Методики исследования уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников
Технологии: метод исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.); метод проектов; технология сотрудничества (Н.П. Пирогов, Давыдов В.В.); игровые технологии (Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский); личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская, В.В.Сериков); здоровьесберегающие технологии(Степанова О.А., Стрельникова); технология накопительной оценки «Портфолио».
Критерии эффективности ОЭР: результаты обученности; результаты сформированности ключевых компетентностей; состояние здоровья учащихся; удовлетворённость субъектов образовательного процесса.
Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста: - компетентность разрешения проблем:демонстрирует понимание проблемы; демонстрирует понимание цели и задач деятельности; демонстрирует понимание последовательности действий; имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности; высказывает впечатления о работе и полученном продукте. - информационная компетентность:осознаёт недостаточность информации в процессе реализации деятельности; применяет способ получения информации из одного источника по предложению учителя; проявляет понимание полученной информации; проявляет понимание выводов по определённому вопросу. - коммуникативная компетентность:соблюдает нормы изложения элементарного текста; соблюдает нормы изложения в элементарном высказывании; работает с вопросами на уточнение; излагает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе.
В процессе работы над данной темой, в школе выстроена система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста. Можно выделить основные этапы системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихсямладшего школьного возраста.
1 этап - вводные занятия. На них дети знакомятся с понятиями «исследование», «проект», методами исследования, видами проектов, учатся составлять план исследования, выполнять действия по плану. Рассматривается последовательность исследовательского поведения.
2 этап - тренировочные занятия. В ходе этих занятий учащиеся на практике знакомятся с проведением самостоятельных и коллективных исследований, узнают различные виды исследований и методы проведения исследований. Дети учатся работать с «Папкой исследователя», собирают информацию по выбранной теме, формулируют свою тему исследования, упражняются в формулировании проблем и гипотез. На данном этапе, посредством различных упражнений, учащиеся учатся формулировать вопросы разных видов, знакомятся с приёмами определения понятия, учатся делать выводы и умозаключения.
3 этап – практические занятия. На этих занятиях проводятся исследования различных видов: теоретические, эмпирические, фантастические. В данный период осуществляется изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных источниках, проводятся наблюдения и эксперименты, разрабатываются несуществующие, фантастические объекты и явления.
4 этап - самостоятельные исследования. На данном этапе проводятся индивидуальные консультации учащихся по группам, которые создаются по принципу общности тем в поле исследования.
5 этап - публичная презентация. Она является итогом проведённой работы. В ходе презентации проходит защита исследовательских работ по индивидуальным темам внутри учебных групп, а затем на уровне учебного подразделения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, с наиболее успешными исследовательскими работами получают право на участие в городских научно-практических конференциях. В работе так же используются специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Таким образом, данная система организации учебно-исследовательской деятельности учащихсямладшего школьного возраста предполагает, что ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате учащийся на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую работу. Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Предлагаем некоторые темы исследовательских работ для младших школьников: · Моя игра. · День рождения – праздник детства. · Жизнь и разнообразие динозавров. · Мои беспозвоночные друзья. · Мои друзья – микробы. · Расти, семечко, расти… · Тайны кошачьего глаза: миф или реальность? · Дед мороз и его братья. · Домашние питомцы. · Богатырская сила маленького чеснока. · Загадочное свойство соли. · Жизнь бумажного листка. · Этот волшебный мыльный пузырь. · Самый безопасный путь в школу и домой. · Влияние правильного питания на организм человека. · Если хочешь быть здоров…
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы: - усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; - значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях; - вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; - формирует социальный опыт в труде и общении; - способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская практика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и как следствие формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |