Структура стратегии развития системы
Будем считать, что мы имеем дело с несколькими проблемами в рамках некоторым образом локализованной системы, если: неудовлетворительные показатели (проблемные характеристики) соответствуют различным функциям системы; множества факторов, влияющих на эти процессы, не совпадают; внешние и внутренние последствия этих проблем также различны; субъекты внешних требований к системе различны. Для каждой отдельно взятой проблемы могут быть сформулированы типовые направления решения. В то же время действия по решению различных проблем, локализованных в данной проблемной системе, как правило, взаимосвязаны между собой эффектом взаимной поддержки или противодействия, ориентированностью на улучшение одних проблемных характеристик, общностью мероприятий по улучшению проблемных характеристик, общностью используемых при этом ресурсов, общностью объектов и субъектов управления в ходе реализации различных стратегий в целом и отдельных мероприятий. Это обстоятельство усложняет общую логику выработки стратегии. Объектом анализа в настоящей главе является экономическая система, обладающая следующими свойствами. В рамках системы можно выделить различные функциональные подсистемы: основное производство (технологическое); инфраструктуру (производственную и социальную); трудовые ресурсы; финансовую; природоэксплуатирующую и природоохранную; управление; инновационную. Каждая из функциональных.подсистем имеет свою внутреннюю структуру, т. е. можно выделить технологию переработки внешних ресурсов, потребление трудовых ресурсов, взаимосвязи с природной средой, потоки финансовых ресурсов, определенные правила принятия хозяйственных решений (критерий принятия хозяйственных решений). Совокупность однородных элементов, принадлежащих различным функциональным подсистемам, и реализуемых ими функций представляет собой разрез или контур жизнедеятельности системы в целом. Например, трудовые ресурсы, занятые в различных функ циональных подсистемах, а также условия их воспроизводства и использования в производственных процессах, протекающих в различных подсистемах, в совокупности характеризуют социальный разрез функционирования системы (или разрез трудовых ресурсов); процессы взаимодействия элементов, принадлежащих различным подсистемам, с окружающей средой в совокупности характеризуют контур природных ресурсов; движение основных производственных фондов в различных подсистемах образует контур основных фондов и т. п. Целевые установки развития системы могут быть сгруппированы в два множества: а) цели, обусловленные внешними требованиями к качеству б) цели, порожденные собственными интересами и предпочте Среди основных технико-экономических показателей развития системы, характеризующих эффективность (качество) ее развития, а также роль и место среди других народнохозяйственных подразделений, можно выделить значимые показатели, являющиеся предметом целеполагания, планирования, управления. Среди множества этих показателей выделим подмножество независимых стратегических показателей, т. е. таких, которые не могут быть получены прямым счетом исходя из значений других показателей. К последним можно отнести, как правило, следующие показатели, характеризующие: объем основных производственных и непроизводственных фондов, производственные мощности; объем и номенклатуры выпускаемой продукции и услуг; объем и структуру затрат основных ресурсов производства, а также объем капитальных вложений и их структуру в материальном выражении; объем трудовых ресурсов, занятых в системе; взаимосвязи системы с окружающей средой (объемы потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды); финансовые результаты функционирования системы. Совокупность значимых показателей за прошедший период отражает прошлую стратегию развития системы, а совокупность планируемых значений — будущую стратегию. Решения по поводу выбора будущих значений стратегических параметров функционирования системы представляют собой стратегические решения. Существенные изменения соотношений между значениями различных значимых показателей системы в динамике означают изменение стратегии ее развития. Совокупность управляемых параметров (внешних и внутренних), изменение которых приводит к изменению стратегии развития системы, а также форм методов управления каждым из этих параметров в отдельности и в целом характеризуют собой стратегическое управление рассматриваемой системой. Параметр не является стратегическим, если выбор того
132 133 или иного варианта управления им не влияет на стратегию развития системы. Задача планирования стратегий ставится следующим образом. Необходимо выработать такую единую стратегию развития исследуемой системы, которая обеспечивала бы наиболее эффективное устранение или смягчение имеющихся проблем. Можно сказать, что стоит задача сборки некоторой единой стратегии развития из частных стратегий решения отдельных проблем. Суть стратегии решения каждой отдельной проблемы — осуществление определенных изменений в проблемной системе (элементе) и ее внешнем окружении, поэтому единая стратегия представляет собой комплекс изменений внутри системы, а также в ее внешнем окружении. Активное решение проблемы, как было показано выше, предполагает устранение или компенсацию факторов, обусловливающих возникновение и воспроизводство проблемы. С этих позиций для того, чтобы рассмотреть принципы синтеза некоторой единой стратегии развития проблемной системы, необходимо рассмотреть структуру факторов проблемной ситуации и на этой основе исследовать структуру мероприятий по их устранению, с целью выявления тех элементарных блоков, из которых может быть собрана единая стратегия. Под негативными факторами существования проблемной ситуации мы будем понимать потоки продуктов, услуг, финансовых ресурсов, информации, обусловливающих воспроизводство свойств дефектных элементов проблемной системы. Каждый фактор, влияющий на' развитие проблемной системы и обусловливающий возникновение проблемной ситуации, может и должен характеризоваться четырьмя компонентами: сферой действия, т. е. в развитии какой из функциональных подсистем он проявляется; объектом влияния, в качестве которого могут выступать элементы проблемной системы и реализуемые ими процессы; субъекты воспроизводства факторов, влияющих на элементы проблемной системы; механизм влияния факторов на основные (проблемные) характеристики исследуемой системы. Введем понятие «способ управления факторами», под которым будем понимать единство цели, объекта, субъекта и формы управляющего воздействия. В соответствии со сказанным различные стратегии решения проблемы можно классифицировать в четырех разрезах: цели, объекта, субъекта и формы воздействия. Если полагать, что субъект и форма воздействия связаны практически однозначно, то таких разрезов будет три. Конкретная цель управления характеризуется наименованием того элемента или группы однородных элементов, свойства которых должны быть изменены, и нормативными значениями этих изменений. На основе данной группировки факторов можно считать, что объектами управления могут являться: системы, продуцирующие материальные или нематериальные потоки, играющие роль возмущающего воздействия на элементы проблемной системы; элементы проблемной системы как объекты негативного воздействия. Если предметом управления являются внешние факторы, то субъектом управления может быть любая из подсистем внешнего окружения. ' В том случае, если негативные факторы возникли внутри проблемной системы, то субъекты управления должны быть внутри системы. С точки зрения способа управления различными факторами возможны, на наш взгляд, несколько типов воздействия. Эти воздействия могут представлять собой мероприятия ресурсного, научно-технического, организационно-хозяйственного характера и предусматривать поставки дополнительных ресурсов, создание новых мощностей, внедрение новых технологий, формирование новых хозяйственных и управленческих структур и т. п. Общее для этих управлений является то, что все они направлены на изменение потоков материальных и финансовых или информационных, поступающих на вход объекта управления. Введем понятия элементарной, объектной, функциональной, частной, групповой и смешанной стратегий решения проблемы. Поскольку на качество функционирования отдельно взятого элемента может влиять одновременно несколько факторов, а каждый из факторов может устраняться и компенсироваться различными способами, то представляется целесообразным использование понятия элементарного управления, под которым мы понимаем воздействие на отдельный фактор, характеризующееся единым объектом, а также субъектом и способом воздействия. Элементарные управления могут группироваться в различных аспектах: конкретных результатов, объектов, субъектов и механизма воздействия. Если элементарные управления объединить с позиции общего объекта управления, т. е. фактора, являющегося предметом управления, то каждому фактору может быть поставлена в соответствие стратегия по его устранению или компенсации — элементарная стратегия. То есть управляемый фактор — это основа для объединения нескольких субъектов, форм и методов управления. Под объектной стратегией будем подразумевать совокупность элементарных действий, направленных на улучшение качества функционирования определенного функционального элемента. То есть объединение элементарных управлений в аспекте данного конкретного результата дает объектную стратегию.
134 135 Объединение объектных стратегий по группам однотипных функциональных элементов, принадлежащих различным функциональным подсистемам проблемной системы, представляет собой групповую стратегию. Объектные стратегии могут быть объединены также по признаку улучшения свойств функциональных систем, к которым принадлежат соответствующие элементы. Такое объединение будет образовывать функциональную стратегию. Наконец, элементарные управления могут быть сгруппированы по признаку общности субъектов и механизма воздействия на отдельные факторы (мы предполагаем, что субъект и механизм воздействия образуют единый признак). Совокупность действий, образующую такую группировку, мы будем называть частными стратегиями. Пусть, например, в качестве проблемной системы рассматриваются отрасли и производства, связанные с эксплуатацией запасов минерального сырья. В работах [10, 11] в качестве основных проблем развития отраслей минерально-сырьевого комплекса (МСК) выделяются следующие: снижение технико-экономических показателей деятельности комплекса; напряженность с обеспечением потребности народного хозяйства в ряде видов продукции комплекса; увеличение антропогенного давления на окружающую среду; нерациональное, в частности некомплексное, использование запасов минерального сырья; потенциальная возможность ситуации, когда необходимо будет резко увеличить затраты в развитии комплекса с целью обеспечения потребностей народного хозяйства. В качестве факторов возникновения и воспроизводства проблем, обусловливающих неудовлетворительное функционирование отдельных элементов МСК в работах [10, 11, 21, и др.], выделяются следующие: отсутствие разработанных прогрессивных технологий глубокой безотходной переработки сырья; слабая увязка интересов производителей и потребителей продукции МСК, в частности отсутствие заинтересованности производителей в выпуске непрофильной продукции; отсутствие высокомеханизированного надежного, высокопроизводительного горного оборудования; высокая ремонтоемкость оборудования; не вполне рациональная структура потребления продукции МСК; недостаточно обоснованные планы производства продукции; отсутствие платы за запасы сырья в недрах; недостаточное развитие элементов социальной инфраструктуры в районах размещения предприятий МСК. В качестве объектных стратегий (весьма агрегированных). направленных на совершенствование технологии производства в МСК, в данном случае можно рассматривать, например: повышение качества технологического оборудования для различных стадий производственного процесса; внедрение новых технологических процессов комплексной переработки определенных видов сырья; изменение принципов стимулирования труда проектировщиков отдельных видов горного и металлургического оборудования; закупка конкретных лицензий и зарубежных патентов на выпуск оборудования и т. п. Примером элементарных стратегий будут являться действия, направленные на устранение и компенсацию факторов, препятствующих росту комплексности использования сырья. К ним относятся повышение цен на комплексное сырье, повышение цен на различные виды непрофильной продукции комплексного производства, развитие прямых связей между поставщиками и потребителями сырья, импорт оборудования для комплексной переработки сырья или приобретение лицензий на выпуск такого оборудования, введение платы за запасы сырья в недрах и пр. В качестве примера функциональной стратегии можно привести развитие социальной инфраструктуры в отраслях МСК, развитие использования альтернативных видов сырья. Примером частной стратегии является совокупность финансово-кредитных воздействий на деятельность МСК или развитие машиностроения для нужд комплекса. Что касается мероприятий, то они носят по отношению к элементарным стратегиям обеспечивающий характер. Например, элементарное управление выражается в функциональных терминах: «внедрить технологию комплексной переработки сырьевых концентратов». Мероприятия в этом случае будут включать: проведение лабораторных испытаний новой технологии; создание проектно-сметной документации; собственно строительство предприятий и пр.; установление стимулирующих цен на продукцию комплексной переработки. Смешанными стратегиями будем называть совокупности объектных, групповых и функциональных стратегий, объединенных по признаку улучшения различных проблемных характеристик рассматриваемой системы в целом. Отметим, что граница между смешанными и функциональными стратегиями иногда размыта, так как в ряде случаев свойства отдельных функциональных подсистем предопределяют значения тех или иных стратегических параметров системы. Например, качества подсистем, образующих контур основных фондов, обусловливают такие характеристики производства, как его фондоемкость, а качества подсистемы природоохранной деятельности влияют на уровень загрязнения среды. На рис. 5.1—5.5 представлены структурные схемы ряда сме-
136 137
Повышение эффективности использования запасов сырья
Уменьшение потерь сырья в недрах, повышение извлечения полезных компонентов при переработке Стимулирование
Расширение круга месторождений, потенциально пригодных к эксплуата-
Интенсификация работ по подготовке разведанных месторождений к эксплуатации Рис. 5.1. Структура стратегии, направленной на повышение эффективности использования запасов сырья Повышение эффективности потребления ■ ------- Повышение эффективности производства конечной продукции горнопромышленного комплекса I
Создание и внедрение технологий, обеспечивающих более полное извлечение запасов из недр и полезных компонентов из сырья
Рис, 5.3. Структура стратегии, направленной на повышение эффективности конечной продукции горнопромышленного комплекса Повышение объема использования альтернативного сырья
Увеличение использования
Выбор импортера с учетом внешнеполи тических и внешнеэкономических факторов
Ориентация потребления на полное использование продуктов комплексной эксплуатации ресурсов
Создание необходимых технологий
Стимулирование экономит ресурсов на базе действующих технологий Рис. 5.2. Структура стратегии, предусматривающей повышение эффективности потребления продукции горнопромышленного комплекса
Осуществление
инвестиций создания нового производства
Рационализация структуры потребления с целью обеспечения высокого коэффициента оборачиваемости сырья связанной с использованием альтернативного сырья шанных стратегий, направленных на повышение эффективности деятельности минерально-сырьевого комплекса. Из сказанного следует, что простейшими составляющими, из которых могут быть собраны более сложные способы действий по решению проблемы, являются элементарные стратегии. Элементарная стратегия имеет чрезвычайно простую структуру, отражая взаимосвязь лишь пары элементов: объекта воздействия и субъекта воздействия. Способ воздействия детерминирован свойствами субъекта и объекта и выражается в форме потока продуктов, услуг, информации между ними. 139 / Повышение комплексности использования сырья Управление
Повышение эффективности управления эксплуатацией комплексного сырья
Обеспечение согласованности деятельности министерств, потенциально заинтересованных в комплексной переработке сырья
Создание экономических стимулов к комплексной переработке I щ---------
Установление прямых связей между поставщиками попутных продуктов и их потребителями Рис. 5.5. Структура стратегии, направленной на повышение комплексности использования сырья Природная среда Социальная инфраструктура Природные ресурсы Рис. 5.6. Укрепленная структура системы, образованной субъектами и объектами реализации элементарной стратегии
5.2. Структура элементарных стратегий Управление факторами предусматривает изменение свойств либо системы, продуцирующей негативные факторы, либо элементов проблемной системы, на которые эти факторы воздействуют. В последнем случае имеет место адаптация к негативным факторам. На схеме рис. 5.6 иллюстрируется случай, когда объктом управления является некоторая система А, обеспечивающая проблемную систему продуктами и услугами. Их дефицит играет роль негативных факторов, обусловливающих существование проблемы. В этом случае элементарная стратегия будет заключаться в воздействии на систему А с целью увеличения поступления из нее продуктов и услуг в проблемную систему. Здесь А рассматривается как производственная система наделения основными фондами, перерабатывающая поступающие на ее вход материальные ресурсы в выходные продукты и услуги, а также отходы производства. Кроме того, на вход поступают финансовые ресурсы и социальные услуги, а также инвестиционные ресурсы и результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти потоки могут являться предметом управления. Здесь ФИН — система, обеспечивающая систему А и других субъектов реализации стратегии финансовыми ресурсами; СОЦ — то же для услуг социальной сферы; 140 ИНВ — поставщик инвестиционных ресурсов; ПРИР — источник природных ресурсов; МАТ — поставщики материальных ресурсов; СРЕДА — окружающая среда. Изменение любого из потоков, поступающих на вход А, меняет ее свойства и условия функционирования, которые в свою очередь выражаются в выходных потоках из А. Здесь подсистемы СОЦ, ИНВ, ФИН, МАТ, ПРИР в совокупности с органами управления, регулирующими потоки из них в А, играют роль субъектов отдельных управлений. Элементарная стратегия применительно к рассматриваемой схеме будет характеризоваться совокупностью объемных характеристик всех потоков, приходящих в А. Совокупность конкретных значений потоков переменных будет представлять собой конкретный вариант элементарной стратегии. В ряде случаев элементарная стратегия может быть задана другим способом, не в показателях абсолютных значений потоков, а в показателях изменений, осуществляемых в них. В каждом конкретном случае, по-видимому, будет удобнее тот или иной вариант. Рассмотрим некоторые характерные особенности ряда элементарных стратегий различного типа, направленных на увеличение выхода продуктов и услуг, выпускаемых системой А в зависимости от ее типа. В работах [8, 50] сформулированы отдельные элементарные 141 стратегии, которые могут быть потенциально реализованы в ситуации, аналогичной данной. К их числу относятся совершенствование технологии в А; увеличение поступления в А ресурсов производства с соответствующим увеличением пронзводствейнФЙ мощности; изменение структуры распределения продуктов и услуг, выпускаемых системой А в пользу проблемной системы. В качестве возможных управлений деятельностью А в ходе реализации упомянутых стратегий будут выступать: увеличение поступления в А инвестиционных ресурсов, а также результатов научно-технических разработок; проведение определенной социальной политики, направленной на повышение производительности труда; увеличение потоков материальных ресурсов и услуг, а также финансовых средств, потребляемых А в процессе функционирования; изменение приоритетов различных потребителей продуктов и услуг, производимых системой А. Основным содержанием элементарной стратегии, направленной на совершенствование технологии в проблемнойсистеме и внедрение мероприятий НТП, является создание новых производственных фондов, обеспечивающих более эффективное использование ресурсов производства. То есть имеется в виду комплекс действий, обеспечивающих увеличение потока в проблемную систему новых технологий, овеществленных в фондах. Обязательное условие выпуска новой продукции и создания новых технологий — проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Предполагается, что для проведения исследований и разработок необходимо затратить определенный объем ресурсов. После осуществления разработки она может быть внедрена с различными затратами инвестиционных ресурсов в любой из потенциальной возможных ейстем, участвующих в решении проблемы. Мы исходим из посылки, что подсистема НТП является производственной системой, выпускающей специфическую продукцию — проекты и техническую документацию. Эта система наделена своими производственными фондами, трудовыми .ресурсами, потребляет определенные виды материальных ресурсов. При этом результаты разработки представляются в виде потока услуг, который распределяется между потребляющими их производственными системами. Среди стратегий, предусматривающих использование экономических рычагов, мы рассматриваем такие, которые требуют для своей реализации осуществления дополнительных затрат ресурсов. Сюда относятся: повышение цен на дефицитную продукцию и услуги, выпускаемые производственной подсистемой ЦРС, повышение материального вознаграждения за рациональное использование внутренних резервов (например, использование вторичных ресурсов, более экономное расходование ресурсов и т. п.), повышение ставок заработной платы за счет увеличения бюджетного фи- 142 нансирования, введение льготных условий кредитования, изменение нормативов распределения прибыли в интересах производственных систем, участвующих в решении проблемы, введение рентных платежей за используемые ресурсы и т. п. Субъектом реализации данной стратегии является система управления, на вход которой поступают финансовые ресурсы, а выходом являются значения таких экономических рычагов, как цены, плата за ресурсы, налоги, нормативы, отчисление от прибыли и т. п. В отличие от других систем данную систему нельзя рассматривать как производственно-экономическую, так как в ней не происходит преобразования ресурсов. Специфической особенностью взаимосвязи между потреблением финансовых средств и изменением цен является то, что объем дополнительных финансовых средств должен обеспечивать потребление продуктов и услуг по измененным ценам в полном объеме. В качестве источника необходимых финансовых средств выступает часть бюджетных ассигнований на решение проблемы. Очевидно, что рассмотренные стратегии не исчерпывают комплекс мер, связанных с совершенствованием элементов хозяйственного механизма, куда также входят меры, обеспечивающие повышение эффективности планово-управленческой деятельности, рост .производительности-труда, внедрение прогрессивных форм организации труда, изменения в структуре системы управления (например, самофинансирования; изменение соотношения между сферами компетенции территориальных и отраслевых органов управления и др.), изменение форм расчета за производственную продукцию, усиление роли двухсторонних договоров, переход на оптовую торговлю средствами производства и т. п. Однако эти мероприятия чрезвычайно тяжело анализировать совместно с другими стратегиями с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Это связано с тем, что и затраты, и особенно результаты невозможно спрогнозировать. Поэтому обоснование решений по поводу реализации подобных стратегий останется исключительно прерогативой специалистов в области совершенствования хозяйственного механизма. Социальные стратегии решения производственно-экономических проблем направлены на повышение эффективности функционирования проблемной системы в результате осуществления мероприятий (преимущественно инвестиционного характера) социального развития проблемной системы, обеспечивающих увеличение потока социальных благ, потребляемых ее элементами. В известном смысле социальные стратегии могут являться альтернативой ресурсным стратегиям и дополнять стратегии научно-технического прогресса и совершенствование хозмеханизма. Например, альтернативой дополнительным текущим затратам на привлечение трудовых ресурсов в условиях большой текучести в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока является осуществление крупных мероприятий по развитию социальной инфраструктуры, на- 143 правленных на закрепление трудовых ресурсов, в первую очередь квалифицированных, повышение производительности труда, внедрение на этой основе современных форм организации труда. Социальное развитие проблемной системы осуществляется за счет роста потребления ею (в ее рамках) услуг социальной сферы. Социальные стратегии предполагают реализацию различных мероприятий в социальной сфере: в здравоохранении, образовании, рекреации, сфере услуг, в производстве продуктов питания и товаров народного потребления, в жилищном строительстве и сфере культуры и пр., связанных с осуществлением капитальных и текущих затрат. При этом социальная подсистема, выпускающая социальные блага и услуги, рассматривается как производственно-экономическая подсистема, выпускающая социальные блага и услуги, которая наделена основными производственными фондами, в рамках которой осуществляется процесс производственного потребления ресурсов, реализуются достижения научно-технического прогресса. Что касается элементарной стратегии, направленной на обеспечение системы А материальными ресурсами и услугами, то она будет иметь структуру, аналогичную совокупности элементарных стратегий, рассмотренных выше. Таким образом, рассматриваемая частная стратегия, направленная на увеличение выпуска продуктов и услуг некоторой системой А, обеспечивающей функционирование проблемной системы, складывается из нескольких элементарных стратегий. В свою очередь системы, обеспечивающие реализацию каждой из этих стратегий, имеют сходную структуру. Более того, в состав этих систем входят одинаковые функциональные элементы. Конечно, инвестиционные ресурсы, поступающие в социальную инфраструктуру и в систему, выпускающую сырье или технологическое оборудование для А, имеют различное материальное содержание. То же можно сказать и о материальных ресурсах. Тем не менее с точки зрения последующей выработки конкретных управляющих мероприятий по реализации каждой элементарной стратегии представляется целесообразным сгруппировать функционально одинаковые элементы. в функциональные подсистемы. Из сказанного выше следует, что ЦРС, реализующая частную стратегию увеличения выпуска продуктов и услуг некоторой системой, может быть собрана из следующих типов систем: производственно-экономической, выпускающей определенные виды продуктов и услуг, потребляемых проблемной системой, а также другими системами, образующими ЦРС; научно-исследовательской, обеспечивающей проведение НИР и ОКР, необходимых для освоения новых технологий, и выпуск новых видов продукции в проблемной системе; инновационной системы, в которой осуществляется создание новых производственных фондов, обеспечивающих совершенствование технологии в проблемной системе и других системах ЦРС; внешних источников ресурсов; обеспечивающих поступление финансовых, трудовых, материальных, инвестиционных, природных ресурсов; социальной инфраструктуры, обеспечивающей проблемную систему трудовыми ресурсами; системы управления, формирующей значения цен платежей за ресурсы, налогов и других экономических рычагов. При этом мы рассматриваем деятельность большинства этих систем как производственную. То есть каждая из этих систем, кроме внешних источн
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |