Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Бюджетная линия. Оптимум потребителя



2019-07-03 279 Обсуждений (0)
Тема 3. Бюджетная линия. Оптимум потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Карта безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя. Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.

Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и Y. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

I = PXX + PYY

Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем предыдущее равенство к следующему виду:

Y= I/РXХ +I/ PYY

Бюджетная линия показывает все доступные конкретному потребителю наборы благ.

Если бюджет потребителя І составляет 20 руб., цена товара X равна 1 руб., а цена товара Y – 2 руб., то бюджетная линия будет иметь вид:

Рис. 29. Бюджетная линия

 

Какой бы из наборов А или В мы не выбрали, затраты на его приобретение составляют 20 руб.

Так как линия бюджетного ограничения прямая, она имеет постоянный наклон, который можно выразить через предельную норму замещения:

MRS = y / x = - Px / Py .

Изменения дохода и цен товаров изменяет положение бюджетной линии. Если увеличивается доход, то кривая сдвигается параллельно вправо, а если доход уменьшается – то влево. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен.

 Изменение цены какого-либо товара вызывает изменение наклона линии бюджетного ограничения (рис.30).

 

                                                        y

Рис. 30. Изменение наклона бюджетной линии

 

Итак, кривая безразличия даёт информацию о предпочтениях потребителя, а бюджетная линия – о его финансовых возможностях.

Для определения товарного набора, который выберет потребитель, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией (рис. 31).

Выбирая среди доступных потребителю наборов А, В, Е набор, обладающий максимальной полезностью, потребитель выберет набор Е, находящийся в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия, то есть из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения.

Рис. 31. Оптимум потребителя

 

Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит XE единиц товара X и YE единиц товара Y.

В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Напомним, что наклон бюджетной линии равен -РXY, наклон кривой безразличия равен -MRSXY.

Поэтому в точке оптимума выполняется равенство:

РXY = MRSXY , где РX – цена товара Х, РY – цена товара Y, MRS – предельная норма замещения.

Предыдущее равенство в порядковой теории полезности имеет такой же смысл, что и равенство в количественной теории.

Действительно, MRSXY = MUX/MUY ; MUх / MUу = Рх / Ру , где MUX и MUY предельная полезность товаров x и y.

Отсюда получаем условие оптимума потребителя в следующем виде:  РXY = MUX/MUY или MUXX = MUYY.




2019-07-03 279 Обсуждений (0)
Тема 3. Бюджетная линия. Оптимум потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Бюджетная линия. Оптимум потребителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)