Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Полезность блага



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
Тема 1. Полезность блага 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение всегда обусловлено доходами людей, которые распределяются в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности покупаемых благ.

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивид формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода. Существует два подхода к оценке потребительского поведения:

1) количественный (кардиналистский) подход основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах (ютилях, от англ. utility – полезность);

2) порядковый (ординалистский) подход опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный, но основан на менее жёстких предпосылках. В рамках этого подхода от потребителя требуется только распределять наборы благ по степени предпочтения.

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того, чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.

Термин "полезность" был введен английским философом И. Бентамом. "Под принципом пользы, – писал он, – понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью".

Согласно Бентаму, максимизация полезности и является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье.

Экономисты создали теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости полезности самых разнообразных благ. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.

Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер. Курящий оценивает полезность сигарет весьма высоко, несмотря на то что курение вредит его здоровью и он знает об этом. Очевидно также и то, что, для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов.

В последней трети XIX в. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности, в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ.

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилах (от англ. utility – полезность).

Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять потребности человека.

Экономическое блага – это блага, в которых ощущается определённая нехватка, то есть их не хватает на всех.

В зависимости от своей полезности блага делятся на блага с дополнительной полезностью и антиблага.

Блага с дополнительной полезностью (goods) – это блага, увеличение объёма которых является привлекательным для человека (отдых, одежда).

Антиблага (bads) – это блага, увеличение которых нежелательно для человека (наличие СО2 в воздухе и т.п.).

В частности, предполагается, что потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок – 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты – 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина – 63 ютила и т.д.

Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер.

Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности – для другого. В приведенном выше примере речь идет, видимо, о заядлом курильщике, поскольку добавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарного набора.

Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный русский экономист Н.X. Бунге предлагал использовать термин "годность" (Nutze – нем.); французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин "желаемость" (desirabilite – фр.), считая, что он "не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных".

Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

TU = F(QA, QB, ..., QZ),

где TU – общая полезность данного товарного набора; QA, QB, …,  QZ – объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.

В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис. 25а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее).

В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей (представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100 кг яблок).

Таким образом, совокупная общая полезность (Total utility) – это общее удовольствие, которое получает потребитель от потреблённых им товаров или услуг. Совокупная полезность увеличивается в процессе потребления, однако она возрастает всё меньшими и меньшими темпами.

Рис. 25. Зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления

Предельная полезность – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага и также может быть рассчитана по формуле:

,

где MU – предельная полезность;

TU – прирост общей полезности;

Q – прирост количества потребляемого блага.

Поскольку линия TU выпуклая вверх (рис 25а), с увеличением объема потребления г-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке Q'A) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810–1859), впервые сформулировавшего его в 1854 г. Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжка выкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для любителя большую полезность, чем первая, а третья – большую, чем вторая. Такая ситуация показана на рисунке 25б.

 В интервале от нуля до Q'A общая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага, растет и предельная полезность. В интервале от Q'A до Q'A общая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельная снижается от максимального уровня (в точке L') до нуля.

Таким образом, принцип убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена, справедлив лишь в том случае, если вторая частная производная функции общей полезности отрицательна.

Потребительский излишек. Разница между общей полезностью товара и его общей рыночной ценой называется потребительским излишком (или рентой потребителя). Эта разница возникает как результат действия закона уменьшающейся предельной полезности, потому что потребитель получает больше, чем он платит. Потребитель платит одно и то же количество денег за единицу товара, от первой до последней. Например, он платит одну и ту же цену за каждое яйцо или каждый стакан воды. Иначе говоря, покупатель платит за каждую единицу товара ту сумму, в которую оценивается последняя единица товара. Но благодаря действию закона уменьшающейся предельной полезности все предыдущие единицы оцениваются потребителем выше, чем последняя. В итоге потребитель получает излишек полезности на всех предыдущих (кроме последней) единицах приобретаемого товара.

Потребитель оценивает первую единицу товара X в 7 долл., вторую – в 6, третью – в 5 и четвертую – в 4 долл. В действительности он заплатит за каждую единицу товара X только 3 долл. По этой цене он купит 5 ед. X. Покупатель получит потребительский излишек от приобретения первых 4 ед. X на сумму, равную 10 долл. т.е. разницу между самой высокой ценой, которую он хотел заплатить, и ценой, которую он в действительности заплатил (4 + 3 + 2+1 = 10 долл.).

Еще одно замечание важно сделать в связи с концепцией потребительского излишка. Принято считать, что ни одна из сторон в торговой сделке не получает никакой выгоды, поскольку акт обмена совершается на эквивалентной основе. Если это так, то зачем же тогда тратить время и нервы на подобные бессмысленные операции? Еще несколько столетий назад экономисты пришли к выводу, что в условиях добровольного и честного обмена торговля является взаимовыгодным делом для ее участников. При этом стоимостная сторона обмена действительно остается равноценной.

Однако каждая из них приобретает для себя большую общую полезность по сравнению с другой стороной.

Парадокс ценности. Чем больше товара, тем относительно меньше интенсивность желания потреблять его последнюю единицу. В обоих случаях достаточное количество этих столь необходимых продуктов резко снижает их предельную полезность и, соответственно, цены. Парадокс ценности еще раз напоминает, что просто денежная оценка того или иного товара (цена Х количество товара) в качестве показателя общей экономической ценности товара может быть весьма ошибочной. Измерение денежной ценности воздуха равно нулю, а вместе с тем без него невозможна сама жизнь.

Объясните, почему вода, которая жизненно необходима, должна обладать максимальной полезностью, а алмазы минимальной, следовательно, цены на воду должны быть максимальными, а на алмазы – минимальными, но на практике все наоборот.

Вода распространена широко – цены на нее низкие, алмазы – наоборот; таким образом, общая полезность воды большая, предельная полезность – минимальная, у алмазов – наоборот. То есть цена определяется не общей, а предельной полезностью.



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
Тема 1. Полезность блага 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Полезность блага

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)