Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование предпосылок научно-теоретического мышления в Средние века.



2019-07-03 848 Обсуждений (0)
Формирование предпосылок научно-теоретического мышления в Средние века. 0.00 из 5.00 0 оценок




Средневековая западная культура - специфический феномен. Тезис о том, что философия – это служанка богословия стал доминирующей мыслительной моделью. По своей сути и по своим представителям европейская средневековая философия – религиозная, а именно христианская. Если античности присущи философия, наука, художественное творчество, то эпохе средневековья – богословие, по отношению к которому философия (теоретическое мышление) играет роль служанки. Христианство, опирается на дОгмат об абсолютном превосходстве веры над разумом.

Важнейшие философские проблемы этого периода: теологическая (единство и троичность Бога, отношение лиц или ипостасей), христологическая (отношение божественной и человеческой природы в Христе), антропрологическая (первородный грех, свобода воли, спасение души и тела).

Для средневекового философа руководящий принцип - там, где возможно, соединять веру с разумом. Истинность не зависит от рациональных доказательств. Философия может лишь в некоторой степени прояснить то, что уже установлено верой. Истина веры – сверхразумная истина и, следовательно, сверхфилософская истина.

Методом средневековой философии становится дедукция, опирающаяся на определения и законы формальной логики. Фундаментальные принципы схоластики: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм и ревеляционизм.

Принцип теоцентризма означает, что все в этом мире соотносится с Богом и от него получает свои определения. Бог стоит в центре всего и чем ближе к Богу та или иная вещь, тем более достойной и совершенной она объявляется, тем более высокое ее место в системе ценностей. Принципу теоцентрической иерархии подчиняется и знание. Теология, как наука о Боге будет помещаться на вершине пирамиды знания. Ниже будет находиться философия и еще ниже все остальные науки. Достоинство философии измеряется ее способностью возводить ум к вещам божественным.

Креационизм (принцип творения) гласит, что все сотворено Богом из ничего, а все сотворенное, тварное стремится к ничтожеству и уничтожению. Акцентирование внимания на божественности творения или на тварности могло порождать оптимистическое или пессимистическое мироощущение.

Провиденциализм (принцип божественного провидения) - Бог неустанно и непрерывно правит миром. Все уже предопределено. Отсюда и возникает идея смысла и гармонии мирового устройства.

Персонализм требовал признания человека как неделимой личности, которая обладает разумом и свободой воли и сотворена по образу и подобию Бога, в силу чего и является венцом, вершиной творения. Хотя человек и рассматривается как единство души и тела, приоритет отдается душе и именно с ней отождествляется личность. Тело же рассматривается как темница души, сосуд греха, а отсюда и постоянная борьба внутри человека добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности.

Принцип ревеляционизма или откровения означает, что все необходимые истины человеку уже даны в божественном откровении и зафиксированы в Писании. А отсюда единственно достоверный и достойный способ познания – это постижение смысла Писания. Ревеляционизм делает излишними все другие способы познания, хотя и не исключает их напрямую. В свете этого принципа все философствование в средневековую эпоху зачастую сводилось к экзегезе (истолкованию) Писания.

В Средние века не исходили из эмпирического и систематического изучения физических явлений, чтобы постепенно достичь знания общих законов, но, наоборот, исходили из твёрдо установленных общих начал, чтобы получить ключ к пониманию отдельных явлений действительности. Общие принципы были даны с самого начала. Иначе говоря, средневековая наука имела преимущественно априорный характер. Общая теория строения мира была заранее задана и никакому сомнению и проверке не подлежала. Факты подыскивались не для испытания и улучшения теории, но исключительно для её иллюстрации, разъяснения. Весь чувственно воспринимаемый мир был всего лишь наглядной иллюстрацией заранее известных положений веры. Естествознание было лишь вспомогательной наукой для теологии, физика доставляла примеры для метафизики. Природа сама по себе не представляла никакого познавательного, теоретического интереса (в отличие от древнегреческих мыслителей). 

Главный предмет познания, научного интереса – Бог, как Творец, находящийся вне мира. Каждое растение, каждое животное, каждый минерал, каждое их свойство или качество – символ связи человека и Бога. Вся природа – это нравственно-поучительная аллегория религиозной идеи. Согласно теологу Иоанну Дамаскину, Бог заставил Луну светить отражённым светом, чтобы дать человеку представление об отношении господина и слуги, церкви и государства. Радуга – знак Завета между Богом и человеком, стало быть, её появление на небе – напоминание человеку об этом завете, знак милосердия или гнева Бога. Средние века создали богатую символику растений, животных, минералов, в особенности драгоценных камней, сохранившуюся и поныне, провело бесчисленные аналогии между свойствами вещей и свойствами человека и его жизни.

Сер 12-нач 13 в открываются первые университеты, самые известные – Парижский и Оксфордский. Париж – интеллектуальный цент Европы. Там изучали: atrium (факультет свободный искусств) – как подготовительный этап, затем медицинский, юридический и теологический факультетыты. Значительный интерес для истории науки представляет деятельность оксфордской школы и так называемого «естественнонаучного направления» в схоластике. В Оксфорде, в силу удалённости и большей независимости от папской курии, сложились более благоприятные условия для самостоятельных исследований и развития естественнонаучных интересов.

Решающую роль сыграл Роберт Гроссетест (1175-1253), магистр и канцлер Оксфордского университета. Одним из первых он начал переводить естественнонаучные произведения Аристотеля с греческого оригинала и писать обстоятельные комментарии к ним. Ещё большее значение имели его собственные трактаты, в которых естественнонаучное содержание явно преобладало над богословским. Важнейший из них – «О свете, или о начале форм». Гроссетест пишет, что изучение явлений природы должно начинаться с опыта; далее, посредством анализа (resolutio) явлений устанавливается общее положение, которое выступает в качестве гипотезы; из гипотезы далее дедуктивно выводятся следствия (compositio), которые также снова должны быть проверены на опыте. Гроссетест, таким образом, уже наметил контуры гипотетико-дедуктивного метода. Этот схоласт проводил экспериментальные исследования преломления света и распространения звука, находя аналогию между светом и звуком как волнами, размышлял о причинах приливов, занимался медицинскими проблемами, пытался построить геометрическую теорию радуги как результата преломления света в каплях воды, рассеянных в воздухе. В общем учении о природе он опирался на неоплатоническую метафизику света.

Наиболее выдающийся ученик Р.Гроссетеста – Роджер Бэкон (1214-1292), «удивительный доктор», который читал в Оксфордском университете математику и различные разделы физики по работам Аристотеля. В 1267-1268 гг. по поручению Папы Римского он написал знаменитое «Большое сочинение» (Opus majus) энциклопедического характера. Бэкон указывает четыре главных препятствия для познания истины:: 1) слепая вера в ложный авторитет; 2) привычка, закрепляющая заблуждение; 3) предрассудки невежественной толпы; 4) ложные теории, мнимое знание, выдающее себя за истину. Он предлагает развивать четыре области знания: 1) изучение древних языков, на которых написана Библия; её толкование должно опираться на знание оригинала, на филологическое исследование; 2)математику, как фундамент всех наук, ибо без математики невозможна никакая достоверность в науке; 3) оптику, как главную науку о природе, в силу роли света как первичной мировой субстанции; 4) опыт и эксперименты, с которыми должны быть сверены все наши высказывания о природе, так как «без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере». Такое знание позволит изменить жизнь людей к лучшему – построить корабли без гребцов и парусов, колесницы без коней, приспособления для передвижения по дну рек и морей, создать «гремучую смесь», обладающую большой взрывчатой силой и т.п. 

Бэкон дал сильный толчок и распространению алхимии, пришедшей в Европу от арабов вместе с медициной и астрологией. В XIV в. было сделано важнейшее после изобретения плавки руды открытие, - важнейшее как для алхимиков, так и для будущей химии – открытие минеральных кислот, серной и азотной.

Знание в Средние века 5-14 века- характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание - это знание всеобщее ( философия, знание, наука совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания).



2019-07-03 848 Обсуждений (0)
Формирование предпосылок научно-теоретического мышления в Средние века. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование предпосылок научно-теоретического мышления в Средние века.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (848)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)