Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знаменитый корабль науки «Витязь».



2019-07-03 374 Обсуждений (0)
Знаменитый корабль науки «Витязь». 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные районы странствий «Ви­тязя» — это дальневосточные моря и Тихий океан. Именно здесь были сделаны замечательные открытия. После научных рейсов «Витязя» об океане стало известно много нового, интересного и важного. Считалось, к примеру, что на глубине семи-восьми километров морские орга­низмы жить не могут — слишком велико давление воды. А глубоко­водный трал «Витязя» принес мор­ских животных с глубины десяти, одиннадцати километров. В экспе­дициях на «Витязе» ученые откры­ли несколько сотен новых видов организмов, обитающих в океан­ских глубинах.

Впадины, желоба, эти глубочай­шие ущелья на дне океанов, пред­ставляют для ученых огромный ин­терес. Еще бы! Глубина некоторых впадин вдвое превышает глубину, на которой залегает океанское ло­же. Каково их строение, каков жи­вотный мир?

С борта «Витязя» исследованы все основные тихоокеанские впади­ны, в том числе самая глубокая Марианская (глубиной более один­надцати километров).

Совсем иначе выглядит ныне кар­та дна Тихого океана. Теперь там обозначены новые подводные горы: Вавилова, Макарова, Гагарина, Ти­това. Появились гора и желоб «Ви­тязя», Курило-Камчатский желоб, возвышенность Обручева, неведо­мые раньше хребты и долины.

Каждая новая экспедиция в оке­ан ставит перед собой ясную цель. Скажем, у биологического рейса — задача изучать жизнь в определен­ном районе океана. У геолого-геофизического — исследовать строе­ние дна. И каждый рейс «Витязя», каждый его поход в океан приносит бесценные для науки материалы.

ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ

 

Земной шар окружает магнитное поле, на сотни тысяч километров уходящее в космос. Оно влияет на многие природные явления, на ра­боту технических устройств, и это влияние нам отнюдь не безразлич­но. Люди давно начали стремиться к тому, чтобы использовать земной магнетизм себе на пользу, а вред­ное воздействие его предотвратить. Особенно это важно в наше вре­мя — время бурного развития тех­ники и науки. А для этого не­обходимо знать о состоянии маг­нитного поля планеты, его свой­ства.

На всех материках, по всему ми­ру разбросаны обсерватории, изуча­ющие магнитное поле Земли. Боль­ших обсерваторий насчитывается около ста пятидесяти. Двадцать из них расположены на территории на­шей страны. Кроме того, магнито­логи часто отправляются в экспе­диции, чтобы произвести магнит­ную съемку во льдах Арктики и Антарктики, в тайге, в пустынях.

Магнитное поле очень переменчи­во. От года к году, от века к веку оно меняется. В одних районах Зем­ли — возрастает, в других — умень­шается. Происходит, как говорят, вековой ход магнитного поля. Вот почему составленные учеными маг­нитные карты быстро стареют и каждые десять, а то и пять лет их нужно заменять новыми.

Картина магнитного поля будет далеко не полной, если исследовать его только на суше. Она, как изве­стно, занимает лишь третью часть земной поверхности. Но как же изучать магнетизм в морях и оке­анах?

Ответ, казалось бы, прост: с по­мощью кораблей. Но беда в том, что обычные суда для этого не при­годны. Их железные корпуса, ма­шины, механизмы сами окружены магнитным полем, которое влияет на измерения. Результаты получа­ются неверными.

Предложение построить специ­альное немагнитное судно наши уче­ные высказывали давно, более со­рока лет назад. Однако выполнить этот замысел долго не удавалось. И только в 1953 году такой необыч­ный корабль был создан — един­ственная в мире немагнитная па-русно-моторная шхуна «Заря».

Это — красивый маленький па­русник с белым корпусом и высо­кими, стройными мачтами. Все, что можно было сделать деревянным — детали и обшивку корпуса, палубу, мачты, — сделали деревянным, из дуба, сосны, ели. Там же, где ме­талла избежать было нельзя, при­менили латунь, бронзу, дюралюми­ний. «Заря» — единственное судно, у которого латунный якорь, латун­ная якорная цепь. Из немагнит­ных сплавов сделаны многие меха­низмы шхуны, гребной винт, двери кают и даже кухонные принадлеж­ности.

Железо, правда, на «Заре» все-таки есть (например, небольшой двигатель, электрические устрой­ства), но его совсем немного, и рас­положены железные части как мож­но дальше от измерительных при­боров.

Шхуна снабжена отличной аппа­ратурой. Места на паруснике мало, каютки крохотные, но для разме­щения приборов отведено самое большое помещение — салон-лабо­ратория. Во время измерений «За­ре» останавливаться не нужно. Приборы автоматически записывают не только элементы магнитного поля, но также глубину океана, ведут на­блюдение за ионосферой — верхни­ми слоями воздушной оболочки Земли, от состояния которых силь­но зависит магнитное поле.

Если нанести маршруты «Зари» на карту, то они покроют ее густой сеткой. Шхуна плавала в трех оке­анах и многих, многих морях. Ей довелось испытать и тропический зной, и холодные северные ветры.

«Картина величественная и жут­кая, — вспоминал о шторме в Ин­дийском океане капитан шхуны А. Б. Юдович. — Волны почти сплошь покрыты белой пеной. Водяная пыль не дает дышать, ветер валит с ног, обрывает крик.

Временами высоко над головой нависает рокочущий гребень горо-подобной волны и кажется, что в следующее мгновение все будет сметено, раздавлено, уничтожено».

Даже видавших виды «морских волков» восхищают отважные рей­сы маленькой шхуны, мужество ее экипажа. Сейчас, когда пишутся эти строки, плавучая обсерватория готовится в Ленинграде к новому походу.

ИНСТИТУТ В ОКЕАНЕ

 

В конце 1966 года «Витязь» усту­пил пальму первенства. Появился научно-исследовательский корабль совершеннее и крупнее «Витязя». Появление его было закономерным. Начинался новый этап в исследова­нии океанов и морей. В ход пошли особо точные приборы, электроника, автоматика.

Новый корабль «Академик Кур­чатов» был построен по заказу Со­ветского Союза в Германской Де­мократической Республике. Сравни­вая этот корабль науки с «Витя­зем», приходится то и дело произ­носить слово «больше». Водоизме­щение корабля «Академик Курча­тов» больше на добрую тысячу тонн. Скорость тоже больше. Электро­станция в три раза мощнее, чем на «Витязе».

Давайте познакомимся с этим, говоря без всякого преувеличения, плавучим институтом. Конечно, име­ет смысл начать прямо с научных лабораторий. Их двадцать шесть, в два раза больше, чем на «Витязе». Нет ни одного раздела океанологии, которым бы не занимались ученые на «Академике Курчатове». И каж­дый такой раздел представлен на корабле своей лабораторией.

Назовем только некоторые. Вот гидрологическая лаборатория. Здесь изучают процессы, происходящие в морской воде, ее движение. В гид­рохимической, как понятно уже из названия, исследуется химический состав воды. А в морской воде мож­но встретить абсолютно все химиче­ские элементы, обнаруженные на Земле. Гидрооптики в своей лабо­ратории изучают распространение света в водной толще, а гидроаку­стики — звука. Есть несколько лабо­раторий, где изучается всякая жив­ность: от крупных рыб до мельчай­ших существ. В это же время в геологической лаборатории геологи ис­следуют колонки грунта, добытые со дна океана. Метеорологи и аэро­логи в своих лабораториях анали­зируют сигналы, полученные с ав­томатических радиозондов.

Поток новых сведений, цифр — огромен. Но обработка результатов наблюдений не откладывается до возвращения экспедиции домой. Она производится здесь же, в оке­ане. Это стало возможным потому, что на корабле установлена элек­тронная вычислительная машина.

Об «Академике Курчатове» гово­рят, что он — корабль неограничен­ного района плавания. Это означа­ет, что он может плавать и в жар­ких тропиках, и в холодных север­ных морях. Запасов топлива, прес­ной воды, продовольствия хватает, чтобы пройти тридцать тысяч кило­метров. Немалое расстояние, если вспомнить, что на борту корабля живут и работают почти сто семь­десят человек.

Многие океанологические иссле­дования выполняются во время остановок корабля в определенных местах океана. Такие остановки на­зывают станциями. За борт опуска­ют приборы, драги, тралы, сети. В такой ответственный момент по­воротливость, маневренность суд­на имеет первостепенное значение. От неосторожного движения могут перепутаться и даже оборваться тросы с ценными приборами. Обыч­ный руль тут плохой помощник.

У «Академика Курчатова» руль необычный, или, как говорят, актив­ный. Руль этот имеет небольшой гребной винт. Он и делает судно легко управляемым на остановках. Кроме того, в носу корабля есть по­перечный канал, в котором также установлены гребные винты. Это так называемое подруливающее устройство. Оно тоже помогает раз­ворачивать корабль.



2019-07-03 374 Обсуждений (0)
Знаменитый корабль науки «Витязь». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знаменитый корабль науки «Витязь».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)