Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОРАБЛЬ ПОД ЗВЕЗДНЫМ ВЫМПЕЛОМ



2019-07-03 312 Обсуждений (0)
КОРАБЛЬ ПОД ЗВЕЗДНЫМ ВЫМПЕЛОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сейчас наши самые дальние се­верные острова неразрывно связаны со всей страной. А более полувека назад, когда закончилась граждан­ская война, дело обстояло совсем по-другому.

Время тогда было трудное. Паро­ходное сообщение с Новой Землей прервалось. Зато на этот русский остров зачастили норвежцы и англи­чане. Они скупали там пушнину, продукты промысла. Иностранные траулеры стали ловить рыбу в на­ших северных водах.

Хозяйничанье иностранцев на со­ветском севере, конечно, терпеть было нельзя. Правительство респуб­лики весной 1921 года издало де­крет, подписанный Владимиром Ильичем Лениным, об организации Плавучего морского института, или, сокращенно, Плавморина. Его зада­чей было планомерное и всесторон­нее изучение арктических морей и наших северных земель.

Раз институт плавучий, то само собой разумеется, ему нужен был корабль. И плавморинцы очень меч­тали о собственном специальном научно-исследовательском корабле. А больше всех мечтал об этом про­фессор Иван Илларионович Меся­цев — один из основоположников со­ветского мореведения, руководитель Плавморина.

В то время эта мечта казалась почти фантастической. В стране раз­руха, голод. Изношенные пароходы скопились в Архангельске на «клад­бище кораблей». Ремонтировать их не было никакой возможности. А тут речь шла о постройке нового судна, да еще какого — научно-исследова­тельского. Но известно, энтузиазм — дело великое!

Мечтатели из Плавморина узна­ли, что в одном из рукавов Север­ной Двины стоит недостроенное, «беспризорное» судно. Называлось оно именем отважного Персея — ге­роя древнегреческого мифа. Строил его один богатый сибирский про­мышленник, но достроить не успел, началась революция.

Первое советское научно-исследовательское судно «Персей».

Это судно, вернее деревянный корпус его, и решили заполучить плавморинцы. И добились своего. Однако одного корпуса было недо­статочно. Нужны были также дви­гатель, механизмы, разное оборудо­вание. Где это взять? И снова энту­зиасты нашли выход. Им разрешили снять все, что нужно, с вышед­ших из строя кораблей.

Главный двигатель и паровой ко.-тел сняли с буксира, затонувшего в Северной Двине. Рулевую маши­ну — с миноносца. Электрооборудо­вание — с броненосца «Чесма», уча­стника русско-японской войны. Мед­ные иллюминаторы — с некогда бы­строходного сторожевого судна. «Так постепенно собирали мы все необ­ходимое для нового корабля, — вспо­минал участник многих плаваний на «Персее», океанограф В. Л. Вас­нецов. — Старые отжившие корабли давали ему жизнь».

Наконец наступил день, когда на мачте «Персея» взвился вымпел: синее полотнище и на нем семь бе­лых звезд созвездия Персей. Пер­вый советский научно-исследова­тельский корабль вступил в строй. Произошло это 1 февраля 1923 года.

«Персей» верой и правдой слу­жил науке без малого двадцать лет. На нем было совершено более восьмидесяти экспедиций. Он прошел в арктических водах расстояние, рав­ное пяти кругосветным путешестви­ям. Почти шесть лет в общей слож­ности длились экспедиции этого ко­рабля. Они принесли важные науч­ные материалы о полярных морях: Белом, Карском, Гренландском, Норвежском.

Велики заслуги «Персея» перед наукой. Самая же главная из них состоит, пожалуй, в том, что на «Персее» прошли хорошую школу будущие крупные ученые-мореведы, такие, как академики Л. А. Зенке­вич, В. В. Шулейкин, как профессор В. Г. Богоров и многие другие.

«Персей» погиб в Кольском зали­ве от фашистской бомбы в период Великой Отечественной войны. В па­мять о замечательном корабле одно из научно-исследовательских судов Полярного института морского рыб­ного хозяйства и океанографии, пре­емника славного Плавморина, на­зывается «Персей-2». И плавает новый «Персей» под тем же самым ярко-синим звездным вымпелом.

ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ

 

Есть такой раздел в науке о мо­ре — гидрография. Подобно топо­графам, изучающим сушу, гидро­графы изучают и делают описания океанов, морей, заливов и проливов. Используя свои наблюдения, они составляют морские навигационные карты и книги-лоции, где подробно расписывают все необходимые для мореходства сведения: какой рельеф дна в таком-то районе моря, какие опасности поджидают корабль и ка­кие там течения. Эта важная и очень нужная работа выполняется на специальных гидрографических судах.

Над составлением и уточнением морских карт и лоций потрудилось не одно поколение русских гидрогра­фов. 170 лет назад парусники «На­дежда» и «Нева» под командова­нием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского обошли вокруг земли. В этом первом кругосветном пла­вании русских моряков было сдела­но гидрографическое описание неиз­вестных ранее островов Тихого оке­ана.

На парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» русские открыли Ан­тарктиду и составили описание ее берегов. Гидрографами были выда­ющиеся полярные мореплаватели: П. К- Пахтусов, А. К. Циволько, Г. Я- Седов.



2019-07-03 312 Обсуждений (0)
КОРАБЛЬ ПОД ЗВЕЗДНЫМ ВЫМПЕЛОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОРАБЛЬ ПОД ЗВЕЗДНЫМ ВЫМПЕЛОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)