Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша 0.00 из 5.00 0 оценок




Состояние дисбаланса Тридоша бывает четырех видов:

  1. Уменьшение, подавленность той или иной доша.

  2. Увеличение, распухание той или иной доша.

      а). Усиление образования доша.

      б). Накопление доша.

  3. Явление перемещения доша с места своей основной локали­зации в места локализации других доша или вытеснение одной доша другой с места своей локализации.

4. Соединение доша с Амой[106].

Чаще всего происходит не только перемещение одной доша на место другой, но и вытеснение вышедшей из равновесия дошей всех остальных, а в редких случаях и перемешивание доша между собой.

Чарака пишет, что симптомы дисбаланса доша проявляются то­гда, когда соответствующая доша уменьшает свое пропорциональ­ное количество в организме, увеличивает его или перемещается со своего места локализации в другую часть тела.

Заболевания могут вызываться не только дисбалансом Тридоша, но и увеличением количества нечистот, возникающих в процессе образования Тридоша. Побочные продукты формирования Вата доша, накапливаясь и вовремя не эвакуируясь, ведут к быстрой утомляемости, усталости, тревоге, потере сознания и эпилепсии (одному из ее видов). Побочные продукты формирования Питта доша ведут к возникновению заторможености восприятия и сниже­нию температуры тела. Побочные продукты формирования Капха доша вызывают ощущение сухости в теле, внутреннего жжения, пустоты в желудке и в других полых органах тела, нарушение под­вижности суставов, жажду, голод, слабость и бессонницу.

Избыток Вата доша характеризуется огрубением голоса, умень­шением веса тела, нехваткой тепла и постоянным желанием со­греться, запорами, бессонницей, тремором, слабостью и болью. Из­быток Питта доша распознается по повышению температуры тела, жжению, желанию находиться в прохладном климате, пожелтению кожи, белков глаз, кала и потемнению мочи, обморокам, ослабле­нию четкости восприятия мира органами чувств. Увеличенная Капха доша характеризуется побелением кожи, тяжестью в конеч­ностях, ощущением холода в теле, вялостью, сонливостью, скопле­нием жидкости во внутрисуставной и плевральной полости.

Пораженная доша, начавшая накапливаться под действием тех или иных причин, очень сильно увеличивается и покидает обычное для нее место локализации, ”залезая” таким образом в границы места локализации другой доша или субдоша. Каналы, по которым движется увеличившаяся доша переполняются, и ей приходится двигаться по чужим каналам. Иногда явление движения доша не по своим каналам происходит вне изменения пропорционального ко­личества доша в организме. Вата доша, активная и подвижная, движущая все подвижные составляющие организма, при наруше­нии баланса и является причиной этого процесса. Обостряясь, эта доша имеет тенденцию менять направление и каналы своего дви­жения, скапливаясь в животе, аккомпанируя себе всевозможными звуками, издаваемыми кишечником. Питта доша перемещается и скапливается в сердце, а Капха - в суставах, желудке и тонком ки­шечнике, вызывая рвоту и забивая пищеварительный тракт, мешая процессу пищеварения.

Мало того, что изначальный дисбаланс Тридоша ведет к болез­ням, при дальнейших изменениях пораженными доша их пропор­ционального количества и соотношения, они могут вызывать дополни­тельные, или вторичные заболевания, накладывающиеся на основное, искажаю­щие его клиническую картину и усложняющие лечение.

Чаще всего дисбаланс Тридоша проявляется не сразу во всем теле, а возникает у одной или нескольких субдоша, поэтому более точный диагноз ставится по вышедшей из равновесия субдоша (см. таблицу 10).

При уменьшении Вата доша происходит увеличение Капха доша (хотя, возможно и взаимное увеличение этих двух доша) и прояв­ляются симптомы, характеризующие увеличенную Капха доша.

Необходимо заметить, что чаще всего возникают дисбалан­сы Вата доша, а наиболее редко – Капха доша. Не смотря на то, что нервная система в основном контролируется Вата дошей, очень часто психические расстройства возникают из-за увеличения или изменения качеств Питта доша.

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Вата доша

 

После того, как описаны причины выхода каждой из трех доша из состояния равновесия, Чарака переходит к описанию признаков вышедшего из равновесия Вата доша. В норме Вата доша характе­ризуется как сухой, легкий, холодный, подвижный, грубый и неви­димый (А.Х.1.1.10.), а также занимает строго определенное поло­жение в теле. При состоянии дисбаланса Вата доша, он начинает двигаться не по своим каналам, увеличивая или уменьшая свое пропорциональное количество, проявляя при этом порой прямо противоположные качества (особенно находясь в соединении с Амой) или усиливая проявление собственных качеств. Вата доша, находящийся в таком хаотическом движении в той или иной части тела (а иногда и во всем теле), порождает быструю утомляемость, усталость, жажду, сухость и першение в горле, тремор конечностей, дрожь и боль во всем теле, конечностях, суставах или внутренних органах, сухость и трещины кожи, серый цвет кожи, горький или вяжущий вкус во рту, тревогу, бессонницу и страх (Ч.С.1.20.14.).

Если Вата доша обостряется, то порождает мигрень, головокру­жение, слабость, боль во всем теле (особенно в спине, позвоночни­ке, суставах), бессонницу, быструю утомляемость. Она может раз­рушать зародыш, способствовать выкидышу, бесплодию, импотен­ции, нарушению образования семени и расстройству менструально­го цикла, нарушать восприятие мира органами чувств, быть причи­ной обмороков и галлюцинаций. Резкое увеличение Вата доша мо­жет привести к смерти.

Дисбаланс Прана Ваю вызывает болезни глаз и других органов чувств, катаральный ринит, паралич лицевого нерва, патологическую жажду, кашель, одышку, болезни легких и сердца, психические расстройства и многие другие заболевания.

Дисбаланс Удана Ваю ведет к спазмам горла, психическим заболеваниям, рвоте, потере аппетита, катаральному риниту, увеличению шейных лимфоузлов и другим болезням органов, расположенных выше ключиц.

Дисбаланс Вьяна Ваю вызывает снижение мужской энергии, энтузиазма и силы, телесные отеки, полный паралич, боль, мурашки, нарушение тактильной чувствительности, проказу и другие кожные болезни, герпес и другие болезни всего организма.

Дисбаланс Самана Ваю ведет к боли в животе, брюшным опухолям, болезням двенадцатиперстной кишки и другим заболеваниям, возникающим в желудочно-кишечном тракте.

Дисбаланс Апана Ваю вызывает трудноизлечимые болезни толстого кишечника, болезни мочеполовой сферы, геморрой, пролапс прямой кишки и т.д.

Вагбхата пишет (А.Х.3.16.31-53.): «Симптомами подавления Вата доша Питта дошей являются чувство жжения, жажда, боль, головокружение, слепота, изжога от острой, горячей, кислой и соленой пищи, а также тяга к холодным субстанциям.

Симптомами подавления Вата доша Капха дошей являются холод в теле, чувство тяжести, боль, тяга к острой, горячей, сухой и кислой пищи, желание поголодать и заняться физическими упражнениями.

Симптомами подавления Вата доша кровью являются чувство жжения, сильная боль в коже и мышцах, появление красноватой припухлости и красных точек на коже.

Симптомами подавления Вата доша мышечной тканью являются возникновение плотных припухлостей, кожные высыпания всех цветов радуги, мурашки и появление чувства, будто бы по телу бегают насекомые.

Симптомами подавления Вата доша жировой тканью являются подвижные, маслянистые, мягкие и холодные опухоли (липомы), а также потеря аппетита.

Симптомами подавления Вата доша костной тканью являются повышение температуры тела, тяга к массажу и возникновение сильного, слабого или очень болезненного покалывания (в теле).

Симптомами подавления Вата доша костным мозгом являются учащенное зевание, деформация частей тела, онемение тела и его частей («отсидел ногу»), а также боль, пропадающие при нажатии на это место.

Симптомами подавления Вата доша семенем являются проблемы с эякуляцией, характеризующиеся затрудненной эякуляцией или ее отсутствием, что может вести к бесплодию.

Симптомами подавления Вата доша пищей является боль в животе, возникающая вскоре после еды и проходящая по мере пищеварения.

При подавлении Вата доша мочой возникает вздутие мочевого пузыря без позывов к мочеиспусканию.

При ее подавлении калом возникает запор, характеризующийся резкими болями в прямой кишке; жир (принимаемый при внутреннем промасливании) очень быстро переваривается; больной жалуется на метеоризм, возникающий после еды, испражнения, вынужденные покинуть кишечник под давлением вновь съеденной пищи, выходят с трудом, через большие промежутки времени; кал очень сухой.

При подавлении Вата доша одновременно всеми семью тканями, возникает боль в области таза, паху и в спине; Вата доша начинает двигаться в противоположном направлении, вызывая боли в сердце и чувство разбитости (болезненное состояние).

При подавлении Прана Ваю Питта дошей, возникает головокружение, обмороки, боль (в голове и в теле), тошнота, чувство жжения, головокружение и боль в начале процесса пищеварения. При подавлении Питтой Удана Ваю к вышеперечисленным симптомам добавляется слабость и чувство жжения в теле. При подавлении Вьяна Ваю Питта дошей, возникает сильное жжение во всем теле, истощение, нарушение подвижности рук и ног по причине слабости и сильной боли. Когда Питта доша подавляет Самана Ваю, появляются резкие скачки температуры тела, обильное потоотделение, беспокойство, жажда и изжога. При подавлении Питтой Апана Ваю нечистоты становятся желтыми, месячные – более обильными, больные жалуются на повышение температуры пениса, в прямой кишке или во влагалище.

При подавлении Прана Ваю Капха дошей возникает слабость, ступор, снижение аппетита, тошнота, гиперсаливация, ринит, частая отрыжка, одышка. При подавлении Капхой Удана Ваю возникает чувство тяжести в теле, потеря аппетита, затруднение речи (заикание), снижение силы голоса, физической силы и тургора тела. При подавлении Вьяна Ваю Капха дошей возникает боль в суставах, костях и при разговоре, тяжесть всех частей тела, нарушение походки. При подавлении Капхой Самана Ваю возникает чувство холода в теле, снижается потоотделение и сила огня пищеварения. При подавлении этой доша Апана Ваю в моче и в кале появляется слизь.

Итак, мы перечислили двадцать два известных вида нарушения движения Вата доша (Вата Аварана).

Прана Ваю и остальные субдоша Вата доша могут взаимно блокировать движение друг друга, могут последовательно, а могут все сразу. Таких дисбалансов известно двадцать типов.

Одышка, катаральный ринит, головная боль, болезни сердца и сухость во рту появляются при подавлении Праной Удана Ваю. Когда Прана оказывается подавленной Удана Ваю, возникает потеря силы, энтузиазма и тургора.

Аналогичным образом разумный врач должен уметь определять все остальные виды нарушения движения Вата доша, основываясь на изменении его функций и мест локализации».

 

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Питта доша

 

При нарушении баланса Питта доша в сторону его увеличения возникает повышение температуры тела, чувство жжения и жара, закисление крови и мочи, жажда, голод, кожный зуд, покраснение или пожелтение белков глаз, кожи и слизистых оболочек, неприят­ный запах от тела, диарея, обмороки, слабость, истощение, истерия и дру­гие нарушения.

При движении Питта доша по каналам Капха доша возникают гнойники, фурункулы, высыхают слизистые, происходит повыше­ние температуры тела, появляется чувство жара в голове, кожные высыпания и т.д.

При движении Питта доша по каналам Вата доша возникают психические заболевания, одышка, жар в легких, мочевом пузыре, мочеиспускательном канале.

  При уменьшении Питта доша возникает бледность кожных по­кровов, вялость, гастрит с пониженной кислотностью, диспепсиче­ские расстройства, запоры и симптомы, связанные с увеличением Капха доша.

Увеличение Питта доша вызывает усиление и обострение влияния гуны страсти, вызывая неуравновешенность, желчность, гневливость и злость, а при сильном дисбалансе – психические расстройства.

  Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Капха доша

 

При увеличении Капха доша увеличивается вес тела, белеет кожа, человек начинает мерзнуть, икать, потеть, появляется жела­ние спать и ничего не делать, возникает одышка и сладкий вкус во рту. Увеличившаяся Капха забивает все каналы, способствует воз­никновению Амы, снижает аппетит, обесцвечивает кал и мочу.

При уменьшении Капха доша возникают симптомы, характери­зующие увеличение Вата или Питта доша.

 

                     Воспалительный процесс

 

Все воспаления, протекающие в теле человека, сопровождаются четырьмя процессами, обязательно протекающими в пораженной ткани или органе. Это покраснение, припухлость, температура и боль. Исходя из этого, можно заметить, что воспаление является следствием дисбаланса всех трех доша. Боль отмечает Вата нару­шение, припухлость - Капха, но в первую очередь этот патологиче­ский процесс возникает из-за дисбаланса Питта доша, на который накладывается дисбаланс остальных двух доша.

Помимо этих четырех совместных процессов, протекающих при воспалении, его особенностью является ацидоз - накопление в крови и в пораженной ткани кислых продуктов, что также характе­ризует воспаление как дисбаланс Питта доша.

Иногда, при достаточно сильном нарушении Агни, воспали­тельный процесс усугубляется, приобретая более глубокое течение, и дисбаланс Вата и Капха доша разрастается как снежный ком. За­грязняется кровь, возникает нагноение (Капха дисбаланс) и усили­вается боль (Вата дисбаланс). Но, вне зависимости от этих двух признаков, категория любого заболевания (и, в частности, воспале­ния) рассматривается по наиболее пораженной доша, а остальные являются дополняющими и вторичными. Вряд ли существует хотя бы одно заболевание, которое проистекало бы от дисбаланса только одной доша. Так или иначе, во всех типах дисбалансов в организме присутствует Вата доша, находясь в увеличенном или уменьшен­ном состоянии.

Каким же образом лечатся воспалительные процессы? В первую очередь лечение должно быть направлено на нормализацию баланса (уменьшение) вышедшего из равновесия Агни и очищение орга­низма (особенно крови) от токсических продуктов разрушения, ”сгорания” ткани, в которой произошел этот дисбаланс. Воздейст­вие может быть как местное (зональное), так и общее. Местное воз­действие поможет нормализовать Питта доша в данном конкретном месте, а общее воздействие нормализует Питта доша во всем орга­низме.

Из местного воздействия рекомендуются холодные компрессы, холодные обертывания и холодные обливания (резкое и кратковре­менное воздействие холодной водой), ведущие к уменьшению всех факторов воспаления. При этом необходимо строго выдержать время процедуры. Если ее затянуть, то Вата доша еще больше вый­дет из состояния равновесия, разожжет Агни, усилив тем самым воспалительный процесс. Помимо этого необходимо сделать ком­прессы с отваром, вытяжкой или соком трав, имеющих соответст­вующее действие. К ним относятся якорцы стелющиеся, алоэ, ромашка аптечная, горец птичий и мно­гие другие. Если в наличии есть свежая трава, то ее можно просто порезать и прибинтовывать.

Как уже говорилось выше, лечение сводится к двум процессам - очищению организма от накопившейся во время дисбаланса Агни Амы и непосредственно к нормализации баланса Питта доша. Очищение организма от Амы может достигаться несколькими способами. Один из них, достаточно распространенный, заключает­ся в приеме большого количества щелочной минеральной воды (в день до 1.5 - 2.5 литров). Кислые продукты, возникающие при уве­личении Питта доша, сдвигают кислотно-щелочное равновесие крови в сторону закисления, а щелочное питье возвращает его в исходное положение. Помимо этого рекомендуется прием слаби­тельного, добавление в пищу имбиря и куркумы. Очень больших результатов в лечении воспалительных процес­сов можно достичь постановкой пиявок на зоны, являющиеся про­екциями места или органа, в котором протекает воспалительный процесс. За неимением пиявок можно обойтись кровопусканием, но в данном случае оно будет менее эффективно.

Из диеты рекомендуется голодание, а для людей с преобладаю­щим влиянием Вата доша, маленьких детей, стариков и очень ос­лабленных болезнью - сырая растительная пища. Если голодание или сыроедение по тем или иным причинам неприемлемы, то из рациона необходимо исключить кислые фрукты (кроме лимона и амлы), кисломолочные продукты, хлеб, соль и ограничить до мини­мума сладкое. Лимон и амла в небольших количествах способству­ют лечению этой категории заболеваний. Полезен мед, сладкая ку­рага, горячее, правильно приготовленное молоко[107] с маслом какао, продукты, обладающие холодной потенцией и травы с соответст­вующим действием. Стоит поделать легкий массаж с маслом из вишневых косточек, особенно уделив внимание при этом проекции на кожу зон желуд­ка, двенадцатиперстной кишки и пораженного органа.

 

                      СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БАЛАНСА ДОША

Достаточно важным аспектом является процесс сезонного изме­нения баланса доша. В зависимости от времени года увеличивается Вата, Питта или Капха, причем одна из оставшихся доша не меняет своего количества, готовясь к накоплению и увеличению, а другая плавно уменьшается.

Аюрведа разделяет год попарно на шесть сезонов, причем у ка­ждого из них есть свои отличительные особенности. Это деление на времена года не зависит от местности, ведь даже в средней полосе можно найти эти шесть сезонов, хотя у нас принято делить год на четыре части. С весенними дождями растения обрастают новой листвой, вода в реках и озерах становится мутной. В пищу поступает больше зе­лени (первая крапива, первоцвет, одуванчик, спорыш и др.), кото­рая увеличивает жизненные силы, ослабевшие за зиму. Все это, на­равне с хмурым небом способствует быстрому увеличению Капха доша и постепенному, медленному накоплению Питта доша. Нако­пленная в это время Питта доша увеличивается к летней жаре. Бо­лезни, связанные с уменьшением Питта доша проявляются осенью и зимой. Зимой растения опадают, теряют листву и исчезают под снегом, вода становится чистой и холодной. Воздух очищается, становится сухим, холодным и прозрачным. Притупляется чувство жажды. Все это приводит к резкому увеличению Вата доша, уменьшению Питта доша, а Капха доша начинает медленно и незаметно накапливаться, готовясь к весне. Летом, когда стоит жаркая погода, продолжительность светового дня увеличивается, вода в водоемах зацветает, созревают фрукты и овощи, дует теплый ветер. Такая погода способствует резкому уве­личению Питта доша, медленному увеличению Вата доша и уменьшению Капха доша. Осенью идут обильные дожди, небо закрыто тучами, растения начинают готовиться к зиме, активность снижается, жизнь замира­ет. Все это происходит благодаря увеличению Капха и снижению Питта доша. Чем холоднее становится, тем больше, увеличивается Вата доша.

Вполне естественно, что в зависимости от географической ши­роты места происходит не только смещение сезонов, но и измене­ние их характеристик. Зима становится холодной и снежной, лето – коротким и холодным, сезон дождей размазывается и захватывает не только осень, но и часть лета. Однако, в целом ха­рактеристики сезонов остаются неизменными вне зависимости от климатической зоны, и влияние Тридоша в тот или иной период года практически не меняется. Некоторые отличительные особен­ности присутствуют в каждом районе земного шара, но, исходя из теории о Тридоша, не составляет труда научиться учитывать их са­мостоятельно.

 

               ЧАСТЬ 11

         Аюрведическая терапия

 

                            Основные принципы аюрведической терапии[108]

Как уже говорилось, медицинская часть Аюрведы имеет два больших русла – поддержание здоровья и лечение заболеваний. Мы уже да­вали определение понятию «болезнь», теперь стоит вспомнить опреде­ление слова «здоровье».

Сушрута пишет, что человек считается здоровым только тогда, когда все три доша находятся в состоянии равновесного баланса, огонь желудка, Агни, горит ровно, без всплесков и затуханий, ткани четко функциони­руют и трансформируются, нечистоты вовремя эвакуируются из организма, ум находится под контролем, тело, чувства и разум гар­монируют между собой и с окружающим миром, человек работает над собой и сторонится греха.

Фундаментальные принципы лечения всех дисбалансов Тридоша уклады­вается в одну шлоку из Чарака Самхиты (Ч.С.1.1.44.): «Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и дейст­вия – всегда сходство, а причина их убывания и уменьшения – раз­личие. Оба являются причинами изменения суб­станций». Таким образом, Вата, Питта и Капха доша увеличиваются от воздействия субстанций, имею­щих сходные им качества и уменьшаются под действием субстанций, имеющих противоположные качества. Об этом очень подробно го­ворит Чакрапани в своих комментариях к этой шлоке. Аналогично­му прин­ципу подчиняются и ткани (Ч.С.4.6.9.), и именно этим объ­ясняется феномен увеличения и улучшения крови в организме по­сле приема в пищу мяса с кро­вью, причем ни один из продуктов помимо мяса не ока­зывает на кровь более сильного влияния. Точно такое же действие оказывает на соответствующие ткани прием в пищу мяса, жира, костей, мозга и семени, а прием зародыша (яиц, икры) способст­вует формированию зародыша (Ч.С.4.6.10.).

Основным принципом аюрведического лечения заболеваний, или дисбалансов доша, является подбор и прием пищи, трав и субс­танций, которые обладали бы сходными (если доша уменьшилась) или противоположными (если доша увеличилась) с ними качества­ми. В результате вышедшие из равновесия доша постепенно придут в со­стояние баланса, однако, одновременно с восстановлением баланса Тридоша необходимо вылечить ту ткань и тот орган, в котором произошел данный дис­баланс и очистить организм от амы, накопившейся в результате этого дисбаланса или снижения силы Агни, огня пищеварения.

С другой стороны, дисбаланс Тридоша является не причиной, а следствием, ведь изначальная причина заболеваний – внутренняя, связанная с характером, стилем и принципами жизни человека, его реакциями на окружающий мир, одним словом, поведенческая, или, как ее сейчас называют, психологическая, поэтому первым делом Аюрведа настоятельно рекомендует разо­браться именно с психологической причиной заболевания. Это можно сделать несколькими путями, но главный из них – путь осознания своих грехов, ошибок и заблуждений, покаяние и возвращение на путь чистоты и праведности. После того, как основная причина будет устранена, вернуть Тридоша в состояние равновесия не составит большого труда.

Нормальное развитие, трансформация и функции семи тканей являются результатом правильно построенного образа жизни, приема расаян или проведения тех или иных терапевтических, очищающих, питающих или омолаживающих процедур. Баланс доша и тканей не нарушается, если для этого нет внешних или внутренних предпосылок. Если же такие предпосылки появляются, доша выходят из равновесия, но после исчезновения физической причины дисбаланса сами они не могут вернуться в исходное состоя­ние равновесия (Ч.С.4.1.93.). Сбалансировать их можно только с помощью размышления, покаяния и правильно подобранного лечения.

Первое, что необходимо сделать до начала лечения – поста­вить точный диагноз и выяснить, какие причины (как внешние – физичес­кие, так и внутренние – психологические) вызвали данное заболева­ние (С.С.6.1.25.), и только после этого можно начинать регулирова­ние баланса Тридоша, очищение и укрепление организма.

Йогические тексты в первую очередь описывают лечение дисбалансов Капха доша. При увеличении количества этой доша в организме Сватмарама (Х.Й.П.2.21.) рекомендует использовать Шаткарму, или шесть лечебных мероприятий – Дхаути, Басти, Нети, Тратаку, Наули и Капала Басти.

 

 

                            Методы лечения болезней

 

Все аюрведические методы лечения можно разделить на две большие категории – очищающие и питающие, и каждый из них включает в себя манипулирование диетой, травяными или минеральными лекарственными препаратами, а также физиотерапевтическими процедурами.

Вагбхата, классифицируя все методы лечения, пишет (А.Х.С.1.1.24.): «Терапия бывает двух видов – очистительная и балансирующая (питающая)». Чарака добавляет (Ч.С.1.11.54.): «Есть три вида терапии – духовная (мистическая), рациональная и психотерапия. Духовная терапия включает в себя лечение с помощью рецитации мантр, мистических свойств растений и драгоценных камней, проведения определенных обрядов, жертвоприношений, раздача милостыни, следование религиозным обетам, аскезы, посты, молитвы, предание себя воле Бога и другие действия. Рациональная терапия включает в себя назначение рациональной диеты, лекарственных препаратов и терапевтических процедур. Психотерапия направлена на отвлечение ума от неблагоприятных (внутренних или внешних) объектов».

Так или иначе, оба рациональных метода лечения, о которых пишет Вагбхата, подразделяются на внешние процедуры, внутренние процедуры, прием препаратов и хирургические мероприятия.

 

 

                     Внешние процедуры

К внешним аюрведическим терапевтическим процедурам относятся прогревание и потение, промасливание, массажные процедуры, убтан и окуривание.

Наружное промасливание организма представляет собой ту или иную разновидность масляного массажа – собственно масляный массаж, масляные аппликации, промасливание стоп, промасливание головы, промасливание ушей и носа и бывает четырнадцати видов:

1. Абхьянга – масляный массаж всего тела. Абхьянга бывает лечебная, промасливающая и профилактическая. В зависимости от целей процедуры и дисбаланса Тридоша выбирается интенсивность и продолжительность процедуры. При дисбалансах Вата доша она должна быть максимальной, а при дисбалансах Капха доша – минимальной. В случае глубокого дисбаланса Капха доша и при несварении Абхьянга противопоказана.

Массажные движения выполняются сверху вниз – от головы к стопам со средней или легкой интенсивностью. Обычно процедуру проводят от двух до четырех массажистов.

Для массажа головы можно использовать Бхрингараджа таила, Чанданади таила, Мадхави таилу и др. Масло для тела выбирается в зависимости от дисбаланса доша. При наличие дисбаланса Вата доша лучше использовать Нарайана или Маханарайана таилы, при дисбалансе Питта доша подойдет Кширабала таила, а при дисбалансах Капха доша – Сахачаради таила или Чанданабалалакщади таила.

Средняя продолжительность процедуры – около полутора часов; некоторые врачи рекомендуют делать Абхьянгу от сорока до семидесяти минут, но эту продолжительность массажа лучше назначать при необходимости в проведении процедуры минимальной и средней интенсивности. Если массаж делают несколько массажистов, продолжительность процедуры уменьшается. Процедуру проводят в течение недели, двух, трех, реже – четырех недель. Если Абхьянга выполняется для омоложения организма, можно проводить до шести-семи двухнедельных курсов в год.

2. Мардана – глубокий масляный массаж всего тела. Массажные движения выполняются сверху вниз – от головы к стопам с большой интенсивностью.

3. Унмардана – глубокий масляный массаж всего тела. Массажные движения выполняются снизу вверх – от стоп к голове с большой интенсивностью.

4. Удвартхана – интенсивный масляный массаж, который проводят против роста телесных волос. Удвартхана способствует очищению кожных пор и чаще всего применяется для лечения дисбалансов Бхраджака Агни, улучшения структуры и омоложения кожи, разглаживания морщин. Чаще всего эту процедуру проходят женщины. Продолжительность массажа – чуть больше часа.

5. Падагхата – масляный массаж стоп. Выполняется как общеукрепляющая, промасливающая или терапевтическая процедура. При болезнях глаз проводят Падагхату с Трипхала гхритой, при болезнях суставов пальцев стопы – с Нарайана таилой, при нервной слабости – с Джатамамси гхритой, при головных болях – с Маричи таилой и т.д.

6. Лепа – промасливание с помощью аппликации маслянистых паст. Лепа бывает трех видов – Пралепа (аппликация охлаждающих и жидких паст), Прадеха (аппликация жирных густых паст, которые могут быть как охлаждающими, так и согревающими) и Алепа (аппликация паст промежуточной консистенции). Пасты могут накладываться на все тело или на отдельные части. Является частью Убтана.

7. Паришека – промасливание посредством нанесения на тело маслянистых субстанций или молока. Процедура аналогична южно-индийской Каясеке.

8. Самвахана – нанесение на тела масла очень нежными прикосновениями, вызывающими необычные, достаточно приятные ощущения. Зачастую в лечебное масло для изменения запаха капают ароматические масла, по действию соответствующие цели проведения процедуры. Является одной из процедур Кая Кальпы.

9. Гандуша – промасливание полости рта. Процедура назначается при болезнях десен, неба и языка. Одной из разновидностей этой процедуры является длительное полоскание рта (от пяти до пятнадцати минут) подсолнечным или оливковым маслом, а также маслом виноградных косточек.

10. Мурдха таила – промасливание головы. Эта процедура аналогична южно-индийской Шировасти, Широсеке и Широпичху. Назначается при мигренях, нарушениях мозгового кровообращения, стрессах, страхах, беспокойствах и бессоннице.

11. Акшитарпана – промасливание глаз. Для этой процедуры используются только гхриты – препараты, приготовленные на топленом масле или чистое топленое масло.

12. Карнапурана – промасливание ушей. Обычно это процедура заключается в масляном массаже ушных раковин, но при особых показаниях (снижение слуха, болезни ушей и т.д.) лечебное масло закапывают в уши.

13. Авагахана – промасливание в ванной с маслом или молоком[109]. В настоящее время процедура назначается достаточно редко ввиду большого расхода лекарства.

14. Кешини – промасливание волос. Чаще всего эта процедура носит косметический характер или назначается при ранней седине или выпадении волос.

Все виды прогревания и потения можно разделить на две большие категории – процедуры, проводимые с использованием огня и процедуры, проводимые без использования огня. Вагбхата выделяет четыре вида процедур прогревания и потения (А.Х.1.17.1.): простое прогревание, припарки, прогревание горячим паром и горячие ванны, Чарака же (Ч.С.1.14.) выделяет тринадцать видов прогревания и потения, проводимых с использованием огня:

1. Санкара-сведа. Это одна из наиболее распространенных процедур прогревания и потения с использованием огня. Чаще всего Санкара сведа ассоциируется с южно-индийской процедурой Навара Кхизи, иначе называемой Пиндасведа. Бывает двух видов – масляная и безмасляная, или сухая.

2. Прастара-сведа. Процедура заключается в лежании на каменном полу, на который налито достаточное количество горячего пудинга, приготовленного из риса, ячменя, пшеницы, маша, турецкого горошка или тур-дала.

3. Бхаспа-сведа. Прогревание всего тела горячим паром. Проведура выполняется в специальной паровой бочке.

4. Нади-сведа. Прогревание частей тела горячим паром. Нади сведа выполнялась посредством специального аппарата, называемого Нади сведа кумбха.

5. Паришека-сведа. Прогревание пациента путем обливания горячими, но не обжигающими отварами лекарственных субстанций, называется Паришека сведа. Для этой процедуры из большого круглодонного глиняного кувшина посредством пробивания в его дне множества маленьких отверстий делается импровизированный душ – кувшин подвешивается на высоте человеческого роста и помощник врача наливает в него подогретый до необходимой температуры отвар или настой лекарственных растений, соответствующих дисбалансу доша у пациента.

6. Авагаха-сведа. Прогревание и потение в ванне, приготовленной с горячим, но не обжигающим тело отваром лекарственных субстанций, называется Авагаха сведа. Как и Паришека сведа, Авагаха сведа назначается для лечения дисбалансов Вата доша и совместных дисбалансов Вата и Капха доша.

7. Джантака-сведа – процедура прогревания и потения в специальном помещении, называемом Джантака Груха – по своей сути это финская баня на индийский лад. Пациент лежит на деревянном топчане, установленном рядом с тыльной частью печки, иногда переворачиваясь, чтобы жар доставал до каждой клеточки тела.

8. Асмагхана-сведа. Процедура потения с помощью раскаленных камней называется Асмагхана сведа.

9. Каршу-сведа – процедура прогревания и потения пациента, лежащего на циновке, расположенной над костровой ямой.

10. Кути-сведа – процедура прогревания и потения пациента в специально построенной небольшой глинобитной кибитке с толстыми стенами и ложем, расположенным в ее средней части.

11. Бху-сведа – процедура прогревания и потения пациента в теплой яме, в которую легко может поместиться лежащий человек.

12. Кумбхи-сведа – процедура прогревания и потения пациента над горшком или котлом с тлеющими углями.

13. Купа-сведа напоминает Каршу сведа. Купа сведа – процедура прогревания и потения пациента, лежащего на циновке, расположенной над костровой ямой, в которой тлеет сушеный прессованный коровий, лошадиный, слоновий, ослиный или верблюжий навоз.

14. Холака-сведа – процедура прогревания и потения пациента, лежащего на циновке, расположенной над тлеющей кучей кизяков. На земле выкладывается куча сушеного навоза (коровьего, лошадиного, слоновьего и т.д.), по длине и ширине равная длине и ширине циновки, которая устанавливают над кучей после полного прогорания топлива. От Купа сведы процедура отличается более высокой температурой прогревания пациента.

Чарака выделяет десять видов прогревания и потения, проводимых без использования огня:

1. Вьяяма-сведа. Потение вызывается с помощью интенсивной физической нагрузки. Перед проведением процедуры тело пациента мажут Маханарайана или Нарайана таилой, а после завершения он принимает теплую ванну с отваром растений, балансирующих Вата доша. Вьяяма-сведа не назначается женщинам, детям, пожилым и ослабленным пациентам.

2. Ущна садана. Пациент, предварительно смазанный маслом, балансирующим Вата доша, закрывается в очень маленькой комнате, защищенной от сквозняков. Не рекомендуется детям, пожилым и ослабленным пациентам. Основным противопоказанием являются психические расстройства.

3. Гуруправачхараха-сведа. Пациента, предварительно намазанного маслом, балансирующим Вата доша, закутывают в тяжелые шерстяные одеяла.

4. Кщудха-сведа. Потение вызывается кратковременным голоданием. Не назначается, если пациент ребенок, пожилой или ослабленный человек, беременная или кормящая женщина, при наличие нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

5. Бахупана-сведа. Потение вызывается с помощью приема специальных препаратов – ришт или кальп, содержащих до 12% алкоголя. Не рекомендуется женщинам, детям, пожилым и ослабленным пациентам, при наличие нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

6. Бхава-сведа. Этот метод потения основан на шоковой психотерапии. Не назначается, если пациент ребенок или пожилой человек, беременная или кормящая женщина, при наличие нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

7. Кродха-сведа. Гнев также применяется для вызывания потения. Процедура не назначается, если пациент – ребенок, женщина, пожилой или ослабленный человек, а также в случае нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

8. Упанаха-све<



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)