Аштанга Хридаям Самхита 2 страница
авьякто аям ачинтйой аям авикарйо аям учьяте (Б.Г.2.25.)
"Душа невидима, непостижима и неизменна".
Душа не является субстанцией в материальном смысле этого понятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Господа, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно малым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчиненном Ему положении. Веды описывают душу как "Нитьях" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создавалась и никогда не умрет. Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (животные) и скрыта внутри организма (растения). Животные.
Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заметить, что у всего этого класса жизненные признаки проявляются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, животные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насекомые и т.д. и низшие формы - подземные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д. Растения Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", незаметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споровые и все лекарственные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все растения являются лекарственными, но в данном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны. Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающихся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим желаниям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уровень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом случае живое существо больше не родится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Священные писания. 2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что сотворено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано человеком или животными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д. Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, созданных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, комбинируя из единичных атомов и молекул полимолекулярные объекты. Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творящая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действительно, Эфир является во всех ситуациях творящей материей, или творящим первоэлементом, а Вода по отношению к нему - сотворяемая, ведь для возникновения первоэлемента Вода необходим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принципах возникновения. Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на проявленную и бесформенную. Материя проявлена, если обладает следующими тремя свойствами: 1. Ограниченностью положения в пространстве. 2. Количественностью, измеримостью. 3. Действием. Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это непроявленная, бесформенная материя. Для лучшего понимания материи можно составить следующую схему, в которой представлены все основные виды субстанций (см. схему 3). Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстанции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарственные травы, минералы, продукты питания и т.д. Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воздействию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддерживая тем самым здоровье. Качество
В Ведах дается много определений качества (Ч.С.1.1.49; В.С.1.1.16.), одно из которых звучит так: «Соединение первокачеств (Танматр[33]) с двадцатью основными качествами (легкий-тяжелый, холодный-горячий[34] и т.д.), знанием, моментом силы и т.д., является качеством данного объекта». Без объекта качества не существуют. Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он красный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и красноты, мы говорим об этих качествах вкуса и цвета, которые и являются качествами данного леденца. Но, когда Вайшешика говорит, что данный леденец окрашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сладость данного леденца. Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6.): 1. Форма, цвет. 2. Вкус. 3. Запах. 4. Шершавость. 5. Номер. 6. Размер. 7. Индивидуальность. 8. Сочетаемость. 9. Несовместимость. 10. Приоритетность, первичность. 11. Вторичность. 12. Знание. 13. Состояние счастья, наслаждение. 14. Состояние несчастья, боль, страдание. 15. Желанность, симпатичность. 16. Антипатичность, отвращение. 17. Усилие. Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и говорит о двадцати четырех качествах: 18. Тяжесть. 19. Агрегатное состояние. 20. Вязкость. 21. Достойность. 22. Недостойность. 23. Звучность. 24. Способность. Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхьягуну (Ч.С.1.1.49.). Это: а) (5) Пять объектов чувств: 1. Звук. 2. Шершавость. 3. Форма, цвет. 4. Вкус. 5. Запах. б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно описываются в Дравьягуна Сутре в главе Гунапракаранам. в) (1) Разум. г) (5) Заканчивающиеся усилием: 1. Желанность, симпатичность. 2. Антипатичность, отвращение. 3. Состояние счастья, наслаждение. 4. Состояние несчастья, боль, страдание. 5. Усилие. д.) (10) Начинающиеся с двойственного. Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описания свойств лекарственных трав и, соответственно, их воздействия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые несколько близки с достойностью и недостойностью. Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из первоэлементов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых качеств, которые, конечно же, проявляются не только в человеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарственных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в организме человека при болезнях. Эти качества парные, и если проводить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, солнечную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун: 1. Тяжелый - Легкий. 2. Горячий - Холодный. 3. Сухой - Влажный, вязкий. 4. Активный - Пассивный. 5. Подвижный - Неподвижный. 6. Твердый - Мягкий. 7. Чистый - Слизистый. 8. Шершавый - Гладкий. 9. Большой - Маленький. 10. Твердый - Жидкий. В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он приобретает те или иные качества, являющиеся его индивидуальной характеристикой. Действие
"То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, являясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, называется действием" (В.С.1.1.17; Ч.С.1.1.52; ДГ.С.7.1.). Воздействие одной субстанции на другую складывается исключительно из ее качеств и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию. Молоко, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно охлаждает тело, а красный перец, горячий, согревает его. Тридоша также обладают индивидуальными качествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу позволяет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из доша. Так как воздействие - динамическая характеристика субстанции, в отличие от статической (качества), она обязательно связана с тем или иным видом движения. Канада выделяет пять видов движения: увеличение (подъем), уменьшение (спуск), противопоставление, расширение и движение в целом. Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помощью органов чувств, а движение остальных выводится по специальным формулам или принимается за аксиому. Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практически нет (конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе). Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой позиции, определяя его как "праятнади карма чештитам учьяте" (Ч.С.1.1.49.). Там, где проявляется причина, возникает усилие. Совокупность их есть Действие. Оно производит желание. Его исполнение порождает повторное действие, а все в совокупности и есть конечное действие. Результат получается только благодаря действию[35]. Поэтому, чтобы добиться чего-либо, необходимо приложить момент силы, импульс, или другими словами, усилие. Можно привести следующий пример: если мы хотим сделать шаг, то есть совершить движение, нам необходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., которое складывается из более мелких действий, в свою очередь являющихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых (сокращение и расслабление) дает нам возможность совершать генеральное действие - перемещение тела, движение. Сходство и Различие
Если мы говорим о возможности существования множества разнообразных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые общие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны отличаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые признаки у различных субстанций, мы называем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называем их различием, таким образом, сходство и различие суть две противоположных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанциям. Слово "Саманья" образовано от прилагательного "Самана" - "одинаковый, сходный". Оно проявляется как сходство некого множества объектов, характеризующее их общность, а не индивидуальность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, формируя из них очень широкие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качествами (в пределах своего класса, разумеется), что и есть Сходство. Различие является полной противоположностью Сходства и проявляется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схожие объекты и характеризует все отличительные признаки данной субстанции по сравнению с аналогичными. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомашины, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отличаются друг от друга. Это отличие и есть Различие. Чарака пишет (Ч.С.1.1.45.): "Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует проявлению в подобных категориях объектов разнообразным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство самих объектов". Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах индивидуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирующее качество называется Различием. Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрведе, ведь они являются фундаментальными принципами диагностики и лечения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Различиях. Чарака так говорит о нем: "Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Различие. Оба являются причинами изменения субстанций" (Ч.С.1.1.44.). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболеваний, но об этом - позже. Взаимодействие
Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий - соединенность и нераздельность. Соединенность - это временные отношения между субстанциями, которые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся вместе не оказывая глубокого воздействия на параллельную субстанцию. Можно привести такой пример: картина висит на стене, но взаимодействие стены и картины не оказывает большого влияния ни на одну, ни на другую. Поэтому можно сделать вывод, что соединенность - внешние, поверхностные взаимоотношения двух или нескольких субстанций. Прашастапада дает следующее определение нераздельности: "связь существования и существующего объекта, которые неотделимы друг от друга, и находятся одно с другим во взаимосвязи, так, что можно сказать "это в этом", называется нераздельностью (В.С.7.2.26.)". Чарака говорит: "Нераздельность есть соединенность субстанций с их качествами. Это возможно только по причине нераздельности субстанции с ее качествами" (Ч.С.1.1.50.). Можно сказать, что нераздельность - это глубочайшая взаимосвязь частей единого целого друг с другом и одновременно с полным целым, причем эти отношения не могут быть прерваны без глобального изменения структуры и качеств обоих субстанций - как части, так и целого. Качества и состояние целого напрямую зависит от качества и состояния его составных частей. Примером может послужить организм человека. Взаимодействие органов и систем органов друг с другом - нераздельность, а взаимодействие человека с дорогой, по которой он идет на работу - соединенность. Небытие
Небытие, несуществование - последняя Падартха, являющаяся отрицательной по сравнению с первыми шестью, называемыми существующими Падартхами. Это наиболее эмпирическое и философское понятие среди их всех. Понятие "небытие" можно достаточно легко объяснить, проводя параллели с соединенностью и нераздельностью. Допустим, у одного человека есть красная машина. Это соединенность. Но у него нет зеленой машины, и это - небытие. Небытие бывает двух видов - взаимное исключение и отсутствие. 1. Анйойони Абхава - это взаимное исключение, невозможность существования в одном месте, одновременно и в одной структуре двух разных субстанций. Можно сказать, что на основании взаимного исключения подводится итог отличиям одной субстанции от другой. Когда одна субстанция отличается от другой, или одно состояние противоположно другому, в данный момент времени они взаимно исключают друг друга. Давайте рассмотрим простой пример: если человек лыс, одновременно с этим он не может иметь волосы на голове. Или, стул отличается от стола, поэтому невозможно существование стула в структуре стола или стола в структуре стула (другое дело, что и на столе можно седеть). 2. Самсарга Абхава. Отсутствие какой то субстанции, качеств или какого то специфического действия в данной субстанции называется Самсарга Абхава. Отсутствие относится или к одной субстанции, или к частям и целому. Отсутствие может быть трех видов: несуществование в прошлом, несуществование после разрушения и абсолютное небытие. Несуществование в прошлом относится к субстанции, не существовавшей до момента создания, например, горшок не существовал до того, как гончар его вылепил. Несуществование после разрушения относится к разбившемуся кувшину - он перестал существовать как кувшин. К категории абсолютного небытия относится вечный двигатель и все остальные невозможности. Только остановившись на Падартхавигьяне можно приступать к изучению теории о пяти первоэлементах, которые непосредственно складывают Тридоша, придавая им качества и определяя их функции. Знание о Падартхах поможет легче и правильнее понять принципы, по которым первоэлементы складывают этот мир.
ЧАСТЬ 4 МАХАБХУТА - ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ
ТЕОРИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ
Мы уже знаем, что существует пять первокачеств (Танматр), проявляющихся как Звук, Шершавость, Форма или Цвет, Вкус и Запах. Шабда Танматра проявляется исключительно как Звук. Существует много различных звуков (не только по вариации, но и по силе, громкости, резкости и т.д.), хотя основных - два - неотчетливый и отчетливый, но на изначальном уровне Шабда Танматра между всеми существующими звуками нет различий. Спарша Танматра проявляется исключительно как Тактильное ощущение. Существует много всевозможных тактильных ощущений (гладкое, шершавое, ребристое, вязкое, жирное, холодное, горячее, теплое и т.д.), но на уровне Шабда Танматра между ними нет различий. Рупа Танматра проявляет себя как Цвет (форма). Существует бесконечное множество цветов от белого до черного, хотя основных - шесть (белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый), но на уровне Рупа Танматра между всеми цветами и формами нет различий. Раса Танматра проявляется исключительно как Вкус. Существует шесть основных вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий), но на уровне Раса Танматра между всеми вкусами нет разницы. Гандха Танматра проявляется исключительно как Запах. Существует много всевозможных запахов (но основных - шесть), но на уровне Гандха Танматра между всеми запахами нет различий. Первокачество можно сравнить с матрицей, по которой создается тот или иной первоэлемент. Это специфические свойства и качества, присущие ему и характеризующие только его индивидуальность. Это утверждение полностью подходит только под Эфир. Если же рассматривать более «сложные» первоэлементы, то оно будет верно только относительно той Танматры, которая образует специфические качества данного первоэлемента. Вода состоит из трех первокачеств (и, естественно, Эфира), ее специфическим первокачеством является Вкус. У Земли же, несмотря на наличие Вкуса, не он является доминирующем первокачеством, а Запах. В Аюрведе процесс зарождения, роста и развития человеческого тела рассматривается с позиции теории о пяти первоэлементах, т.е. взаимодействия между собой пищевых субстанций, Тридоша, трех Махагун материальной природы, семи тканей и нечистот. Все живые существа и неживые материальные объекты сотворяются из всевозможных комбинаций одних и тех же пяти первоэлементов. Живое отличается от мертвого только наличием души. Первоэлементы складывают физическую и энергетическую структуру субстанции, с помощью которой проявляются все ее качества. Многочисленные переводчики индийской философской литературы переводят слово "бхута" как "элемент", а "махабхута" как "первоэлемент". Мне приходится следовать установившейся традиции, хотя это в некотором смысле ошибка. К сожалению, многие термины и философские понятия невозможно перевести одним словом ни на один язык мира, в том числе и на русский. Поэтому, как человек привык употреблять такие специфические латинские медицинские термины, как гастрит, нефрит, гематома и др., точно также через некоторое время запомнятся и аюрведические термины. "Бхута" это не "элемент" в точном современном значении этого слова, а "параману" - не "атом" или "молекула". Несмотря на это, многие авторы (в том числе и индийские) с восторгом приняли эти эквиваленты, проигнорировав тот факт, что бхута не являются элементами, молекулами, такими как молекулы кислорода, магния или фосфора, и с точки зрения химии не могут быть выделены и подвергнуты комплексному анализу. Те же "элементы", которые выделены в чистом виде химией и занесены (или еще не занесены) в таблицу Менделеева, состоят из параману, сложных частиц, которые в свою очередь состоят из всевозможных комбинаций первоэлементов. Пять первоэлементов происходят из пяти тонкоматериальных структур - первокачеств. В полимолекулярных субстанциях, например в теле человека, Земля помогает остальным четырем первоэлементам обрести стабильность, Вода помогает остальным четырем первоэлементам обрести некоторую влажность, Огонь помогает им "дозреть", Воздух способствует их высушиванию, а Эфир дает пространство, где остальные четыре первоэлемента могут "развернуться" и проявить свои качества. Эфир, имеющий самое простое строение и являющийся "изначальным" первоэлементом, обладает только одним качеством и строится по одной матрице - Звуку. Воздух обладает двумя качествами - Звуком и Шершавостью (тактильной ощутимостью), Огонь - Звуком, Ощутимостью и Формой (цветом), Вода - Звуком, Ощутимостью, Формой (цветом) и Вкусом, а Земля обладает всеми пятью качествами - Звуком, Ощутимостью, Формой (цветом), Вкусом и Запахом. Однако, стоит заметить, что качество звука, звучания у Земли не проявлено, спрятано, и проявляется только при взаимодействии с другими субстанциями. И не смотря на такую наполненность качествами, у нее преобладает качество Запаха. Вообще, за доминирующее качество отвечает непосредственно та Танматра, которая отвечает за формирование данного первоэлемента. Чарака подчеркивает[36], что качества первоэлементов определяются при взаимодействии с органами чувств человека. Первоэлементы в чистом виде в природе не встречаются. Все вокруг состоит только из комбинаций и всевозможных качественных и количественных их сочетаний между собой. Даже вроде бы чистые огонь, вода, земля пронизаны пылью, воздухом, дымом и т.д. Поэтому Аюрведа выделила субстанции, наиболее близко схожие по качествам с "чистыми" первоэлементами и назвала их соответственно Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля (А.С.1.17, С.С.1.41.1-7.). Дравьягуна Сутра характеризует первоэлементы в основном с позиции формирования ими качеств лекарственных трав, Чарака с позиции построения человеческого организма и Тридоша, также, как и Сушрута, который, однако, характеризует их не только с позиции продуцирования качеств лекарственных препаратов (С.С.1.41.1-7), но и по принципу влияния и формирования человеческого тела (С.С.3.1.19). Сушрута описывает следующие качества первоэлементов:
ЭФИР (АКАША МАХАБХУТА):
1. Звук. 2. Органы слуха. 3. Проникаемость. 4. Энергия распознавания объектов.
ВОЗДУХ (ВАЮ МАХАБХУТА):
1. Прикосновение. 2. Органы осязания. 3. Все виды активности. 4. Все вибрации в теле. 5. Легкость.
ОГОНЬ (ТЕДЖО МАХАБХУТА):
1. Форма и цвет. 2. Глаза. 3. Цвет кожи. 4. Тепло. 5. Блеск. 6. Энергия пищеварения. 7. Деятельность. 8. Мужество. 9. Царствование.
ВОДА (АП МАХАБХУТА):
1. Вкус. 2. Органы вкусового восприятия. 3. Текучесть жидкостей тела. 4. Межтканевая жидкость.
ЗЕМЛЯ (ПРИТХВИ МАХАБХУТА):
1. Запах. 2. Органы обоняния. 3. Твердость и плотность всех частей тела. 4. Массивность. 5. Холодность. 6. Слизистость. Способность образования семени.
В полном соответствии с философией Санкхья, Сушрута утверждает, что качество благости доминирует у Эфира, страсти и благости у Огня, страсти у Воздуха, благости и невежества у Воды и невежества у Земли. Не стоит забывать, что первоэлементы в теле находятся не в чистом виде и их качества не оказывают непосредственного влияния на сознание человека, хотя в достаточной степени формируют темперамент, но в основном их влияние распространяется на внешнюю природу - на пищу и лекарственные средства. Пять органов чувств находятся в тесной взаимосвязи с пятью первоэлементами и пятью первокачествами, воспринимая их как соответствующие ощущения цвета, запаха, вкуса и т.д. Чарака характеризует зависимость органов и систем органов человеческого организма от составляющих их первоэлементов следующим образом: "Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, громоздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и текучие, например хилус, желчь, лимфа, кровь, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и др. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закрытия, сжатия и разжатия, движение, напряжения и расслабления, моргание, биение (пульс), всасывание питательных веществ, и т.д. обеспечиваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого первоэлемента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной природы. Звуки и органы слуха тоже относятся к этому первоэлементу. Что бы ни двигалось в организме, все движется за счет наличия сознания в теле" (Ч.С.4.7.16). Качества и функции первоэлементов в природе и в теле можно представить в виде таблицы 1, а формирование организма пятью первоэлементами с помощью таблицы 3.
ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КАЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ
Образование пяти первоэлементов
Давайте рассмотрим процесс образования каждого из пяти первоэлементов. Существует две основные школы, по-разному объясняющие этот процесс – агницентрическая, или огненная, и акашацентрическая, или эфирная. Первая школа считается изначальной, а вторая – более поздней. 1. Агницентрическая школа. Эта школа считает изначальным, первым и всетворящим элементом Огонь, утверждая, что его природа наиболее близка и подобна природе Бога и души. Когда частицы Огня начинают плавиться от собственного внутреннего жара, появляется Вода, которая, по мере удаления от источника жара, начинает застывать и постепенно превращается в первоэлемент Земля. Когда раскаленные частицы Огня начинают испаряться, появляется Воздух. Чем дальше он разлетается от Огня, тем больше разрежается – так появляется Эфир. В соответствии с этими данными можно составить следующую схему формирования пяти первоэлементов:
3 2 1 2 3 АКАША — ВАЮ —— АГНИ —— АП —— ПРИТХВИ
К сожалению, все основные тексты, принадлежащие этой школе, в настоящее время считаются утерянными, и на первое место вышла акашацентрическая школа. Весь современный аюрведический фундамент базируется именно на этой теории. 2. Акашацентрическая школа. Эта школа считает, что изначальным и первым элементом является Эфир, который формируется непосредственно из первокачества Звука[37]. Процесс формирования каждого из пяти первоэлементов заключается в накоплении Эфиром определенных качеств, которые относятся непосредственно к первокачествам. При комбинации Эфира с Осязаемостью во время его движения возникает Воздух, при комбинации с Осязаемостью и Формой возникает Огонь. Этот процесс сопровождается выделением тепла. При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой и Вкусом возникает Вода, и этот процесс сопровождается растеканием частиц творения. При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой, Вкусом и Запахом образуется Земля. Процесс формирования Земли сопровождается застыванием элементов творения. Можно составить следующую схему формирования первоэлементов в соответствии с известной шлокой из Падартхавигьяны[38]: "Воздух из Эфира, Огонь из Воздуха, Вода из Огня, Земля из Воды".
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |