаза.                              

    3. Цвет кожи.                               

    4. Тепло.

    5. Блеск.

    6. Энергия пищеварения.

    7. Деятельность.

 8. Мужество.

9. Царствование.

                            

                       ВОДА (АП МАХАБХУТА):

 

    1. Вкус.

    2. Органы вкусового восприятия.

    3. Текучесть жидкостей тела.

    4. Межтканевая жидкость.

 

                        ЗЕМЛЯ (ПРИТХВИ МАХАБХУТА):

 

    1. Запах.     

    2. Органы обоняния.

    3. Твердость и плотность всех частей тела.

    4. Массивность.

    5. Холодность.

    6. Слизистость.

Способность образования семени.

 

В полном соответствии с философией Санкхья, Сушрута утвер­ждает, что качество благости доминирует у Эфира, стра­сти и благо­сти у Огня, страсти у Воздуха, благости и невежества у Воды и не­вежества у Земли.

Не стоит забывать, что первоэлементы в теле находятся не в чистом виде и их качества не оказывают непосредственного влия­ния на сознание человека, хотя в достаточной степени формируют темперамент, но в ос­новном их влияние распространяется на внеш­нюю природу - на пищу и лекарственные средства.

Пять органов чувств находятся в тесной взаимосвязи с пятью перво­элементами и пятью первокачествами, воспринимая их как соот­вет­ст­вующие ощущения цвета, запаха, вкуса и т.д.

Чарака характеризует зависимость органов и систем органов че­ловече­ского организма от составляющих их первоэлементов следу­ющим обра­зом: "Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, гро­моздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и теку­чие, например хилус, желчь, лимфа, кровь, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и др. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закры­тия, сжа­тия и разжатия, движение, напряжения и расслабления, морга­ние, биение (пульс), всасывание питательных веществ, и т.д. обеспечи­ваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого пер­воэле­мента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной при­роды. Звуки и ор­ганы слуха тоже относятся к этому первоэлементу. Что бы ни двига­лось в организме, все движется за счет наличия сознания в теле" (Ч.С.4.7.16).

Качества и функции первоэлементов в природе и в теле можно предс­тавить в виде таблицы 1, а формирование орга­низма пятью первоэлементами с помощью таблицы 3.

 

 

 ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КА­ЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

                          Образование пяти первоэлементов

 

Давайте рассмотрим процесс образования каждого из пяти первоэлементов. Существует две основные школы, по-разному объясняющие этот процесс – агницентрическая, или огненная, и акашацентрическая, или эфирная. Первая школа считается изначальной, а вторая – более поздней.

1. Агницентрическая школа. Эта школа считает изначальным, первым и всетворящим элементом Огонь, утверждая, что его природа наиболее близка и подобна природе Бога и души.

Когда частицы Огня начинают плавиться от собственного внутреннего жара, появляется Вода, которая, по мере удаления от источника жара, начинает застывать и постепенно превращается в первоэлемент Земля. Когда раскаленные частицы Огня начинают испаряться, появляется Воздух. Чем дальше он разлетается от Огня, тем больше разрежается – так появляется Эфир. В соответствии с этими данными можно составить следующую схему формирования пяти первоэлементов:

 

          3          2                 1          2               3

    АКАША — ВАЮ —— АГНИ —— АП —— ПРИТХВИ

 

К сожалению, все основные тексты, принадлежащие этой школе, в настоя­щее время считаются утерянными, и на первое место вышла акашацентрическая школа. Весь современный аюрведический фундамент базируется именно на этой теории.

2. Акашацентрическая школа. Эта школа считает, что изначальным и первым элементом яв­ляется Эфир, который формируется непосредственно из первокачества Звука[37]. Процесс формирования каждого из пяти первоэлементов за­ключается в накоплении Эфиром определенных качеств, которые относятся непосредственно к первокачествам. При комбинации Эфира с Осязаемос­тью во время его движения возникает Воздух, при комбинации с Осязаемостью и Формой возникает Огонь. Этот процесс сопровож­дается выделением тепла. При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой и Вкусом возникает Вода, и этот процесс сопровождается растеканием частиц творения. При комбинации Эфира с Осязаемо­стью, Формой, Вкусом и Запахом образуется Земля. Процесс фор­мирования Земли сопровождается застыванием элементов творе­ния. Можно составить следующую схему формирования первоэле­ментов в соответствии с известной шлокой из Падартхавигьяны[38]: "Воздух из Эфира, Огонь из Воздуха, Вода из Огня, Земля из Воды".



2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аштанга Хридаям Самхита 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)