Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научная революция XVI-XVII веков, ее основные результаты.



2019-07-03 1193 Обсуждений (0)
Научная революция XVI-XVII веков, ее основные результаты. 0.00 из 5.00 0 оценок




Научные революции - это перестройка оснований в науке. Во время революций кардинально меняется вся исследовательская стратегия, представления о целях научной деятельности и способах их достижения, меняется научная картина мира, философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

Различают две разновидности научных революций:

- когда идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а перестраивается только картина мира;

- когда одновременно с картиной мира полностью меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

Всего насчитывается четыре научных революции: 1. XVI-XVII вв, 2. конец ХVШ-первая половина XIX в, 3. с конца XIX в. до середины XX в, 4. в последнюю треть XX в

 Первая научная революция привела к возникновению классической европейской науки. Возникла механика, позже физика. Сформировался научный тип рациональности. Да и наука обрела социальный статус. Хотя и признавалось создание мира Богом, но затем мир стал развиваться по своим внутренним законам (имманентно). Произошло удвоение бытия на религиозное и научное. Предметом научного познания стал реальный мир. В научную рациональность входил эксперимент, дававший возможность препарировать мир в идеальном плане с последующим контролируемым воспроизводством. Механика применялась ко всем наукам, даже к химии. Господство­вала механическая картина мира, продолжавшаяся вплоть до начала XIX в.

Новое время привнесло в историю и культуру огромное количество нововведений, начиная с различных изобретений, заканчивая формированием ментальности европейца, в современном его восприятии. Переворот в науке связан, в первую очередь с тем, что начали формироваться капиталистические отношения. В результате «научной революции» родился новый образ мира, с новыми религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник новый образ науки - развивающейся автономно, социальной и доступной контролю.

Типичная особенность «научной революции» - это смена методики. Именно метод требует, с одной стороны, воображения и способности порождать гипотезы, с другой, появляется насущная необходимость со стороны социума, нужно контролировать идеи, догадки, а также их реализацию. Наука становится, по своей сути, социальной, именно посредством метода.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет, если является правильным, экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Следующей базовой характеристикой пересмотра воззрений на науку является формирование знания, которое, в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого-экспериментатора, сила которого - в эксперименте, становящемся все более строгим, а благодаря новым измерительным приборам, все более и более точным. Деятельность ученого нового типа часто протекает вне (а то направлена и против) старых структур знания, например университетов .

Происходит реабилитация т.н. «механических искусств», т.е. связанных с использование ручного труда и контактом с различными материалами, которые, достаточно долгое время считались по своему статусу более низкими, по сравнению со «свободными искусствами», под которыми мы понимаем интеллектуальный труд. Если изначально «механические искусства» приравнивались к рабскому ручному труду и считались, что человек, уважающий себя и свободный, подобными вещами заниматься не будет, то со временем подобное мнение трансформируется и меняется. Теперь, после возникновения нового «вида» учёного, появляется новый вариант деятельности, а именно эксперимент или опыт, требующий от исследователя операций и измерений. Новое знание начинает опираться на симбиоз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда - с другой. Все та же идея экспериментального знания, доступного общественному контролю, поэтому и изменяется отношение к «механическим искусствам

Таким образом, мы видим, что происходит слияние техники с познанием, а именно этот факт и составляет суть современной нам науки. Поэтому смело можно утверждать, что наша классическая наука берёт начало из Нового времени.

Наука Нового времени - это экспериментальная наука, она объединяет теорию и практику. Науке придаётся новый статус, уже не только социальный, но и эпистемологический (научное познание). Одновременно, на основе чувственного опыта и необходимых доказательств, формируется и особый научный дискурс.

Новое время – это период, когда формируются новые установки, так, например, меняются образы мира и человека. Следует обратить внимание на то, что, существовавшая, и считавшаяся единственно правильной, геоцентрическая картина мира Аристотеля – Птолемея подверглась критике и, более того, произошёл радикальный переворот в науке, а именно, геоцентризм сменился на гелиоцентризм.

 Критерием истины в Новое время стал эксперимент, опыт, новая система доказательств. Именно на экспериментальном методе базируется автономия науки; последняя открывает свои истины независимо от философии и от веры. Стремительное развитие науки требовало пересмотра многих представлений о мире. Вся прежняя система знаний, ее истинность, покоилась на Божественном Откровении.

В центре естествознания Нового времени оказывается механика небесных и земных тел. Открытие Коперника и его книга об обращении небесных сфер, подорвав теологический взгляд на мир, революционизировало все естествознание. Затем Галилео Галилей через ряд собственных астрономических открытий подтвердил правильность выводов Коперника. Галилей — основатель экспериментальной физики. Им были изготовлены телескопы с 8- и 30-кратным увеличением. Последний инструмент (длина трубы 1245 мм, диаметр объектива 53,5 мм) хранится во Флоренции. Свои первые открытия с телескопом Галилей описал в сочинении «Звёздный вестник» (лат. Sidereus Nuncius), изданном во Флоренции в 1610 году. Книга имела сенсационный успех по всей Европе, даже коронованные особы спешили заказать себе телескоп. Галилей обнаружил на Луне темные пятна, названные им морями, горы и горные цепи. В начале января 1610 открыл четыре спутника планеты Юпитер, установил, что Млечный Путь является скоплением звезд, открыл пятна на Солнце.

Мир, благодаря открытиям Галилея, стал больше, и количество небесных тел неожиданно значительно возросло. Этот факт потряс основы астрологии. Следует помнить, что в контексте идей Нового времени сложно отделить одну научную дисциплину от любой другой. Нет четкой грани между комплексом научных дисциплин, с одной стороны, и умозрительными магико-астрологическими рассуждениями - с другой. Магия и медицина, алхимия и естественные науки и даже астрология и астрономия в тот период

Ньютон, предложил три закона движения, в том числе, он смог сформулировать свой закон всемирного тяготения: «Каждое тело притягивает каждое другое тело с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними» . Из этой формулировки он смог вывести все остальное в планетарной теории: движение планет и их спутников, орбиты комет, приливы. Позже оказалось, что даже самые незначительные отклонения от эллиптических орбит со стороны планет объяснялись законами Ньютона.

Видимо, следует кратко перечислить основные открытия Нового времени. В первую очередь, это научные приборы. Про телескоп и линзы Галилео Галилея уже было сказано выше. Ещё до него оптикой занимался голландец Липперсей, который в конце ХVI изобрёл микроскоп. В XVII веке появились так же барометр, воздушный насос и термометр, были значительно усовершенствованы часы.

Шло развитие в разных областях науки. Так Гильберт опубликовал книгу о магните, Гарвей открыл кровообращение, Левенгук открыл одноклеточные организмы (протозоа) и бактерии. К этому же периоду относится и появление «закона Бойля», согласно которому: «в данном количестве газа при данной температуре давление обратно пропорционально объему» .

Наиболее выдающимися достижениями в чистой математике стали дифференциальное и интегральное исчисления, изобретенные независимо друг от друга Ньютоном и Лейбницем. В 1614 году Непер опубликовал свое изобретение логарифмов, а аналитическая геометрия явилась результатом работ нескольких математиков XVII века, в числе которых находится и Декарт (1596-1650), который, в области математики, занимался и алгебраическими функциями. Он считал, что математика - это мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.



2019-07-03 1193 Обсуждений (0)
Научная революция XVI-XVII веков, ее основные результаты. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научная революция XVI-XVII веков, ее основные результаты.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)