Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Влияние государства на равновесные цены



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Тема 4. Влияние государства на равновесные цены 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.

Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 2.16. Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж – Q1.

Рис. 21. Воздействие потоварного налога на рыночное равновесие

 

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т.

Теперь же они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, Р-,

Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена Р+, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной Р1. Цена Р-, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-

Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на Т (рис. 22).

Рис. 22. Воздействие потоварного налога при уплате его покупателям

 

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара Q1 при цене P1 то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. А общая сумма налога, поступающая в госбюджет, тоже будет равна площади прямоугольника Р+АВР-.

Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами.

Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления нетоварных дотаций.

Дотация – это как бы "налог наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

 

Рис. 23. Воздействие на рыночное равновесие потоварных дотаций

 

Рассмотрим рисунок 23. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена – P1. Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V руб. в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+.

Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Рис. 24. Фиксированные цены и рыночное равновесие

 

Рассмотрим рисунок 24. Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > PE), так и ниже ее (Р" < PE)-. В первом случае это приведет к избытку предложения S = QS – QD, во втором случае – к дефициту D = QD – QS. Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены, ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству ничего не остается другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, равна площади прямоугольника QDABQS.

Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

Дефицит . Без вмешательства государства рынок преодолевает дефицит в коротком периоде через повышение цены, а в длительном - путем расширения производства, приспособления предложения к изменившемуся спросу. Однако государство может оказаться заинтересованным в том, чтобы по тем или иным причинам не допустить повышения цены.

Примерно по такому сценарию развивался в СССР дефицит на рынке мясо-молочной продукции. Государственные розничные цены на товары этой группы поддерживались на неизменном уровне с 1962 г. В 1965 г. появились дотации, которые составили 3,6 млрд руб. За последующую четверть века розничные цены на говядину, например, выросли на 10 %, с 1,60 до 1,77 руб. за килограмм, тогда как расходы государства на производство и реализацию увеличились с 2,11 до 6,81 руб., а дотация (выплаты бюджета через особый счет регулирования разниц в ценах) – с 0,77 до 5,08 руб. в расчете на килограмм. Общая сумма дотаций к 1990 г. достигла 100 млрд руб. При этом в расчете на члена семьи дотации на продукты питания составляли в конце 80-х гг. в малообеспеченных семьях 8, в высокообеспеченных – 24 руб. в месяц. В большинстве регионов страны к концу 80-х гг. торговля мясом и мясопродуктами по государственным розничным ценам была заменена рационированием в той или иной форме.




2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Тема 4. Влияние государства на равновесные цены 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Влияние государства на равновесные цены

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)