Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности



2019-07-03 668 Обсуждений (0)
Анализ результатов экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Проанализируем полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.

С помощью методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» мы оценили уровень сформированности исследовательских навыков  младших школьников.

На столе мы выстроили в один ряд 7 красных фишек на расстоянии двух сантиметров друг от друга. Каждого из учащихся просили положить такое же количество синих фишек, сколько красных. Все дети положили 7 синих фишек, причем каждая из них находилась под красной (на таком же расстоянии, как и красные). После того, как задание было выполнено, каждому ребенку были заданы вопросы:

1. Что у тебя получилось? (3 человек - ряд синих фишек, 4 человека - синяя полоска, 8 человека - 7 синих фишек);

2. Здесь столько же синих фишек, сколько красных? (12 человек – да, 3 человек – не знаю);

3. Как ты это узнал? (11 человек - считали, 4 человека - под каждую красную подставил синюю фишку);

4. Ты мог бы объяснить еще кому-нибудь? (6 человека – да, 9 человек - нет);

5. Почему ты думаешь, что фишек поровну? (8 человека - потому что красных 7 и синих тоже 7 (счет); 4 человека - под каждой красной находится синяя фишка, 3 человек – они одинаково стоят).

Результаты по методике представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4 – Результаты по методике «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

 

Ф.И. Уровень сформированности познавательных УУД
1 Абаев Ильмир Н
2 Гарифуллин Родион Н
3 Даутова Самира С
4 Зиннатшина Эльвина С
5 Краснова Милена С
6 Красова Мила Н
7 Михалев Данил С
8 Сторчевая Ангелина Н
9 Сафин Руслан Н
10 Толканов Костя С
11 Тарасова Лена В
12 Федорова Карина В С
13 Федоров Матвей С
14 Юнусова Аделя С
15 Юнусов Замир В

Из первой части задания можно сделать вывод, что все испытуемые могут устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Затем мы попросили детей сдвинуть красные фишки друг с другом так, чтобы между ними не было промежутков, а затем задали вопрос: «А теперь поровну красных и синих фишек?». На что только один ребенок ответил утвердительно. Остальным были заданы вопросы, описанные в методике. В процессе один из них поменял свое мнение, трое – остались при первоначальном мнении. Следовательно, можно сделать вывод, что у двоих исследуемых есть сохранение дискретного множества, основанное на простой обратимости; у восьмерых - сохранение, основанное на признании того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли»; у пятерых нет сохранения дискретного множества.

Таким образом, после проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Отсутствует сохранение (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов) у пятерых испытуемых.

2. Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Нет сохранения дискретного множества у восьмерых испытуемых.

3. Не сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия у двоих.

Для наглядности представим полученные данные на рис. 2.

Рисунок 2 – Результаты по методике «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

 

Далее мы определили уровень сформированности действия замещения. Для этого мы воспользовались методикой «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка).

Задание выполнялось в течение двух минут. Испытуемые сразу поняли инструкцию, ошибок при выполнении задания не допускали, работали достаточно быстро. В результате, после истечения времени, количество условных знаков в изображениях насчитывалось от 25 до 36, что соответствует норме для учащихся 9 - 10 лет.

Следовательно, у исследуемых школьников сформировано действие кодирования (замещения) на высоком уровне (табл. 2.4).

 

Таблица 2.5. – Результаты по методике «Кодирование»

 

Ф.И. Количество ошибок Количество знаков Уровень сформированности действия замещения
1 Абаев Ильмир - 36 В
2 Гарифуллин Родион - 29 В
3 Даутова Самира - 25 В
4 Зиннатшина Эльвина - 25 В
5 Краснова Милена - 34 В
6 Красова Мила - 25 В
7 Михалев Данил - 25 В
8 Сторчевая Ангелина - 25 В
9 Сафин Руслан - 25 В
10 Толканов Костя - 27 В
11 Тарасова Лена - 27 В
12 Федорова Карина В - 30 В
13 Федоров Матвей - 31 В
14 Юнусова Аделя - 25 В
15 Юнусов Замир - 36 В

 

Таким образом, после проведенного исследования были получены следующие результаты: все учащиеся показали сформированность действия кодирования (замещения). Дети быстро понимают инструкцию, действуют адекватно. Ошибки отсутствуют.

По методике «Сравнение понятий» (Л.С. Выготского) были получены следующие результаты.

Конкретность мышления присутствует только у троих учащихся, у девяти  учащихся можно увидеть «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Трое испытуемых настаивали на сравнимости несравнимых понятий и придумывал неестественные объяснения, проявляя склонность к демагогии.

Результаты по методике представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6. – Результаты по методике «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

Ф.И. Уровень сравнения понятий
1 Абаев Ильмир Н
2 Гарифуллин Родион Н
3 Даутова Самира С
4 Зиннатшина Эльвина С
5 Краснова Милена В
6 Красова Мила С
7 Михалев Данил С
8 Сторчевая Ангелина С
9 Сафин Руслан Н
10 Толканов Костя С
11 Тарасова Лена В
12 Федорова Карина В С
13 Федоров Матвей С
14 Юнусова Аделя С
15 Юнусов Замир В

 

Для наглядности представим полученные данные на рис. 4.

 

Рисунок 4. – Результаты по методике «Сравнение понятий»

 

Из полученных данных на констатирующем этапе эксперимента видно, что уровень развитияисследовательской деятельности недостаточен. Встала проблеманеобходимости создания условий для развития исследовательских навыков

Далее с учащимися 4 класса и их родителями был реализован долгосрочный проект «Настроение по заказу», после чего проведено повторное исследование (контрольный этап).

С помощью методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» мы оценили уровень сформированности исследовательских навыков младших школьников.

Результаты по методике представлены в табл. 2.7.

Таблица 2.7. – Результаты по методике «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

 

Ф.И. Уровень сформированности познавательных УУД
1 Абаев Ильмир С
2 Гарифуллин Родион С
3 Даутова Самира В
4 Зиннатшина Эльвина В
5 Краснова Милена В
6 Красова Мила С
7 Михалев Данил С
8 Сторчевая Ангелина С
9 Сафин Руслан С
10 Толканов Костя В
11 Тарасова Лена В
12 Федорова Карина В В
13 Федоров Матвей С
14 Юнусова Аделя С
15 Юнусов Замир В

 

Таким образом, после проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия.

2. Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли» у шестерых испытуемых.

Для наглядности представим полученные данные на рис. 5.

 

Рисунок 5 – Результаты по методике «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

 

По результатам методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» мы видим, что уровень сформированности исследовательских навыков  младших школьников значительно повысился: высокий уровень у шестерых человек, средний уровень у девяти человек, низкий уровень никто из учащихся не показал.

По методике «Сравнение понятий» (Л.С. Выготского) были получены следующие результаты: конкретность мышления присутствует у всех учащихся 3 класса.

Проект «Настроение по заказу» оказал положительное влияние на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников, что подтверждено повторным исследованием.

Важным условием развития исследовательской деятельности младших школьников в начальной школе является реализация проектной деятельности. Младшему школьнику должны быть созданы условия для способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Таким образом, проектная деятельность может стать основой формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Теоретические исследования показали, что исследовательская деятельность обеспечивают формирование ключевой компетенции «умение учиться» и служит средством развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся.

Исследовав на практике и выявив необходимость в работе, нами были разработаны занятия, в которых определены основные задачи, ожидаемый результат, а также методы и формы работы по формированию исследовательских навыков младших школьников по средствам проектной деятельности.

Мы выяснили, что метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

На констатирующем этапе эксперимента видно, что уровень развитияисследовательских навыков детей недостаточен. Далее в ходе формирующего эксперимента с учащимися 4 «В» класса и их родителями был реализован проект «Настроение по заказу», после чего проведено повторное исследование, которое дало следующие результаты:

1. Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия.

2. Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли» у шести испытуемых.

Реализация проектной деятельности оказала положительное влияние на формирование исследовательских навыков младших школьников, что подтверждено повторным исследованием.

В процессе реализации программы проектной деятельности Результаты работы по формированию исследовательской деятельности видны сразу. Почти все ученики четвертого класса стали активными читателями школьной библиотеки, многие уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и ответить на поставленный вопрос. Останавливаться на достигнутом не нужно. В дальнейшем можно начинать осваивать проектную деятельность с использованием мультимедийных презентаций.

Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и полезна для формирования исследовательских навыков.




2019-07-03 668 Обсуждений (0)
Анализ результатов экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)