Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики исследования уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников



2019-07-03 405 Обсуждений (0)
Методики исследования уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Технологии: метод исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.); метод проектов; технология сотрудничества (Н.П. Пирогов, Давыдов В.В.); игровые технологии (Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский); личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская, В.В.Сериков); здоровьесберегающие технологии(Степанова О.А., Стрельникова); технология накопительной оценки «Портфолио».

 

Критерии эффективности ОЭР: результаты обученности; результаты сформированности ключевых компетентностей; состояние здоровья учащихся; удовлетворённость субъектов образовательного процесса.

 

Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста:

- компетентность разрешения проблем:демонстрирует понимание проблемы; демонстрирует понимание цели и задач деятельности; демонстрирует понимание последовательности действий; имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности; высказывает впечатления о работе и полученном продукте.

- информационная компетентность:осознаёт недостаточность информации в процессе реализации деятельности; применяет способ получения информации из одного источника по предложению учителя; проявляет понимание полученной информации; проявляет понимание выводов по определённому вопросу.

- коммуникативная компетентность:соблюдает нормы изложения элементарного текста; соблюдает нормы изложения в элементарном высказывании; работает с вопросами на уточнение; излагает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе.

 

В процессе работы над данной темой, в школе выстроена система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста. Можно выделить основные этапы системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихсямладшего школьного возраста.

 

1 этап - вводные занятия. На них дети знакомятся с понятиями «исследование», «проект», методами исследования, видами проектов, учатся составлять план исследования, выполнять действия по плану. Рассматривается последовательность исследовательского поведения.

 

    2 этап - тренировочные занятия. В ходе этих занятий учащиеся на практике знакомятся с проведением самостоятельных и коллективных исследований, узнают различные виды исследований и методы проведения исследований. Дети учатся работать с «Папкой исследователя», собирают информацию по выбранной теме, формулируют свою тему исследования, упражняются в формулировании проблем и гипотез. На данном этапе, посредством различных упражнений, учащиеся учатся формулировать вопросы разных видов, знакомятся с приёмами определения понятия, учатся делать выводы и умозаключения.

 

    3 этап – практические занятия. На этих занятиях проводятся исследования различных видов: теоретические, эмпирические, фантастические. В данный период осуществляется изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных источниках, проводятся наблюдения и эксперименты, разрабатываются несуществующие, фантастические объекты и явления.

 

    4 этап - самостоятельные исследования. На данном этапе проводятся индивидуальные консультации учащихся по группам, которые создаются по принципу общности тем в поле исследования.

 

    5 этап - публичная презентация. Она является итогом проведённой работы. В ходе презентации проходит защита исследовательских работ по индивидуальным темам внутри учебных групп, а затем на уровне учебного подразделения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, с наиболее успешными исследовательскими работами получают право на участие в городских научно-практических конференциях.

В работе так же используются специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

 

Таким образом, данная система организации учебно-исследовательской деятельности учащихсямладшего школьного возраста предполагает, что ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате учащийся на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую работу. Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

 

Предлагаем некоторые темы исследовательских работ для младших школьников:

· Моя игра.

· День рождения – праздник детства.

· Жизнь и разнообразие динозавров.

· Мои беспозвоночные друзья.

· Мои друзья – микробы.

· Расти, семечко, расти…

· Тайны кошачьего глаза: миф или реальность?

· Дед мороз и его братья.

· Домашние питомцы.

· Богатырская сила маленького чеснока.

· Загадочное свойство соли.

· Жизнь бумажного листка.

· Этот волшебный мыльный пузырь.

· Самый безопасный путь в школу и домой.

· Влияние правильного питания на организм человека.

· Если хочешь быть здоров…

 

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- формирует социальный опыт в труде и общении;

- способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская практика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и как следствие формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста.

 

 



2019-07-03 405 Обсуждений (0)
Методики исследования уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики исследования уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)