Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия науки логического позитивизма.



2019-07-03 480 Обсуждений (0)
Философия науки логического позитивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок




Логический позитивизм потерял свое лидирующее положение в 60-х годах ХХ века, но исследование методологии науки, представленной в этом направлении, является актуальным и сегодня. Это объясняется тем, что в рамках логического позитивизма были заложены представления о природе философии науки, ее предмете, задачах и методах, о круге ее проблем.

Представители Венского кружка (первая половина 20 века, примерно до 30-х гг.) Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Филипп Франк, Ганс Рейхенбах, Людвиг Витгейнштейн и др. опирались на идеи Л. Витгенштейна и, прежде всего, на то, что он онтологизировал структуру языка пропозициональной логики. Во-первых, австрийский философ рассматривал мир как логическую конструкцию и высказывал следующую мысль: «Мир – целокупность фактов, а не предметов» Мир, по Витгенштейну, состоит из атомарных фактов (логических конструкций), которые могут соединяться в некоторую комбинацию сложных (молекулярных) фактов. Согласно Витгенштейну, атомарные факты автономны, и в реальном мире не существует связей между фактами. Причинную связь Витгенштейн отвергает: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно. Суеверие – вера в такую причинную связь». Логическая структура, таким образом, стала общей для всей науки, и мир стал у него представлять лишь комбинацию фактов.

Известна и широко комментируется следующая мысль Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира». Под языком Витгенштейн здесь имеет в виду совокупность предложений науки. Априорные структуры языка являются сущностью логического субъекта, который совпадает с миром. Витгенштейн пишет: «Логика заполняет мир, границы мира суть и ее границы». Л. Витгенштейн дал такую трактовку сущности философии, которая легла в основу методологии логического позитивизма. Австрийский философ считает, что современная философия не может быть системой метафизических представлений о мире, у нее новые задачи. Он пишет: «Философия не является одной из наук… Цель философии – логическое прояснение мыслей. Философия – не учение, а деятельность… Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми». Именно анализ языка науки и составляет, по Витгенштейну, главную задачу философии. Результатом такого анализа является то, что научно неосмысленные предложения, которые не поддаются эмпирической проверке, устраняются из науки. Под ними он имеет в виду именно метафизические предложения.

В логическом позитивизме, вслед за Витгенштейном, задачей философии объявляется анализ языка науки. Здесь возобладала установка на изучение результатов научного познания, а не на исследование процесса их получения. При этом неопозитивистам была присуща особая трактовка природы науки, отграничивающая ее от других областей духовной культуры. То есть логический позитивизм сосредоточился на проблеме критерия демаркации, согласно которому научным знанием признается только такое, которое может быть верифицировано (эмпирически подтверждено). В результате неопозитивисты исключили из поля своего рассмотрения все «метафизические проблемы», отождествили объект и теорию объекта, которая должна, по их мнению, соответствовать языку наблюдений («протокольные предложения»). Теоретическое знание при этом сводится к эмпирическому. «А поскольку статус научности присваивался только эмпирически обоснованным или доказанным высказываниям, постольку центральной методологической проблемой (как непосредственное выражение неопозитивистского критерия демаркации) была проблема обоснования, а не открытия нового знания».

Основные гносеологические принципы логического эмпиризма сводятся к тезису о приоритете чувственного познания в науке, и знание, по сути дела, сводится к описанию чувственных восприятий. В такой интерпретации человеческого познания нет места объяснению, пониманию, предсказанию и т.д. Для этой эпистемологической системы характерен и отказ от внешнего мира, он не фигурирует в этих построениях, так как здесь создается новая онтология – онтология языка. Не удивительно поэтому, что метафизические проблемы в логическом позитивизме не имеют места, более того, от них активно избавляются. Философия всегда стремилась говорить о мире и о человеке, стремилась выйти за узкий горизонт чувственных впечатлений и поэтому метафизика в ней занимала важное место. В логическом же позитивизме философия выступает как наука о языке и ее роль сводится к обобщению научных данных и логическому анализу значения понятий и высказываний. Парадоксально, но, отрицая философию, логические позитивисты принимают музыку и религию. Дело, видимо, в том, что философия всегда пыталась сказать нечто общезначимое, что для логических позитивистов и неприемлемо. Они соглашаются только с такими системами осмысления бытия, которые являются личным делом человека, как раз музыка и религия отвечают этим требованиям. Логический эмпиризм, таким образом, явился последней попыткой обоснования кумулятивной модели развития науки.

Научное знание – некоторый язык науки, который включает разные компоненты: теоретический язык, эмпирический.

Концепция науки: смещение акцентов в область языка науки. Существует множество концепций, что такое язык и как он соотносится с миром.

Структура языка воспроизводит структуру мира.

Они различали различные виды языков: язык философии (метафизики), обыденный, науки, математики.

Язык науки состоит из предложений, которые можно проверить. Предложение истинно, если факт происходит. Верификация – сверка написанного с действительным. Факт делает истинным или ложным предложения.

Витгейнштейн: мир состоит из фактов, а не вещей.

Предложения философии невозможно проверить сверкой во времени, так как они не на какие факты не показывают.

Философия говорит об общих свойствах, которые сложно проверить.

Карнап: очистить язык науки от метафизики (так как язык философии нельзя проверить). Язык философии только внешне похож на язык науки. Язык философии – язык поэзии.

В целом для философии науки логический позитивистов характерен интерес к проведению чётких разграничительных линий между наукой и не наукой, между истинными и ложными предложениями, эмпирическими и теоретическими знаниями.

Установка на унификацию, физиколизацию (они думали, что язык физики может использоваться во всех науках) и формализацию (использование некоего искусственного языка – формализованного языка, который очень чёткий) языка науки.

Особая роль в науке отводиться наблюдаемым объектам (эмпирическое знание – фундаментально, теория – второстепенна).

Объяснение – психологическая потребность, а не методологическая необходимость. Объяснение, раз начав, никогда нельзя окончить.

Поэтому к теории относились скептически, так как теория часто содержит объяснение.

Позитивисты – ярые противники философии, они не видели пользы в ней.



2019-07-03 480 Обсуждений (0)
Философия науки логического позитивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия науки логического позитивизма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)