Совершенствование организационной структуры ОАО «МПОВТ»
Деятельность предприятия в период кризиса требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Экономический анализ (с его подчас довольно сложными и трудоемкими расчетами) оправдывает себя в конечном счете лишь тогда, когда он приносит реальную пользу. Реальная полезность экономического анализа заключается главным образом в изыскании резервов и упущенных возможностей на всех участках планирования и руководства предприятием. Изыскание внутренних резервов приобретает в настоящее время огромное значение. Выявление резервов в процессе экономического анализа происходит путем критической оценки принятых планов, сравнительного изучения выполнения планов различными подразделениями предприятия, однородными предприятиями данной системы, родственными предприятиями различных систем путем изучения и использования передового опыта внутри страны и за рубежом. Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности: комплексность изучения хозяйственной деятельности; рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии; раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность; обобщение результатов анализа; разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы предприятий и организаций. Сравнение показателей - наиболее широко распространенный и один из важнейших приемов экономического анализа – позволяет установить отклонение показателей и изучить причинно-следственные связи. Чтобы оценить выполнение плановых заданий, необходимо сравнить фактические показатели с плановыми, с отчетными данными за предыдущие периоды. На предприятиях торговли сравниваются данные, характеризующие товарооборот, численность торговых работников, показатели по труду (производительность труда и зарплата на одного работника), фонд оплаты труда, затраты, доходы (рентабельность), финансовое положение и др. В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При этом выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования, так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана. Дня обеспечения сопоставимости допускаются и расчетные корректировки плановых показателей. Анализ завершается разработкой мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию и использование резервов, на дальнейшее улучшение всей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Хозяйственно-финансовая деятельность, происходящие в ней процессы и явления, ее результаты раскрываются через посредство различной информации, которая в совокупности образует информационную базу. Аналитическая работа всегда начинается со сбора необходимой информации. Аналитической работой на ОАО «МПОВТ» занимаются различные отделы и службы. В результате того, что на ОАО «МПОВТ» анализом хозяйственной деятельности занимаются большое количество специалистов в разных отделах, наблюдается отсутствие четкого разграничения функций, выполняемых работниками отделов, их дублирование. Предлагается ввести в планово-экономический отдел специалиста-аналитика с передачей ему задач по проведению анализа во всех подразделениях. Это позволит добиться четкой адресации поставленных задач, устранить дублирование, снизить трудоемкость и затраты рабочего времени, а значит добиться более эффективной работы предприятия в целом. Рассмотрим передачу аналитических функций специалисту-аналитику в плановый отдел. Для этого требуется ввести должность специалиста аналитика и разработать должностную инструкцию. Приведем предлагаемую должностную инструкцию специалиста-аналитика: I. Общие положения: а) специалист-аналитик является сотрудником планово-экономическо-го отдела предприятия и подчиняется непосредственно начальнику отдела. б) деятельность специалиста-аналитика осуществляется во взаимодействии с другими работниками отдела. II. Основными задачами специалиста-аналитика являются: а) проведение комплексного экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью более рационального использования производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, сокращения объемов незавершенного производства, повышения экономической эффективности и рентабельности производства; б) объективная и всесторонняя оценка выполнения планов, принятых предприятием и отдельными его подразделениями; в) выявление причин, положительно и отрицательно повлиявших на выполнение заказов-планов, измерение степени их влияния; г) выявление тенденций и закономерностей развития предприятия, резервов, а также упущенных возможностей; д) завершение исследования экономических явлений, наблюдений за ходом выполнения планов, обобщениями, практическими выводами и предложениями. III. Специалист-аналитик осуществляет следующие функции: а) организация работы по систематизации статистических материалов, характеризующих количественные и качественные показатели деятельности предприятия и его подразделений; б) изучение результатов работы предприятия и его подразделений и сопоставление их с показателями других предприятий; в) проведение анализа темпов роста производительности труда и заработной платы, эффективности использования основных и оборотных фондов, ритмичности производства, сравнение фактической себестоимости продукции (стоимости работ) с плановой, фактических затрат труда с утвержденными нормативами и т.п.; г) проведение работ по выявлению внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию; д) осуществление методического руководства цехами и службами пред-приятия по проведению оперативного экономического анализа хода выполнения плановых заданий по использованию резервов производства. IV. Права а) получать от соответствующих подразделений предприятия необходимые материалы для проведения экономических исследований и аналитической работы; б) вносить руководству предприятия предложения по вопросам экономической деятельности; в) вносить предложения по совершенствованию организации внутризаводского планирования; г) контролировать деятельность всех подразделений предприятия в области экономической работы; д) участвовать в обсуждениях с руководством предприятия вопросов, касающихся экономики и организации производства. V. Ответственность: всю полноту ответственности за качество и выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией задач и функций несет специалист-аналитик планово-экономического отдела. Так как экономическим анализом в основном занимается плановая группа отдела материально-технического снабжения и отдела внешней комплектации, то предлагается аналитические функции специалистов отдела материально-технического снабжения и отдела внешней комплектации передать специалисту-аналитику в плановый отдел. Для этого рассмотрим функции специалистов и затраты времени на их осуществление. Результаты сведём в таблицу (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1 – Обязанности специалиста отдела материально-технического снабжения, специалиста-аналитика за месяц
Из таблицы 3.1 можно сделать вывод, что в функции специалистов отдела материально-технического снабжения и внешней комплектации, помимо основных должностных обязанностей входят функции анализа экономических показателей в соотношении 67% и 33%. Поэтому следовало бы рассмотреть возможность передачи этого объема аналитических функций в планово-экономический отдел. Кроме того, часть основных функциональных работ можно автоматизировать. Так как в структуру ОАО «МПОВТ» входят два отдела, занимающиеся функцией снабжения, отдел материально-технического снабжения и отдел внешней комплектации, то, соответственно, функцией анализа совместно со своими профессиональными обязанностями занимаются два человека. Передача функций специалиста-аналитика в плановый отдел будет сопровождаться исключением должности специалиста отдела внешней комплектации и перераспределением обязанностей. При этом снизится оклад специалиста отдела материально-тех-нического снабжения в связи со снижением трудоёмкости со ставки 14 разряда до ставки 13 разряда. А, учитывая то, что на данной должности в настоящее время работает специалист, для которого в текущем году наступает срок выхода на пенсию, то в будущем на эту должность можно пригласить молодого специалиста без категории, что соответствует 13 разряду. В дальнейшем потребуется пересмотреть функциональное разделение обязанностей с учетом сложности выполняемых работ. Это даст экономию 378 000 р. в год. 487 500 · 12 = 5 850 000 р. 456 000 · 12 = 5 472 000 р. 5 850 000 – 5 472 000 = 378 000 р. В ПЭО численность не изменится. Объединенные функции удастся выполнять быстрее за счёт приобретения быстродействующего офисного компьютера с монитором на базе процессора Pentium Dual Core 2200Mhz стоимостью 1 344 000 р. со следующими характеристиками: процессор Intel Core 2 Duo E2200, кулер Igloo 5051, материнская плата MB GA-EP31-DS3L, память 1024 Mb, видеокарта 512Mb 9400GТ, винчестер 250Gb, клавиатура, мышь, монитор 19'' LG, высокоскоростное устройство чтения и записи DVD/CD дисков DVD+RW NEC AD-7200S Black. В результате применения информационных технологий (быстродействующего компьютера) предприятие будет иметь значительный эффект, выражающийся в: - повышении оперативности и актуальности информации; - сокращении сроков решения отдельных задач; - повышение качества информации, её точности, детальности, объективности, в том числе за счёт сокращения ошибок, повышении производительности труда; - углублении анализа, повышении качества аналитических отчётов, получении новых аналитических возможностей; - снижении совокупного количества времени, затрачиваемого на подготовку документов, скорости выдачи выходных документов. Рассчитаем экономическую эффективность от снижения трудоёмкости выполняемых задач, расчёт приведем в таблице 3.2. Рассчитаем экономию затрат на заработную плату в расчете на одну задачу (Сзе) по формуле
, (3.1) где Зсм – среднемесячная заработная плата одного специалиста, тыс. р.; Тс1,Тс2 – снижение трудоемкости работ в расчете на 1 шт., чел/ч.; Тч – количество часов работы в день, ч; Др – среднемесячное количество рабочих дней, дн. Таблица 3.2 – Экономическая эффективность от снижения трудоёмкости
Плановый объем выполненных задач А2 = 250 шт. Экономия затрат на заработную плату в расчете на одну задачу составит: Сзе = = 296,59 р.
Экономия затрат на заработную плату: Сз = 296,59 · 250 = 74 147,5 р. Годовая экономия затрат на заработную плату (Сг): Сг = 74 147,5 · 12 = 889 770 р. Общая годовая экономия от реализации проекта составит: 378 000 + 889 700 = 1 267 770 р. Наиболее корректно оценивать экономическую эффективность от применения компьютера с помощью дисконтированного срока окупаемости инвестиций. Данный показатель позволяет учесть фактор времени и разноценность денег с помощью дисконтирования. При этом под дисконтированием понимают приведение разновременных платежей к базовой дате. Дисконтирование осуществляется путем умножения будущих доходов или инвестиций на коэффициенты дисконтирования. Эти коэффициенты рассчитываются с помощью формулы
,(3.2)
где - коэффициент дисконтирования, в долях единицы; – норма дисконтирования или темп изменения ценности денег (обычно принимается на уровне среднего процента по банковским кредитам, d=14%), в долях единицы; – номер года с момента начала инвестиционных вложений . Прежде чем приступать к расчету динамических показателей эффективности инвестиционного проекта, определим коэффициенты дисконтирования . по формуле
α0=1 α1=1/(1+0,14)1= 0,88 α2=1/(1+0,14)2= 0,77 α3=1/(1+0,14)3= 0,67 α4=1/(1+0,14)4= 0,59
Для расчёта срока окупаемости определим прибыль от внедрения компьютера. Чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, остающаяся у пред-приятия после уплаты всех налогов и других платежей. Чистую прибыль определим в следующем порядке: общая прибыль (налоговая база) - налог на недвижимость - налогооблагаемая прибыль - налог на прибыль - чистая прибыль. В качестве прибыли возьмём сумму, полученную в результате экономии заработной платы и снижения трудоёмкости. Результаты расчетов занесем в таблицу 3.3. Таблица 3.3 - Определение чистой прибыли от реализации проекта, р.
Срок окупаемости инвестиций (Payback period (PP)) - это количество лет, в течение которых инвестиции возвратятся в виде чистого дохода. Дисконтированный годовой доход определяется по формуле
, (3.3)
где – дисконтированный доход в году t, р.; – коэффициент дисконтирования в в году t, доли ед.; – чистая прибыль в году t, р.; – годовая амортизация в году t, р. [10,с. 33] Вычислим дисконтированный годовой доход: P1= (955 333,7 + 268 800) · 0,88 = 1 077 238 р. P2= (957 376,6 + 268 800) · 0,77 = 944 156 р. P3= (959 419,4 + 268 800) · 0,67 = 822 907 р. P4= (961 462,3 + 268 800) · 0,59 = 725 855 р. Величина инвестиционного капитала составит 1 344 000 р. Так как доход от инвестиций по годам срока окупаемости распределяется неравномерно, то срок окупаемости рассчитаем прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены полученным доходом. Срок окупаемости может быть рассчитан по формуле PP=nц+ICост/Pt*, (3.4)
где PP – срок окупаемости проекта, лет; nц – число целых лет периода возврата инвестиций; ICост – сумма инвестиций, которую необходимо покрыть чистым доходом в последний неполный год, р. (формула 3.5); Pt* – годовой дисконтированный доход того года, в котором будут возвращены инвестиции, р.
ICост=IC-P1 (3.5)
Рассчитаем сумму инвестиций, которую необходимо покрыть чистым доходом в последний неполный год: 1 344 000 – 1 077 238 = 266 762 р. Число целых лет периода возврата инвестиций: nц=1 г. Срок окупаемости может быть рассчитан по формуле (3.6):
PP=nц+ICост/P2* (3.6)
Рассчитаем срок окупаемости: 1+266 762 / 944 156 = 1,28 г. По результатам расчётов можно сделать вывод, что проект является рентабельным, так как общая сумма инвестиций окупится через 1,28 лет.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |