И обоснование концепции ее решения
Основным содержанием концепции является формулирование проблемы, описание целей и критерия качества решения, а также принципиальных направлений решения проблемы. Направление решения проблемы характеризуется следующим: а) объектом, т. е. элементом проблемной системы или внешнего б) субъектом управления и той подсистемой—исполнителем
96 7 В. А. Агафонов 97
Рис . 4.2. Сх ее решения |
в) конкретным описанием изменений в структуре хозяйствен
ных взаимосвязей, в технологии, в системе планирования и управ
ления, т. е. действий, которые осуществляются в порядке реализа
ции этого управления;
г) ожидаемыми прямыми и косвенными результатами отдель
ных осуществляемых мер по решению проблемы;
д) оценками затрат на реализацию рассматриваемых путей
решения проблемы.
Устранение проблемной ситуации может идти в трех направлениях:
активное решение проблемы, связанное с устранением или компенсацией внешних негативных факторов, обусловливающих ее существование;
компенсация проблемы, основанная на компенсации негативных последствий ее существования за счет мероприятий, реализуемых вне сферы локализации проблемной системы и непосредственно связанных с ней систем;
адаптация к проблеме, основанная на осуществлении мероприятий, снижающих в той или иной степени остроту последствий проблемы и заключающихся в корректировке целевых установок, в модификации задач развития отдельных элементов социально-экономической системы, создании новых адаптационных механизмов, связанных с формированием новых потребностей (замещение потребностей), а также появлением новых источников удовлетворения дефицитных потребностей.
С точки зрения последующего планирования принципиальных путей решения проблемы ее анализ предполагает: локализацию объекта планирования и управления и выявление параметров планирования и управления; формулирование задачи планирования; формулирование возможных управляющих воздействий. Таким образом, конечные результаты исследования предопределяют совокупность задач анализа проблем и последовательность соответствующих процедур.
Исходя из рассмотренной выше специфики проблемы как объекта планирования и управления, можно выделить следующую последовательность основных задач анализа проблемной ситуации и формирования концепции;
качественный анализ проблемной ситуации и исследование структуры основных ее компонентов;
формулирование проблемы, а также общих целей и критерия ее решения; .
анализ путей решения проблемы, формирование укрепненной структуры ЦРС и множества объектных целей;
оценку необходимости программного решения проблемы.
Схема основных процедур анализа приведена на рис. 4.2.
Итак, анализ проблемы предусматривает описание её основных элементов: симптомов проблемной ситуации, проблемной системы, факторов, последствий, Этапов жизненного цикла, .внешних усло-
- /
98
Локализация дефектной системы |
~ i
Выявление проблемных характеристик |
Локализация пары систем, образующих проблемную систему |
Локализация систем, в рамках которых проявляются последствия ПС |
Локализация проблемной системы
Определение параметров, в неудовлетворительных значениях которых проявляются последствия ПС |
Выявление целей и задач, СЭС, достижению которых противодействуют последствия ПС |
Качественный анализ проблемной ситуации (ПС) |
Описание механизма образования последствий |
Определение основных влияющих факторов |
Локализация последствий проблемной ситуации
Определение систем, продуцирующих факторы |
Локализация факторов существования ПС
Описание механизма воздействия факторов
| ||||
| Описание основных внешних условий и механизма их влияния | |||
| ||||
Анализ внешних условий ПС | ||||
| ||||
Формирование сценария внешних условий | ||||
[ЫХ ПООЦРДУО■ ЭНЭ П ИЗЭ ПООб: |
[ы и формирования концепции
вий, а также характеристик наиболее эффективных путей ее решения. Характерной особенностью исследований, проводимых в ходе анализа проблем, является то, что они осуществляются в условиях ограниченной информации о характеристиках объектов, так или иначе связанных с существованием проблемы и ее решением. Поэтому большинство количественных оценок, описывающих структуру проблемы и пути ее решения, будут носить экспертный оценочный характер.
Рассмотрим подробнее важнейшие процедуры анализа проблемы.
99
Прогноз развития проблемной системы | |||
Разработка экстра-поляционных прогнозов |
| ||
Прогноз последствий существования проблемы | |||
Прогноз параметров сценария внешних условий |
Определение значимых характеристик внешних условий
Анализ оптимальной стратегии
Оценка масштабов создаваемой ЦРС
Анализ административно-хозяйственной структуры ЦРМ
Анализ структурных сдвигов в СЭС
Анализ научно-технических сдвигов в СЭС |
Формулирование проблемы и общих целей ее решения |
| Построение дерева функциональных целей | |||
| ||||
| ||||
| Установление соответствия между элементами дерева целей и проблемными характеристи ками | |||
Формулировка критерия решения проблемы |
| |||
| ||||
| ||||
Определение оценок относительной значимости целей и соответствующих характеристик | ||||
|
| Определение нормативных значений проблемных характеристик | ||
| |||
Определение желательного состояния | Экспертная оценка затрат на улучшение отдельных проблемных характеристик | ||
| |||
| Определение приемлемого компромисса между суммарными затратами и результатами | ||
|
Рис. 4.2 (продолжение)
Локализация проблемы — это важнейший этап анализа, который направлен на качественное описание объекта исследования. Под локализацией проблемы подразумевается описание проблемной системы, ее производственно-хозяйственных связей с другими подразделениями народного хозяйства (отраслевыми и региональ-нальными системами, объединениями, предприятиями и организациями), а также описание основных факторов и социально-экономических последствий существования проблемной ситуации.
Локализация проблемы определяет и ее формулировку. Проблемы могут формулироваться различным образом в силу неоднозначности описания объектов проблемной ситуации, а также в силу субъективного характера восприятия лицом или группой лиц, формулирующих проблему, конкретной проблемной ситуации, обусловливаемого в свою очередь их целями и интересами, а также прошлым опытом.
Возможны различные варианты локализации проблем в зависимости, во-первых, от способа идентификации проблемной ситуации (от анализа целей социально-экономической системы; исходя из анализа неудовлетворенных социально-экономических потреб-
Оценка необходимости совершенствования планирования; создание специального органа контроля, управления и координации |
Обоснование программного решения проблемы
Анализ организационно-хозяйственных условий реализации стратегии
Анализ необходимости и масштаба изменений в элементах хозяйственного механизма
Оценка возможностей
непрограммной реализации оптимальной стратегии
Рис. 4.2 (продолжение)
ностей; из анализа потенциально-проблемных сфер экономики на основе уже выявленных напряженностей и диспропорций в их развитии и т. п.) и как следствие способа локализации проблемной системы; во-вторых, от типа анализируемых проблемных характеристик системы: входа, выхода, технологии.
В [14, 45, 51, 52] проблемы связываются с неудовлетворением потребностей социально-экономической системы или ее отдельной подсистемы, выраженных в функциональных терминах, например, проблема дефицита квалифицированных трудовых ресурсов, проблема полного удовлетворения населения продуктами питания, удовлетворения потребностей народного хозяйства в услугах строительства, транспорта, энергетики. Данный тип формулировок, по-видимому, вытекает из специфики целевого подхода, когда проблемы рассматриваются как факторы, препятствующие достижению целей рассматриваемой системы. В этом случае система будет испытывать функциональную потребность в обеспечении необходимых условий ее желательного функционирования. Это, в частности, могут быть и потребности в ресурсах и услугах, в необходимой информации, в компетентном руководстве, в надлежащих условиях хозяйствования и т. п.
Отметим, что почти всегда объектное раскрытие рассматриваемой функциональной потребности (а иногда и без него) позволяет локализовать подсистемы социально-экономической системы,
100
101
Определение зависящих параметров |
Анализ роли факторов проблемы |
Анализ степени влияния |
Оценка диапазона управления
Анализ возможностей управления |
Определение субъекта
Субъект реализации |
Формулирование чистых стратегий |
Объекты реализации и формы деятельности |
управления
Условия реализации |
Анализу путей решения проблемы и
Формулирование множества вариантов реализации отдельных чистых стратегий |
формулирование объектных целей
Формирование критерия
Определение оптимальной смешанной стратегии |
Совмещение вариантов различных чистых стратегий в единой модели
Формулирование нормативных свойств субъектов реализации
Формулирование объектных целей решения
Формулирование нормативных свойств в терминах реальных объектов планирования и управления
Рис. 4.2 (окончание)
которые удовлетворяют или потенциально способны ее удовлетворять. Поэтому в то же время эти или аналогичные проблемы ситуации могут быть сформулированы несколько иначе; например, недостаточные объемы производства продукции отраслями АПК, неудовлетворительное функционирование как в качественном, так и в количественном отношении отраслей транспорта или энергетики, неудовлетворительное качество строительства, недостаточное качество работы системы профессионально-технического обучения и т. д.
Таким образом, существует возможность описания проблемных ситуаций в терминах неудовлетворительного качества реализации некоторой подсистемой общей системы своих функций. Суждение же о качестве функционирования того или иного элемента этой системы, как правило, невозможно высказать в отрыве от потребителя этих функций, с позиций которого и осуществляется соответствующая оценка. Если же такой отрыв и происходит, то естественной задачей является его устранение. И подобно тому как проблему, сформулированную «от потребностей», можно выразить относительно качества функционирования систем, удовлетворяю-
щих данную потребность, точно так же и проблему, формулируемую «от функций», можно видоизменить в проблему недостаточного удовлетворения функциональных потребностей.
Из сказанного можно сделать вывод, что рассмотренные выше два типа формулировок взаимно дополняют друг друга. Поэтому представляется целесообразным с целью достижения необходимой полноты рассмотрения проблемы формулировать ее относительно пары систем, условно представляемой как «производство—потребление», образующих в совокупности узкое место соответствующей проблемной системы. Производство и потребление понимаются здесь в широком смысле, как связь выхода одной из систем с выходом другой. Сюда попадает также и негативное воздействие одной системы на другую. Например, если проблема формулируется как чрезвычайное загрязнение окружающей среды в результате деятельности промышленных предприятий региона, то потребителем в данном случае будет экологическая система, находящаяся под воздействием данных выбросов.
Различия же в процедуре локализации проблемной системы будут заключаться в том, где первоначально идентифицируются симптомы проблемной ситуации: на входе или на выходе исходной системы. Это, в свою очередь, зависит от субъективной позиции эксперта, в частности от его целевых установок, общественного мнения, прошлого опыта и т. д.
Если проблемная ситуация идентифицируется в терминах неудовлетворительного качества функционирования некоторой подсистемы СЭС или неполной реализации ею своих возможностей, то задача локализации заключается в установлении и исследовании взаимосвязи между проблемными характеристиками этой системы и потребителями данных функций, а также негативными последствиями существования проблемной ситуации.
Когда проблемная ситуация исходит из целей социально-экономической системы, то ее локализация осуществляется в двух направлениях; во-первых, локализуется система, образованная субъектами потребностей, фигурирующих в составе целей СЭС в целом, во-вторых, локализуется система, состоящая из элементов, функционирование которых способно эту потребность удовлетворить.
Иногда проблемная ситуация связывается с недостаточным уровнем удовлетворения потребностей некоторой произвольной подсистемы вне непосредственной связи с целями социально-экономическими системами. В этом случае процедура ее локализации заключается в выявлении тех целей СЭС и целевых показателях, на которые оказывает влияние проблемная ситуация, а также в исследовании механизма этого влияния с целью сформулировать возможные пути их компенсации.
На рис. 4.3 и 4.4 приведены укрупненные схемы этапов локализации проблемы в различных случаях.
Более сложной представляется локализация проблемы в том случае, если она идентифицирована в рамках некоторым образом
102
юз
Определить функциональную потребность как объект целепола-гвния со стороны СЭС | Локализовать субъектов потребности (субъектов цели) | Определить объекты, потребительские | ||||
|
| свойства которых обеспечивают данную потребность | ||||
| ||||||
Локализовать систему, образованную | ||||||
производителями данных благ |
Локализовать систему реализующую данную функцию |
Определить цели СЭС, зависящие от реализации данных функций |
локализации проблем, идентифицированных отно- |
Рис. 4.4. Основные этапы локализации проблемы относительно подсистемы СЭС |
выделенной системы и выражена в терминах неудовлетворительного качества реализации ею определенных внутренних процессов. Такую проблему можно условно назвать «внутренней». Например, отрасль промышленности, объединение или предприятие могут констатировать недостаточный уровень рентабельности производства, исчерпание резервов дальнейшего развития, потерю позиций в народнохозяйственном производстве, ухудшение финансового положения и т. п. Прежде всего отметим, что первоначально идентифицированное расхождение между наблюдаемым или экстраполируемым |
Охарактеризовать функцию, являющуюся объектом целеполагания
Рис. 4.3. Основные этапы сительно целей СЭС
Выявить симптомы, свидетельствующие о неудовлетворительном качестве функционирования проблемной системы
Локализовать системы, образованные объектами этих функций, предъявляющую требования к качеству функционирования проблемной системы (субъект требований)
Локализовать систему, являющуюся объектом реализации данной функции и ее связи с целями СЭС
Определить функции исследуемой системы, реализация которых признается неудовлетворительной
Определение целей СЭС, достижение которых связано с деятельностью субъектов требований и описание механизма взаимосвязи
(ункций отдельной
и желательным значениями той или иной из характеристик системы лишь свидетельствует о существовании проблемы. Бывает, что исходная формулировка носит неполный характер или представляет собой частичное раскрытие (является элементом детализации) проблемы, которая может быть сформулирована в более общих терминах.
Кроме этого, первоначально выделенная проблема будет не единственной в рамках рассматриваемой системы, если могут существовать связанные с ней проблемы, обусловленные теми же причинами. Например, если рассматривать систему городского транспорта, то гипотетическая проблема, сформулированная как переполненность автобусов со всеми вытекающими отсюда последствиями, навряд ли будет полной, так как при недостаточном объеме автобусного парка ей будут сопутствовать низкая средняя скорость движения, большие интервалы между движением автобусов, пониженное время пробега до капитального ремонта и т. п.
В ряде случаев то, что принимается при первоначальной формулировке за проблему, может оказаться следствием каких-то более глубоких проблем в деятельности рассматриваемой системы. Например, низкая производительность труда является лишь следствием проблем качества подготовки квалифицированных кадров, низкого технического уровня производства, неэффективного управления. Наконец, возможны случаи чрезмерно общей формулировки исходной проблемы. Это касается проблем, формулируемых в терминах необходимости развития какой-либо системы или повышения эффективности ее деятельности, например проблемы совершенствования капитального строительства, развития машиностроения, повышения культурного уровня населения некоторого региона, повышения эффективного использования ресурсов и т. п.
Внутренняя проблема рассматривается как «узкое место», играющее роль фактора, обусловливающего неудовлетворительное функционирование проблемной системы в целом. Данное узкое место может быть описано в стандартном виде с помощью пары элементов, один из которых обеспечивает реализацию рассматриваемого процесса, а для другого он является условием функционирования. Основное направление локализации проблемы заключается в этом случае в выявлении соответствующих дефектных элементов и прослеживании их влияния на функционировании проблемной системы.
Следует отметить, что в ряде случаев проблемы, идентифицированные как внутренние относительно рассматриваемой проблемной системы, формулируются в объектных терминах. С целью обеспечения большей общности рассмотрения необходимо осуществить переход от объектных терминов к функциональным, а затем уже с более общих позиций опять к объектным. Например, если рассматривается система городского хозяйства и в ее рамках
104
105
выявлена проблема недостаточной мощности автобусного парка, то, прежде чем анализировать пути повышения эффективности его использования или увеличения численности, целесообразно рассмотреть эффективность деятельности городского транспорта в целом и выявить более общие проблемы его развития, после чего в конечном результате может быть, например, обоснована программа строительства метрополитена.
Анализ факторов существования проблемы. Важнейший этап локализации проблемы — выявление и структуризация факторов ее существования, так как именно они, точнее продуцирующие их внутренние и внешние системы, являются объектом непосредственного управления в ходе устранения проблемной ситуации.
Узкое место всегда проявляется на стыке двух или более систем. Поэтому в общем случае необходимо рассмотреть две группы факторов его существования: 1) факторы, обусловливающие неудовлетворительное качество реализации внешних функций элемента, выпускающего определенные продукты и услуги; 2) факторы, обусловливающие данный уровень потребности в выпускаемых продуктах и услугах. Факторы, принадлежащие к первой группе, можно разделить по функциональному признаку на ресурсные, технологические и организационно-хозяйственные.
Под ресурсными факторами будем понимать факторы, влияющие на степень обеспеченности производства ресурсами, включая трудовые и природные, а также ресурсами, приобретаемыми на внешнем рынке; под технологическими — факторы, обусловливающие уровень эффективности технологии; под хозяйственными факторами подразумевается совокупность условий, определяемых законодательными актами и нормативами, регламентирующими отношения между проблемной системой и другими хозяйственными субъектами, а также правила принятия решений в сфере управления данной системой.
Среди факторов, принадлежащих ко второй группе, по аналогии с предыдущими, также можно выделить ресурсные технологические и хозяйственные, в частности такие, как структура цен на продукцию и услуги, сложившиеся хозяйственные связи, требования к качеству функционирования, определяемые целями СЭС в целом, технология потребления.
Для того чтобы наметить в дальнейшем пути устранения или компенсации факторов, для каждого из них необходимо указать роль, которую он играет в существовании проблемной ситуации, механизм и характер его влияния на проблемные характеристики и другие показатели качества функционирования проблемной системы, а также определить возможности управления ими. Для каждого из факторов необходимо установить причины возникновения и обстоятельства, при которых он стал негативным; определить степень значимости; локализовать внешние системы, результатом деятельности которых он является, и определить,
является ли он прямым или побочным результатом их деятельности; установить взаимосвязи с другими факторами существования проблемы, сформулировать принципиальные пути и средства его устранения и компенсации.
Разработка генетического прогноза проблемной системы. Основной и важнейшей процедурой на стадии анализа является разработка генетического прогноза проблемной ситуации.
Цель разработки генетического прогноза в данном случае — получение возможных значений проблемных характеристик рассматриваемой системы при различных вариантах динамики внешних условий и внутренних закономерностях ее развития. Метод разработки, по нашему мнению, должен базироваться на имитации динамики развития проблемной системы при различных сценариях внешних и внутренних условий. Здесь надо отметить принципиальный момент, заключающийся в том, что проблемная система, как правило, имеет собственные цели и интересы развития и является управляемой. При этом система может реагировать на изменение внешних условий, и в том числе на возникшую проблемную ситуацию.
Таким образом, в процессе разработки генетического прогноза, ориентированного на последующую количественную формулировку проблемы и целей ее решения, необходимо прогнозировать и реакцию системы на данную проблему исходя из предположения, что последняя осознается органами управления системой. В этом случае траектория развития системы может быть скорректирована в рамках собственных возможностей системы с тем, чтобы максимально скомпенсировать нежелательные последствия. С этой точки зрения прогноз, отвечающий этим целям, уже не является генетическим в строгом смысле, так как предусматривает изменение тенденций развития прогнозируемой системы. Но в то же время следует исходить из того, что система реагирует в рамках своих адаптивных возможностей, предопределяемых сложившимися условиями ее развития — темпами и характером научно-технического прогресса, структурой потребляемых ресурсов, номенклатурой выпускаемой продукции и структурой ее распределения, некоторыми параметрами хозяйственного механизма и т. п. Неизменность этих параметров или сохранение тенденций в их динамике и дают нам основание считать такой прогноз генетическим.
Результаты разработки генетического прогноза также имеют свою специфику, которая вытекает из задачи исследования, в ходе которого мы должны убедиться, что рассматриваемая система не может «своими силами» устранить проблемную ситуацию. Поскольку по определению проблемная система обладает свободой поведения, необходимо показать, что при любом варианте управления в рамках неизменных тенденций развития будущее состояние системы будет признано неудовлетворительным. То есть если
106
107
будет выработано управление, устраняющее одни проблемные характеристики, то при этом проблемными или неудовлетворительными окажутся какие-нибудь другие.
Общая схема прогноза может выглядеть следующим образом. Сначала строится чисто генетический прогноз, основанный на экстраполяции тенденций. Здесь могут применяться как простая экстраполяция динамических рядов, так и сложные оптимизационные модели. Если на заданный момент времени идентифицируются неудовлетворительные значения каких-либо характеристик системы, то на следующем этапе должны быть рассмотрены варианты их устранения, но, как уже говорилось, в рамках существующих тенденций. Например, при использовании в целях прогнозирования модели оптимизации развития некоторой отрасли промышленности, расчеты на перспективу могут показать недостаточный объем выпуска основной продукции и услуг. Устранение этого дефицита в рамках тенденций предполагает осуществление дополнительных инвестиций в данную отрасль, увеличение мощностей строящихся предприятий, перераспределение ресурсов между объектами и т. п. Если при этом в роли проблемных начнут выступать уже другие характеристики (уровень загрязнения среды, объем капиталовложений или объемы затрат отдельных видов ресурсов), то можно рассмотреть варианты их устранения и т. п. И так до тех пор, пока мы не придем к выводу о невозможности одновременного устранения всех проблемных характеристик.
Модель проблемной ситуации, используемая для целей генетического прогнозирования, должна удовлетворять, по-видимому, следующим требованиям:
отражать структуру материально-вещественных связей между элементами проблемной ситуации, а также финансовые аспекты деятельности проблемной системы;
отражать механизм воздействия факторов на значения стратегических параметров проблемной системы, а также механизм образования негативных последствий;
описывать технологию преобразования проблемной системой потребляемых ресурсов в конечную продукцию и услуги;
отражать внешние условия функционирования проблемной системы.
Информационной базой такой модели могут являться результаты частных прогнозов, касающихся будущих характеристик элементов проблемной ситуации, динамики влияющих факторов, научно-технического прогресса в области технологии, динамики внешних требований к проблемной системе.
Цели решения проблемы. Для того чтобы проанализировать возможные пути и необходимые условия решения проблемы, нужно сформулировать соответствующую задачу управления, т. е. описать цели планируемого процесса решения проблемы, необходимое состояние его субъектов, возможные ограничения на выбор путей достижения целей. При этом соответствующая задача пла-
нирования и управления должна быть сформулирована в терминах требуемых свойств рассматриваемых хозяйственных единиц. Необходимо различать общие функциональные цели решения проблемы и конкретные (объектные) цели программы. Общие цели характеризуют те функциональные свойства проблемной системы (в терминах проблемных характеристик), достижение которых означает устранение проблемной ситуации. Таким образом, общие цели определяют конечные результаты разработки и реализации программы. Объектные цели отражают необходимые промежуточные результаты программы по созданию средства решения проблемы (т. е. ЦРС).
Объектные цели программы должны характеризовать определенные группы и комплексы мероприятий, обеспечивающие достижение отдельных конкретных свойств ЦРС. Поэтому объектные цели программы формулируются в терминах свойств отдельных элементов ЦРС и не могут быть построены до проведения полного анализа проблемной ситуации.
Общие цели решения проблемы формулируются, как правило, в функциональных терминах в результате «обращения» развернутой формулировки проблемы, выраженной в терминах расхождения между желательным и фактическим или экстраполируемым состоянием системы. Например, если проблема формулируется в терминах неудовлетворенной потребности, неудовлетворительного качества функционирования системы или наличия негативных явлений или процессов в СЭС, то исходные общие цели решения будут формулироваться как необходимость повышения уровня удовлетворения проблемной потребности, устранения негативных явлений или повышения качества реализации функций.
Возможны два взаимно дополняющих пути построения множества целей решения проблемы. Первый предполагает обращение исходной формулировки проблемы с последующей реализацией процедуры построения дерева функциональных целей (см., например, работы [14, 67]. Второй путь основан на предварительном получении развернутого описания проблемных характеристик и уже затем, в результате их обращения, получения развернутого описания целей.
Центральным моментом формулирования общих целей решения проблемы является определение желательного состояния или желательных свойств проблемной системы.
При определении целей решения проблемы следует различать понятия идеального и желательного состояний. Под идеальным состоянием системы понимается такое ее состояние, которое достижимо исходя из современных научно-технических возможностей системы и целесообразно исходя из социальных, медико-биологических, экологических и политических критериев при отсутствии каких-либо ресурсных, организационно-хозяйственных и других ограничений.
Однако если понимать проблему как разрыв между идеалом
108
/
109
и действительностью или ее экстраполяцией, то очень многие социально-экономические подсистемы и процессы фигурировали бы как проблемные. Кроме того, можно полагать, что лица, принимающие решения, или эксперты, могут давать обоснованные заключения о качестве развития исследуемой системы, в частности о соотношении затрат и результатов, лишь в относительно неширокой области вокруг существующего состояния. Само же решение, основанное на критерии минимизации взвешенного рассогласования, или расстояние между существующим и идеальным состоянием, оказывается весьма чувствительным к ошибкам в установлении нормативов. Это обусловлено тем, что в соответствующих процедурах веса устанавливаются не только пропорционально относительной важности данного норматива, но и пропорционально расстоянию между данным нормативом и достигнутым состоянием.
Тогда если значение какого-либо из нормативов будет относительно завышено экспертом, то тем самым окончательное решение получится в определенной степени ориентированным на достижение данного норматива.
Наконец, идеальное состояние предполагает в качестве критерия оптимизации использовать максимизацию приближения к идеалу, но само множество удовлетворительных решений проблемы может быть дискретным (например, проблемы освоения космоса, создание крупных транспортных коммуникаций, освоение* новых источников сырья и энергии и т. п.). Поэтому формулирование идеального состояния' может оказаться весьма полезным с точки зрения задания эксперту своего рода масштаба для тех или иных оценок, но использовать его в качестве основы при построении целей решения проблемы, по-видимому, нецелесообразно.
По нашему мнению, примером формулирования идеального состояния для решения жилищной проблемы является достижение уровня обеспеченности жилой площадью порядка 25 м на 1 человека до 2000 г. или достижение норматива обеспечения населения фруктами и ягодами из расчета 66—70 кг в год в 1990 г. [53]; создание полностью автоматизи
2019-07-03 | 228 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: И обоснование концепции ее решения |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы