Период плюрализма точек зрения, широта научных интересов(до Гражданской войны).
В России, в конце XIX века, зарождаются два оригинальных направления — теория академика Веселовского, и так называемая историческая школа, основанная, в основном, на трудах отошедшего от теории заимствования академика Миллера. Историческая школа нашла много сторонников, в духе её воззрений писали свои работы учёные-фольклористы А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, братья Б. М. и Ю. М.Соколовы. Сутью данного направления был поиск исторических основ фольклорных произведений, попытка поиска исторических событий, ставших толчком к созданию того или иного сюжета. В Финляндии развивалась так называемая финская школа или географо-исторический метод, основателем которой был Ю. Крон, а продолжателями — его сын К. Крон и А. Аарне. Основными идеями финской школы было внимание к геограифической привязке произведений народного творчества, а также составление указателей сюжетов сказок и рун. Большой вклад в сказковеденье внесла книга Аарне «Указатель сказочных типов». Финская школа оказала влияние и на российскую, и на европейскую фольклористику. Также во второй половине XIX — первой трети XX веков существовала т. н. русская школа, характеризовавшаяся вниманием к личности исполнителя устного народного творчества. Её приверженцы выискивали наиболее выдающихся сказителей, издавали произведения фольклора, группируя их по исполнителям и т.п.
3. 1917-1928гг. – противоречивый характер состояния науки в этот период. С одной стороны – тяжелые потери в период Гражданской войны, с другой – расцвет краеведческой деятельности, возобновление работы многочисленных региональных научных обществ, сохранение плюрализма мнений, направлений методов работы. Значение исследований эстетической составляющей народной поэзии представителями «формальной школы» в литературоведении ( Жирмунский, Б. М. Соколов, А. П. Скафтымов и др.). Разработка основ структурологического метода в ранних работах В. Проппа на материале анализа волшебных сказок и трудах А. И. Никифорова. Оформление социологического метода исследования.
4. 1929-1957 гг. – эпоха научного монизма. В 1930-х годах географический и исторический подходы стали сменяться типологическими, как в СССР так и в мире. В СССР это было связано, прежде всего, c разгромом исторической школы в 1936 году, и фактически запретом на использования терминологии и методов этой школы, впрочем, ещё с 1920-х годов она находилась в кризисе из-за необходимости увязываться с социологическими методами, диктуемыми идеологией государства. Главным предметом внимания фольклористики становится сказка, и именно на сказочном материале рождается так называемый палеонтологический метод, ярчайшим представителем которого стал В. Я. Пропп. Им был написан ряд работ, выявляющих структуру (в терминологии Проппа — морфологию) сказок, на основе которой уже делались выводы о генезисе этого жанра. К 1950-м годах в советской фольклористике преобладали два направления: неоисторическая школа, ставшая возрождением принципов разгромленной исторической школы, а также школа историко-типологического подхода, сложившаяся благодаря палеонтологическим исследованиям фольклора. Основной темой, дискутировавшейся между представителями этих направлений был историзм былин, который исследователи исторической школы определяли как прямая взаимосвязь исторических событий с сюжетом эпоса, а исследователи историко-типологического направления — как выражения чаяний эпохи, без связи с конкретными сообщениями исторических источников. Возрождённую историческую школу возглавлял Б. А. Рыбаков, в духе её воззрений писал работы С. Н. Азбелев. К историко-типологической школе, помимо самого В. Я. Проппа, относились А. П. Скафтымов, Б. Н. Путилов. В 1970-х исследования в русле этих направлений продолжились, однако кардинально новых идей и открытий они не принесли. К настоящему времени развитие эпосоведения в России продолжается в русле установившихся в середине XX века тенденций. Можно бы сказать, что в 1986 году наука пришла к нормальному руслу, если бы не идеологический диктат. По- прежднему под запретом находились анекдот с его политическим и эротическим содержанием, а также формы, рождавшиеся в современности («садистские стишки»).
5. На рубеже 20 -21 веков внимание актуальных исследований фольклористики смещается к выяснению современных творческих процессов в народе, и связанной с ними теме аутентичности, к изысканиям в области городского фольклора, проблемам персонального нарратива и устной истории, современного фольклора (в том числе интернет-фольклора), «антифольклора» и «постфольклора» (концепция Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова)
Вопрос 12 Жанровая система русского фольклора. Специфика и принципы функционирования. 1. В трудах выдающегося советского литературоведа М. М. Бахтина проблема жанра занимает почетное место. Интерес к жанровым концепциям Бахтина растет. Но их изучение затрудняется отчасти тем, что некоторые жанровые идеи он развивает подробно, иные положения заявляет в общей форме, отдельные мысли о жанрах как бы бросает вскользь. Жанровые воззрения Бахтина не были застывшими, с годами он их уточнял, норой вносил в них изменения. Единого стройного здания теории жанров М. М. Бахтин не выстраивал, это, видимо, не составляло цель его исследований. 2. По Бахтину жанры – типовые модели построения целого, функции которых заключается в воплощении эстетической концепции мира и человека в худ образе мира, который являет всякое завершенное и полноценное произведение. Аникин под жанром понимал основную творческую единицу изучения устного нар творчества. В.Я. Пропп: «Жанр – совокупность произведений, объединенных общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя». 3. Основные элементы жанровой структуры: содержание, худ смысл, который несет в себе модель мира, и элементы худ формы, через которые это содержание явлено воспринимающему сознанию (Н.Л. Лейдерман). 4. Специфика функционирования жанра в пространстве фольклора: с 1-ой стороны, произведения фольклора объединяются в группы, отличающиеся сюжетно-тематическими, формально-стилевыми, функционально-прагматическими характеристиками, но, с другой стороны, вопрос о жанровой классификации осложняется рядом обстоятельств: · не выработаны принципы классификации фольклорных жанров; основа классификации – жанры, но структура каждого из жанров различна; · проблема жанра также связана с вопросом «модели» текста, его «образца»; о жанровой модели можно говорить лишь применительно к традиции в целом, но не к конкретному произведению; · осложнение проблемы наличием не свойственных лит произведению жанровых носителей: способ исполнения, целевая установка, семантика народных обозначений и др. 5. Своеобразие соотношения жанровых групп и родовых образований в фольклоре: нетождественность повеств. и неповеств. форм эпическому роду и лирике, народной драмы драматическому роду: o ЛИРИКА (от греч. lira - древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни-стихотворения). ü Песни: подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи)), исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые. ü Малые фольклорные формы (жанры). Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши. ü Загадки. Игровой фольклор: игры, считалки. Пословицы, поговорки.
o ЭПОС (от греч. epos - слово, повествование, рассказ). ü Сказочный эпос. Волшебные сказки: героические, социально-классовые, семейные (педагогические). Сказки о животных: борьба хищников между собой; борьба слабого зверя с хищником; борьба человека со зверем. Новеллистические(бытовые) сказки: анекдотические, сатирические (антибарские, антицарские, антирелигиозные), сказки-состязания, сказки-насмешки. ü Несказочный эпос. Исторические предания, легенды, бывальщины, былички. ü Эпические стихотворные жанры. Былины, исторические песни (ранние), баллады. o ДРАМА (от греч. drama - действие ). Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорный театр в широком смысле слова непрофессиональный, однако в истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи - древнерусские народные актеры - профессионалы. На Руси существовали оседлые и походные, странствующие скоморохи. Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству игры на музыкальных инструментах, пения и пляски. Походные скоморохи обычно выступали в дни народных увеселений. С ними связывают такие виды народного театра, как медвежья потеха и Петрушка. ü Фольклорный театр - наиболее ёмкое и точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство. Оно включает совокупность театральных явлений в фольклоре - разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.
6. Актуальная задача современной фольклористики – решение вопроса о всеобщей жанровой классификации текстов, установление иерархической системы видов и разновидностей произведений, их жанровых обозначений.
Вопрос 13 13. Летне – осенний цикл календарных обрядов, его идейно – художественное своеобразие. Обряд – традиционная, узаконенная обычаем совокупность действий, направленных на укрепление усвоенных от предшествующих поколений отношений к природе и социальных установлений. Основа обрядового мышления: древняя система миропонимания, утверждающая тесную связь между человеком и природой. 1. Обрядовые действия направлены на обеспечение хорошего урожая и сытой жизни. 2. Циклический характер и ежегодная повторяемость календарных обрядов – форма гармонизации природного внешнего космоса с внутренним ритмом человеческой жизни. 3. Календарный фольклор – часть праздничных обрядов, соотнесенных с важными моментами жизни человека и природы. 4. Смеховая основа обряда как момент выражения идеи вечного обновления жизни. Обращенность обрядовой магии в будущее. 5. Игровая природа обрядового ряженья – способ утвердить обновленный социальный образ человека. 6. Зачатки культа вечно умирающего и вечно воскрешающего божества растительности в славянском фольклоре. 7. Отсутствие поминания умерших, направленность обрядовых действий на то, чтобы как можно полнее воспользоваться дарами земли и средствами собранного урожая обеспечить возможность будущего (для летне – осеннего цикла).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |