Сущность понятия «Проектная деятельность»
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. Работа над проектами, прежде всего, является способом формирования таких умений, как: · регулятивных, · познавательных, · личностных, · коммуникативных учебных [3, c.304]. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у учащихся универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами даст возможность значительно дополнить усилия преподавателей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате даст возможность продемонстрировать отличные показатели в итоговой диагностике. Помимо этого, эта работа дает возможность: • обрести учащимся чувство успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, • научиться использовать полученные знания. Сущность определения «проектная деятельность» связана с подобными научными категориями как «проект», «деятельность», «творческий процесс», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения разнообразных отраслей научного знания, так и с точки зрения различных уровней методологии науки [8, c.487]. Понятие «проектная деятельность» находит собственное отражение на стыке двух основных гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности подразумевает учет, как основополагающих закономерностей педагогического процесса так и её психологического содержания. Проанализируем основные элементы понятия творческой проектной деятельности. «Проект» в переводе с латинского означает – бросание вперед. Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого либо возможного объекта, состояния, в определенных случаях – план, замысел какого-либо действия [13, c.155]. В «Толковом словаре русского языка» указываются 3 определения слова «проект»: · разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; · предварительный текст какого-нибудь документа; · замысел, план. В педагогической литературе понятие «проект» первоначально имело 3 важных признака. Это ориентация учащихся на: · получение знаний в процессе осуществления деятельности; · действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; · конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата [6, c. 431]. Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов подмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» было введено в оборот ещё А.С. Макаренко, которому мы должны разработкой основ научно-технической логики педагогического мышления и который заявлял, то что ни одно действие преподавателя никак не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности. Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности учащихся как о самостоятельном виде деятельности. Ученые отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: подразумевается как исторически сформировавшаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир. Суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и так далее [21, c.215]. Заинтересованная работа над проектом содействует воспитанию у учащихся существенных общечеловеческих ценностей: чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания выполнять свою работу на должном уровне. В конечном итоге, участие в проектировании формирует исследовательские и творческие данные личности: умение к самоопределению и целеполаганию, способность к соорганизации разнообразных позиций ориентироваться в информационном пространстве [5, c.201]. В процессе работы над проектом у ученика формируется огромное количество надпредметных умений, которые считаем необходимым перечислить: · проектировочные – решения задач, составление плана этапов предстоящей работы, прогнозирование ее последствий; · исследовательские – выставление гипотез, формирование причинно - следственных взаимосвязей, поиск вариантов решения вопроса; · информационные – непосредственный поиск необходимой информации; · коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя; · экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов; · рефлексивные – осмысление собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки; · презентационные – построение устного сообщения о проведенной работе, выбор разнообразных средств наглядности при выступлении, навыки · монологической речи, заключения на внезапные вопросы [10, c.202]. Метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом содержания образования. Заинтересованная работа над проектом содействует воспитанию у учеников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, коммуникация): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; стремления выполнять свою работу на должном уровне. Наконец, участие в проектировании формирует исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к формировании разнообразных позиций ориентироваться в информационном пространстве [24, c.272]. Проанализировав это определение, мы заметили их взаимосвязь и выяснили, то что метод проекта овладевает немалыми возможностями с целью овладения учащимися деятельностным компонентом содержания образования. Типы и формы проектной деятельности:
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, то что проекты могут быть различными и использование их в учебном процессе требует от преподавателя серьезной подготовительной работы. Во-первых, необходимо обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах [12, c.817]. Типологические признаки: · Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая,творческая,ролевая,прикладная(практикоориентированная),ознакомительно-ориентировочная. · Предметно-содержательная область: моно проект, меж предметный проект. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый. · Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира). · Количество участников проекта. · Продолжительность выполнения проекта. В соответствии с первым признаком можно выявить следующие типы проектов: Исследовательские.Подобные проекты требуют хорошо обдуманной структуры, намеченных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, определенных методов и методов обработки результатов. Данные проекты имеют структуру, приближенную или абсолютно совпадающую с истинным научным исследованием [9, c.415]. Творческие. Подобные проекты, как правило, не обладают тщательно проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и затем развивается, подчиняясь жанру конечного итога. Но оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и прочие. Ролевые, игровые. В подобных проектах структура так же только планируется и остается открытой вплоть до завершения работы. Участники принимают на себя конкретные роли, обусловленные характером и содержанием проекта [1, c.244]. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Данный тип проектов изначально ориентирован на сбор данных о каком-то объекте, явлении; подразумевается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобные проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо обдуманной структуры. Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает отчетливо обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. При этом данный результат непременно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь ежедневной школьной лексики и тому подобное) [15, c.50]. По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить следующие два типа. 1. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. 2. Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта[7, c.66]. По характеру организации проекты могут быть: – с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей; – со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта [23, c.671]. По продолжительности выполнения проекты делятся на: · краткосрочные проекты – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках; · среднесрочные проекты – это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца; · долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные [2, c.350]. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, преподаватель должен помочь ученикам подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта. В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико - ориентируемые, информационные, игровые, учебные [4, c.59]. Различают следующие виды проектов: · Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности. · Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д. · Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия. · Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения [17, c.573]. · Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Критерии успеха работы над проектом: · Достигнут конечный результат. · Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. · Результат проекта может быть использован другими коллективами. · Информация о проекте широко распространена. · Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический. · Получено удовольствие от своей деятельности. Логическая схема проекта: · Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить. · Методы-виды деятельности. · Результат. Проект может выполняться индивидуально, или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем [22, c.509]. Отчёт должен содержать следующие разделы: · Введение, в котором необходимо чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы. · Отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные резу · Выводы и прогноз на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведённого исследования. Можно спрогнозировать изменения этого состояния в ближайшее время и в отдалённом будущем при сохранении существующей ситуации. Проанализировав различные виды и формы проектной деятельности, можно сказать о том, что преподавателю предстоит большой выбор, при включении в свою работу проектную деятельность.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |