Знаменитый корабль науки «Витязь».
Основные районы странствий «Витязя» — это дальневосточные моря и Тихий океан. Именно здесь были сделаны замечательные открытия. После научных рейсов «Витязя» об океане стало известно много нового, интересного и важного. Считалось, к примеру, что на глубине семи-восьми километров морские организмы жить не могут — слишком велико давление воды. А глубоководный трал «Витязя» принес морских животных с глубины десяти, одиннадцати километров. В экспедициях на «Витязе» ученые открыли несколько сотен новых видов организмов, обитающих в океанских глубинах. Впадины, желоба, эти глубочайшие ущелья на дне океанов, представляют для ученых огромный интерес. Еще бы! Глубина некоторых впадин вдвое превышает глубину, на которой залегает океанское ложе. Каково их строение, каков животный мир? С борта «Витязя» исследованы все основные тихоокеанские впадины, в том числе самая глубокая Марианская (глубиной более одиннадцати километров). Совсем иначе выглядит ныне карта дна Тихого океана. Теперь там обозначены новые подводные горы: Вавилова, Макарова, Гагарина, Титова. Появились гора и желоб «Витязя», Курило-Камчатский желоб, возвышенность Обручева, неведомые раньше хребты и долины. Каждая новая экспедиция в океан ставит перед собой ясную цель. Скажем, у биологического рейса — задача изучать жизнь в определенном районе океана. У геолого-геофизического — исследовать строение дна. И каждый рейс «Витязя», каждый его поход в океан приносит бесценные для науки материалы. ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ
Земной шар окружает магнитное поле, на сотни тысяч километров уходящее в космос. Оно влияет на многие природные явления, на работу технических устройств, и это влияние нам отнюдь не безразлично. Люди давно начали стремиться к тому, чтобы использовать земной магнетизм себе на пользу, а вредное воздействие его предотвратить. Особенно это важно в наше время — время бурного развития техники и науки. А для этого необходимо знать о состоянии магнитного поля планеты, его свойства. На всех материках, по всему миру разбросаны обсерватории, изучающие магнитное поле Земли. Больших обсерваторий насчитывается около ста пятидесяти. Двадцать из них расположены на территории нашей страны. Кроме того, магнитологи часто отправляются в экспедиции, чтобы произвести магнитную съемку во льдах Арктики и Антарктики, в тайге, в пустынях. Магнитное поле очень переменчиво. От года к году, от века к веку оно меняется. В одних районах Земли — возрастает, в других — уменьшается. Происходит, как говорят, вековой ход магнитного поля. Вот почему составленные учеными магнитные карты быстро стареют и каждые десять, а то и пять лет их нужно заменять новыми. Картина магнитного поля будет далеко не полной, если исследовать его только на суше. Она, как известно, занимает лишь третью часть земной поверхности. Но как же изучать магнетизм в морях и океанах? Ответ, казалось бы, прост: с помощью кораблей. Но беда в том, что обычные суда для этого не пригодны. Их железные корпуса, машины, механизмы сами окружены магнитным полем, которое влияет на измерения. Результаты получаются неверными. Предложение построить специальное немагнитное судно наши ученые высказывали давно, более сорока лет назад. Однако выполнить этот замысел долго не удавалось. И только в 1953 году такой необычный корабль был создан — единственная в мире немагнитная па-русно-моторная шхуна «Заря». Это — красивый маленький парусник с белым корпусом и высокими, стройными мачтами. Все, что можно было сделать деревянным — детали и обшивку корпуса, палубу, мачты, — сделали деревянным, из дуба, сосны, ели. Там же, где металла избежать было нельзя, применили латунь, бронзу, дюралюминий. «Заря» — единственное судно, у которого латунный якорь, латунная якорная цепь. Из немагнитных сплавов сделаны многие механизмы шхуны, гребной винт, двери кают и даже кухонные принадлежности. Железо, правда, на «Заре» все-таки есть (например, небольшой двигатель, электрические устройства), но его совсем немного, и расположены железные части как можно дальше от измерительных приборов. Шхуна снабжена отличной аппаратурой. Места на паруснике мало, каютки крохотные, но для размещения приборов отведено самое большое помещение — салон-лаборатория. Во время измерений «Заре» останавливаться не нужно. Приборы автоматически записывают не только элементы магнитного поля, но также глубину океана, ведут наблюдение за ионосферой — верхними слоями воздушной оболочки Земли, от состояния которых сильно зависит магнитное поле. Если нанести маршруты «Зари» на карту, то они покроют ее густой сеткой. Шхуна плавала в трех океанах и многих, многих морях. Ей довелось испытать и тропический зной, и холодные северные ветры. «Картина величественная и жуткая, — вспоминал о шторме в Индийском океане капитан шхуны А. Б. Юдович. — Волны почти сплошь покрыты белой пеной. Водяная пыль не дает дышать, ветер валит с ног, обрывает крик. Временами высоко над головой нависает рокочущий гребень горо-подобной волны и кажется, что в следующее мгновение все будет сметено, раздавлено, уничтожено». Даже видавших виды «морских волков» восхищают отважные рейсы маленькой шхуны, мужество ее экипажа. Сейчас, когда пишутся эти строки, плавучая обсерватория готовится в Ленинграде к новому походу. ИНСТИТУТ В ОКЕАНЕ
В конце 1966 года «Витязь» уступил пальму первенства. Появился научно-исследовательский корабль совершеннее и крупнее «Витязя». Появление его было закономерным. Начинался новый этап в исследовании океанов и морей. В ход пошли особо точные приборы, электроника, автоматика. Новый корабль «Академик Курчатов» был построен по заказу Советского Союза в Германской Демократической Республике. Сравнивая этот корабль науки с «Витязем», приходится то и дело произносить слово «больше». Водоизмещение корабля «Академик Курчатов» больше на добрую тысячу тонн. Скорость тоже больше. Электростанция в три раза мощнее, чем на «Витязе». Давайте познакомимся с этим, говоря без всякого преувеличения, плавучим институтом. Конечно, имеет смысл начать прямо с научных лабораторий. Их двадцать шесть, в два раза больше, чем на «Витязе». Нет ни одного раздела океанологии, которым бы не занимались ученые на «Академике Курчатове». И каждый такой раздел представлен на корабле своей лабораторией. Назовем только некоторые. Вот гидрологическая лаборатория. Здесь изучают процессы, происходящие в морской воде, ее движение. В гидрохимической, как понятно уже из названия, исследуется химический состав воды. А в морской воде можно встретить абсолютно все химические элементы, обнаруженные на Земле. Гидрооптики в своей лаборатории изучают распространение света в водной толще, а гидроакустики — звука. Есть несколько лабораторий, где изучается всякая живность: от крупных рыб до мельчайших существ. В это же время в геологической лаборатории геологи исследуют колонки грунта, добытые со дна океана. Метеорологи и аэрологи в своих лабораториях анализируют сигналы, полученные с автоматических радиозондов. Поток новых сведений, цифр — огромен. Но обработка результатов наблюдений не откладывается до возвращения экспедиции домой. Она производится здесь же, в океане. Это стало возможным потому, что на корабле установлена электронная вычислительная машина. Об «Академике Курчатове» говорят, что он — корабль неограниченного района плавания. Это означает, что он может плавать и в жарких тропиках, и в холодных северных морях. Запасов топлива, пресной воды, продовольствия хватает, чтобы пройти тридцать тысяч километров. Немалое расстояние, если вспомнить, что на борту корабля живут и работают почти сто семьдесят человек. Многие океанологические исследования выполняются во время остановок корабля в определенных местах океана. Такие остановки называют станциями. За борт опускают приборы, драги, тралы, сети. В такой ответственный момент поворотливость, маневренность судна имеет первостепенное значение. От неосторожного движения могут перепутаться и даже оборваться тросы с ценными приборами. Обычный руль тут плохой помощник. У «Академика Курчатова» руль необычный, или, как говорят, активный. Руль этот имеет небольшой гребной винт. Он и делает судно легко управляемым на остановках. Кроме того, в носу корабля есть поперечный канал, в котором также установлены гребные винты. Это так называемое подруливающее устройство. Оно тоже помогает разворачивать корабль.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |