Летне – осенний цикл обрядов.
Идейно-художественное своеобразие. 1. Семик - приходился на седьмую неделю после пасхи. Всю неделю называли русальной или зеленой. Вследствие исторических изменений его положение стало переходным, а сам праздник приобрел черты близкого к нему по времени празднику Ивана Купалы. Семик неоднократно упоминается в разных документах Древней Руси под названием «русалий». О русальной неделе упоминают многие погодовые записи XII-XIII вв. Русалий в них характеризуется как богопротивное и бесовское игрище, подлежащее запрету. Песни, исполнявшиеся на русальной неделе, непосредственно смыкались с аграрной магией. В среду народ собирал травы, устилал ими пол в избах; рубили молодые березы и украшали их ветвями стены. В этот же день девушки ходили выбирать березу – «заламывали» её. На следующий день или в субботу девушки шли «завивать» березу – заплетать ветви. Они несли с собой угощение и пели песни. Также известен обряд ряжения молодой березы. Её наряжали, приносили в селенье и оставляли в одном из домов до воскресенья, затем либо топили в реке, либо бросали в рожь. В представлении народа это способствовало хорошему урожаю. Обряд и песни, посвященные березе, как и все остальные, - остатки языческого культа растительности. Почести, воздаваемые березе, колосу, свидетельствуют о желании заручиться помощью могущественных сил природы. Все обрядовые действия объяснимы логикой магии. Расправа над березой вышла из той же логики. Бросив березу в рожь или в воду, хотели передать её растительную силу полям. По особенностям общего поэтического строя русально- троицкие песни примыкают во всем остальным заклинательным песням календаря. Их отличие состоит лишь в том, что обрядовое назначение постоянно раскрывается через традиционный образ весенней березы. В день, когда девушки приходили «развивать» березы, они гадали по заплетенным ветвям: если ветви засохли, то девушка выйдет замуж или умрет, а если нет – в этом году «останется в девках». Затем девушки шли к воде гадать на венках. Заплетая венки из цветов, они пели песни. Затем венки бросали в воду. Ели венок потонул – считалось, что девушка умрет, если вернется к берегу – останется в деревне или не выйдет замуж, если уплывет – выйдет замуж, причем жених будет жить в той стороне, куда поплыл венок. 2. В ночь на Ивана Купалу собирали целебные и другие травы. Это собирание не имело аграрного характера, сбором в этот день занимались знахари или колдуны. После Ивана Купалы все аграрные обряды на время заканчиваются. Они возобновлялись только к жатве. 3. Зажинки – начало жатвы. Нажав первый сноп, жница говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп», выражая надежду на удачную и обильную жатву. Первый сноп называли именинным. Его несли с поля на гумно с песнями. Именинные зерна оставляли для нового посева. Или же пара первых колосьев связывалась и ставилась в передний угол дома, потом самым первым обмолачивалась, причем отдельно ото всех. 4. В конце жатвы. Небольшую горсть колосьев оставляли ( называли «борода»). Бороду либо завивали (т. Е. сгибали в кольцо, не срезая), либо колосья надламывали, так, чтобы он прикасался к земле, или же закапывали в землю (колосья для этого связывали красной лентой, и на место, где закапывали, клали камень, на этом же месте в землю зарывали хлеб и соль). Иногда этот обычай сливается с другим- внесением в дом последнего «дожиночного» снопа ( по-другому «именинник»). Завершали работы праздником. Летний календарный фольклор как целое обнаруживает разную степень сохранности древних традиций. Лишь немногие его жанры, часть которых близка к весеннему циклу, получили заметное художественное развитие. Это песни-величания берез, песни, петые при гадании по венкам, песни кумления, жнивные песни. В большинстве случаев от давних времен до нас дошли лишь остатки некогда обширного и разнообразного творчества. Это творчество было так тесно связано с магией и обрядами, что разделило их судьбу. Забывание обрядов и магии влекло за собой исчезновение и фольклора. Осенний цикл Август и последующие месяцы вплоть до начала зимы представляют календарный фольклор россыпью различных обрядов и многообразных заклинательных приговоров. Их трудно свести к единству, но заметно, что в их основе лежит объединяющее начало – чувства земледельца. Он благодарно думал о собранном урожае и надеялся на благополучные будущие годы. Помыслы, выражаемые в обрядах, песнях и заклинаниях, обретали форму неосознанного художественного творчества. Осенью начинались обряды так называемых осенин. 6 августа в Центральной России провожали солнце. На вечерней заре всходили на пригорки и пели песни. Обращение к солнцу в них соединяли с устройством мирского порядка.
Осени́ны — день народного календаря восточных славян, выпадающий на8 сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах совершается отправляются поминки по мёртвым. Первый день октября, день Покрова Богородицы, считали зазимьем. Покров считали праздником девиц, достигших возраста и думавших о замужестве. Они ходили в церковь и ставили свечи перед иконой Пресвятой Богородицы. Девицам полагалось быть веселыми. Ноябрь считали предзимьем. Его первый день посвящали празднованию памяти святых Кузьмы и Демьяна.Это был день народного календаря славян, отмечаемый 1 ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и справляли «курячьи именины». Девушки ходили по домам — собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания. Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед. Осенние праздники и обряды завершали календарный год.
Вопрос № 14. Зимне-весенний цикл календарных обрядов, его идейно-художественное своеобразие. Календарный фольклор-обширная область творчества, обладающая единой обрядовой и мировоззренческой основой. Эти произведения являются составной частью обряда. Под обрядом понимается всякий традиционный, установленный, общепринятый порядок совершения каких-либо действий, нередко несущих символический характер. Календарному фольклору присуща заговорно-заклинательная функция. Он является частью праздничных обрядов, исполняемых в определенное время годя. Зимний цикл Празднование новолетия совершалось с 24 декабря до 6 января. Чичеров отмечал предшествующий сохранившийся тип песен, величавших всех домочадцев (овсеневые, исконно русские песни, т.к. распространены в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Рязани, Поволжье). Они неизвестны в Северной Руси, но похожую функцию величания выполняли свадебные виноградья. Виноградом называли сад, символизирующий благополучие и достаток. Содержание праздничного поздравления аналогично овсеню и колядке. Овсеневые песни носили смысл древнего заклинания. Колядку и овсень объединяет просьба обрядового подаяния. Снегирёв, Терещенко, Каминский, Веселовский сближали слова овсень и усень – сеять, Потебня и Владимиров с корнем вес (весна), Марков – чуть ясный. При любом толковании можно смело утверждать, что овсеневые песни сочетались с представлениями о возрождении света, упоминанием о будущих весенних работах. Песни приобретали аграрно-магический характер. Исполнение колядок близко к Рождеству, овсеневых песен – к Новому году. Ещё один характерный обычай – кликанье плуги, о котором почти ничего не известно, такое носит аграрный характер. С принятием христианства песни вобрали в себя заимствования из библейских сказаний. Особенно это наблюдается в белорусских и украинских песнях.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1083)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |