Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Равновесие между спросом и предложением



2019-07-03 482 Обсуждений (0)
Тема 1. Равновесие между спросом и предложением 0.00 из 5.00 0 оценок




 В условиях рыночной экономики конкуренция способствуют синхронизации цен производителей и потребителей, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

Равновесие – ситуация, когда при данной цене величина спроса равна величине предложения. В данном случае суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить.

Цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, называется равновесной ценой.

Точка пересечения кривой спроса (D) и кривой предложения (S) – это точка их равновесия (Е Equilibrium)

                                                                                                                                                                                                            
 
 
;

Q – объём спроса и предложения;

Р – цена;

Е – точка равновесия;

QЕ – равновесный объём спроса и предложения;

РЕ – равновесная цена.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно представить через площадь треугольника РмахPεЕ (рис. 15).

 

 


Рис. 15. Формирование выигрыша потребителя и производителя

 

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, по которой продавцы готовы продавать продукцию. Таким образом, выигрыш (излишек) производителя можно представить в виде площади треугольника Рmin P E (рис. 16).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

 

Рис. 16. Равновесие по Вальрасу и Самуэльсону

 

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения – QS1.

В этом случае избыток предложения (QS1 – QD1) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем, на уровне P2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 – QS2) будет оказывать повышающее давление на цену P2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием Вальраса (рис. 16а).

Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 16б. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q1 PD1 > PS1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q2 PS2 > PD2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения: PS = PD = PE-.

Установление равновесной цены в краткосрочном периоде лучше описывается моделью Вальраса, в долгосрочном – Маршалла.

Изменения в рыночном равновесии

Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения. Поэтому все факторы, которые могут сместить эти кривые, изменяют равновесие, т.е. цену равновесия и равновесное количество товара.

Если под влиянием неценовых факторов произойдёт повышение спроса при неизменном предложении, то равновесная цена и равновесный объём продаж увеличатся.

Если спрос уменьшится при неизменном предложении, то равновесная цена и равновесный объём продаж снизятся.

Увеличение предложения под влиянием неценовых факторов при неизменности спроса вызовет снижение равновесной цены и рост объёма продаж. Если же предложение снизится при неизменном спросе, то равновесная цена возрастёт, а объём продаж уменьшится.

ε¢
­  
P¢
P
ε
Если одновременно изменятся и спрос, и предложение, то однозначно сложно определить, что произойдёт. Всё будет зависеть от эластичности реагирования на неценовые факторы продавцов и покупателей. Однако в любой ситуации цена всегда будет стремиться к равновесному уровню, при котором объём спроса равен объёму предложения, выполняя свойственную ей уравновешивающую функцию.




2019-07-03 482 Обсуждений (0)
Тема 1. Равновесие между спросом и предложением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Равновесие между спросом и предложением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)