| Уровень гуманизации общества, т. е. положение в ней личности | Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998.
| ||||||||||||||
Субъекты социального разщвития |
Субъекты социального развития | 1. Народные массы | Народ – это социальная целостность характеризующаяся общеисторической судьбой и отражающей ее исторической памятью общей верой единой идеей и общеисторической перспективой | |||||||||||||
2. Классы и нации | Классовая борьба порождается противоположным положением классов в обществе, а, следовательно, и противоречием их интересов. При этом классовый интерес определяется объективным положением и ролью данного класса в системе общественного производства и существует независимо от того, сознает это класс или не сознает. Классовые интересы, в свою очередь, могут быть подразделены на коренные, с одной стороны, и насущные, временные, частичные, с другой. | |||||||||||||||
Первостепенным индикатором, позволяющим определить характер того или иного национального движения, служит степень совпадения его целей и задач с интересами подавляющего большинства нации. | ||||||||||||||||
3. Личность | 1. Талант должен сделать данного человека более других соответствующим общественным потребностям данной эпохи | Г. В. Плеханов | ||||||||||||||
2. Существующий общественный строй не должен преграждать дорогу личности с ее способностями. | ||||||||||||||||
Социальное познание |
Специфика социального познания | 1) Общество является самым сложным из объектов познания, т. к. является высшей формой движения материи | Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998.
| |||||||||||||
2) Исследует не только материальные, но и идеальные духовные отношения | ||||||||||||||||
3) Общество выступает в качестве объекта и субъекта познания: люди творят историю и сами ее познают | ||||||||||||||||
Уровни социального познания | 1) Эмпирический | Накопление фактов | ||||||||||||||
2) Теоретический | Классификация и систематизация фактов | |||||||||||||||
Методы эмпирического уровня | 1. Наблюдение | 1. Невключенное наблюдение - наблюдение за объектов извне. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. | ||||||||||||||
2. Включенное наблюдение - осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (скажем, малой или большой социальной группе), а изнутри ее. | ||||||||||||||||
2. Социальный эксперимент | 1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. | |||||||||||||||
2. Объект социального эксперимента (так называемая экспериментальная группа) обладает меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов (так называемой контрольной группы) и всех воздействий данного социума в целом. | ||||||||||||||||
3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению "техники безопасности" в процессе его проведения по сравнению с естественно-научными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. | ||||||||||||||||
4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. | ||||||||||||||||
Методы теоретического уровня |
Исторический и логический методы | Такой метод, который отражает реальную историю объекта в ее конкретном многообразии, выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития. Пользуясь историческим методом, мы восстанавливаем "генеалогическое древо" объекта, добираясь до его корней. | Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998.
| |||||||||||||
Моделирование | Такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе, сходном с ним в определенных отношениях (на аналоге). Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует - например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений. | |||||||||||||||
Метод исторических параллелей | Это метод, применяемый прежде всего при обобщении прежнего исторического опыта в его сопоставлении с сегодняшним. Он помогает нам в познании "вертикальных стволов" истории, но он недостаточен для полного и всестороннего познания разветвленной системы ее "горизонтальных стволов", то есть общего и особенного в развитии различных государств и народов на данном историческом этапе. Достоверная картина исторического прошлого и настоящего предстает перед нами только при одновременном использовании всей системы методов социального познания. | |||||||||||||||
Факт | Это фрагмент состоявшейся действительности | Специфика факта: · Уникальность · Неповторимость Исторический факт должен быть точно датирован и установлено место его совершения | ||||||||||||||
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |