Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ



2019-07-03 220 Обсуждений (0)
ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучением пропорциональных сочетаний частей тела друг с другом, количества костей, каналов, волос и других составляющих тела человека в основном занимались Чарака и Вагбхата. Для более удобного рассмотрения этого вопроса можно обратиться к таблице 9, которая составлена исходя из Чарака Самхиты, Аштанга Самграха и Аштанга Хридаям Самхит. Важным моментом является отсутствие у Вата доша компактной, грубоматериальной формы и измерить его количество в теле не представляется возможным, поэтому эта доша в таблицу не включена.

Время от зачатия до рождения ребенка называется пренаталь­ным периодом, от рождения до 16 лет - детством. В течение этого времени происходит развитие и дозревание всех частей человеческого тела. Период от 16 до 30 лет называется периодом взросления. В это время полностью созревшие ткани за счет хилуса увеличивают свое количество и массу. От 30 и до 60 лет масса составляющих организма остается практически неизменной, а рост и развитие организма прекращается. От 60 до 70 лет происходит уменьшение массы составляющих организма, а после 70 - 75 лет наступает период, называемый старостью. Интенсивность процессов форми­рования семи тканей из хилуса в каждый из периодов жизни чело­века разная, с возрастом она падает, равно как и потребность в еде.

С точки зрения Сушруты, полное формирование массы и созре­вание семи тканей в организме происходит к 25 годам у мужчины и к 16 годам у женщины (С.С.1.35.13.). Поэтому Чарака рекомендует воздер­жаться от сексуальной жизни до 16 лет и после 70 лет. Если чело­век очень стар, семя у него образуется с трудом, а если очень мо­лод, то оно не до конца сформировано и происходит только растра­чивание жизненной энергии и нарушение баланса Вата доша. Су­ществует мнение, что люди, имеющие сильное мускулистое тело обладают большей сексуальной силой. Это опровергается Чаракой в Чарака Самхите. (Ч.С. 6.2.4; 40-42.).

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТО­РЫХ ОРГАНОВ И ЗОН ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

               Грудная, сердечная и пупочная зоны

Так сложилось, что грудь ни в Аюрведе, ни в современной ме­дицине не является самостоятельной зоной. Вместо этого выделя­ются кардиальная и эпигастральная области, разделяющие ее на две части. Рассматривая же ее с позиции положения в теле Тридоша, можно отметить, что эта зона является местом основной локализа­ции Аваламбака Капха, Садхака Агни, Прана и Удана Ваю. Чакрапани приводит следующий пример, характеризующий эти два Ваю, находящиеся в данной области (Чп.С.6.28.): ”Точно также, как цветовод и гончар могут жить и работать в одной комнате, причем, иногда они покидают ее для выполнения других дел и снова возвращаются в нее, точно также Прана Ваю и Удана Ваю локализуются в одном и том же месте, но для выполне­ния своих функций они могут выходить за его пределы”. Грудь, помимо Вата доша, является местом локализации Аваламбака Капха, а сердце, расположенное в этой области является прибежи­щем Садхака Агни. Точно также, как человек, кошка и собака могут жить не ссорясь под одной крышей, Тридоша могут локализоваться в одном и том же месте. Различные живые существа мирно живут по соседству друг с другом, если они занимаются своими делами и их интересы не пересекаются. Если же они вступают в конфликт при неожиданном столкновении нос к носу, или один стремится вытеснять другого из его ниши, начинается вражда, которая, если вновь обратиться взором на организм человека, выражается в теле в виде болезни.

В кардиальной зоне[154] (сердце с околосердечной сумкой (перикар­дом)) расположены Прана Ваю, Садхака Агни и Аваламбака Капха, это место основной локализации хилуса[155] и Оджаса, живи­тельной эссенции семи тканей, резкое уменьшение или потеря ко­торого ведет к саморазрушению организма (Ч.С.1.17.74-75.). Сердце опис­ывается Шрикантха Даттой как раджа (царь) всех кровеносных со­судов тела[156]. Помимо физиологических функций, Веды утвержда­ют, что хридая является вместилищем памяти, чувств, души (Атмы) и Сверхдуха (Параматмы), который восседает на лотосе сердца всех живых существ. Чарака пишет (Ч.С.6.24.35.), что сердце является пристанищем хилуса, Вата и остальных доша, ума, разума, чувств, личности (души) и, в особенности, Оджаса. В Чхандогья Упанишаде говорится (Ч.У.8.6.6.), что в сердце проходит сто пранических каналов, один из которых питает Праной мозг человека.

Относительно сердечной области в аюрведических текстах присутствуют разночтения. Одни тексты (Атхарваведа, Йога-Васищтха, Прапанчахридая Тантра, Сушрута Самхита, Бхела Самхита) утверждают, что существует две зоны[157], называемые «хридая» – область сердца[158] и так называемая Широхридая[159], другие (Аштанга Хридаям Самхита, Аштанга Самграха Самхита, Чарака Самхита, Кашьяпа Самхита) пишут только об одной зоне с таким названием, а некоторые комментаторы на аюрведические тексты (Шри Гопал Шастри) считают, что зон с аналогичным названием девять. Интерес данного расхождения заключается в том, что принято считать зону, называемую «хридая» вместилищем разума и сознания человека.

Область, в которой располагается верхняя часть желудка, называется Амашая, а нижняя его часть и двенадцатиперстная кишка – Паквашая. Амашая является местом основной локализации Кледака Капха, а Паквашая – Джатхарагни. Приблизительный размер желудка – три-три с половиной кулака.

Пупочная зона (набхи), является местом основной локализации Вата доша. Здесь сконцентрирован Самана Ваю, и, по большому счету, Вьяна Ваю, который, хоть и движется по всему телу, чаще всего бывает в этой области. Прана и Удана Ваю также появляются в этой части тела, спускаясь к пупку во время своего движения при вдохе и выдохе, да и Апана Ваю поднимается вверх именно из пупочной области. Местом локализации Пачака Агни является двенадцатиперстная кишка, расположенная достаточно близко от этой области. Пупочная зона описывается как место концентрации всех энергетических каналов. Границы этой самой энергетически насыщенной области тела простираются на расстояние двух сложенных вместе пальцев вверх и вниз от пупка. При выполнении Пранаямы или некоторых асан Хатха йоги это место используется для концентрации. С по­мощью определенных упражнений можно накапливать Прану в области пупка для дальнейшего использования в лечении бо­лезней, занятий боевыми искусствами или для практики мистической йоги.

 

                                      Печень и селезенка

 

В Аюрведе печень и селезенка описываются как основное место локализации крови[160]. Сушрута пишет, что даже в пренатальном состоянии печень и селезенка выполняют функцию образования и депонирования крови[161]. Печень и селезенка расположены не далеко от сердца, а точнее по правую и левую сторону от него (С.С.3.4.21.). Во всех аюрведических текстах эти два органа описываются как один. Если речь идет о печени, селезенка подразумевается, и наоборот. Они выполняют одни и те же функции. Если заболевает один орган, болеет и другой. Что вызывает заболевание одного, вы­зывает заболевание и другого. Поэтому для лечения болезней этих органов Чарака прописывает одинаковые лекарства и сходные ме­тоды очищения (Ч.С.6.13.88.). Печень неспроста называется мес­том сосредоточения крови, в ней депонируется более четверти всей крови организма. Селезенка также является резервуаром крови в теле человека. Так как в этих двух органах происходит образование и депонирование крови, они являются местом ее локализации и ло­кализации Питта доша (Ч.С.6.4.10.). Поэтому в аюрведических тек­стах эти два органа часто называют «органы, в которых живет кровь». Положение печени и селезенки хорошо видно на рисунке 6.

 

Рисунок 6. Область печени-селезенки.

14
7
6
13
12
11
10
 9
 8
5
4
3
2

1. Желчный пузырь. 2. Печень. 3. Воротная вена. 4. Желчевыводящие протоки. 5. Двенадцатиперстная кишка. 6. Нижняя полая вена. 7. Аорта. 8. Печеночная артерия. 9. Нижняя полая вена. 10. Аорта. 11. Селезеночная вена. 12. Селезеночная артерия. 13. Селезенка. 14. Поджелудочная желе­за.

 

 

                                  Кишечник

 

В силу своей протяженности и функциональной нагрузки, желудочно-кишечный тракт является местом встречи всех трех доша, однако, как и во всем организме, Капха доша локализуется в верхних отделах – ротовой полости, пищеводе и верхней части желудка, Питта доша – в желудке и двенадцатиперстной кишке, а Вата доша – в толстой кишке. В Аюрведе кишечник называют «Великий Канал».

Доза лекарственных препаратов и интенсивность процедур, связанных с желудочно-кишечным трактом, определяется в соответствии с плотностью, или конституцией кишечника. Вагбхата, древнейший аюрведический врач, пишет, что конституция кишечника бывает трех типов – мягкая, средняя и плотная, в зависимости от доминирующей доша. Джеджджата, комментатор на аюрведические тексты, уточняет, что конституция кишечника бывает шести типов: два типа мягкой конституции (очень мягкая и в меру мягкая), два типа плотной конституции (очень плотная и в меру плотная) и два типа средней конституции (средне-мягкая и средне-плотная).

Верхняя часть кишечника очищается посредством лечебной рвоты, средняя часть – путем принятия слабительных субстанций, а нижняя – с помощью басти – очистительной клизмы.

 

                                  Почки и мочевой пузырь

 

Описывая мочевой пузырь и почки, Вагбхата пишет (3.9.1-3): «Не смотря на то, что мочевой пузырь расположен устьем вниз, он заполняется достаточно равномерно, расширяясь во все стороны, непрерывно[162] получая мочу из каналов, транспортирующих ее (из почек). Доша входят в мочевой пузырь через эти каналы, вызывая двадцать типов расстройств мочеиспускания и мочеизнурения - заболеваний, возникающих в этом органе».

Почки и мочевой пузырь, являясь местами основной локализации телесного воздуха, непосредственно связаны с очищением организма и нервно-психической деятельностью человека. Основными их функциями, в соответствии с аюрведическими текстами, являются не только образование и выведение жидких продуктов жизнедеятельности организма, а также поддержание термобаланса, но и контроль за движением Праны.

Одним из самых распространенных дисбалансов этой зоны является образование камней и песка. Мадхава пишет, что конкременты образуются в том случае, когда Вата доша иссушает мочу. Являясь зоной основной локализации телесного воздуха, почки часто страдают от накопления Вата доша, которая, с учетом физиологических особенностей этого органа, движется в них с повышенной скоростью и не только иссушает мочу, но и уплотняет высушенные частички, формируя из них конкременты.

  Наиболее опасен для почек и мочевого пузыря влажный холод – вследствие переохлаждения в этой зоне происходит чрезмерное скопление слизей, которые блокируют движение пранических энергий по основным каналам. Почки начинают работать с усиленной нагрузкой и ослабевают, поэтому не могут правильно распределять Прану по организму. Недостаточность Праны ведет к истощению Читты, порождая такие дисбалансы, как нервная слабость, плаксивость, упадок сил, депрессивные состояния, истерики. Если переохлаждение этой области оказывается чрезмерным для организма, слизи блокируют большую часть пранических и физических каналов, и организм, следуя инстинкту самосохранения, возжигает близлежащие тканевые Агни, которые иссушают излишки слизи в почках и мочевом пузыре, повреждая при этом сами органы.

В случае воздействия на эти органы чрезмерного тепла, Вата доша перегревается и начинает расширять и разрушать пранические и физические каналы, вызывая боль, нарушения мочеиспускания и цвета мочи. Это наиболее трудноизлечимое состояние почек.

 

 

        ФАТАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ И ПРИЗНАКИ

 

Одним из важнейших аспектов аюрведической диагностике является умение врача точно определять степень тяжести и опасности для жизни пациента того или иного заболевания. Помимо основных, научных методов, врач должен знать мистические предвестники смерти или выздоровления больного. Не смотря на то, что аналогичные главы есть в большинстве классических аюрведических текстах, глава о фатальных симптомах и признаках взята из Аштанга Хридаям Самхиты.

«Сейчас мы разъясним главу «Наука о фатальных симптомах», как поведал Атрея и другие великие мудрецы.

Подобно тому, как цветок, дым и тучи являются предвестниками плода, огня и дождя, фатальные признаки являются предвестниками смерти. (1)

(Если врач назначает правильное лечение человеку с длинной линией жизни, его лечение будет удачным, точно так же, как благородный человек (сам собой становится преданным) королю. Лечение, назначенное человеку, чья жизнь затухает, пустая трата времени, так же, как помощь, оказанная подлому человеку. Этим врач зарабатывает плохую репутацию, сомнения и потерю собственного достоинства. Именно поэтому здесь описаны признаки человека, находящегося на смертном одре. Патологические изменения, характеризующие дыхание смерти, называются фатальные признаками (симптомами)). (а - в)

Смерти нет там, где нет фатальных симптомов, и нет жизни, когда они налицо. Необразованный врач может по ошибке принять не фатальные симптомы за фатальные и наоборот. (2)

Некоторые авторы утверждают, что фатальные признаки бывают двух видов: постоянные и временные. Временные фатальные симптомы возникают в случае глубокого увеличения доша и исчезают с их уменьшением, в то время как постоянные фатальные признаки однозначно предвещают смерть. (3 – 3а)

Внешний вид, органы чувств, голос, речь, оттенок, цвет и строение кожи лица, сознание, действия, функции и многие другие характеристики, претерпевающие изменения без особых на то причин, могут рассматриваться как несущие признаки смерти. (4 - 5)

Человек близок к смерти, если:

волосы на голове и на теле выглядят как будто бы смазанные маслом;

глаза неподвижны или находятся в постоянном движении; впали или выпучились, стали асимметричными, расширенными или суженными; увеличены, уменьшены или похожи на глаза мангусты, голубя или на горящие угли; обильно текут слезы; брови сжаты или наклонены; веки искривляются;

нос расширяется или заостряется; появляются высыпания, переносица опухает, проваливается и тускнеет;

верхняя губа свисает, нижняя губа поднята вверх; губы имеют цвет неспелого плода Eugenia jambolana (темно-синие);

на зубах имеется черный или медный налет, пятна грязи, внезапно появляющиеся и столь же внезапно исчезающие;

язык становится асимметричным, очень подвижным, распухает, сохнет, толстеет, синеет, обложенным, нечувствительным и на нем появляются высыпания, напоминающие шипы;

голова и шея не способны нести собственный вес; нижняя челюсть не способна держать пищу, помещенную в рот;

тело и части тела становятся или очень тяжелым или очень легкими без особой на то причины;

отверстия (глаза, уши, нос, рот, уретра и задний проход) кровоточат без предварительного отравления ядом;

половой член поднят вверх, а мошонка оттянута вниз, и наоборот. (6 – 13а)

Человек, у кого на лбу, на зоне мочевого пузыря или на голове, вдруг, ни с того ни с сего, сами собой появятся похожие на молодую луну линии вен или шрамы, не проживет и шести месяцев. (14 – 14а)

Человек, чье тело не смачивается водой подобно лепестку лотоса[163], проживет всего лишь полгода. (15 – 15а)

Человек, чьи вены имеют зеленоватый (или желтоватый) оттенок, волосяные фолликулы сужены, кто испытывает тягу к кислым субстанциям, умрет от увеличения Питта доша. (16 – 16а)

Человек, чья голова или лицо покрыты жирным грязным налетом, похожим на порошок коровьего навоза, чья голова пахнет дымом, умрет в течение месяца. (17 – 17а)

Если на голове возникают раздвоенные линии и шрамы, здоровый человек умрет в течение шести дней, а больной – за три дня. (18 – 18а)

Человек, чей язык синеет, у кого появляется интенсивный трупный запах изо рта, левый глаз западает, на чью голову садятся птицы, должен рассматриваться как умерший. (19 - 20)

Если после купания и умащения маслами грудь человека высыхает намного быстрее остальных частей тела, он не проживет и полмесяца. (20 – 20а)

Внезапное и беспричинное одновременное появление нормальных и патологических оттенков (кожи) говорит о приближающейся смерти. Аналогично – внезапное увеличение прочности или слабости, сухости или чрезмерной влажности и т.д. (21 – 21а)

Человек, чьи пальцы не производят характерного хруста, долго не проживет. Если при чихании, кашле и т.д. возникает необычный звук, никогда не появляющийся прежде, если дыхание становится или очень поверхностным или очень глубоким и исполненным сладким или гнойным запахом, больной умрет. (22 - 23)

Больной, испускающий не человеческий запах от тела вне зависимости от принятия ванны, а также аналогичный запах, идущий от ран, испражнений и т.д., не проживет и года. (24)

Человек, чье тело в какой-то момент становится очень привлекательным для вшей и других паразитов, или наоборот, они покидают его, не проживет и года. (25)

Если у человека холодеют части тела, обычно теплые, а холодные части тела обильно потеют или становятся ригидными, он не проживет и года. (26)

Если у человека появляются холодные сыпи (вызванные увеличением Капхи) и чей тело холодно, но ему кажется, что оно горячее; если человек страдает от холода, но все же ненавидит тепло, то на него обратил внимание Царь мертвых (Ямарадж). (27)

Если у человека горячая грудь, холодный живот, жажда и диарея, то он подобен живому трупу. (28)

Человек, чья моча, кал, мокрота или семя тонут в воде, а мокрота окрашена в разные цвета, умрет в течение месяца. (29)

Если человек видит небо как твердое тело, а твердые тела как небо, объекты, имеющие форму как бесформенные, а бесформенные как имеющие форму; путает светящиеся и несветящиеся объекты, белые и черные, несуществующие и существующие; кто вместо одной луны на небе видит несколько лун или одну, охваченную дымкой; кто наяву видит гандхарвов, ракшасов (демона), духов и всевозможную нечесть и кто боится смотреть вокруг, готовится к смерти[164]. (30-32)

Если человек не видит маленькую звезду Арундхати, расположенную рядом со второй звездой в хвосте Большой Медведицы, не видит Дхруву (Полярную звезду) или Акаша-гангу (Млечный Путь), не проживет и года. (33)

Если человек слышит грохот грома, шум прибоя, звук вины, панавы, флейты и других музыкальных инструментов в абсолютной тишине или не слышит этих звуков при их наличии; кто не слышит характерный звук дхук-дхук, возникающий при затыкании ушей пальцами; то же касается распознавания запаха, вкуса и прикосновения – если человек воспринимает их в полностью или частично извращенной форме; если человек не чувствует запах потушенной масляной лампы, не различает специфические вкусы (лекарств), которые применяются в соответствии с вышедшей из равновесия дошей и вкус пищи, которая была любимой до болезни; если его тело покрывается грязным налетом; если человек не чувствует ударов и т.д. и без предварительных занятий мистической йогой или соблюдения серьезных епитимий и аскез получает экстрасенсорные способности – он умрет. (34 – 37а)

Человек, чей голос становится низким (слабым), злым, неслышимым, кто запинается или стремится говорить, но внезапно теряет голос, умрет. (38 – 38а)

Одним из признаков скорой смерти является ослабление голоса наряду с потерей упругости и цвета (тела) и ухудшением состояния больного. (39 – 39а)

Врач должен держаться на расстоянии от человека, который слышит, как кто-то изнутри говорит ему о приближении смерти или в несколько голосов обсуждает его кончину. (40 – 40а)

Человек, чья тень меняет свою форму, размер, цвет и т.д. даже перед внутренним взором – мертвый человек. (41 – 41а)

Тенью называется отражение человека в зеркале, воде или на песке под действием солнечных лучей. Она не связана с цветом и сиянием солнца, а только с телом человека. (42-43)

Если тень человека изрезана, порвана, двоится или троится (при одном источнике света), исчезает; если она безголова, двухголова, мерцающая, искаженная или неестественная, эти признаки говорят о завершении его земного существования, даже если эти изменения вызваны внешними (или мистическими) причинами. Человек, чья тень или отражение не заметно другим людям, должен готовится к смерти. (44 - 45)

Существует пять видов тени, связанные с пятью первоэлементами – Эфиром и т.д., причем каждая имеет свои особенности. Эфирная тень прозрачно-синяя, маслянистая и сияющая. Воздушная тень грязная, темно-красная, синяя, серая, сухая и не сияющая. Огненная тень ярко-красная, блестящая и ослепительная для глаз. Водная тень подобна чистому золоту, прозрачна, слегка масляниста и очень красива. Земная тень устойчива, масляниста, громоздка, прозрачна, черна или бела. Появление воздушной тени говорит болезни, смерти или нищете, в то время как другие – об удаче (здоровье). (46 – 48а)

Цвет лица бывает семи видов: красный, желтый, белый, синий, зеленый, желтовато-белый и черный. Все эти цвета связаны с Огнем. Если кожа лица жирная, прозрачная, серая, грязная, сухая, морщинистая или обвислая – это плохой признак. (49 – 50а)

Тень сглаживает цвет, в то время как цвет и состояние кожи лица его обостряют. Тень можно увидеть только с близкого расстояния, когда цвет и состояние кожи лица видны издалека. В здоровом состоянии или во время болезни ни тень, ни цвет и структура кожи лица не являются серьёзным прогностическим признаком, но на пороге смерти они могут сказать о сроке ее приближения. (51 – 52а)

Если у человека заплетаются или волочатся ноги; если он без особой причины теряет в весе, хотя ест свою любимую пищу; если человек ест очень мало, но выделяет много кала и мочи или наоборот; если человек ест мало, но страдает от излишка Капхи; если человек после глубокого вдоха падает на кровать или после глубокого вдоха делает короткий выдох и теряет сознание; если дыхание частое и поверхностное (как у собаки в жару), нерегулярное, пульсирующее; если человек с трудом держит голову и сжимает лоб руками; если на лбу выступает холодный пот, а суставы и сухожилия высыхают; если, вставая с постели, человек теряет сознание, сильный он или слабый; если человек спит на спине и двигает ногами; если человек видит стул, кровать или стену, которых не и пытается схватиться за них; если человек смеется над вещами, которые не вызывают смех или наоборот; если во время обморока человек облизывает губы, облизывает верхнюю губу и производит свистящий звук; чья тень черная, желтая или темно-красная; кто ненавидит врача, лекарства, воду, пищу, брахманов и друзей – готовится предстать перед Богом смерти. (53 – 60а)

Если у человека шея, лоб и (область) сердца покрыты холодным потом, в то время как другие части горячие, его спасут только боги. (61)

(Если у умирающего проявлены все симптомы лихорадки, он умрет от лихорадки). (1)

Если у человека низкий уровень сознания, много поводов для беспокойства, плохой цвет и строение кожи лица, кто страдает слабоумием; если человек кормит птиц или других животных, а они не едят предлагаемую им пищу; если человек, развив интеллект, сияние и силу тела, достигнув богатства и положения в обществе, вдруг теряет их, он скоро предстанет перед Ямараджем. (62 – 63а)

Если конституция человека, зависящая от трех гун материальной природы и от Тридоша, вне зависимости от состояния его здоровья становится патологической, он не проживет и шести месяцев. (64 – 64а)

Вера, праведность, память, благотворительность, интеллект и сила – эти шесть качеств покидают человека, готовящегося умереть через шесть месяцев. (65 – 65а)

Походка, речь, тремор и бессознательное состояние, напоминающие походку, речь, тремор и бессознательное состояние пьяного человека характеризуют человека, готовящегося умереть в ближайшей месяц. (66)

Если человека тянут за волосы, а он не чувствует боль; если человек ест, а еда не проходит в горло, хотя он не страдает от болезней горла – он умрет в течение шести дней. (67)

Если слуги отворачиваются от человека, похожего на мертвого, целый день спящего или страдающего бессонницей, он умрет. (68)

Если у человека закупорены слезные протоки, сильно потеют ладони и стопы; глаза ни на миг не стоят на месте, он на пороге царства Ямараджа. (69)

Если человек перестал получать удовольствие от вещей, радовавших его до этого, он скоро умрет. (69а)

Если у здорового человека резко проявляются все признаки той или иной болезни, а у больного человека признаки болезни резко исчезают – он скоро умрет. (70 – 70а)

Сильная, глубокая, постоянная, сопровождаемая бредом, головокружением и одышкой лихорадка; лихорадка, развивающаяся на фоне кахексии, опухоли или потери пищеварительной активности; развивающаяся у человека относительно здорового, но страдающего немотой, краснотой глаз, болями в сердце; у страдающего сухим кашлем, у ослабленного или страдающего мокрым кашлем, убивает человека. (71 - 73)

Если при кровотечении вытекает яркая красная, черная, разноцветная, медная, желтая или зеленая кровь; кровь течет из фолликул волос; кровь скапливается в горле, во рту и в области сердца; кровь не окрашивает ткань и испускает зловоние; вытекает из магистральных сосудов или в большом количестве; у стариков или страдающих анемией, лихорадкой, рвотой, кашлем, водянкой и диареей, больной умрет. (74 – 75а)

Кашель и одышка смертельны, если человек болен лихорадкой или страдает рвотой, жаждой, диареей и водянкой. (76)

Туберкулез ведет к смерти, если человек страдает болью в боках, метеоризмом, рвотой с кровью и жжением в задней части плеч. (76а)

Рвота смертельна, если в рвотные массы пахнут мочой и калом, если позывы чересчур сильные, если в рвотных массах присутствуют блестящие частицы, кровь, кал и гной; если она сопровождается болью, кашлем, одышкой или очень долго не останавливается. (77 – 77а)

Жажда смертельна у больных ослабленных, с вывалившимся языком и находящихся в бессознательном состоянии. (78)

Алкогольное опьянение ведет к смерти, если пьяный страдает от озноба, кахексии и его лицо кажется намазанным маслом. (78а)

Геморрой смертелен, если у больного опухают руки, ноги, пупок, прямая кишка, мошонка и лицо, болит сердце, бок и другие части тела, его рвет, лихорадит и происходит изъязвление прямой кишки. (79 – 79а)

Диарея смертельна, если каловые массы напоминают печень, баранину, перо павлина, нефть, топленое масло, творог, костный мозг, жир, ферментированную настойку, мозг, сажу, гной, мясной отвар или пирит; если кал или слишком красный, черный, очень жирный, с отвратительным запахом, прозрачный; если дефекация происходит с сильной болью; если выделяются куски той или иной ткани, или без кала, или с большим количеством кала; кал содержит части пищеварительного тракта, глистов, пиявок, блестящие частицы; у человека, страдающего выпячиванием ректальных изгибов, всегда открытым анальным отверстием, болью в суставах и костях, пролапсом прямой кишки, потерей сил, несварением, сопровождаемым жаждой, одышкой, лихорадкой, рвотой, изжогой, метеоризмом и дизентерией. (80 - 84)

Камни в мочевыводящих путях убивают больного, если являются преградой для мочеиспускания или человек страдает припухлостью мошонки и болями. Диабет смертелен, если ведет к сильной жажде, жжению, сыпи, гангрене, диарее, карбункулам, расположенным на Марма точках, области сердца, спине, груди, плечах, прямой кишке, голове, суставах ног и рук; если он возник у человека, не имеющего никакого интереса к жизни, страдающего гангреной, изжогой, жаждой, отравлением, лихорадкой, герпесом, разрушением внутренних органов, икотой, одышкой, головокружением и истощением. (85 - 87)

Опухоль в брюшине может быть смертельна, если она очень большая, твердая, похожа на черепаший панцирь, соединяется с крупными сосудами, сопровождается лихорадкой, рвотой, икотой, тимпанитом, болью, кашлем, катаром верхних дыхательных путей, чувством давления в области сердца, одышкой, диареей и водянкой. (88 – 88а)

Вздутие живота убивает ослабленного человека, если сопровождается подавлением желания мочеиспускания и дефекации, одышкой, отеками, икотой, лихорадкой, головокружением, рвотой и диареей; если у него распухшие глаза, изогнутый половой член, тело и кожа сырые, брюшная полость постоянно увеличивается, даже после клистирования или приема слабительного. (89 – 90а)

Анемия может закончится трагически, если больной страдает отеками, нарушением зрения или у него пожелтели глаза и ногти. (91)

Водянка может привести к гибели больного, если человек страдает сонливостью, изжогой, анорексией, рвотой, обмороками, метеоризмом, диареей. Она дает много осложнений и порождает множество вторичных болезней. Отек, распространяющийся по ноге вверх у мужчины, от лица вниз у женщины и от живота и половых органов вне зависимости от пола, постепенно убивает человека. Отек, сопровождающийся расхождением лучевых линий, экссудацией, рвотой, лихорадкой, одышкой и диареей также ведет к гибели больного. (92 - 93)

Если у ослабленного человека после водянки возникает лихорадка и диарея или после лихорадки и диареи возникает водянка, он погибнет. Врач должен отказать больному, страдающему водянкой ног, ягодиц и бедер и очень истощенному этим заболеванием. Больной, чье лицо, руки и ноги высохшие или слишком распухшие (без изменения других частей тела), умрет в течение месяца. (94 - 96)

Герпес убивает человека, страдающего кашлем, бледностью кожных покровов, лихорадкой, обмороками, болью, головокружением, припухлостью лица, сдавлением в области сердца, слабостью и диареей. (97)

Лепра убивает больного, если его разбил паралич, а глаза покраснели, он онемел, страдает несварением, жаждой и диареей, а в ранах завелись черви. (98)

Нервные болезни ведут к смерти больного, если его кожа потеряла чувствительность, болезнь сопровождается тремором и болью, а тело сковали судороги. (98а)

Подагра убивает больного, страдающего атеросклерозом, обмороками, отравлением, сонливостью, лихорадкой, мигренью, анорексией, одышкой, переломами, щелчками в суставах и гангреной. (99 – 99а)

Даже легкое заболевание может свести в могилу человека, страдающего мигренями, анорексией, одышкой, склерозом, диареей, жаждой, головокружением, слабостью голоса, истощением тканей, потерей сил и снижением пищеварительной активности. (100 – 100а)

Люди, страдающие от нервных болезней, эпилепсии, лепры, геморрагии, вздутия желудка, туберкулеза, опухоли брюшины, диабета и кто слаб, несмотря на кажущуюся легкость и поверхностность патологического процесса, должны быть отклонены врачом. (101 – 101а)

Глубокое истощение и снижение массы тканей, обострение болезней и анорексия, говорят о смерти больного в течение шести недель. (102 – 102а)

Аденома предстательной железы, вызванная увеличением Вата доша, очень большая, локализующаяся в самом сердце таза, очень болезненна и сопровождается жаждой. Эта опухоль быстро убивает больного. (103 – 103а)

Вата доша, вызывающая дряблость икроножных мышц, разрушение носа или изгиб головы у больного человека – убивает его. Вата доша, скапливающаяся между пупком и прямой кишкой или пахом, и вызывающая боль в прямой кишке и сердце, убивает ослабленного болезнью человека. Вата доша, вызывающая затруднение мочеиспускания и дефекации, блокируя устье мочевого пузыря и пупочную зону, способствует возникновению боли в паху, жажды, диареи, одышке и боли в прямой кишке, убивает человека. (104 - 107)

  Вата доша, вызывающая расширение ребер, боль в груди, нарушающая свободную экскурсию грудной клетки и расширяющая глаза – быстро убивает больного. (108)

Внезапное обострение лихорадки, жажды, спонтанные обмороки, слабость и разрыхление костей и суставов – эти симптомы появляются у умирающего человека. (109)

Если у больного, страдающего от лихорадки, сопровождающейся субфебрильной температурой, рано утром обильно потеет голова и остальные части тела – его жизнь вряд ли можно спасти. (110)

Если у больного ветрянкой высыпания напоминают жемчуг и очень быстро исчезают, это говорит о возможном летальном исходе. (111)

Оспины, похожие на чечевицу или коралловые бусы, с глубоким устьем, направленным вглубь тела, при касании которых слышится характерный звук, полностью разрушат тело больного. (112)

Если глаза у больного окрашены в насыщенно-желтый цвет, лицо одутловато, височные мышцы атрофированы, тело истощено и пышит жаром, он должен быть отвергнут (врачом). (113)

Это же касается и человека, на теле которого без видимой на то причины появляются раны и ссадины. (113а)

Если человек страдает язвами, пахнущими как сандаловое дерево, ветиверия зизаниевидная, вино, труп или ворон; цветом подобными морским водорослям, петушиному гребню, шафрану, тыкве и саже; горячими по ощущению, но холодными на ощупь; вызванными дисбалансом Вата доша, но не болезненными, вызванными дисбалансом Питты, но не горячими, вызванными дисбалансом Капхи, но не гноящимися; локализующимися на Марма точках, но безболезненными; гладкими, но создающими ощущение растрескивания кожи; заполненными порошкообразным материалом; напоминающими флаг, меч и т.д.; возникающими без видимой на то причины – он должен быть отвергнут (врачом). Больной ректальной фистулой на стадии прободения или если в ней поселились черви, должен быть отвергнут. (114 - 116)

Больной, бьющий одним коленом о другое, поднимающий и резко отпускающий ногу, (беспричинно) отворачивающий свое лицо, умрет. (117)

Больной, кусающий ногти, волосы, траву и т.д., ковыряющий палкой землю, бьющий камень о камень; страдающий «гусиной кожей», обильным мочевыделением, сухим кашлем и лихорадкой; смеющийся, а через минуту плачущий; пинающий ножку кровати; внимательно исследующий отверстия тела, умрет. (118 – 119а)

Внезапное появление черных родинок, черных шрамов, обесцвеченных участков кожи на лице, похожих на цветок пятен на зубах и ногтях, проявление вен на животе – симптомы, предупреждающие о скорой смерти больного. (120 – 120а)

Глубокое дыхание, снижение температуры тела и острая боль в паху, не снимающаяся обезболивающими препаратами, говорит о скорой гибели больного, который должен быть отклонен мудрым врачом. Больной, патологический процесс в теле которого резко усилился, а защитные силы организма истощены, очень скоро исчерпает отведенный ему срок жизни. (121 – 122а)

Трудно сберечь жизнь пациента, для которого врач пытается достать лекарство, но у него ничего не получается. (123 – 123а)

Если лекарство, ранее благотворно действующее на больного, потеряло силу, его уже ничто не спасет. (124 – 124а)

Если лекарство или пища, приготовленные для конкретного человека, резко меняют свои органолептические или лечебные качества без особой на то причины – он умрет, даже если это абсолютно здоровый человек. (125 – 125а)

Если в доме больного возникает пожар, который потухает сам собой, при отсутствии ветра и при наличии большого количества горючих материалов; ломается или падает с громким стуком мебель или другие предметы обихода, жизнь этого человека под угрозой. (126 – 127)

Если у ослабленного болезнью человека внезапно исчезают все симптомы болезни, за его жизнь нельзя поручиться, считает Атрея. (128)

Врач, даже будучи спрошенным, не должен сообщать причины смерти больного его родственникам и друзьям, чтобы не вызвать у них еще большую скорбь. (129)

Душу умирающего человека стерегут слуги Ямараджа, которые разрушают благотворное действие лекарств, делая их бесполе<



2019-07-03 220 Обсуждений (0)
ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)