Тема 2. Реакция потребителя на изменение цен товаров
В предыдущем вопросе мы предполагали, что изменяется только доход, а все остальные факторы спроса остаются неизменными. Теперь будем считать доход величиной постоянной, а цены переменными, при прочих равных условиях. Допустим, что цена товара Х снижается, то есть Р1х Р2х Р3х Р4х. Графически это выглядит как перемещение бюджетной линии из положения NР1х в NР4х (рис. 35).
Рис. 35. Кривая «цена – потребление»
Эффект дохода и эффект замещения Допустим, цена блага Х снижается с Р1х до Р2х, а цена на благо У остается неизменной (Ру = const). В этом случае происходит два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим (Х). Определим, в какой мере увеличение спроса на благо Х вызвано уменьшением цены, а в какой – связано с ростом реального дохода. Предположим, что в результате снижения цен на благо Х, положение равновесия потребителя переместилось из точки ε в точку ε1 (рис. 36).
Рис. 36. Эффект дохода и эффект замещения
Эффект замещения – это доля увеличения спроса потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор, без учета эффекта дохода. Эффект дохода – это доля увеличения спроса, вызванная изменением реального дохода, вызванного изменением цены блага, без учета эффекта замещения. Чтобы выявить действие этих эффектов, необходимо провести бюджетную линию N 1 I 2 , параллельную линии NI 1 так, чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U в точке ε2. Точка ε – точка пересечения кривой безразличия U и бюджетной линии NI. Величина проекции отрезка εε2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен и называется эффектом замещения (отрезок хх2). Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка х2х1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одной бюджетной линии на другую. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Эффект дохода и замещения действуют одновременно, однако эффект дохода проявляется по-разному в случаях с нормальными и низшими товарами. Эффект замещения же всегда действует одинаково (см. табл. 8.1).
Таблица 8 Действие эффектов дохода и замещения
Разграничение эффекта замещения и эффекта дохода имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги. Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого [1]. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |