Специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании объективно существующих в нем предметов и явлений. | |||||||||||||||||
Классификация потребностей | 1. Потребности материальные и духовные | Первые из которых во временном отношении предшествуют вторым и в истории развития вида Homo sapiens в целом и в индивидуальном развитии каждого человека. | |||||||||||||||
2. Потребности индивидуальные и общественные |
| ||||||||||||||||
3. Потребности коренные, стратегические, долговременные и сиюминутные, этапные. |
| ||||||||||||||||
4. Потребности здоровые и нездоровые, не выражающие истинную нужду индивида и общества в нормальных условиях существования и развития. |
| Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов | |||||||||||||||
Характерные черты практики | 1. Практика есть первичное, исходное отношение человека к миру. | Человек приходит в мир как практический деятель и только впоследствии становится и теоретиком. | |||||||||||||||
2. Практика есть активно-деятельностное отношение человека к миру. |
| ||||||||||||||||
3. Практика человека носит общественный характер. |
| ||||||||||||||||
4. Практика человека есть сознательная, целеполагающая деятельность. |
| ||||||||||||||||
Биологическое и социальное в человеке | Биологическое в человеке (наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на общественную жизнь) | 1. Прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая лучше использовать их для труда, чем это могут сделать четвероногие | |||||||||||||||
2. Цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции | |||||||||||||||||
3. Взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве | |||||||||||||||||
4. Большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта | |||||||||||||||||
5. Сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, то есть произнесению определенного количества дифференцированных звуков | |||||||||||||||||
6. Длительная зависимость детей от родителей, а, следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации | |||||||||||||||||
7. Пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и приспособления к различным условиям среды | |||||||||||||||||
8. Устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений | |||||||||||||||||
Социальное в человеке | 1. Функции сугубо социальные, прежде всего труд и сознание. |
| Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с | ||||||||||||||
2. Происходит социализация функций и черт по природе своей биологических | Насыщение пищей, утоление жажды, удовлетворение полового инстинкта - все это биологически определенное осуществляется современным нормальным человеком при нормальных условиях в очеловеченной, социализированной форме. Человеческий глаз, человеческое ухо воспринимают и наслаждаются иначе, чем глаз и ухо животного. Мы с полным правом говорим о музыкальном ухе, о чувствующем красоту формы глазе и т.п. | ||||||||||||||||
|
Индивид | Отдельный, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами Homo sapiens присущи и сугубо индивидуальные черты. | Это касается и его природных задатков, и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера), и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. | ||||||||||||||
Личность | Не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности. | Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998.
| |||||||||||||||
Философия культуры |
|
Три подхода к пониманию культуры | 1. Описательный подход. | Представляет культуру как результат всей деятельности человека, то есть как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат. К недостаткам этого подхода относятся: а) культура представляется в этой концепции в статическом состоянии, то есть в виде набора застывших продуктов деятельности; б) происходит жесткое разделение на духовную и материальную культуру. | |||||||||||||
Оценочный подход. | При этом подходе «культурность» и «некультурность», равно как и степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона (кочевники-арабы менее культурны, чем европейцы). Недостатком этого подхода является игнорирование приспособительной функции культуры. | ||||||||||||||||
Деятельный подход. | Рассматривает культуру как внебиологический, специфический человеческий способ деятельности. Термин «внебиологический» в данном случае имеет целью выразить средства и механизмы, потенциально незаданные биологическим типом организации, а не сам материал их воплощения, который может иметь сугубо биологическую природу (например, одомашненные животные). | ||||||||||||||||
Функции культуры | 1. Приспособительная функция | Культура способна приспосабливаться к конкретной среде, социальной и природной. Нельзя рассматривать культуру только с одной позиции, например, европейской. | Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998.
| ||||||||||||||
2. Познавательная функция | Многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике (обуздание природных стихий, оптимизация социальных отношений и т.д.). | ||||||||||||||||
3. Информативная функция | Связана с накоплением и трансляцией социального опыта по разным адресам: от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах одного поколения, от одного народа к другому и т.д. В своей информативной функции культура выступает как «память» человечества. | ||||||||||||||||
4. Коммуникативная функция | Позволяет людям вступать в общение друг с другом. | ||||||||||||||||
5. Нормативная функция | Регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп. | ||||||||||||||||
6. Цивилизационная функция | Выступает в качестве систематизирующей функции культуры. | ||||||||||||||||
2019-07-03 | 704 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Общественно-историческая практика |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы