Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика ознакомления слепых и слабовидящих учащихся с площадью геометрической фигуры, единицами измерения площади.



2019-07-03 706 Обсуждений (0)
Методика ознакомления слепых и слабовидящих учащихся с площадью геометрической фигуры, единицами измерения площади. 0.00 из 5.00 0 оценок




Геометрической фигурой называется всякое непустое множество точек. Понятие фигуры определяется через основные понятия «точка» и «множество». Геометрическими фигурами являются и отдельно взятая точка, и любое конечное множество точек. Отрезок, луч, прямая, треугольник, шар, куб и другие бесконечные множества точек также являются геометрическими фигурами.

Формирование правильных представлений о площади фигуры является одним из трудных в методическом отношении и по существу вопросов курса математики 3 класса.

Площадь фигуры – это число, полученное определённым способом в результате измерения. Поэтому процесс формирования понятия площади фигуры должен быть тщательно и всесторонне рассмотрен с учащимися.

Формирование представлений о площади фигуры должно проходить постепенно и не в результате кратковременного изучения связанных с этим понятием вопросов, а равномерно за несколько лет обучения. При этом не менее важной, чем выработка навыков вычисления площади,целью работы должно являться формирование общих представлений о площади фигуры как о геометрической величине. Поэтому изучение темы целесообразно разделить на следующие этапы:

 

(лекции)

Основной задачей изучения геометрического материала является формирование у учащихся четких представлений о геометрических фигурах:

· Точка                                      

· Прямая

· Отрезок прямой

· Ломанная

· Угол

· Многоугольник

· Круг

· Куб

· Прямоугольный параллелепипед (брусок)

· Шар

· Цилиндр

· Конус

 

Система упражнений и задач геометрического содержания и методика работы над ними должны способствовать развитию пространственных представлений, умению наблюдать, сравнивать, абстрагироваться и обобщать.

В 1 классе слепые и слабовидящие дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами и телами:

 

                                                                                             и шар.

 


Во 2 классе с прямыми углами,             , периметром прямоугольника и объемными геом. телами

                                                                     и конус.

 

В 3 классе – учатся находить периметр и площадь прямоугольника.

В 4 классе – периметр и площадь квадрата и прямоугольника, распознавать куб, шар, прямоугольный параллелепипед, цилиндр и конус.

Одной из задач является выработка у учащихся практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью чертежных и измерительных инструментов и без них.

Слепых надо научить распознавать и изображать на рельефной сетке прибора Клушиной с помощью штифтов и резинок или на бумаге с помощью карандаша, линейки, циркуля, угольника, на приборах для рельефного рисования, черчения и «Школьник».

Демонстрационные и фронтальные пособия:

- геометрические фигуры, изготовленные из плотного картона (бумаги) + для слепых по контуру рельефную полоску и на углах круги.

 

 

 


пособие двустороннее, полоска 0,5 см.

 

- плакаты с изображением предметов разной формы, а так же геометрических фигур, чертежи на доске, диафильмы – слабовидящие;

Индивидуальные карточки с изображениями геометрических фигур – слепые.

- полоски бумаги, палочки различной длинны, вырезанные из бумаги различные фигуры и части фигур.

- пособия, изготовленные самостоятельно на уроках технологии:

1) модель прямого угла

2) раздвижная модель угла

3) палетка

 


10 х 10

 

 

Палетка – пергаментная бумага (калька) с нарисованными маркером линиями (для слепых линии из проволоки).

- в классе необходимо иметь набор чертежно-измерительных инструментов, для выполнения чертежей на доске: линейка (брайлевская линейка – линейка с рельефными обозначениями делений), чертежный треугольник, циркуль.

- чертежи для иллюстрирования задач на движение.

- счетные палочки.

- геометрические фигуры из проволок.

Площадь геом.фигур

Используется палетка – прибор для измерения площади. В методике работы над площадью геом.фигур имеется много общего с работой над длинной отрезка, т.к. S выделяется как свойство плоских предметов среди других их свойств.

Методика изучения (3 класс 2 четверть)

1 этап: дети наглядно сравнивают предметы. Слабовидящие могут сравнивать, размещать их на доске; слепые – на магнитной доске прибора Клушиной, приемом наложения. Подводятся к выводу, что та фигура, которая выше, занимает б.места – ее S больше. Сравнение на двух геом.фигурах (треугольник, квадрат).

2 этап: предлагается прямоугольник 3х5 и квадрат 4х4 (с обратной стороны разбит на квадраты). Слепым – бархатная бумага с приклеенной ниткой.

- Сравните, можем ли мы наложением определить какая фигура больше? Сложно. Перевернем фигуру. Там квадраты. Сторона первого 1 см. Сам квадрат = 1 сантиметру квадратному. Сосчитаем сколько квадратных сантиметров в квадрате и прямоугольнике (работа в учебнике).

После этого должны рассмотреть:

 

 


S могут быть одинаковы у разных фигур.

Включаются упражнения на подсчет квадратов, содержащихся в заданныз геометрических фигурах.

Предлагается чертить в тетради геом.фигуры, которые состоят из заданного числа квадратов – клеточек в тетради.

3 этап: дети знакомятся с единицей измерения площади, т.е. квадратными сантиметрами.

С помощью брайлевской линейки чертятся клетки со сторонами 1 см, учитель сообщает, что это 1 см^2 – единица измерения S.

Используя бумажную модель квадрата слабовидящие и слепые дети составляют различные геом.фигуры и учатся определять и S.

Работа в парах и сравнение S.

Вывод детей: величины имеют общее и различия:

- см – единица длины,

- см^2 – единица S,

- длина отрезка – число см, которые содержатся в этом отрезке

- S фигуры – число см^2, которое содержится в этой геом.фигуре.

4 этап: наглядное представление о см^2 и о понятии S закрепляется; предлагаются упр. На нахождение S геом.фигуры, разбитых на квадраты по 1 см^2; предлагается при подсчете группировать их по рядам и столбикам.

Усложнение: рассматриваются геом.фигуры, в которых на ряду с целыми см^2 содержатся и не целые половины, а так же доли больше или меньше чем 1/2 см^2.

На этом этапе начинается знакомство с нахождением примерной S геом.фигур, например:

 

 


5 этап: дети знакомятся с приемом вычисления S прямоугольника / S квадрата.

1) В начале рассматриваются прямоугольники, которые разделены на квадраты (см^2), подсчитывают S путем подсчёта квадратов; затем, полученное число умножают на колличество столбцов.

2) Предлагается начертить прямоугольник по заданным сторонам: а=3 см, b=2 см. Предлагается разделить на ряды. Колличество рядов = колличеству см (2). Длинную делим на столбики. Колличество столбиков = колличеству см (3).

Вывод: чтобы вычислить S прямоугольника нужно знать его a и b, в одних единицах измерения и найти произведения этих чисел.

 


                           b = 2      a = 3

 

 

6 этап: знакомство с дм^2 и м^2.

 

12. Задачи и содержание трудового воспитания младших школьников с нарушением зрения.

Труд является основной формой деятельности человека. В труде как познавательной и преобразующей деятельности осуществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие личности.

Трудовое воспитание – это совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащихся с нарушением зрения, положительного отношения к труду, развитие трудовых умений и навыков формирования положительного отношения к людям труда.

Для слепых и слабовидящих трудовое воспитание и обучение служит важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой подготовки их к жизни и труду.

В процессе трудового обучения и воспитания у детей вырабатывается активная жизненная позиция. Для слепых и слабовидящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. Трудовое обучение имеет огромное значение для развития детей и преодоления отрицательных последствий слепоты и слабовидения. Знакомясь в процессе занятий с предметами, изменяя при обработке их форму, конфигурацию, размеры, величину, объем, массу, поверхность, учащиеся овладевают приемами и способами предметной и пространственной ориентировки и обогащают свои представления об окружающем мире.

Обучение труду помогает правильному пониманию слепыми и слабовидящими детьми окружающей действительности, содействует развитию у них способности наблюдать и активно познавать предметы и явления, вооружает прочными знаниями, приемами воспроизведения и преобразования предметов (лепка, моделирование, конструирование).

Цель: подготовка к самостоятельной практической деятельности.

Задачи. Общие:

· Воспитание нравственных качеств: трудолюбие, ответственное отношение к трудовым заданиям, бережное отношение к общественному имуществу.

· Формирование ЗУН по определенному трудовому профилю. Умение использовать их в практической деятельности.

· Формирование нравственных, этических представлений и оценок, характеризующих деятельность людей.

· Развитие способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности.

Специальные:

· Развитие осязания, слуха, мышечного чувства, остроты зрения при выполнении различных трудовых процессов.

· Конкретизация представлений о видах, объектах, орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления

· Формирование навыков пространственной ориентировки, выполнение двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остроты зрения.

· Воспитание готовности к участию в трудовой деятельности

В специальных коррекционных школах 3 и 4 вида трудовое воспитание осуществляется в соответствии с программой трудового обучения и включает в себя 3 этапа:

1.Обучение ручному труду (1 – 4 (5) класс)

Она включает в себя:

· Технический труд (обработка бумаги, техническое моделирование)

· Бытовой труд (уход за одеждой, обработка тканей, самообслуживание, благоустройство, изготовление игр и игрушек, сбор растений)

· Сельскохозяйственный труд (сезонные работы, уход за комнатными растениями, животными)

2. Общетрудовая подготовка (5-9 класс) и профилирующая трудовая подготовка: Знакомство с видами труда – технический, сельскохозяйственный, обслуживающий. Это дает возможность подготовить учащихся к выбору профессии.

Появляется задача «формирование первоначальных экономических знаний», «углубление политехнического кругозора»

3. Предпрофессиональная (10-12 класс). В этом возрасте осуществляется формирование профессиональных интересов, проводится профориентационная работа и организуется широкопрофильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную.

Развитие проф.интересов происходит в соответствии с имеющимся уровнем компенсаторных функций и навыками соц. и пространственной ориентировки. Процесс формирования проф.интересов у слепых детей должен быть целенаправленным, в нем должны активно участвовать учителя труда, воспитатели и врач-окулист. В какой бы области производства слепые и слабовидящие ни трудились, везде они будут иметь дело с применением электричества, механизмов, машин. Поэтому основу профессиональной подготовки составляет изучение технической механики, электро- и радиотехники, специальной графики, промышленной электроники.

Рекомендации по выбору профессии должны разрабатывать с учетом ряда общефизических, сенсорных и интеллектуальных качеств:

· Общего состояния здоровья и остаточного зрения, уровня развития ОДА;

· Наличия интеллектуальных способностей

· Наличия организаторских способностей и необходимой общественной активности (если есть интерес к общественной работе)

· Развития слухового анализатора (телефонист, настройщик)

· Развития кожного и двигательного анализаторов (сборщик, штамповщик и др)

· Развития всех сохранных анализаторов (при интересе к профессиям, специфика которых будет требовать сложного самоконтроля с участием совокупности анализаторов)

Требования к труду:

· Должен приносить общественную пользу;

· Быть коллективным по своему содержанию

· Быть посильным и доступным по полу, возрасту и зрительным возможностям

· Приносить ощутимый и видимый результат

· Быть разнообразным по выполняемым действиям, исключать однообразие деятельности

· Быть полностью оснащенным необходимым инвентарем и инструментарием

· Быть хорошо организован в плане конкретности заданий

· Представлять широкое поле деятельности для проявления инициативы и творчества

· Быть безопасным

Формы организации общественно-полезной деятельности:

· Учебные занятия в мастерских;

· Производственная практика;

· Физический труд;

· Самообслуживающий труд;

· Занятия в технических кружках;

· Выполнение трудовых поручений по классу, спальне, столовой и др.

· Экскурсии на предприятие.

 



2019-07-03 706 Обсуждений (0)
Методика ознакомления слепых и слабовидящих учащихся с площадью геометрической фигуры, единицами измерения площади. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика ознакомления слепых и слабовидящих учащихся с площадью геометрической фигуры, единицами измерения площади.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)