Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование языковых понятий в начальной школе, трудности их усвоения младшими школьниками с нарушением зрения.



2019-07-03 1030 Обсуждений (0)
Формирование языковых понятий в начальной школе, трудности их усвоения младшими школьниками с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы учитель мог управлять процессом формирования понятий, правильно организовывать познавательную деятельность учащихся, он должен четко представлять себе, что такое грамматическое понятие, каковы особенности процесса овладения понятием, при каких условиях усвоение понятий протекает более результативно.

Понятия, как известно, представляют собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии, так же как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явления. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием языковых явлений, т. е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими и физическими. При формировании биологических и физических понятий в ка-честве исходного материала чащ е всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.д.

Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингвистических представлений и знаний.

Рядом исследований, в частности проведенных С. Ф. Жуйковым, Д. Н. Богоявленским, А. М. Орловой и др., доказано, что процесс формирования понятий одновременно является и про-цессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация. Результативность формирования понятия у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления.

Усвоение грамматических понятий — процесс работы длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя в начальных классах работу над понятиями, учитель исходит из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленности речевого и ум-ственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.

Итак, процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:

Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Условия обеспечивающие усвоение понятий.

1.Активная умственная деятельность учеников (решение проблемной ситуации)

2.Целенаправленная работа над развитием лингвистического отношения к слову и предложению. (анализ слова и звука, морфемный анализ)

3.Осознание существенных и несущественных признаков понятия с целью предупреждения ложных обобщений.

4.Включение нового понятия в систему изученных (связи, например часть речи – член предложения и т. п.)

5.Раскрытие сущности связей языковых категорий (связь лексического значения и морфемного состава, предлог и падежная форма)

6.Наглядное изучение понятия.(схемы, таблицы и сам языковой материал)

Конечной целью работы по изучению теоретического материала должно стать осознание учениками его использования и выражения мысли в речи.

Трудности овладения понятиями:

Возникают в связи с особенностями познавательной деятельности и трудностями связанными с русским языком (многозначность слов, синонимы)

При формировании понятия имя прилагательное трудности в том, что дети не четко выделяют признаки объектов.

При усвоении понятия глагол, могут путать его с прилагательными опираясь только на признак (синеть, зеленеть)

Предлоги вследствие ограничения вПО формирование происходит только на наглядной чувственной основе и манипуляции с предметами.

В начальной школе формируются понятия:

Словообразовательные

Морфологические

Синтаксические

 



2019-07-03 1030 Обсуждений (0)
Формирование языковых понятий в начальной школе, трудности их усвоения младшими школьниками с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование языковых понятий в начальной школе, трудности их усвоения младшими школьниками с нарушением зрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1030)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)