Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аштанга Хридаям Самхита 10 страница



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Доша-бала-правритта. Причинами этой категории заболеваний явля­ются нарушения баланса основных составляющих человеческо­го орга­низма по причине неправильного питания, нарушения мен­тальных энер­гий и пранических токов, влияния гуны страсти и не­вежества. Этот тип также разделяется на два подтипа, включающих ментальную или физиче­скую причину их возникновения. Заболе­вания данной категории в основном протекают в эпигастральной и пупочной областях.

Три вышеперечисленные категории заболеваний относятся к физическим болезням.

Самгхата-бала-правритта. К этой категории заболеваний отно­сятся все травмы, включая ушибы, синдром длительного сдавления, а также укусы животных, змей и насекомых. Данная категория бо­лезней делится на две группы. К первой относятся повреждения, вызванные людьми и животными, а ко второй - неодушевленными предметами (бытовые травмы, переломы, ушибы, порезы и т.д.).

Эта категория заболеваний относится к травматическим болезням.

Кала-бала-правритта. Это периодически возникающие заболе­вания, связанные с сезонными изменениями климата или с воздей­ствием изменения погоды, влажности, температуры или давления в рамках одного сезона. Именно на эти две категории и подразделяются все болезни этой группы.

Дайва-бала-правритта. К этой категории относятся все мистиче­ские заболевания, вызванные колдовством, ворожбой, сглазом или порчей, наведенной людьми, имеющими определенные мистичес­кие способности или знающими заговоры и обряды, описанные в Атхарваведе. Помимо этого, данная категория болезней вызывается вселением в человека того или иного духа или демона.

Болезни этой категории могут носить эпидемический характер. Если произошло вселение в человека злого духа, больной должен быть изолирован от широкого общения и лечением его должен за­ниматься специалист по демонологии.

Свабхава-бала-правритта. К этой категории болезней относятся голод, жажда, старость, сонливость и т.д. Они бывают своевремен­ные и несвоевременные. Болезни (а точнее, состояние дискомфорта, неудобства или дисбаланса) называются своевременными, если они приходят в положенное время (предобеденный голод) к человеку, поддержи­вающему свое здоровье на должном уровне. Несвоевременные - это те болезни, которые приходят в неположенное время (постоянная сонливость в течение дня, голод после обильной еды и т.д.) или при нездоровом образе жизни.

Три вышеперечисленных категории заболеваний относятся к мистическим и природным болезням.

Наиболее популярной является классификация болезней, выд­винутая Сушрутой (С.С.1.24.2-21.). ”Болезни по способу лечения можно разделить на две основные, очень большие группы - на хи­рургические[99] и терапевтические, или те, которые ле­чатся с помощью очистительных и укрепляющих процедур, чтения мантр, ношения талисманов и приема гото­вых лекарственных препаратов.

Классифицировать болезни можно и по ткани, захваченной патологическим процессом. Болезнь может захватывать любую из семи тканей.

Отвращение к виду пищи, потеря аппетита, диспепсия, изжога, жар, тошнота, тяжесть в желудке после приемов пищи, некоторые болезни сердца, желтухи, истощение, дистрофия, неприятный вкус во рту, слабость в руках и ногах, выпадение волос, преждевремен­ная седина, ранние симптомы старческого разрушения организма и некоторые другие болезненные состояния принадлежат к болезням хилуса.

Кожные заболевания, рожистые воспаления, пустулярные вы­сыпания, пятна, изменения окраски участков кожи, стригущий ли­шай и другие виды облысения, увеличение печени и селезенки, абсцессы и гнойники, кишечные полипы, некоторые виды проказы, геморрой, опухоли, меноррагия, гематурия, а также болезни ануса и пениса, кровотечения и некоторые другие относятся к болезням крови.

К категории мышечных болезней относятся мышечная атрофия, пролапс, выпадение языка, глоссит, гингивит, кондиломы, фарин­гит, туберкулезный шейный лимфаденит, грыжа, а также все боле­зни, локализующиеся в мышцах.

Такие болезни, как киста, зоб, опухоли, воспаление губ, возни­кающие при нарушениях в жировой ткани, а также диабет, ожире­ние, лишний вес и чрезмерная потливость относятся к болезням жировой ткани.

Хрупкость костей, боли в костях, переломы, трещины костей, разрушение кости и другие заболевания, проявляющиеся как нарушения в костях, относятся к болезням костей.

Нарушения зрения, конъюктивит, эпилепсия, головокружения и головные боли, а также чувство тяжести в ногах и руках сигнали­зируют о болезни костного мозга.

Такие болезни, как импотенция, сексуальные расстройства, камни в яичках, сперматорея, бесплодие и другие болезни мужской половой сферы, дисменорея, миома и другие болезни женской половой сферы относятся к болезням репродуктивной ткани (семени и яйцеклетки).

Слабость, галлюцинации, быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, быстрое увядание, отсутствие блеска в глазах относятся к болезням Оджаса.

Кожные заболевания, запор или понос, а также болезни, связан­ные с соответствующими органами чувств или просто всевозмож­ные расстройства восприятия относятся соответственно к кожным болезням, болезням кишечника и болезням органов чувств.

Мадхава пишет (1.15-20.): «Иногда одна болезнь является причиной другой болезни, например, кровотечения могут возникать из-за повышения температуры тела, а вместе они способны вызвать туберкулез; или вздутие живота, вызванное увеличением селезенки, может вести к отекам; или геморрой может порождать боли в кишечнике или опухоли (кисты); накопление слизи в верхних дыхательных путях, вызванное дневным сном, может служить причиной кашля, кашель – причиной общего ослабления организма, которое может привести к туберкулезу. Первичная, легкая болезнь может иметь не четко проявленный комплекс симптомов, однако, со временем, она перерастает в болезнь средней тяжести. Иногда первичная болезнь исчезает при проявлении вторичного заболевания, иногда она продолжается, не меняя своих симптомов, и дисбаланс развивается в соответствии с принципами совместного развития и течения нескольких заболеваний, становясь достаточно хлопотным для лечащего врача».

Помимо этого, естественно, болезни классифицируются по доша, наиболее сильно вовлеченной в состояние дисбаланса и тем самым вызвавшей данное заболевание, причем Чарака выделяет восемьдесят Вата заболеваний, сорок Питта заболеваний и два­дцать Капха заболеваний.

Возникает вполне уместный вопрос, почему в Чарака Самхите описывается всего сто сорок болезней, когда их намного больше? Ответ на этот вопрос дает сам Чарака. Он пишет, что нет ничего страшного в том, что у некоторых болезней нет названия или они не перечислены в Чарака Самхите, ведь нет большой необходимос­ти давать названия всем болезням. Только тяжелые или наиболее распространенные заболевания получили собственное название, отличное от названия дисбаланса доша или ткани. Необходимо лишь помнить, что доша или их сочетания, вышедшие из равнове­сия по всевозможным причинам и во всевозможных местах челове­ческого тела и порождают все множество болезней и недугов. Чакрапани пишет[100], что знание названий заболеваний является удоб­ным исключительно для общения врачей, а с практической, лечебной точки зрения оно не имеет ни малейшей ценности. Сушрута, в подтверждение этому высказыванию, пишет, что нет болезней, происходящих не по причине дисбаланса Тридоша, поэтому даже неизвестные или не названные болезни надлежит лечить с позиции налаживания ба­ланса вышедшей или вышедших из него доша.

 

                   Тридоша - корни всех физических болезней

 

Вне зависимости от причины и от типа болезни, она всегда тес­ным образом связана с Тридоша. Сушрута, ссылаясь на философию Санкхья, замечает, что точно так же, как все феномены этого мира находятся под контролем и воздействием трех махагун материаль­ной природы – благости, страсти и невежества, аналогичным обра­зом Вата, Питта и Капха являются непосредственными причинами всех без исключения физических болезней (С.С.1.24.8.). Чарака также пишет, что причиной всех болезней является дисбаланс Тридоша и ничто больше. Поэтому любые физические болезни организма начинаются с дисбаланса Тридоша (Ч.С.1.19.6.).

Всевозможные виды заболеваний появляются при сочетании по­раженной (вышедшей из состояния баланса) доша с Амой, одной или несколькими тканями или нечистотами во всевозможных час­тях тела человека. Если пораженная доша очень глубоко соединяет­ся с тканью, то такое заболевание называется по имени вовлечен­ной ткани (например, Рактапитта[101]). Далхана пишет в своих коммен­тариях, что мы должны помнить, что когда мы говорим, например, что данное заболевание относится к категории болезней хилуса, то это значит, что данное заболевание вызвано одной из доша, соеди­нившейся с хилусом. Это очень похоже на то, когда мы говорим, что обожглись об горячее масло или раскаленное железо, но на са­мом деле мы обожглись об огонь, который находится в этом горя­чем масле или раскаленном докрасна железе.

На этом этапе Сушрута поднимает очень интересный вопрос (С.С.1.24.11.) - насколько связь между Тридоша с одной стороны и болезнью (относящейся абсолютно к любому из вышеперечисленных видов) с другой по­стоянна и незыблема (например, как между солнцем и его лучами, луной и лунным светом, огнем и теплом) или они находятся в раз­делении (как, например, ткач и сотканная им ткань, гончар и его горшки или ювелир и его изделия). Если связь между доша и бо­лезнью относится к категории нераздельности, то все живые сущес­тва все время должны были бы чувствовать себя нездоровыми и болезнь была бы нормой, а не патологией, ведь это состояние по­рождалось бы как минимум обычным взаимодействием Тридоша между собой или с окружающей природой. В случае же раздельного существования доша болезней, для появле­ния заболеваний необходимы какие-либо причины - внешние или внутренние, зависящие от доша, ибо только в этом случае можно было бы сказать, что доша являются источником всех заболеваний.

Отвечая на него, Сушрута пишет, что болезни не возни­кают на ровном месте без связи с Тридоша, но это не значит, что связь между ними неразрывная. Он приводит два хороших примера, объясняющих этот тезис. Так же, как тучи, ветер, дождь, темнота или свет не могут быть отделены от неба, они просто иногда при­сутствуют, а иногда - нет; или волны и пузырьки на речной глади невозможны без реки, они просто не могут возникнуть без нее и проявляются только в воде под действием каких-либо факторов, точно также и болезни не существуют отдельно от доша, но доша являются средой и причиной возникновения болезней, как вода служит средой для возникновения волн, пены и пузырей. Для воз­никновения болезней нужны определенные причины и условия.

Чарака объясняет, когда нужно ожидать возникновение болезни, а когда появление болезни не произойдет. Он говорит (Ч.С.2.4.4.), что при со­вместном соединении (1) внутренних или внешних причин дисба­ланса Тридоша - изменения их пропорционального количества с (2) болезненными началами (Тридоша), (3) тканями и субтканями, ко­торые выходят из нормального состояния под действием дисбаланса доша и возникают болезни. Когда же нет соединения и взаимопро­никновения между этими тремя факторами, нет и болезни. Если связь между ними не глубокая, если их соединение проходило очень долго и они не крепко соединились друг с другом, то симп­томы заболевания слабо выражены, болезнь может вообще не воз­никнуть, возникнуть через некоторый промежуток времени, не свойственной этой болезни или протекает вяло, с малым количест­вом симптомов и относится к категории легкой или средней тяжес­ти. Если же эти трое глубоко проникли друг в друга, то болезнь на­ходится в тяжелой стадии течения и ее довольно-таки сложно вылечить.

Здесь открылся интересный факт: не существует причин, кото­рые непосредственно оказывают воздействие на ткани, вызывая их нарушения, за исключением ран, вызванных оружием или укусами животных. Все остальные причины вызывают дисбаланс Тридоша, которые в свою очередь вызывают проблемы в семи тканях организма, и, в конеч­ном итоге - болезни. Конечно, дисбаланс Тридоша, то есть болезни, вызывают причи­ны духовной, психологической, психоэмоциональной и физической природы, но непосре­дственной причиной возникновения заболеваний являются именно Тридоша, находящиеся в состоянии дисбаланса.

Несколько обособленно от физических заболеваний стоят психические и мистические болезни. Вагбхата пишет (А.Х.1.1.21.): «Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) – доша ума». Таким образом, болезни ума в первую очередь вызываются пагубным влиянием этих гун, а уже затем к дисбалансу подключаются доша и ткани. В случае мистических болезней патологические состояния вызываются не дисбалансом доша или негативным влиянием гун, а колдовством, чародейством или вселением духов, как божественной природы, так и демонической.

 

 

    ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ТРИДОША ИЗ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА

 

Крайне необходимо очень подробно остановиться на причинах выхода доша из состояния равновесия. Сушрута классифицирует эти причины в зависимости от доша, дисбаланс которой они вызы­вают (С.С.1.21.19-24.). Чарака же сначала описывает основные, глобальные причины выхода доша из равновесия, а затем, в Нида­настхане, он детально разбирает специфические причины выхода из баланса каждой конкретной доша. Помимо этого, можно сказать, что в нашу эпоху, в отличие Серебреного и Бронзового веков, ос­новными причинами заболеваний и дисбалансов Тридоша стали психологические причины, которым древние врачи справедливо не всегда присуждали первое место.

                          Основные причины болезней

Чарака пишет, что основные причины возникновения дисбалан­са Тридоша и заболеваний, как физические, так и психологические, можно разделить на три категории. Это неправильное или резко отрицательное мировосприятие и отношение к себе; действие ума и интеллекта; органов чувств. Он подробно расшифровывает эти три положения (Ч.С.1.1.54.): ”Извращенный ум, негативное отно­шение к себе, людям и окружающему миру, а также потеря време­ни, очень интенсивное использование органов чувств, ума, интел­лекта, отсутствие свободного времени для отдыха - все это является причиной психосоматических и физических заболеваний”. Помимо этого, все причины болезней Чарака подразделяет на психические и физические, которые в свою очередь делятся на три категории:

1. Негармоничное и нерадостное восприятие органами чувств объектов чувств.

2. Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума.

3. Отсутствие адаптации к климатическим изменениям и коле­баниям погоды.

Все причины известных ныне или еще неизвестных заболеваний обязательно входят в одну или несколько вышеперечисленных категорий. После перечисления основных причин возникновения заболева­ний, Чарака приступает к их более подробному изложению, давая каждой развернутую характеристику (Ч.С.1.11.37-44.).

 

Негармоничное, не радостное восприятие органами чувств объектов чувств

 

Звук, шершавость[102], цвет (форма), вкус и запах - пять объектов чувств. Если между органами чувств, объектами чувств и умом нет гармонии, человек не желает взаимодействовать с окружающим миром (“Я не хочу тебя видеть!”), или органы чувств устали от чрезмерного напряжения, все это является потенциальной причи­ной возникновения болезней. Органы чувств необходимо контро­лировать. Эта категория причин болезней делится на три подгруп­пы:

1. Очень интенсивное использование органов чувств. Регуляр­ное слушанье громкой и не гармоничной, вызывающей уныние или эйфорию, музыки или резких звуков, приводящее к напряжению слухового аппарата и отупению мозгов, а также слушанье звуков, находящихся на пределе слышимости, вызывает утомление органов слуха и мозга. Аналогичным образом, частый прием очень холод­ной или очень горячей пищи, частое посещение бани, интенсив­ный массаж без положенных перерывов между сеансами, смотрение на чрезвычайно яркий или мерцающий свет, постоянное сплевыва­ние, употребление очень острой, очень горькой, очень соленой или очень вяжущей пищи - примеры очень интенсивного использова­ния органов чувств.

2. Не использование органов чувств или отказ от их использо­вания. Нежелание слышать или слушать что-либо, не желание при­касаться к чему-либо (а также брезгливость), не желание видеть что-либо или не смотреть, не замечать кого-либо, не желание ню­хать что-либо – примеры нежелания использовать органы чувств, данные человеку Природой Бога.

3. Не правильное использование органов чувств. Слушанье пло­хих или печальных известий, нахождение на сильном порывистом пронизывающем холодном ветру, рассматривание очень далеких или очень близких объектов, чужие страдания или болезни, упот­ребление однообразной пищи, в которой отсутствует хотя бы один вкус, вдыхание грязного, пыльного воздуха или нюханье отталки­вающих запахов - примеры не правильного использования органов чувств.

               Фрустрации и беспокойства ума и разума

 

Фрустрации и беспокойства ума и разума бывают трех ти­пов – из-за интенсивного их использования, неиспользования и не­правильного использования. Они возникают при нарушениях пси­хики, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физи­ческого состояния тела (Ч.С.1.11.39.). Позднее Чарака описывает их как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) по­ведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4. 1.109.).

Ярко выраженная патологическая активность ума, тела или речи включает в себя неприятные беседы, ложь, сплетни, сквернос­ловие, злословие, оскорбления окружающих, похвальбу, страх, горе, гнев, скупость, жадность, ревность, властолюбие и др.

Подавленность, пассивность, депрессия – их неиспользование.

Задержка исполнения физиологических потребностей организма, таких как мочеиспускание или дефекация, греховное поведение – не контролируемая сексу­альная активность, сознательное разрушение или причинение вреда собственному телу, мазохизм, злоупотребление алкоголем, курени­ем, наркотиками, массажем или тяжелой физической работой – не­правильное их использование.

                                               Сезонные дисбалансы

 

Год состоит из нескольких сезонов. Отличительными особенно­стями каждого из них являются холод, тепло, дождь или снег, солнечная или пасмурная погода. Сезо­ны постепенно, плавно и незаметно сменяют друг друга. Когда качества данного сезона совпадают со свойственными испокон веков ему качествами в данной местности (жаркое лето, дождливая осень и т.д.), то это нормальное состояние природы. Когда свойства сезона несколько сглажены (теплое, слегка дождливое лето и т.д.), то это недостато­чность сезона.

Когда качества данного сезона противоположны свойственным ему природным и климатическим каче­ствам (теплая бесснежная зима, летние заморозки или дождливое лето, сухая ясная осень), то это неуравновешенность сезона.

В зависимости от того или иного сезонного дисбаланса, необходимо подстраивать режим и распорядок дня под соответствующее несоответствие погоды.

 

 НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА ТРИДОША

 

Специфические причины выхода каждой из доша из состояния равновесия и функции пораженных доша достаточно подробно описаны Сушрутой и Вагбхатой (С.С.1.21.19-24; А.С.,А.Х.3.1.14-18.).

                    Причины дисбаланса Вата доша

Наиболее распространенными причинами выхода Вата доша из состояния равновесия являются:

1. Очень интенсивные занятия спортом, соревнования.

2. Интенсивная гимнастика и физическая нагрузка.

3. Не контролируемое, очень интенсивное, не правильное заня­тие сексом и половые извращения.

4. Интенсивная учеба.

5. Излишняя болтливость, неумение держать язык за зубами, крики, напряжение голосовых связок, шепот, не правильное пение.

6. Умственные нагрузки, в том числе стрессы, нервы.

7. Страхи, тревоги, беспокойства, сомнения, неудачи.

8. Резкие прыжки, падения, быстрый бег без тренировок.

9. Синдром длительного сдавления.

10. Побои.

11. Плавание, купание в холодной воде в течение длительного времени без подготовки.

12. Пешие прогулки на очень большие дистанции, длительные конные выезды без подготовки.

13. Подъём больших тяжестей.

14. Тряска в автомобиле.

15. Длительные голодания, обжорство после голода.

16. Курение.

17. Задержка мочеиспускания, сна, дефекации, рвоты и т.д.

18. Длительное сидение за телевизором или компьютером.

Вата доша выходит из баланса при употреблении в пищу остро­го, горького, вяжущего вкуса, холодной или сухой пищи, принятой без должного количества жидкости, а также частого употребления некоторых видов бобовых и риса (обычный горох, турецкий горо­шек и некоторых других), мяса. Вата доша резко увеличивается от холодной и ветреной погоды (особенно если ветер резкий, холод­ный и порывистый), по утрам или вечером, при неправильном пи­щеварении и дыхании[103].

Вагбхата пишет (А.Х.3.16.19-28.): «Среди пяти субдоша Вата доша, Прана Ваю возбуждается от сухости, слишком сильной физической нагрузки, приема большого количества пищи, голодания, травм, долгих пеших походов, насильственного вызывания или задержки реализации физиологических потребностей организма. Удана Ваю выходит из равновесия из-за подавления чихания, отрыжки, рвоты и сна, ношения тяжестей на голове, из-за сильного плача, громкого смеха, крика и т.д. Вьяна Ваю выходит из равновесия из-за длительных пеших походов, слишком интенсивной половой жизни, из-за волнения или беспокойства, несовместимой или сухой пищи, интенсивной и неадекватной физической нагрузки; из-за страха, бурной радости, сильного горя и т.д. Самана Ваю выходит из равновесия из-за приема неподходящей, сырой, холодной и несовместимой пищи, сна и бодрствования в неурочное время и из-за других причин. Апана Ваю выходит из равновесия из-за приема сухой и тяжелой пищи, подавления реализации естественных физиологических потребностей организма или из-за их несвоевременной реализации, из-за длительных поездок на вьючных животных, долгого сидения или длительных пеших походов».

                       Причины дисбаланса Питта доша

Питта доша выходит из равновесия из-за следующих причин:

1. Гнев, ревность.

2. Жара, засуха, душное помещение.

3. Физические нагрузки, особенно в жаркое время года, на кухне или у доменной печи.

4. Употребление кислой пищи, алкоголя.

5. Половые извращения.

6. Жизненные неудачи.

Питта доша увеличивается от приема пищи, имеющей кислый острый, или горький вкус, горячей, пряной, содержащей большое количество горчицы, перца, кунжутного и горчичного масла, неко­торых зеленых овощей (окры), лука, чеснока, вина, йогурта, смета­ны, а также от жаркого солнца. Чаще всего Питта доша выходит из состояния равновесия летом, в жару, в полдень или полночь, при нарушении процесса приема пищи и пищеварения[104].

                   Причины дисбаланса Капха доша

Капха доша выходит из состояния равновесия если присутствует:

1. Недостаточная или очень интенсивная физическая работа.

2. Сидячий образ жизни.

3. Сон в дневное время или просто длительный сон.

4. Лень, глупость.

5. Хмурое дождливое утро.

Капха доша обостряет соленая, сладкая и кислая пища, маслянистая, тяжелая и несвежая еда. Молоко, йогурт, кефир, сметана, сахар, жиры и масла, коровье масло, сладкие фрукты, хлеб, тапио­ка, мясо морских животных и рыб, алкоголь. Чаще всего Капха доша выходит из состояния равновесия весной и осенью, днем или ночью, после приема пищи[105].

                   Причины совместного дисбаланса Тридоша

Вагбхата пишет (А.Х.3.1.19-23.): «Совмещение факторов, вызывающих увеличение каждой из доша, ведет к увеличению всех трех доша, впрочем, как и прием неподходящей пищи, недоваренной пищи, несовместимой пищи, пищи, противоположной по качествам, больших количеств пищи, алкоголя и других опьяняющих напитков, сушеных овощей, недоваренных корней и клубней, жаренного кунжута с йогуртом, глины, ячменного пива, гнилого, сухого и жирного мяса; климатические изменения, сильный ветер, злые духи, яд, отравленная пища, восхождение в горы, дурное влияние звезд, неправильное проведение очистительных процедур, грехи, патология беременности и неправильный уход за беременной женщиной».

Все причины выхода Тридоша из состояния равновесия можно расположить в виде таблицы (см. таблицу 8).

 

               ФУНКЦИИ ДОША В СОСТОЯНИИ ДИСБАЛАНСА

 

Когда доша выходят из равновесия, в организме проявляются определенные патологические симптомы, характеризующие то или иное состояние дисбаланса Тридоша – то или иное заболевание.

 



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Аштанга Хридаям Самхита 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аштанга Хридаям Самхита 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)