Методика ознакомления слепых и слабовидящих учащихся с площадью геометрической фигуры, единицами измерения площади.
Геометрической фигурой называется всякое непустое множество точек. Понятие фигуры определяется через основные понятия «точка» и «множество». Геометрическими фигурами являются и отдельно взятая точка, и любое конечное множество точек. Отрезок, луч, прямая, треугольник, шар, куб и другие бесконечные множества точек также являются геометрическими фигурами. Формирование правильных представлений о площади фигуры является одним из трудных в методическом отношении и по существу вопросов курса математики 3 класса. Площадь фигуры – это число, полученное определённым способом в результате измерения. Поэтому процесс формирования понятия площади фигуры должен быть тщательно и всесторонне рассмотрен с учащимися. Формирование представлений о площади фигуры должно проходить постепенно и не в результате кратковременного изучения связанных с этим понятием вопросов, а равномерно за несколько лет обучения. При этом не менее важной, чем выработка навыков вычисления площади,целью работы должно являться формирование общих представлений о площади фигуры как о геометрической величине. Поэтому изучение темы целесообразно разделить на следующие этапы:
(лекции) Основной задачей изучения геометрического материала является формирование у учащихся четких представлений о геометрических фигурах: · Точка · Прямая · Отрезок прямой · Ломанная · Угол · Многоугольник · Круг · Куб · Прямоугольный параллелепипед (брусок) · Шар · Цилиндр · Конус
Система упражнений и задач геометрического содержания и методика работы над ними должны способствовать развитию пространственных представлений, умению наблюдать, сравнивать, абстрагироваться и обобщать. В 1 классе слепые и слабовидящие дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами и телами:
и шар.
Во 2 классе с прямыми углами, , периметром прямоугольника и объемными геом. телами и конус.
В 3 классе – учатся находить периметр и площадь прямоугольника. В 4 классе – периметр и площадь квадрата и прямоугольника, распознавать куб, шар, прямоугольный параллелепипед, цилиндр и конус. Одной из задач является выработка у учащихся практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью чертежных и измерительных инструментов и без них. Слепых надо научить распознавать и изображать на рельефной сетке прибора Клушиной с помощью штифтов и резинок или на бумаге с помощью карандаша, линейки, циркуля, угольника, на приборах для рельефного рисования, черчения и «Школьник». Демонстрационные и фронтальные пособия: - геометрические фигуры, изготовленные из плотного картона (бумаги) + для слепых по контуру рельефную полоску и на углах круги.
пособие двустороннее, полоска 0,5 см.
- плакаты с изображением предметов разной формы, а так же геометрических фигур, чертежи на доске, диафильмы – слабовидящие; Индивидуальные карточки с изображениями геометрических фигур – слепые. - полоски бумаги, палочки различной длинны, вырезанные из бумаги различные фигуры и части фигур. - пособия, изготовленные самостоятельно на уроках технологии: 1) модель прямого угла 2) раздвижная модель угла 3) палетка
10 х 10
Палетка – пергаментная бумага (калька) с нарисованными маркером линиями (для слепых линии из проволоки). - в классе необходимо иметь набор чертежно-измерительных инструментов, для выполнения чертежей на доске: линейка (брайлевская линейка – линейка с рельефными обозначениями делений), чертежный треугольник, циркуль. - чертежи для иллюстрирования задач на движение. - счетные палочки. - геометрические фигуры из проволок. Площадь геом.фигур Используется палетка – прибор для измерения площади. В методике работы над площадью геом.фигур имеется много общего с работой над длинной отрезка, т.к. S выделяется как свойство плоских предметов среди других их свойств. Методика изучения (3 класс 2 четверть) 1 этап: дети наглядно сравнивают предметы. Слабовидящие могут сравнивать, размещать их на доске; слепые – на магнитной доске прибора Клушиной, приемом наложения. Подводятся к выводу, что та фигура, которая выше, занимает б.места – ее S больше. Сравнение на двух геом.фигурах (треугольник, квадрат). 2 этап: предлагается прямоугольник 3х5 и квадрат 4х4 (с обратной стороны разбит на квадраты). Слепым – бархатная бумага с приклеенной ниткой. - Сравните, можем ли мы наложением определить какая фигура больше? Сложно. Перевернем фигуру. Там квадраты. Сторона первого 1 см. Сам квадрат = 1 сантиметру квадратному. Сосчитаем сколько квадратных сантиметров в квадрате и прямоугольнике (работа в учебнике). После этого должны рассмотреть:
S могут быть одинаковы у разных фигур. Включаются упражнения на подсчет квадратов, содержащихся в заданныз геометрических фигурах. Предлагается чертить в тетради геом.фигуры, которые состоят из заданного числа квадратов – клеточек в тетради. 3 этап: дети знакомятся с единицей измерения площади, т.е. квадратными сантиметрами. С помощью брайлевской линейки чертятся клетки со сторонами 1 см, учитель сообщает, что это 1 см^2 – единица измерения S. Используя бумажную модель квадрата слабовидящие и слепые дети составляют различные геом.фигуры и учатся определять и S. Работа в парах и сравнение S. Вывод детей: величины имеют общее и различия: - см – единица длины, - см^2 – единица S, - длина отрезка – число см, которые содержатся в этом отрезке - S фигуры – число см^2, которое содержится в этой геом.фигуре. 4 этап: наглядное представление о см^2 и о понятии S закрепляется; предлагаются упр. На нахождение S геом.фигуры, разбитых на квадраты по 1 см^2; предлагается при подсчете группировать их по рядам и столбикам. Усложнение: рассматриваются геом.фигуры, в которых на ряду с целыми см^2 содержатся и не целые половины, а так же доли больше или меньше чем 1/2 см^2. На этом этапе начинается знакомство с нахождением примерной S геом.фигур, например:
5 этап: дети знакомятся с приемом вычисления S прямоугольника / S квадрата. 1) В начале рассматриваются прямоугольники, которые разделены на квадраты (см^2), подсчитывают S путем подсчёта квадратов; затем, полученное число умножают на колличество столбцов. 2) Предлагается начертить прямоугольник по заданным сторонам: а=3 см, b=2 см. Предлагается разделить на ряды. Колличество рядов = колличеству см (2). Длинную делим на столбики. Колличество столбиков = колличеству см (3). Вывод: чтобы вычислить S прямоугольника нужно знать его a и b, в одних единицах измерения и найти произведения этих чисел.
b = 2 a = 3
6 этап: знакомство с дм^2 и м^2.
12. Задачи и содержание трудового воспитания младших школьников с нарушением зрения. Труд является основной формой деятельности человека. В труде как познавательной и преобразующей деятельности осуществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие личности. Трудовое воспитание – это совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащихся с нарушением зрения, положительного отношения к труду, развитие трудовых умений и навыков формирования положительного отношения к людям труда. Для слепых и слабовидящих трудовое воспитание и обучение служит важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой подготовки их к жизни и труду. В процессе трудового обучения и воспитания у детей вырабатывается активная жизненная позиция. Для слепых и слабовидящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. Трудовое обучение имеет огромное значение для развития детей и преодоления отрицательных последствий слепоты и слабовидения. Знакомясь в процессе занятий с предметами, изменяя при обработке их форму, конфигурацию, размеры, величину, объем, массу, поверхность, учащиеся овладевают приемами и способами предметной и пространственной ориентировки и обогащают свои представления об окружающем мире. Обучение труду помогает правильному пониманию слепыми и слабовидящими детьми окружающей действительности, содействует развитию у них способности наблюдать и активно познавать предметы и явления, вооружает прочными знаниями, приемами воспроизведения и преобразования предметов (лепка, моделирование, конструирование). Цель: подготовка к самостоятельной практической деятельности. Задачи. Общие: · Воспитание нравственных качеств: трудолюбие, ответственное отношение к трудовым заданиям, бережное отношение к общественному имуществу. · Формирование ЗУН по определенному трудовому профилю. Умение использовать их в практической деятельности. · Формирование нравственных, этических представлений и оценок, характеризующих деятельность людей. · Развитие способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности. Специальные: · Развитие осязания, слуха, мышечного чувства, остроты зрения при выполнении различных трудовых процессов. · Конкретизация представлений о видах, объектах, орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления · Формирование навыков пространственной ориентировки, выполнение двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остроты зрения. · Воспитание готовности к участию в трудовой деятельности В специальных коррекционных школах 3 и 4 вида трудовое воспитание осуществляется в соответствии с программой трудового обучения и включает в себя 3 этапа: 1.Обучение ручному труду (1 – 4 (5) класс) Она включает в себя: · Технический труд (обработка бумаги, техническое моделирование) · Бытовой труд (уход за одеждой, обработка тканей, самообслуживание, благоустройство, изготовление игр и игрушек, сбор растений) · Сельскохозяйственный труд (сезонные работы, уход за комнатными растениями, животными) 2. Общетрудовая подготовка (5-9 класс) и профилирующая трудовая подготовка: Знакомство с видами труда – технический, сельскохозяйственный, обслуживающий. Это дает возможность подготовить учащихся к выбору профессии. Появляется задача «формирование первоначальных экономических знаний», «углубление политехнического кругозора» 3. Предпрофессиональная (10-12 класс). В этом возрасте осуществляется формирование профессиональных интересов, проводится профориентационная работа и организуется широкопрофильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную. Развитие проф.интересов происходит в соответствии с имеющимся уровнем компенсаторных функций и навыками соц. и пространственной ориентировки. Процесс формирования проф.интересов у слепых детей должен быть целенаправленным, в нем должны активно участвовать учителя труда, воспитатели и врач-окулист. В какой бы области производства слепые и слабовидящие ни трудились, везде они будут иметь дело с применением электричества, механизмов, машин. Поэтому основу профессиональной подготовки составляет изучение технической механики, электро- и радиотехники, специальной графики, промышленной электроники. Рекомендации по выбору профессии должны разрабатывать с учетом ряда общефизических, сенсорных и интеллектуальных качеств: · Общего состояния здоровья и остаточного зрения, уровня развития ОДА; · Наличия интеллектуальных способностей · Наличия организаторских способностей и необходимой общественной активности (если есть интерес к общественной работе) · Развития слухового анализатора (телефонист, настройщик) · Развития кожного и двигательного анализаторов (сборщик, штамповщик и др) · Развития всех сохранных анализаторов (при интересе к профессиям, специфика которых будет требовать сложного самоконтроля с участием совокупности анализаторов) Требования к труду: · Должен приносить общественную пользу; · Быть коллективным по своему содержанию · Быть посильным и доступным по полу, возрасту и зрительным возможностям · Приносить ощутимый и видимый результат · Быть разнообразным по выполняемым действиям, исключать однообразие деятельности · Быть полностью оснащенным необходимым инвентарем и инструментарием · Быть хорошо организован в плане конкретности заданий · Представлять широкое поле деятельности для проявления инициативы и творчества · Быть безопасным Формы организации общественно-полезной деятельности: · Учебные занятия в мастерских; · Производственная практика; · Физический труд; · Самообслуживающий труд; · Занятия в технических кружках; · Выполнение трудовых поручений по классу, спальне, столовой и др. · Экскурсии на предприятие.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |