Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проектирования –одного из видов развития исследовательских навыков младших школьников



2019-07-03 565 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проектирования –одного из видов развития исследовательских навыков младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

 

Направление подготовки 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

 

Студент П-153 группы   / Ленарская М.В.

 

(подпись) (Ф.И.О.)

Научный руководитель

  / Фатихова Н.Г.

 

(подпись) (Ф.И.О.)

 

 

 

Набережные Челны

2019 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проектирования –одного из видов развития исследовательских навыков младших школьников………………8

   1.1. Сущность понятия «проектная деятельность»……………..…………...8

1.2. Результаты проектной деятельности…………….……………………...18

1.3. Методики исследования уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников………………..…………………………….……22

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности………………………………………………………………………27

2.1 Содержание экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности ……………………………………………………………………….27

 2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной деятельности .............................................................................................................52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………… ….…...66

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…......70

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальные качества закладываются в начальной школе. И не только лишь базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, необходимы ребенку в жизни. Любому человеку, вступающему в этот непростой и противоречивый мир, нужны определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новейшей формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую мыслить, анализировать, правильно формулировать собственные мысли, то есть могли бы использовать все без исключения имеющиеся у них знания на практике.

Проекты в младших классах – это сложно и проблематично, так как дети ещё очень малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности.

Проблема исследования состоит в том, что на сегодняшний период педагоги начальной школы нуждаются в наиболее подробном объяснении особенностей проектной деятельности учащихся в младших классах. Большинство учителей-практиков пользуются только лишь частями метода проектов, не имея достаточно необходимой информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности учащихся в младших классах и, конечно же, об особенностях её организации. К примеру, если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности учащихся в младших классах, то он сможет чаще и эффективнее использовать данный метод проектирования в своей работе.         

Актуальность темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, определяет успешность всего следующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Л. Мельниковой, А.Э. Симановского, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской; методическое осмысление - в работах В.В. Афанасьева, А.В. Белошистой, В.А. Гусева, М.И. Зайкина, Л.В. Занкова, Т.А. Покровской, Е.И. Смирнова, Т.Г. Ходот, И.В. Шадрина, И.Ф. Шарыгина и других.

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

В учебно-воспитательном процессе проектный метод - это технология развивающего обучения, способствующая активизации познавательной деятельности, формированию личностных качеств, развитию умения работать в коллективе и группе.

         

 

Исходя из выше изложенного нами сформулирована тема дипломного исследования: « Роль проектной деятельности в формировании исследовательских умений у младших школьников»

 

     Объект исследования: формирование исследовательских навыков младших школьников.

Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников.

Цель исследования: теоретически выявить и путем экспериментальной работы проверить эффективность использования проектной деятельности младших школьников для формирования исследовательских навыков младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятий «проектная деятельность» и «исследовательские навыки»

3. Определить особенности формирования исследовательских навыков младших школьников в рамках организации проектной деятельности младших школьников.

4. Подобрать и апробировать занятия для формирования исследовательских навыков в проектной деятельности.

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование исследовательских навыков у младших школьников будет более эффективным, если в образовательном процессе использовать проектную деятельность.

Для решения поставленных задач и проверки результатов исследования применялись следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;

- организация целенаправленной экспериментальной работы;

- изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, для решения частных исследовательских задач, также наблюдение, беседы, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся.

Указанные методы используются в определённой системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.

Работа проводилась в три этапа:

- теоретический – изучение и анализ литературы по проблеме, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы выпускной квалификационной работы;

- экспериментальный – проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

- обобщающий – анализ и сравнение полученных результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы .

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования исследовательских навыков младших школьников на уроках.

База исследования: МБОУ «СОШ №46»

Содержание исследования изложено во введении, двух главах, заключении, списке использованных источников, приложений.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проектирования –одного из видов развития исследовательских навыков младших школьников



2019-07-03 565 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проектирования –одного из видов развития исследовательских навыков младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проектирования –одного из видов развития исследовательских навыков младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)