Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура стратегии развития системы



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Структура стратегии развития системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Будем считать, что мы имеем дело с несколькими проблемами в рамках некоторым образом локализованной системы, если:

неудовлетворительные показатели (проблемные характери­стики) соответствуют различным функциям системы;

множества факторов, влияющих на эти процессы, не совпа­дают;

внешние и внутренние последствия этих проблем также раз­личны;

субъекты внешних требований к системе различны.

Для каждой отдельно взятой проблемы могут быть сформули­рованы типовые направления решения. В то же время действия по решению различных проблем, локализованных в данной проб­лемной системе, как правило, взаимосвязаны между собой эффек­том взаимной поддержки или противодействия, ориентирован­ностью на улучшение одних проблемных характеристик, общ­ностью мероприятий по улучшению проблемных характеристик, общностью используемых при этом ресурсов, общностью объектов и субъектов управления в ходе реализации различных стратегий в целом и отдельных мероприятий. Это обстоятельство усложняет общую логику выработки стратегии.

Объектом анализа в настоящей главе является экономическая система, обладающая следующими свойствами.

В рамках системы можно выделить различные функциональные подсистемы: основное производство (технологическое); инфра­структуру (производственную и социальную); трудовые ресурсы; финансовую; природоэксплуатирующую и природоохранную; управление; инновационную.

Каждая из функциональных.подсистем имеет свою внутреннюю структуру, т. е. можно выделить технологию переработки внешних ресурсов, потребление трудовых ресурсов, взаимосвязи с природ­ной средой, потоки финансовых ресурсов, определенные правила принятия хозяйственных решений (критерий принятия хозяйствен­ных решений).

Совокупность однородных элементов, принадлежащих различ­ным функциональным подсистемам, и реализуемых ими функций представляет собой разрез или контур жизнедеятельности системы в целом.

Например, трудовые ресурсы, занятые в различных функ


циональных подсистемах, а также условия их воспроизвод­ства и использования в производственных процессах, протекаю­щих в различных подсистемах, в совокупности характеризуют социальный разрез функционирования системы (или разрез трудо­вых ресурсов); процессы взаимодействия элементов, принадлежа­щих различным подсистемам, с окружающей средой в совокуп­ности характеризуют контур природных ресурсов; движение основных производственных фондов в различных подсистемах образует контур основных фондов и т. п.

Целевые установки развития системы могут быть сгруппиро­ваны в два множества:

а) цели, обусловленные внешними требованиями к качеству
реализации основных внешних функций системы;

б) цели, порожденные собственными интересами и предпочте­
ниями проблемной системы.

Среди основных технико-экономических показателей развития системы, характеризующих эффективность (качество) ее разви­тия, а также роль и место среди других народнохозяйственных подразделений, можно выделить значимые показатели, являющие­ся предметом целеполагания, планирования, управления. Среди множества этих показателей выделим подмножество независимых стратегических показателей, т. е. таких, которые не могут быть получены прямым счетом исходя из значений других показателей. К последним можно отнести, как правило, следующие показатели, характеризующие:

объем основных производственных и непроизводственных фон­дов, производственные мощности;

объем и номенклатуры выпускаемой продукции и услуг;

объем и структуру затрат основных ресурсов производства, а также объем капитальных вложений и их структуру в материаль­ном выражении;

объем трудовых ресурсов, занятых в системе;

взаимосвязи системы с окружающей средой (объемы потребле­ния природных ресурсов и загрязнения окружающей среды);

финансовые результаты функционирования системы.

Совокупность значимых показателей за прошедший период от­ражает прошлую стратегию развития системы, а совокупность планируемых значений — будущую стратегию. Решения по поводу выбора будущих значений стратегических параметров функциони­рования системы представляют собой стратегические решения. Существенные изменения соотношений между значениями раз­личных значимых показателей системы в динамике означают из­менение стратегии ее развития. Совокупность управляемых пара­метров (внешних и внутренних), изменение которых приводит к изменению стратегии развития системы, а также форм методов управления каждым из этих параметров в отдельности и в целом характеризуют собой стратегическое управление рассматриваемой системой. Параметр не является стратегическим, если выбор того


 


132


133


или иного варианта управления им не влияет на стратегию разви­тия системы.

Задача планирования стратегий ставится следующим образом. Необходимо выработать такую единую стратегию развития ис­следуемой системы, которая обеспечивала бы наиболее эффектив­ное устранение или смягчение имеющихся проблем. Можно ска­зать, что стоит задача сборки некоторой единой стратегии разви­тия из частных стратегий решения отдельных проблем. Суть стра­тегии решения каждой отдельной проблемы — осуществление определенных изменений в проблемной системе (элементе) и ее внешнем окружении, поэтому единая стратегия представляет собой комплекс изменений внутри системы, а также в ее внешнем окруже­нии.

Активное решение проблемы, как было показано выше, пред­полагает устранение или компенсацию факторов, обусловливаю­щих возникновение и воспроизводство проблемы. С этих позиций для того, чтобы рассмотреть принципы синтеза некоторой единой стратегии развития проблемной системы, необходимо рассмотреть структуру факторов проблемной ситуации и на этой основе иссле­довать структуру мероприятий по их устранению, с целью выявле­ния тех элементарных блоков, из которых может быть собрана единая стратегия.

Под негативными факторами существования проблемной ситу­ации мы будем понимать потоки продуктов, услуг, финансовых ресурсов, информации, обусловливающих воспроизводство свойств дефектных элементов проблемной системы.

Каждый фактор, влияющий на' развитие проблемной системы и обусловливающий возникновение проблемной ситуации, может и должен характеризоваться четырьмя компонентами:

сферой действия, т. е. в развитии какой из функциональных подсистем он проявляется;

объектом влияния, в качестве которого могут выступать эле­менты проблемной системы и реализуемые ими процессы;

субъекты воспроизводства факторов, влияющих на элементы проблемной системы;

механизм влияния факторов на основные (проблемные) харак­теристики исследуемой системы.

Введем понятие «способ управления факторами», под которым будем понимать единство цели, объекта, субъекта и формы управ­ляющего воздействия. В соответствии со сказанным различные стратегии решения проблемы можно классифицировать в четырех разрезах: цели, объекта, субъекта и формы воздействия. Если по­лагать, что субъект и форма воздействия связаны практически однозначно, то таких разрезов будет три.

Конкретная цель управления характеризуется наименованием того элемента или группы однородных элементов, свойства кото­рых должны быть изменены, и нормативными значениями этих изменений.


На основе данной группировки факторов можно считать, что объектами управления могут являться:

системы, продуцирующие материальные или нематериальные потоки, играющие роль возмущающего воздействия на элементы проблемной системы;

элементы проблемной системы как объекты негативного воз­действия.

Если предметом управления являются внешние факторы, то субъектом управления может быть любая из подсистем внешнего окружения. '

В том случае, если негативные факторы возникли внутри проблемной системы, то субъекты управления должны быть внутри системы.

С точки зрения способа управления различными факторами возможны, на наш взгляд, несколько типов воздействия.

Эти воздействия могут представлять собой мероприятия ре­сурсного, научно-технического, организационно-хозяйственного характера и предусматривать поставки дополнительных ресурсов, создание новых мощностей, внедрение новых технологий, формиро­вание новых хозяйственных и управленческих структур и т. п. Общее для этих управлений является то, что все они направлены на изменение потоков материальных и финансовых или инфор­мационных, поступающих на вход объекта управления.

Введем понятия элементарной, объектной, функциональ­ной, частной, групповой и смешанной стратегий решения проб­лемы.

Поскольку на качество функционирования отдельно взятого элемента может влиять одновременно несколько факторов, а каж­дый из факторов может устраняться и компенсироваться различ­ными способами, то представляется целесообразным использова­ние понятия элементарного управления, под которым мы понимаем воздействие на отдельный фактор, характеризующееся единым объектом, а также субъектом и способом воздействия.

Элементарные управления могут группироваться в различ­ных аспектах: конкретных результатов, объектов, субъек­тов и механизма воздействия. Если элементарные управления объединить с позиции общего объекта управления, т. е. фак­тора, являющегося предметом управления, то каждому фактору может быть поставлена в соответствие стратегия по его устране­нию или компенсации — элементарная стратегия. То есть управ­ляемый фактор — это основа для объединения нескольких субъек­тов, форм и методов управления. Под объектной стратегией будем подразумевать совокупность элементарных действий, направлен­ных на улучшение качества функционирования определенного функционального элемента. То есть объединение элементарных управлений в аспекте данного конкретного результата дает объект­ную стратегию.


 


134


135


Объединение объектных стратегий по группам однотипных функциональных элементов, принадлежащих различным функцио­нальным подсистемам проблемной системы, представляет собой групповую стратегию. Объектные стратегии могут быть объеди­нены также по признаку улучшения свойств функциональных систем, к которым принадлежат соответствующие элементы. Такое объединение будет образовывать функциональную стратегию. Наконец, элементарные управления могут быть сгруппированы по признаку общности субъектов и механизма воздействия на от­дельные факторы (мы предполагаем, что субъект и механизм воз­действия образуют единый признак). Совокупность действий, образующую такую группировку, мы будем называть частными стратегиями.

Пусть, например, в качестве проблемной системы рассматри­ваются отрасли и производства, связанные с эксплуатацией запа­сов минерального сырья.

В работах [10, 11] в качестве основных проблем разви­тия отраслей минерально-сырьевого комплекса (МСК) выде­ляются следующие:

снижение технико-экономических показателей деятельности комплекса;

напряженность с обеспечением потребности народного хозяй­ства в ряде видов продукции комплекса;

увеличение антропогенного давления на окружающую среду; нерациональное, в частности некомплексное, использование запасов минерального сырья;

потенциальная возможность ситуации, когда необходимо будет резко увеличить затраты в развитии комплекса с целью обеспече­ния потребностей народного хозяйства.

В качестве факторов возникновения и воспроизводства проб­лем, обусловливающих неудовлетворительное функционирование отдельных элементов МСК в работах [10, 11, 21, и др.], выделяют­ся следующие:

отсутствие разработанных прогрессивных технологий глубокой безотходной переработки сырья;

слабая увязка интересов производителей и потребителей про­дукции МСК, в частности отсутствие заинтересованности произ­водителей в выпуске непрофильной продукции;

отсутствие высокомеханизированного надежного, высокопроиз­водительного горного оборудования;

высокая ремонтоемкость оборудования;

не вполне рациональная структура потребления продукции

МСК;

недостаточно обоснованные планы производства продукции;

отсутствие платы за запасы сырья в недрах; недостаточное развитие элементов социальной инфраструктуры в районах размещения предприятий МСК.

В качестве объектных стратегий (весьма агрегированных).


направленных на совершенствование технологии производства в МСК, в данном случае можно рассматривать, например:

повышение качества технологического оборудования для раз­личных стадий производственного процесса;

внедрение новых технологических процессов комплексной пере­работки определенных видов сырья;

изменение принципов стимулирования труда проектировщиков отдельных видов горного и металлургического оборудования;

закупка конкретных лицензий и зарубежных патентов на вы­пуск оборудования и т. п.

Примером элементарных стратегий будут являться действия, направленные на устранение и компенсацию факторов, препят­ствующих росту комплексности использования сырья. К ним от­носятся повышение цен на комплексное сырье, повышение цен на различные виды непрофильной продукции комплексного произ­водства, развитие прямых связей между поставщиками и потреби­телями сырья, импорт оборудования для комплексной переработки сырья или приобретение лицензий на выпуск такого оборудования, введение платы за запасы сырья в недрах и пр. В качестве примера функциональной стратегии можно привести развитие социальной инфраструктуры в отраслях МСК, развитие использования альтернативных видов сырья. Примером частной стратегии являет­ся совокупность финансово-кредитных воздействий на деятель­ность МСК или развитие машиностроения для нужд комплекса.

Что касается мероприятий, то они носят по отношению к эле­ментарным стратегиям обеспечивающий характер. Например, эле­ментарное управление выражается в функциональных терминах: «внедрить технологию комплексной переработки сырьевых кон­центратов».

Мероприятия в этом случае будут включать:

проведение лабораторных испытаний новой технологии;

создание проектно-сметной документации;

собственно строительство предприятий и пр.;

установление стимулирующих цен на продукцию комплексной переработки.

Смешанными стратегиями будем называть совокупности объектных, групповых и функциональных стратегий, объединенных по признаку улучшения различных проблемных характеристик рассматриваемой системы в целом.

Отметим, что граница между смешанными и функциональными стратегиями иногда размыта, так как в ряде случаев свойства от­дельных функциональных подсистем предопределяют значения тех или иных стратегических параметров системы. Например, качества подсистем, образующих контур основных фондов, обусловливают такие характеристики производства, как его фондоемкость, а каче­ства подсистемы природоохранной деятельности влияют на уро­вень загрязнения среды.

На рис. 5.1—5.5 представлены структурные схемы ряда сме-


 


136


137


         
   


Совершенство­вание методов управления ис-пользовакием запасов

3

Создание эф­фективной технологии

Повышение эффективности ис­пользования запасов сырья

Повышение ком­плексности ис­пользования сырья

Рациональная политика вовлечения запасов в эксплуатацию

Уменьшение потерь сырья в недрах, повышение извле­чения полезных компонентов при переработке

Стимулирование

Совершенст­вование технологии

Создание системы экономи­ческого стимулиро­вания

Расширение круга место­рождений,

потенциаль­но пригодных к эксплуата-

Совершенство­вание ценооб­разования, ус­тановление платы за сырье в недрах

Повышение эффектив­ности гео­логоразве­дочных ра­бот

Интенсифи­кация работ по подготов­ке разведан­ных месторож­дений к экс­плуатации

Рис. 5.1. Структура стратегии, направленной на повышение эффективности исполь­зования запасов сырья

Повышение эффективности потребления

■                -------


Повышение эффективности производства конечной продукции горнопромышленного комплекса

I

Создание и

внедрение

технологий

комплексной

переработки

сырья

Создание и внедрение безотходных природосбе­регающих технологий

Создание и внедрение технологии использова­ния нетра­диционных источников сырья

Создание и внедрение технологий, ориентиро­ванных на снижение затрат ре­сурсов производ­ства

Создание и внедрение тех­нологий, обес­печивающих более полное извлечение за­пасов из недр и полезных компонентов из сырья

производства

Рис, 5.3. Структура стратегии, направленной на повышение эффективности конечной продукции горнопромышленного комплекса

Повышение объема использования альтернативного сырья

Использование иетрадицион ных источников сырья

Увеличение импорта (сокращение экспорта)

------------------  1

Увеличение использования
вторичного сырья________

Поиск новых

альтернатив­ных источни­ков

Обеспечение эффективной технологии переработки

Увеличение заготовки

Изыскание источников валютных

ресурсов

Выбор импортера с учетом внешнеполи тических и внешне­экономических факторов


 


         
   


Экспорт продук­ции ГПК

Рис. 5.4 Структура стратегии

Снижение норм рас­хода на единицу продукции в отраслях-потребите­лях

Ориентация на потреб­ление про­дуктов-за­менителей

Рационализация структуры пот­ребления С ПО-'

зиций смягчения дефицита по наи­более важным

Рационализация структуры пот­ребления с целью повышения коэф­фициента оборота сырья

Создание

новых ре­сурсосбе­регающих технологий потребления

Ориентация потреб­ления на полное ис­пользование продук­тов комплексной эксплуатации ресурсов

Внедрение новых тех­нологий

Создание необ­ходимых техно­логий

Создание необходи­мых сти­мулов к внедрению

Стимулирование экономит ре­сурсов на базе действующих технологий

Рис. 5.2. Структура стратегии, предусматривающей повышение эффективности потребления продукции горнопромышленного комплекса


 

Соэдание системы заготови­тельных организа­ций

Осуществление

Создание системы стимули­рования заготов-

Экспорт продук­ции дру­гих отрас-лей

инвестиций соз­дания нового производства

Создание организа-ционно-управлен-ческой системы

Рационализация структуры потреб­ления с целью обеспечения высо­кого коэффициента оборачиваемости сырья

связанной с использованием альтернативного сырья

шанных стратегий, направленных на повышение эффективности деятельности минерально-сырьевого комплекса.

Из сказанного следует, что простейшими составляющими, из которых могут быть собраны более сложные способы действий по решению проблемы, являются элементарные стратегии. Элемен­тарная стратегия имеет чрезвычайно простую структуру, отражая взаимосвязь лишь пары элементов: объекта воздействия и субъ­екта воздействия. Способ воздействия детерминирован свойствами субъекта и объекта и выражается в форме потока продуктов, услуг, информации между ними.

139


/


Повышение комплексности использования сырья


Управление


 


         
   


Финансы


ИНВ

НТП

Материальные ресурсы


Совершенствование технологии ком­плексного произ­водства

Совершенствование технологии потреб­ления продукции комплексного про­изводства

Повышение эффективности управления эксплуатацией комплексного сырья

Поиск источ­ников финан­сирования по созданию тех­нологии

Создание не­обходимой технологии

Создание новых на­правлений потребле­ния

Создание экономи­ческих предпо­сылок к эффектив­ному по­треблению

Повышение эффектив­ности в старых на­правлениях

Обеспечение согласованности деятельности министерств, по­тенциально заинтересованных в комплексной переработке сырья

Прове­дение собст­венных НИР

Импорт обору­дования

Покуп­ка ли­цензий

Совершенство­вание принци­пов и методов планирования

Создание экономи­ческих стимулов к комплексной пере­работке

I щ---------

Поиск ис­точников

финанси­рования

Обеспечение

валютных

источников

Сов ершенство-вание цен на комплексное сырье и про­дукцию комп­лексного про­изводства

Установление прямых связей между постав­щиками попут­ных продуктов и их потребите­лями

Рис. 5.5. Структура стратегии, направленной на повышение комплексности исполь­зования сырья


Природная среда

Социальная

инфраструктура

Природные ресурсы

Рис. 5.6. Укрепленная структура системы, образованной субъектами и объектами реализации элементарной стратегии


 


5.2. Структура элементарных стратегий

Управление факторами предусматривает изменение свойств либо системы, продуцирующей негативные факторы, либо элементов проблемной системы, на которые эти факторы воздействуют. В последнем случае имеет место адаптация к негативным факторам.

На схеме рис. 5.6 иллюстрируется случай, когда объктом управ­ления является некоторая система А, обеспечивающая проблем­ную систему продуктами и услугами. Их дефицит играет роль не­гативных факторов, обусловливающих существование проблемы. В этом случае элементарная стратегия будет заключаться в воз­действии на систему А с целью увеличения поступления из нее продуктов и услуг в проблемную систему.

Здесь А рассматривается как производственная система наде­ления основными фондами, перерабатывающая поступающие на ее вход материальные ресурсы в выходные продукты и услуги, а также отходы производства. Кроме того, на вход поступают фи­нансовые ресурсы и социальные услуги, а также инвестиционные ресурсы и результаты научно-исследовательских и опытно-кон­структорских разработок.

Все эти потоки могут являться предметом управления.

Здесь ФИН — система, обеспечивающая систему А и других субъектов реализации стратегии финансовыми ресурсами;

СОЦ — то же для услуг социальной сферы;

140


ИНВ — поставщик инвестиционных ресурсов;

ПРИР — источник природных ресурсов;

МАТ — поставщики материальных ресурсов;

СРЕДА — окружающая среда.

Изменение любого из потоков, поступающих на вход А, меняет ее свойства и условия функционирования, которые в свою очередь выражаются в выходных потоках из А. Здесь подсистемы СОЦ, ИНВ, ФИН, МАТ, ПРИР в совокупности с органами управления, регулирующими потоки из них в А, играют роль субъектов отдель­ных управлений.

Элементарная стратегия применительно к рассматриваемой схеме будет характеризоваться совокупностью объемных характе­ристик всех потоков, приходящих в А. Совокупность конкретных значений потоков переменных будет представлять собой конкрет­ный вариант элементарной стратегии.

В ряде случаев элементарная стратегия может быть задана другим способом, не в показателях абсолютных значений потоков, а в показателях изменений, осуществляемых в них. В каждом кон­кретном случае, по-видимому, будет удобнее тот или иной вариант. Рассмотрим некоторые характерные особенности ряда элемен­тарных стратегий различного типа, направленных на увеличение выхода продуктов и услуг, выпускаемых системой А в зависимости от ее типа.

В работах [8, 50] сформулированы отдельные элементарные

141


стратегии, которые могут быть потенциально реализованы в ситу­ации, аналогичной данной. К их числу относятся

совершенствование технологии в А;

увеличение поступления в А ресурсов производства с соответ­ствующим увеличением пронзводствейнФЙ мощности;

изменение структуры распределения продуктов и услуг, выпус­каемых системой А в пользу проблемной системы.

В качестве возможных управлений деятельностью А в ходе реализации упомянутых стратегий будут выступать:

увеличение поступления в А инвестиционных ресурсов, а также результатов научно-технических разработок;

проведение определенной социальной политики, направленной на повышение производительности труда;

увеличение потоков материальных ресурсов и услуг, а также финансовых средств, потребляемых А в процессе функционирова­ния;

изменение приоритетов различных потребителей продуктов и услуг, производимых системой А.

Основным содержанием элементарной стратегии, направленной на совершенствование технологии в проблемнойсистеме и внедре­ние мероприятий НТП, является создание новых производственных фондов, обеспечивающих более эффективное использование ресур­сов производства. То есть имеется в виду комплекс действий, обес­печивающих увеличение потока в проблемную систему новых технологий, овеществленных в фондах. Обязательное условие выпуска новой продукции и создания новых технологий — прове­дение научно-исследовательских и опытно-конструкторских раз­работок. Предполагается, что для проведения исследований и раз­работок необходимо затратить определенный объем ресурсов. После осуществления разработки она может быть внедрена с раз­личными затратами инвестиционных ресурсов в любой из потен­циальной возможных ейстем, участвующих в решении проблемы. Мы исходим из посылки, что подсистема НТП является производ­ственной системой, выпускающей специфическую продукцию — проекты и техническую документацию. Эта система наделена сво­ими производственными фондами, трудовыми .ресурсами, потреб­ляет определенные виды материальных ресурсов. При этом резуль­таты разработки представляются в виде потока услуг, который распределяется между потребляющими их производственными системами.

Среди стратегий, предусматривающих использование экономи­ческих рычагов, мы рассматриваем такие, которые требуют для своей реализации осуществления дополнительных затрат ресурсов. Сюда относятся: повышение цен на дефицитную продукцию и ус­луги, выпускаемые производственной подсистемой ЦРС, повыше­ние материального вознаграждения за рациональное использова­ние внутренних резервов (например, использование вторичных ресурсов, более экономное расходование ресурсов и т. п.), повыше­ние ставок заработной платы за счет увеличения бюджетного фи-

142


нансирования, введение льготных условий кредитования, измене­ние нормативов распределения прибыли в интересах производст­венных систем, участвующих в решении проблемы, введение рент­ных платежей за используемые ресурсы и т. п.

Субъектом реализации данной стратегии является система управления, на вход которой поступают финансовые ресурсы, а выходом являются значения таких экономических рычагов, как цены, плата за ресурсы, налоги, нормативы, отчисление от при­были и т. п.

В отличие от других систем данную систему нельзя рассматри­вать как производственно-экономическую, так как в ней не про­исходит преобразования ресурсов. Специфической особенностью взаимосвязи между потреблением финансовых средств и измене­нием цен является то, что объем дополнительных финансовых средств должен обеспечивать потребление продуктов и услуг по измененным ценам в полном объеме.

В качестве источника необходимых финансовых средств высту­пает часть бюджетных ассигнований на решение проблемы.

Очевидно, что рассмотренные стратегии не исчерпывают ком­плекс мер, связанных с совершенствованием элементов хозяйствен­ного механизма, куда также входят меры, обеспечивающие повы­шение эффективности планово-управленческой деятельности, рост .производительности-труда, внедрение прогрессивных форм орга­низации труда, изменения в структуре системы управления (на­пример, самофинансирования; изменение соотношения между сфе­рами компетенции территориальных и отраслевых органов управ­ления и др.), изменение форм расчета за производственную про­дукцию, усиление роли двухсторонних договоров, переход на опто­вую торговлю средствами производства и т. п. Однако эти меро­приятия чрезвычайно тяжело анализировать совместно с другими стратегиями с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Это связано с тем, что и затраты, и особенно результаты невоз­можно спрогнозировать. Поэтому обоснование решений по поводу реализации подобных стратегий останется исключительно прерога­тивой специалистов в области совершенствования хозяйственного механизма.

Социальные стратегии решения производственно-экономиче­ских проблем направлены на повышение эффективности функцио­нирования проблемной системы в результате осуществления меро­приятий (преимущественно инвестиционного характера) социаль­ного развития проблемной системы, обеспечивающих увеличение потока социальных благ, потребляемых ее элементами. В извест­ном смысле социальные стратегии могут являться альтернативой ресурсным стратегиям и дополнять стратегии научно-технического прогресса и совершенствование хозмеханизма. Например, альтер­нативой дополнительным текущим затратам на привлечение трудо­вых ресурсов в условиях большой текучести в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока является осуществление круп­ных мероприятий по развитию социальной инфраструктуры, на-

143


правленных на закрепление трудовых ресурсов, в первую очередь квалифицированных, повышение производительности труда, внед­рение на этой основе современных форм организации труда. Со­циальное развитие проблемной системы осуществляется за счет роста потребления ею (в ее рамках) услуг социальной сферы.

Социальные стратегии предполагают реализацию различных мероприятий в социальной сфере: в здравоохранении, образова­нии, рекреации, сфере услуг, в производстве продуктов питания и товаров народного потребления, в жилищном строительстве и сфере культуры и пр., связанных с осуществлением капитальных и текущих затрат.

При этом социальная подсистема, выпускающая социальные блага и услуги, рассматривается как производственно-экономи­ческая подсистема, выпускающая социальные блага и услуги, которая наделена основными производственными фондами, в рам­ках которой осуществляется процесс производственного потребле­ния ресурсов, реализуются достижения научно-технического про­гресса.

Что касается элементарной стратегии, направленной на обес­печение системы А материальными ресурсами и услугами, то она будет иметь структуру, аналогичную совокупности элементарных стратегий, рассмотренных выше.

Таким образом, рассматриваемая частная стратегия, направ­ленная на увеличение выпуска продуктов и услуг некоторой сис­темой А, обеспечивающей функционирование проблемной системы, складывается из нескольких элементарных стратегий. В свою оче­редь системы, обеспечивающие реализацию каждой из этих стра­тегий, имеют сходную структуру. Более того, в состав этих систем входят одинаковые функциональные элементы. Конечно, инвести­ционные ресурсы, поступающие в социальную инфраструктуру и в систему, выпускающую сырье или технологическое оборудова­ние для А, имеют различное материальное содержание. То же можно сказать и о материальных ресурсах.

Тем не менее с точки зрения последующей выработки конкрет­ных управляющих мероприятий по реализации каждой элементар­ной стратегии представляется целесообразным сгруппировать функционально одинаковые элементы. в функциональные под­системы.

Из сказанного выше следует, что ЦРС, реализующая частную стратегию увеличения выпуска продуктов и услуг некоторой сис­темой, может быть собрана из следующих типов систем:

производственно-экономической, выпускающей определенные виды продуктов и услуг, потребляемых проблемной системой, а также другими системами, образующими ЦРС;

научно-исследовательской, обеспечивающей проведение НИР и ОКР, необходимых для освоения новых технологий, и выпуск новых видов продукции в проблемной системе;


инновационной системы, в которой осуществляется создание новых производственных фондов, обеспечивающих совершенство­вание технологии в проблемной системе и других системах ЦРС;

внешних источников ресурсов; обеспечивающих поступление финансовых, трудовых, материальных, инвестиционных, природ­ных ресурсов;

социальной инфраструктуры, обеспечивающей проблемную систему трудовыми ресурсами;

системы управления, формирующей значения цен платежей за ресурсы, налогов и других экономических рычагов.

При этом мы рассматриваем деятельность большинства этих систем как производственную. То есть каждая из этих систем, кроме внешних источн



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Структура стратегии развития системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура стратегии развития системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)