Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первые специальные записи были сделаны в XVII в.



2019-08-13 551 Обсуждений (0)
Первые специальные записи были сделаны в XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности первых специальных записей русского фольклора, сделанных в XVII веке: случайный, несистематический характер, свободное обращение с текстами.

 

2. Формирование осознанного интереса к народной культуре в XVIII веке. Начало систематического собирания произведений УНТ. XVIII век, особенно период царствования Петра I, принес в Россию глубокие жизненные перемены. У некоторых просвещенных дворян пробудился интерес к отечественной культуре.

 

Первые издания фольклорных текстов: «Письмовник» Н.Г. Курганова (выдержал 7 изданий); «Собрание разных песен» М.Д. Чулкова (1770-1774); «Новое и полное собрание российских песен» Н.И. Новикова (1780-1781);; «Собрание русских народных песен с их голосами…» Н.А. Львова – Иоганна Прача (1790); «Русские сказки» В.А. Левшина (1780-1783); «Собрание 4291 древних пословиц» А.А. Барсова (1770) и др. Лубочные издания как специфическая форма фиксации и популяризации фольклорных текстов.

 

Основные недостатки первых русских фольклорных сборников: отсутствие чёткой структуры, смешение народных и литературных произведений, редактирование и исправление текстов, неразличение вариантов, отсутствие паспортных данных (сведения о времени, месте записи, информантах, условиях бытования).

 

Требование публикации народных произведений без искажений и исправлений, сформулированное Н.И. Новиковым, положившее начало процессу формирования научных принципов работы с фольклорными материалами.

 

3. Первые попытки систематизации представлений о славянской мифологии и обрядности в «Кратком мифологическом лексиконе» (1767) и «Абевеге русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.» (1786) М.Д. Чулкова.

 

Научный интерес к фольклору в первой половине XVIII века связан с именами В.Н.Татищева, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова.

4. Первые научные ссылки на русский фольклорно-этнографический материал были сделаны историком В. Н. Татищевым.

 

Он изложил свои соображения о ценности народной поэзии как исторического источника и поделился личными наблюдениями над бытованием фольклора, особенно былин, которые слышал от скоморохов. В период работы над «Историей Российской» (в 1737 г.) Татищев написал программу по собиранию исторических и географических сведений; она называлась «Предложение. О сочинении истории и географии Российской». В ней Татищев советовал описывать народные обычаи, обряды и записывать устные произведения — причитания, песни, сказки, заговоры.

 

Татищев первым начал разработку славянской мифологии, пытаясь с ее помощью разрешить вопрос о происхождении русского народа и вообще славянских племен. Он интересовался всеми фольклорными жанрами, им составлен небольшой сборник пословиц.

 

 

5. Тредиаковский сделал фольклор объектом филологических разысканий в своей работе «Мнение о начале поэзии и стихов вообще», в ней он пишет, что народная поэзия является самой ранней формой поэтического творчества, а первыми стихотворцами были языческие жрецы. Тредиаковский отметил высокое эстетическое значение народных песен, он «шел за народом в его песнях» (В.Г.Белинский).

6. Суждения о фольклоре появлялись также в трудах по этнографии, языку, литературе. В XVIII в. на фольклор обратили внимание литераторы.

 

Русские народные песни легли в основу реформы стихосложения В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Тексты народных произведений включались в пьесы, звучали со сцены.

7. А. Н. Радищев привлек народное творчество как свидетельство тяжелого положения закрепощенного народа («Путешествие из Петербурга в Москву», издано анонимно в 1790 г.). Попытки писать «в народном духе» (сказочная поэма «Бова», неоконченная поэма «Песни, петые на состязании в честь древним славянским божествам»). В «Путешествии» Радищев именно в крестьянине видит создателя и хранителя народной культуры, он создает замечательный образ народного певца, бывшего солдата, слепого нищего, отражает взгляд народа на искусство (глава «Клин»). Радищев считает дворян не создателями, а разрушителями народного искусства.

 

8. М.В.Ломоносова вопросы фольклора заинтересовали в связи с работами по теории русского стиха, истории языка. Поэта и теоретика особо интересовала проблема образности народной речи (интерес к пословице), проблеме дохристианских верований славян, обряд и обрядовая поэзия. Основной смысл и значение фольклора Ломоносов видит в его историческом содержании; в народных преданиях он обнаруживает сохранившиеся исторические свидетельства, позволяющие научно восстановить древнюю историю.

 

 

9. Работа по собиранию и публикации русского фольклора усиливается к концу века. Отдельным жанрам русского фольклора стали посвящаться целые сборники: «Собрание разных песен» в четырех частях М.Д.Чулкова, «Новое и полное собрание российских песен» в шести частях Н.И.Новикова и другие. В сборнике М.Д.Чулкова впервые представлены народные песни, отразившие социальный протест (песни о Степане Разине, о казни атамана Стрелецкого и др.). Чулкову же принадлежит один из первых опытов систематизации мифологических представлений и обрядности русского народа – «Словарь русских суеверий». В издаваемом им журнале «И то и се» публикуется фольклорный материал, в частности, народные пословицы.

В конце XVIII века особый интерес проявился к пословицам, стали печататься их сборники, можно назвать и «Собрание древних пословиц» А.А.Барсова, переизданное впоследствии Н.И.Новиковым. С крайне тенденциозных позиций обратился к подбору пословиц поэт И.Богданович, близкий к придворным кругам. Ему принадлежит сборник «Русские пословицы, собранные Ипполитом Богдановичем» в трех частях, в котором совершенно искажены и содержание, и форма пословиц (поэт придал пословицам вид двустиший или четырехстиший). Сборники сказок в значительно меньшей мере содержат подлинный материал, чем сборники песен; сказки часто перерабатываются собирателями, приближаются к авантюрной повести. Наиболее значительный сборник – «Русские сказки» В.А.Левшина (в десяти частях), но только три сказки из этого сборника близки подлинно русским сказкам.

Уникальную научную ценность имеет, рукописный сборник былин, исторических песен и других жанров фольклора, собранных в середине XVIII в. в приуральских западносибирских районах для богатого заводчика П.А. Демидова. Запись была произведена довольно точно, даже с приложением нот мелодий. Предполагается, что его составителем был казак Кирша Данилов, и стало обычным обозначать сборник по его имени: «Сборник Кирши Данилова».

 

10. Первые обращения к устно-поэтическим традициям в творчестве русских писателей XVIII века («Добрыня» Н.А. Львова, «Илья Муромец» Н.М. Карамзина и др.). Своеобразие поэтики ранних русских «простонародных поэм», обусловленное стремлением авторов-просветителей «облагородить», «очистить» народную художественную мысль от «грубости» и «жестокости», придать ей изящный характер. Активное введение элементов подлинной народной поэзии в драматические произведения (комические оперы М.И. Попова, А.О. Аблесимова).

11. Противоречивость просветительской концепции фольклора: с одной стороны, признание необходимости изучения народной поэзии как важнейшего источника сведений о национальной истории, с другой – восприятие народного творчества как «грубого», «суеверного» и эстетически малоценного.

Отрицательное отношение к народной поэзии объясняется главным образом тем, что она рассматривалась исключительно как явление давно прошедшего времени, как отражение старинных, некультурных и примитивных нравов, как проявление и остаток древних суеверий, в которых сохранились ещё дохристианские языческие представления и понятия. Но это же обстоятельство, т.е. признание глубокой древности фольклора, влекло за собой повышенный интерес к нему как историческому источнику, как к сохранившимся свидетельствам о прошлом народа, его прежнем устройстве, верованиях и пр.» (М.К. Азадовский).

12. Создание предпосылок для возникновения науки о фольклоре (осознание необходимости активного собирания устно-поэтических текстов, постановка вопроса о выявлении места и роли фольклора в национальной культуре, его значении в постижении народного характера и изучении отечественной истории) – главный итог развития русской фольклористической мысли XVIII века.

 

За этот период был накоплен значительный фактический материал и выдвинуты основные проблемы, ставшие надолго в центре дальнейших фольклористских изысканий.

 



2019-08-13 551 Обсуждений (0)
Первые специальные записи были сделаны в XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первые специальные записи были сделаны в XVII в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)