КОРАБЛЬ ПОД ЗВЕЗДНЫМ ВЫМПЕЛОМ
Сейчас наши самые дальние северные острова неразрывно связаны со всей страной. А более полувека назад, когда закончилась гражданская война, дело обстояло совсем по-другому. Время тогда было трудное. Пароходное сообщение с Новой Землей прервалось. Зато на этот русский остров зачастили норвежцы и англичане. Они скупали там пушнину, продукты промысла. Иностранные траулеры стали ловить рыбу в наших северных водах. Хозяйничанье иностранцев на советском севере, конечно, терпеть было нельзя. Правительство республики весной 1921 года издало декрет, подписанный Владимиром Ильичем Лениным, об организации Плавучего морского института, или, сокращенно, Плавморина. Его задачей было планомерное и всестороннее изучение арктических морей и наших северных земель. Раз институт плавучий, то само собой разумеется, ему нужен был корабль. И плавморинцы очень мечтали о собственном специальном научно-исследовательском корабле. А больше всех мечтал об этом профессор Иван Илларионович Месяцев — один из основоположников советского мореведения, руководитель Плавморина. В то время эта мечта казалась почти фантастической. В стране разруха, голод. Изношенные пароходы скопились в Архангельске на «кладбище кораблей». Ремонтировать их не было никакой возможности. А тут речь шла о постройке нового судна, да еще какого — научно-исследовательского. Но известно, энтузиазм — дело великое! Мечтатели из Плавморина узнали, что в одном из рукавов Северной Двины стоит недостроенное, «беспризорное» судно. Называлось оно именем отважного Персея — героя древнегреческого мифа. Строил его один богатый сибирский промышленник, но достроить не успел, началась революция. Первое советское научно-исследовательское судно «Персей». Это судно, вернее деревянный корпус его, и решили заполучить плавморинцы. И добились своего. Однако одного корпуса было недостаточно. Нужны были также двигатель, механизмы, разное оборудование. Где это взять? И снова энтузиасты нашли выход. Им разрешили снять все, что нужно, с вышедших из строя кораблей. Главный двигатель и паровой ко.-тел сняли с буксира, затонувшего в Северной Двине. Рулевую машину — с миноносца. Электрооборудование — с броненосца «Чесма», участника русско-японской войны. Медные иллюминаторы — с некогда быстроходного сторожевого судна. «Так постепенно собирали мы все необходимое для нового корабля, — вспоминал участник многих плаваний на «Персее», океанограф В. Л. Васнецов. — Старые отжившие корабли давали ему жизнь». Наконец наступил день, когда на мачте «Персея» взвился вымпел: синее полотнище и на нем семь белых звезд созвездия Персей. Первый советский научно-исследовательский корабль вступил в строй. Произошло это 1 февраля 1923 года. «Персей» верой и правдой служил науке без малого двадцать лет. На нем было совершено более восьмидесяти экспедиций. Он прошел в арктических водах расстояние, равное пяти кругосветным путешествиям. Почти шесть лет в общей сложности длились экспедиции этого корабля. Они принесли важные научные материалы о полярных морях: Белом, Карском, Гренландском, Норвежском. Велики заслуги «Персея» перед наукой. Самая же главная из них состоит, пожалуй, в том, что на «Персее» прошли хорошую школу будущие крупные ученые-мореведы, такие, как академики Л. А. Зенкевич, В. В. Шулейкин, как профессор В. Г. Богоров и многие другие. «Персей» погиб в Кольском заливе от фашистской бомбы в период Великой Отечественной войны. В память о замечательном корабле одно из научно-исследовательских судов Полярного института морского рыбного хозяйства и океанографии, преемника славного Плавморина, называется «Персей-2». И плавает новый «Персей» под тем же самым ярко-синим звездным вымпелом. ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ
Есть такой раздел в науке о море — гидрография. Подобно топографам, изучающим сушу, гидрографы изучают и делают описания океанов, морей, заливов и проливов. Используя свои наблюдения, они составляют морские навигационные карты и книги-лоции, где подробно расписывают все необходимые для мореходства сведения: какой рельеф дна в таком-то районе моря, какие опасности поджидают корабль и какие там течения. Эта важная и очень нужная работа выполняется на специальных гидрографических судах. Над составлением и уточнением морских карт и лоций потрудилось не одно поколение русских гидрографов. 170 лет назад парусники «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского обошли вокруг земли. В этом первом кругосветном плавании русских моряков было сделано гидрографическое описание неизвестных ранее островов Тихого океана. На парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» русские открыли Антарктиду и составили описание ее берегов. Гидрографами были выдающиеся полярные мореплаватели: П. К- Пахтусов, А. К. Циволько, Г. Я- Седов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |