Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2019-07-03 957 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание экспериментальной работы по формированию исследовательских навыков  младших школьников в процессе проектной деятельности

 Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития исследовательских навыков как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

правильной организации деятельности учащихся.

Формирование исследовательских навыков в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

 Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для исследовательской работы. Например:

  Предмет литературное чтение обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)

       Математика является основой развития у учащихся исследовательских  действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования  приёмов решения  задач.

   На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.

В 4 классе лучше начинать работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока. «Добрые поступки», «Наши друзья», «Любимая игрушка», «Иллюстрируем книгу» и др.

В четвертом же классе можно поработать и над краткосрочным проектом (1-2 недели). Например, можно предложить тему проекта «Моя семья». Перед детьми ставится следующая задача: Что я могу рассказать про свою любимую семью? Ребята могут изучить историю семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье. Собрать фотографии, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи, оформить небольшой семейный альбом, изобразить древо, на плакатном листе данной семьи.

У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться. Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.

Для выявления сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность, нами был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 «В» класса,

МБОУ «СОШ №»46» , в количестве 15 человек.

 

     Эксперимент состоял из трех этапов:

     1 этап – (констатирующий) диагностика сформированности познавательных  действий у младших школьников;

     2 этап – формирующий, предполагает организацию работы по формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности на уроках.

     3 этап – контрольный, где проведена повторная диагностика сформированности исследовыательских навыков у младших школьников; даётся оценка эффективности предлагаемых заданий и мероприятий путём сравнительного анализа первого и второго тестирования.

     Цель опытно-экспериментальной работы: определить эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проектной  деятельности на уроках.

    В ходе опытно-экспериментальной работы были решены задачи:

       1. подобраны методики диагностики сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;

     2. проведена констатирующая диагностика, выявлены особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;

   3. разработана и апробирована система мероприятий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших      школьников через проектную деятельность на уроках;

  4. проведена оценка и анализ проведённой работы.

В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики: тестирование, опрос, наблюдения.

В программе эксперимента были предусмотрены следующие условия:

·  определены критерии оценивания;

·  фиксирование результатов эксперимента;

·  интерпретация результатов эксперимента представлена в динамике.

   Для исследования исходного уровня развития познавательных универсальных учебных действий нами была проведена диагностика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)», предназначенная для выявления умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

    Диагностика показала, что обследованные школьники допускали ошибки при определении количества слов в предложении. Наибольшие трудности при определении количества слов представляли предложения с предлогами. Многие не могли определить место слов в предложении. Результаты диагностики уровня развития исследовательских навыков на начальном этапе представлено в таблице 2.3

Таблица 2.3 Результаты теста «Проба на определение количество слов в предложении» (С.Н. Карпова) на констатирующем этапе эксперимента

Ф.И. ученика Уровни развития знаково-символических действий
1 Абаев Ильмир Н
2 Гарифуллин Родион С
3 Даутова Самира С
4 Зиннатшина Эльвина С
5 Краснова Милена С
6 Красова Мила Н
7 Михалев Данил С
8 Сторчевая Ангелина Н
9 Сафин Руслан Н
10 Толканов Костя Н
11 Тарасова Лена С
12 Федорова Карина В
13 Федоров Матвей С
14 Юнусова Аделя С
15 Юнусов Замир В

 

        Из таблицы 2.3 видно, что уровень сформированности исследовательских навыков в этом классе на среднем уровне: 5 человек имеют низкий уровень (34%), 8 человек средний уровень (53%) и 2 человека высокий уровень (13%) (рис.1)

   На первых этапах работы мы проводим лишь элементы проектной деятельности, проводя тренинговые упражнения по развитию информационно – поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями , умениями, навыками проектной деятельности.

  В качестве примера мы остановимся на некоторых из них.

   1 группа упражнений.

    Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон).

  А) «Посмотри на мир чужими глазами»

  Читаем детям необыкновенный рассказ:

   «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

     Задание: предлагаю ребятам продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; собакой, вышедшей погулять.

     Аналогичных рассказов можно придумать множество, и используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

     Б) «Тема одна – сюжетов много»

    Придумайте как можно больше сюжетов на одну и туже тему. (Например, тема «Зима», «Город», «Лес»… Можно нарисовать зимний лес; школьников идущих в школу и т.д.).

   В) «Составь рассказ, используя данную концовку»

   Например: «… Так я и не выучил стихотворение»; «… И котенок мирно заснул на руках у Миши »; «… Прозвенел звонок с урока, а Маша продолжала стоять у доски».

   Г) «Сколько значений у предмета»

   Углубить и проверить уровень развития способности к мыслительному решению, позволяющему иначе смотреть на проблемы у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Детям предлагается какой – либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кусочек мела, карандаш, тетрадь и многое другое. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

 Д) «Назови признаки предмета»

Задача детей – назвать как можно больше признаков данного предмета.

2 группа упражнений.

Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).

А) Задания – рассуждения.

Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на кустарниках? Почему течет вода? Почему бывают ночь и день?

Б) Упражнения на обстоятельства

- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

  Например: сахар, соль, мобильный телефон.

В) Задания типа «Найди возможную причину события»

Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.

3 группа упражнений.

Развитие умений задавать вопросы

Важным условием для любого исследователя является умение задавать вопросы.

Дети очень любят задавать вопросы. В процессе проектного – исследования вопрос играет ключевую роль. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Он направляет мышления ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вопросы можно поделить на две большие группы:

Уточняющие (верно ли, что …, надо ли, создавать ли…, должен ли…).

Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы состоят из нескольких вопросов. Простые можно поделить на две группы: условные и безусловные. Правда ли, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болеет? – простой условный вопрос.

  Восполняющие (неопределенные, непрямые, «к» вопросы). Они также могут простыми и сложными. Обычно включают в себя слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

   Для развития умения задавать вопросы используя разные упражнения.

   А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли что ...?; Надо ли …?; Должен ли …?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

   Показываем ученикам картинки с изображение людей, животных и предлагаю задать вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тот, кто изображен на рисунке (По методике Э.П. Торранса).

    Б) Игра «Угадай, о чем спросили».

    Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

    Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют зайцы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на мамонтов? Чем питаются космонавты в космосе?

   4 группа упражнений.

   Учимся давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение на все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

     Один из самых эффективных способов развития у ребенка способности к обобщению понятий – метод определения понятий. Ребенку предлагают предмет или слово и просят дать определения понятиям, построенные на интуиции ребенка и использовании элементарных правил логики, создают хорошую базу для постепенного, полноценного перехода в плоскость логики и логического мышления.

    Описание. Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: что это такое, чем это отличается от других объектов, чем это похоже на другие объекты?

    Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних существительных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

   Сравнение. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

   Различение. Прием, позволяющий установить отличие того или иного предмета от сходных с ним предметов.

   Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные сочинение загадок, загадки, кроссворды, игра «трудные слова».

     Учимся классифицировать. Исследование и познание мира предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Задание «четвертый лишний», подобрать противоположные понятия к словам.

     Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

     Особый вид умений – умения работать с книгой или с текстом.

     1 этап – беглый обзор книги (полистать, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с оглавлением, введением, прочитать отдельные куски, которые случайно привлекли внимание);

    2 этап – «себе задать вопросы по поводу текста» (Что мне известного об этой проблеме? Что я могу узнать нового?);

    3 этап – чтение, глубокое знакомство с текстом;

    4 этап – выделить главное и второстепенное;

    5 этап – резюме.

    Структурирование текстов. Восстановление текстов. Необычное сочинение на заданную тему.

    Учимся делать выводы и умозаключения. Умозаключение по аналогии.

Сопоставляют два объекта, в результате выясняется, чем они схожи и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого объекта.

       На что похожи облака, очертание деревьев за окном, старые автомобили?

       Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными.

       Подводя итог вышесказанному, хотим отметить, что для формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать различные методики.

       Для того чтобы показать учащимся, что необходимо развивать познавательный интерес мы организовали деятельность формирующего эксперимента в несколько этапов:

1. Создание проектно - исследовательских работ со школьниками (Приложение А):

Проектная работа на тему: «Волшебное вещество - соль».

Цель: расширить знания о веществе «соль»

Задачи исследования:

 – проанализировать научную информацию по теме;

– исследовать свойства соли;

– выяснить, как добывают соль;

– изучить, как человек использует соль.

План:

Введение.

Свойства соли.

1 группа – «Как добывают соль».

2 группа – «Значение соли в природе».

3 группа – «Где и как используют соль».

Заключение.

2. Проведение классного часа на развитие познавательных интересов:

Классный час по теме «7 чудес России» (Приложение Б).

Цели урока: Познакомит учащихся с семью чудесами России. Сформировать интерес к данной теме. Учить интегрировать задания из различных областей науки. Развивать познавательную активность, готовить к исследовательской деятельности. Воспитывать патриотические чувства.

План урока:

Организационное начало классного часа.

Приветствие.

Вступительное слово по теме.

Шифровка.

У каждого чуда свое место.

Беседа по новой теме.

Отгадай по описанию.

Фотоэтюды.

Обобщение и вывод по теме.

Оценивание детей в классном часе.

3. Проведение долгосрочный проект: "Настроение по заказу!"

Срок реализации: март-май 2019 г.

Проект рассчитан на детей младшего школьного возраста. Проект рассчитан на три месяца работы с детьми и является долгосрочным.

Актуальность проекта:

Развитие эмоциональной сферы – очень важно для полноценного развития ребенка. Если у детей наблюдается эмоциональная ограниченность, то им трудно вжиться в детский коллектив, полноценно общаться, понимать чувства других людей, понимать смысл и мораль прочитанного художественного произведения. Развивая эмоциональную сферу у детей, мы помогаем им адаптироваться к социуму, разораться в самом себе.

Очень важно сделать это в начальной школе, когда идет адаптация к новым социальным условиями жизни, учебным и эмоциональным нагрузкам.

Реализация проекта «Настроение по заказу!» позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Цель: развить у детей младшего школьного возраста эмоции и научить управлять ими.

Задачи:

- дать представление об основных эмоциях и чувствах;

- научить распознавать основные эмоции и чувства по мимике, воспитывать эмпатию;

- осуществлять работу по снижению страхов и агрессивности у детей;

- формировать у детей положительные эмоции, благоприятный микроклимат в классе;

- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки, способствующими эмоциональному развитию детей;

- развивать коммуникативные навыки у детей;

- способствовать сплочению семьи, активному участию родителей в проекте.

Принципы организации педагогической деятельности воспитателя:

- систематичность;

- организованность;

- целенаправленность;

- соответствие мероприятий возрасту детей;

Принцип гуманизации . Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – добро, справедливость, любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний об основных эмоциях с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей характера и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Проект реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, психологом школы.

Ожидаемый результат: после реализации данного проекта дети научатся распознавать основные эмоции и чувства, определять их по мимике (пиктограммам, сюжетным картинкам и т.п.) станут более общительными, коммуникабельными, научатся устанавливать межличностные отношения, проявлять эмпатию. В детском коллективе установится благоприятная эмоциональная атмосфера и хорошие межличностные взаимоотношения. У детей сформируются позитивные качества: бережное отношение к семье, интерес к чувствам другого человека, уважение к друзьям, старшим и т.п.

Ресурсное обеспечение:

- иллюстрации;

- журналы;

- открытки;

- художественные произведения;

- аудио- и видеоматериалы.

Участники проекта:

- воспитатель;

- дети;

- родители учеников;

- учитель музыки;

- психолог школы.

Проект реализуется по двум направлениям:

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями.

Основная цель данных занятий – ознакомить детей с различными видами эмоций, учить их управлять своими эмоциями, понимать эмоции и чувства других людей, настраивать себя на положительные эмоции.

В каждое занятие мы включили игры, коллективные танцы, элементы арт-терапии, психогимнастики, сказкотерапии, метод совместного рассказывания историй, чтение художественной литературы и т.п.

 

Таблица 2. – План реализации проекта "Настроение по заказу!"

Недели Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями Совместные мероприятия

Март

1-я 1.Беседа «Наши эмоции: радость». 2.Рассматривание открыток с лицами людей, определение эмоций радости среди них. 3. Упражнение "Страна Радости"   1.Круглый стол «Актуальность развития эмоциональной сферы у школьников: проблемы и пути решения». 2.Изготовление книжек-малышек родителей с детьми «Моя семья…» 1. Музыкальное развлечение "Вот как весело играем, вот как весело живем!"  
2-я 1.Рисование на тему «Веселые гномы». Оформление выставки рисунков детей в классе. 2.Чтение стихотворений о радостных событиях Е. Благинина "Папа сделал мне качели..." и др. 3. Игра "Я радуюсь, когда..." Наглядная агитация. Оформление стенда «Развитие эмоций у школьников»   Презентация «Игры с детьми на развитие эмоций»  
3-я 1. Упражнение «Моя улыбка похожа на ...», "Разноцветные шары" 2.Беседа «Когда моя мама улыбается». 3.Чтение художественной литературы. Ненецкая н.ск. "Айога" Консультация «Значимость семейного альбома в воспитании любви к семье и семейным традициям у детей» Рассматривание семейных альбомов и беседы об истории семей, об эмоциях, которые передают семейные фотографии.
4-я 1. Беседа «Путешествие в страну Грусти» 2. Упражнение "Я грущу, когда" 3. Игра "Покажи эмоцию" 4. Рисунок "Радость и грусть"     Оформление фотовыставки: радость и грусть.   Презентация «Игры с детьми на развитие эмоций»  

Апрель

2-я 1. Игра "Рассмеши Царевну Несмеяну" 2. Беседа "Что такое чувство юмора?" 2. Чтение стихотворений Г. Остера "Вредные советы" Оформление фото-выставки "Мир улыбок детей" Викторина для детей и родителей «Удивляюсь, злюсь, боюсь...»
3-я 1. Изготовление герба семьи. 3. Рисование на тему «Моя семья». 3. Этюд "Фокусник в ЦИРКе" Оформление ширмы «Трудности в развитии эмоций у детей» Совместный поход в ЦИРК
4-я 1. Беседа "Путешествие в страну Удивления" 2. Упражнение "Маски" 3.Чтение стихотворений о Родине, родной природе С. Есенина, М. Исаковского, В. Степанова и др. Беседа о красоте русской природы. 4. Рассказ "Круглые глаза"   Изготовление книжек-малышек родителей с детьми «Мои увлечения»   Конкурс коллективных семейных рисунков «Лучшее место на Земле».

Май

1-я 1.Беседа «Путешествие в страну Страха». 2. Рисование «Чего я боюсь?». 3. Упражнение «Победим страх». 4. Этюды "Робкий лисенок и смелый лисенок", "В темной норе". Выставка книг «Художественная литература для детей на развитие эмоций» Посещение театра «Глобус» с детьми и родителями.
2-я 1. Игра "Злой принц" 2. Беседа о злости. 3. Упражнение "Прогони злость!" Оформление ширмы «Преодоление агрессивности у детей» Посещение спектакля в Новосибирском областном театре кукол.
3-я 1.Упражнение "Виноват - не виноват" 2. Упражнение "Отгадай настроение по картинке" 3. Упражнение "Невидимая нить"   Оформление фотовыставки: удивление.   Акция «Пусть поют в нашем городе птицы!» (изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц). Развитие эмпатии по отношению к зимующим птицам.
4-я Игры на сплочение "Ловишки", "Ледокол", "Броуновское движение", "Филин и пташки" и т.п. Беседа "Роль детского коллектива в жизни ребенка" Театрализованный праздник «В стране эмоций!»

 

Материалы для проекта "Настроение по заказу"

Эмоциональная гимнастика

Этюды «Робкий лисенок», «Смелый лисенок», «В темной норе», «Факиры»

1. Робкий лисенок. Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

2. Смелый лисенок. Лисенок не боится войти в воду. Уверенно ступает по ручью.                                                                                                     

3. В темной норе. Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение: вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной!». Малыши поверили Лисе и пошли с нею. Пришли. Лиса открыла дверцу в свою нору: «Заходите первыми!». Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!». Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал... «Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда», - сказал наконец Зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные и веселые побежали домой. Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в нору и замерла от удивления... В норе никого не было.

Игра проводится рядом с помещением, где нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Эта темная комната будет лисьей норой. Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

4. Факиры. Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.     

Упражнения на развитие эмоциональной сферы и у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Рычи, лев, рычи!»

В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«Покажи себя»

Болезненную замкнутость можно попытаться развязать, если дать детям возможность выразить себя, играть роль другого, говоря чужим голосом. Маски, костюмы высвобождают такие неожиданные стороны поведения, которые обычно заторможены. Раздайте детям маски или пусть они их сделают сами. Каждый ребенок возьмет себе новое имя и в игре поведет себя в соответствии со своей новой ролью. Преобразиться можно также, раскрасив лицо. Для выражения чувств могут быть задействованы куклы.

«Колдун»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

«Расскажи стихи руками»

Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

«Сказка»

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

 «Какой я есть, каким я хотел бы быть»

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, – каким он хотел бы быть.

Таким образом, анализ исследований по проблеме застенчивости позволяет сделать вывод, что застенчивость широко распространенное явление среди детей и взрослых, и мало исследованная проблема. Также было выявлено, что застенчивость обычно возникает по причине отношения ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или в отдельной деятельности, собственное отношение к собственной конкретной деятельности вне зависимости от оценки взрослого, общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого – оказавшегося в центре внимания.

 

Упражнение на сплочение детского коллектива

1. «Сосед справа»

Все участники садятся в круг. Каждый называет себя именем какого-либо сказочного персонажа. Следующий участник называет имя соседа справа и имя его сказочного персонажа. Далее называет свое имя и имя своего сказочного персонажа и так далее по кругу. Ведущий последним перечисляет все имена детей и названия всех их сказочных героев.

2. «Зоопарк»

На ковре разложены обручи. В них стоят дети. Они – звери в зоопарке. Остальные дети с воспитателем проходят по зоопарку. Их задача – отгадать какое животное изображает ребенок. Изображение животных происходит только с помощью мимики и жестов.

3. «Пустое место»

Одна половина участников садится в круг на стулья. Другая – становится к ним за спину и кладет руки на спинку стула. Один стул перед ведущим остается пустым. Его задача – переманить кого-либо взглядом на пустое место. Задача стоящего – схватить убегающего за плечи и не дать покинуть свое место.

4. «Болото»

Ведущий говорит всем участникам о том, что они – странники и попали в болото. Они стоят на одном краю болота, а им нужно перейти болото на противоположную сторону. На болте есть кочки (нарисованы мелом). Странники, взявшись за руки, не говоря ни слова должна перейти болото так, чтобы кочки не пустовали, чтобы никто не «упал в болото» и действия команды были сплоченными.

5.  «Броуновское движение»

 Все участники начинают двигаться произвольно в разных направлениях с закрытыми глазами. При столкновении с другим участником оба открывают глаза и приветствуют рукопожатием друг друга.

6. «Заросли»

Участники встают плотно друг к другу, образуя «заросли». Каждому участнику предлагается пробраться сквозь заросли. (Все стоят лицом к преодолевающему препятствие).

7. «Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

8. «Испорченный телефон»

Все участники выходят за дверь. Ведущий, пригласив в комнату первого участника, рассказывает ему небольшой простой текст. Его задача- пересказать его следующему участнику. И так далее, пока все участники не окажутся в комнате. Тот, кто уже высказался один раз, не должен помогать другим. В конце игры сравнивается первоначальный текст с тем, что рассказал последний участник.

9. «Прощание»

Каждый участник прощается с группой, используя только мимику и жесты, которые недолжны повторяться. Можно вспомнить национальные способы прощания и приветствия, а также способы из кинофильмов.

В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

        Для того чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия по формированию исследовательских навыков , через проектную деятельность, мы провели контрольное исследование.

 




2019-07-03 957 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (957)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)