Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование экологического налога в Республике Беларусь



2019-07-03 362 Обсуждений (0)
Формирование экологического налога в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Во вторую половину XX века природа нашей планеты сильно изменилась. Из-за повсеместного развития технологических и урбанизационных процессов естественные ресурсы постоянно истощаются. По оценкам специалистов, не менее 50 % распространенных заболеваний вызвано загрязнением окружающей природной среды. Прежде всего эти заболевания обусловлены вдыханием выхлопных газов и потреблением недоброкачественной питьевой воды. Происходит деградация почв, теряется их естественное плодородие, возрастает загрязнение нефтепродуктами, пестицидами, тяжелыми металлами. Основными источниками решения природоохранных проблем в большинстве государств являются экологические налоги, платежи и сборы.

Рациональная экономика предполагает устойчивое воспроизводство экосистем. Для построения именно такой экономики налогово-бюджетная политика является идеальным политическим инструментом. Усиление экологической направленности в налоговых системах — насущная потребность современного времени. Ведь налоги, посредством которых в цену включаются экологические издержки производства товаров и предоставления услуг, убеждают компании в нецелесообразности использования вредоносных видов производственной деятельности.

Экологический налог — это плата за природопользование. Включение экологического налога в перечень налогов действующего Налогового кодекса Республики Беларусь отражает принципиальную установку государства, как и всего мирового сообщества, на рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Перечень и порядок исчисления платежей за использование природных ресурсов определен Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. № 1335-ХII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», с изменениями и дополнениями. Экологический налог широко используется в государстве как инструмент организации эффективного природопользования, предполагающего экономную добычу ресурсов и минимальное загрязнение окружающей среды.

Природоохранные мероприятия финансируются в основном из бюджета, который пополняется в том числе и за счет экологического налога, хотя основной целью экологических налогов является не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к рациональному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Доля экологического налога в ВВП Беларуси составляет 0,8 %, что значительно ниже, чем в других европейских странах (Польша - 1,9 %, Чехия - 2,7 %). К сожалению, экологический налог не может полноценно профинансировать все природоохранные мероприятия, простимулировать сокращения негативного воздействия. [23, с.73]

В настоящее время законодательными актами, регулирующими вопросы порядка исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога), предусмотрено 11 платежей экологического налога.

Рассмотрим основы исчисления отдельных платежей экологического налога, размер поступлений которых занимает наибольший удельный вес в общей сумме поступлений в бюджет платежей данного налога:

- налог за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов (далее — налог за добычу);

- налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ (далее — налог за выбросы);

- налог за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — налог за сбросы).

Основной функцией налога за использование природных ресурсов (экологического налога) является стимулирование природопользователей к эффективному использованию природных ресурсов, их бережному отношению к окружающей среде Республики Беларусь в целом. Методология исчисления данного налога строится на принципе «кто добывает (загрязняет), тот и платит», т.е. субъекты хозяйствования рассчитывают суммы платежей экологического налога к уплате исходя из фактических объемов потребления природных ресурсов (например, за фактические объемы добычи воды, песчано-гравийных смесей, сбросов сточных вод или захоронения отходов производства).

Объекты, облагаемые налогом за добычу, и соответствующие ставки налога определены в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от седьмого мая 2007 г. № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросов его взимания».

Объекты (категории качества сбрасываемых в водные объекты отдельными категориями субъектов хозяйствования сточных вод), облагаемые налогом за сбросы, и соответствующие ставки налога определены в приложении 3 к Указу № 215.

Объекты (наименования загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов), облагаемые налогом за выбросы, и ставки налога, размер которых дифференцируется в зависимости от класса опасности загрязняющего вещества, определены в пункте 1 приложения 2 к Указу № 215. Так как с первого июля 2008 г. Указом Президента Республики Беларусь от второго сентября 2008 г. № 492 (далее — Указ № 492) внесены дополнения и изменения в Указ № 215, касающиеся порядка исчисления плательщиками отдельных платежей экологического налога, то при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для которых в Указе № 215 (в редакции, действующей с первого июля 2008 г.) не установлены ставки налога, налог за выбросы таких загрязняющих веществ плательщиками не исчисляется.

Особенностью исчисления налога за добычу, налога за выбросы и налога за сбросы является то, что порядок расчета сумм указанных налогов основывается на получаемых субъектами хозяйствования лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду. [22, с. 37]

Лимиты использования (изъятия, добычи) природных ресурсов (за исключением лимитов добычи нефти, соли калийной и поваренной, лимитов изъятия объектов животного мира) устанавливаются местными органами власти по согласованию с территориальными органами Минприроды.

Лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод согласовываются с территориальными областными органами Минприроды природопользователями, уплачивающими платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод. Указанные лимиты утверждаются в отношении каждого природопользователя местными органами власти.

В соответствии с пунктом 2 постановления № 119 лимиты на добычу природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод устанавливаются природопользователям, уплачивающим такие платежи экологического налога не позднее первого февраля года, на который устанавливаются лимиты.

Лимиты не устанавливаются:

- бюджетным организациям;

- плательщикам, применяющим особые режимы налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, упрощенная система налогообложения и др.);

- на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, по которым не установлены ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с пунктом 1 приложения 2 к Указу № 215 (пункт 4 постановления № 119).

За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добыча) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога (статья 3 Закона № 1335-ХII).

Другой особенностью налога за добычу, налога за выбросы и налога за сбросы является то, что их исчисление допускается исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. Иными словами, плательщик на основании утвержденных ему годовых лимитов вправе рассчитать причитающиеся к уплате суммы налога в целом на год и не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с признаком внесения в нее изменений и (или) дополнений с отражением фактически осу-ществленных им в налоговом периоде (году) объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов сточных вод либо использования (изъятия, добычи) природных ресурсов. При этом в случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные плательщиками суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 Налогового Кодекса.

Пунктами 5 и 6 Указа № 215 установлена льгота в отношении объектов, облагаемых налогом за выбросы. Так, при строительстве и (или) реконструкции для уменьшения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух газоочистных установок и (или) устройств, предназначенных для улавливания и нейтрализации из отходящих от источников выделения газов или вентиляционного воздуха содержащихся в них загрязняющих веществ, а также при создании автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух налог за выбросы уменьшается плательщикам на сумму освоенных в соответствующем квартале капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) на эти цели, но не более суммы данного налога, подлежащего перечислению в указанный период.

Пунктом 8 Указа № 215 установлена льгота в отношении объектов, облагаемых налогом за сбросы. Согласно названному пункту Указа № 215 при строительстве и (или) реконструкции сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, для обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в водные объекты, налог за сброс сточных вод в окружающую среду уменьшается плательщикам на сумму освоенных в соответствующем квартале капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) на эти цели, но не более суммы данного налога, подлежащего перечислению в указанный период.

Для целей применения субъектами хозяйствования льготы по вышеуказанным капвложениям понимается как выполнение работ по строительству новых объектов, так и работ по реконструкции (конструктивным изменениям) существующих объектов, определенных пунктами 5, 6, 8 Указа № 215.

Уменьшение размера экологического налога, причитающегося к уплате, производится субъектами хозяйствования в пределах того отчетного периода (квартала), в котором осуществлены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений, при условии соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учета.

При этом произведенные (оплаченные) расходы, не зачтенные (при уменьшении налога) в отчетном периоде, в следующем отчетном периоде не учитываются.

В отношении рассматриваемых в данной статье налогов нормами Указа № 215 определены не облагаемые экологическим налогом объекты только в отношении используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов. Так, в настоящее время не облагаются объемы добычи:

- попутного газа из месторождений нефти;

- попутных и дренажных подземных вод, не учитываемых государственным балансом запасов полезных ископаемых и извлекаемых при разработке месторождений других видов полезных ископаемых;

- полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери полезных ископаемых;

- воды из поверхностных и подземных источников для противопожарного водоснабжения;

- воды из подземных источников: контрольных и резервных скважин при проведении планового контроля за их эксплуатацией.

При расчете сумм экологического налога плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия после первого января 2005 г., к ставкам налога, указанным в приложениях 2-4 к Указу № 215, в течение трех лет со дня получения этого сертификата применяется коэффициент 0,9.

Также необходимо отметить, что право на применение субъектом хозяйствования указанного понижающего коэффициента дает только национальный экологический сертификат соответствия, международный аналог белорусского сертификата такого права плательщикам экологического налога не предоставляет.

Природопользователи представляют налоговые декларации (расчеты) по платежам экологического налога в налоговые органы по месту постановки на учет, уплата сумм экологического налога по соответствующим объектам налогообложения в соответствии с нормами вышеназванного Закона осуществляется в республиканский бюджет по месту постановки плательщиков на учет в налоговых органах (исключением являются исчисленные суммы по налогу за добычу и налогу за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, которые зачисляются на счета бюджетов областей и г. Минска).

Согласно Закону № 1335-ХII срок представления плательщиками в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по платежам экологического налога — 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, уплата названных платежей — 22-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Суммы экологического налога за добычу, выбросы, сбросы в пределах установленных лимитов включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сверх установленных лимитов — уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков налога.

При этом согласно подпункту 4.1 пункта 4 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями) облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы прочих затрат организации, учитываемых при налогообложении, к которым относятся налоги, сборы (пошлины), отчисления в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, включаемые в соответствии с законодательством в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

Особенностью расчета по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), исчисленному исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога, является то, что суммы указанных налогов определяются на весь год.

Соответственно 1/12 годовой суммы указанного налога ежемесячно уменьшает налоговую базу при расчете налога на прибыль.

При квартальном расчете сумм экологического налога исходя из фактических объемов добычи, выбросов, сбросов в отчетном периоде (квартале) следует учитывать следующее:

- если учетной политикой организации установлено ежемесячное определение экологического налога с соответствующим отражением этой операции в бухгалтерском учете, то при определении налоговой базы по налогу на прибыль исключается сумма, начисленная за месяц;

- в ином случае налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на квартальную сумму экологического налога за последний месяц квартала.

Экологический налог носит дифференцированный характер — чем больше предприятие загрязняет окружающую среду, тем выше для него должна быть сумма выплат. Такая система заставляет природопользователя становиться экологически ответственнее, выбирая при этом и менее затратный путь хозяйствования. Но необходимо помнить, что в стране, особенно учитывая нынешнее состояние дел в экономике, существуют небольшие предприятия с незначительной прибылью. Проведение масштабных строительных работ по экологизации производства потребует от них существенных капиталовложений. Таким предприятиям необходимо оказывать помощь, ведь на данном этапе главное — защита окружающей среды, а не только пополнение бюджета.

В данном случае, возможно, следует разделить сумму уплачиваемого налога на две части и использовать в двух направлениях: 80%, к примеру, направить в бюджет, а 20 % — на специальный депозитный счет в банке. Средства этого счета будут затрачиваться исключительно на экологизацию производства данного предприятия согласно плану-графику выполнения природоохранных мероприятий, согласованному в территориальных органах Минприроды. Этот документ (план-график) будет являться основанием для налоговых органов уменьшить размер экологического налога.

Также возможно введение льгот, предусматривающих снижение коэффициента для предприятий, которые оказывают помощь при строительстве и реконструкции очистных сооружений согласно плану-графику, контролируемому соответствующей природоохранной организацией.

Вопрос об экологическом налогообложении актуален во всех странах, ведь современная налоговая система — комбинация налогов и льгот — отражает цели традиционной экономики, когда эксплуатация природных ресурсов наиболее быстрыми темпами в условиях самой широкой конкуренции была бы выгодна всем странам без исключения. А инновационная экономика со своей системой платежей, налогообложения и стимулирования должна быть организована таким образом, чтобы природопользователям было выгоднее изменять технологию, осваивать менее природоемкие процессы, нежели платить налоги и штрафы. Но для этого как суммы платежей, так и суммы штрафов должны быть не символическими, а ощутимыми. И тогда экологические налоги и субсидии будут направлены не только на природоохранные мероприятия современности, но и на защиту интересов будущих поколений.




2019-07-03 362 Обсуждений (0)
Формирование экологического налога в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование экологического налога в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)