Художественное своеобразие
Обрядовая сторона песен определила последовательность в сочетании формул: приход праздника – величание хозяев- просьба – обещание угроза в случае отказа дать угощение; а также диалогическую форму и закличку в новогодних песнях. Светлая идеализированная эстетика позволила включить образную систему: уменьшительно ласкательные слова, постоянные эпитеты, сравнения, свойственные общему песенному арсеналу. Словесный строй ритмичен и обращается к рифме. На святках также исполнялись подблюдные песни. Название связано с обрядом ( из блюда, не глядя, вынимали кольцо, и песня обращалась к тому, чье оно было). Темы гаданий – благополучие, урожай, брак. От прочих песен-гаданий подблюдная песня отличается словесными формулами-заклятиями будущего. Начинались со славы хлеба – символа достатка. Песни могли знаменовать и недоброе (смерть) – образность песен навеяна суевериями. Недобрыми приметами. Стиль подблюдных песен отвечает тематике (об утрате-печальны, о замужестве-торжественно и грустно, сродни свадебным песням). Прямое заимствование образов из других жанров редко удовлетворяло требованиям жанра. Поблюдные песни-иносказания, обладающие своей символикой, связанной со святками. Зимний цикл состоит преимущественно из песен. Происхождение связано с земледельческими заботами. Изначально включали в себя обрядовую магию и простейшие заклинания, затем заклинания потеснены игровым началом. Равновесие обрядово-магической и развлекательно-художественной функцией. Весенний цикл После святок основной праздник – масленица. С масленичными обрядами связаны определенные песни, хранящие остатки архаических форм, но с очевидными поздними напластованиями (Например: упоминание о посте). Масленица - самый весёлый праздник в году. Народ не сдерживался запретами и придавался гульбе. Но смена забав имела строгую осередность:
· Понедельник-встреча, начало праздника. · Вторник-заигрыши, начало развлечений. · Среда-лакомка, угощение блинами, яствами. · Четверг-разгул, перелом. · Широкий четверг-середина веселья. · Пятница-тещина вечера, прием родных. · Суббота-золовкины посиделки, невестки принимали родных. · Воскресенье-проводы, целовник, прощеный день, конец масленицы. Масленицу называли ласковыми словами-веселая, широкая, касаточка и т.д. Деятели церкви осуждали праздник, но смогли только сократить его. Масленица была весенним праздником, но оторвалась от них из-за великого поста. Суть праздника выражалась в своеобразном обряде-начало-ряжение куклы-чучела. Понимание обряда как похорон объясняет действия людей. Одни придавались горю, другие смеялись. Радость на похоронах-надежда на воскрешение растительной силы. Катания вокруг сел, сожжение колес-символ разгорающегося весеннего солнца-источника всех земных благ. В песнях на встречу Масленицы сохранен мотив величия как живого существа. Проводы противостоят встрече (основной тон обращения-осудительный), её называют пронырой, пролазой. В песнях есть сожаление по поводу скорого окончания масленицы, упоминается велик-день-пасхальное воскресенье (позднее происхождение). Характерна вопросно-ответная композиция, соотношение обрядово-магических и художественных компонентов. С празднованием обновления природы исполнение веснянок-песен-закличек раннего прихода весны. Они обращены к жаворонку, кулику, матушке-весне. Высказывается надежда на хлебородное лето и здоровье. Пели с первых чисел марта. Из теста пекли жаворонков-вестников весны. Птиц прикрепляли к тестам и бегали по улице с криками: «Жаворонки прилетели!» В песнях говорилось о бедственном положении, перечисляли блага, ожидаемые от весны, просили кулика принести замки, чтобы заковать зиму, в древних традициях было закреплено обращение к пчеле. Песни перекликались, подражая гомону птиц. Эстетика прекрасного объединяется с хозяйственными заботами и помыслами. Весне оставляли угощение как живому существу. Понятие прекрасного соотносится с величальными мотивами-весна именуется красной. Эмоциональный строй веснянок выражается в употреблении уменьшительно-ласкательных слов. Обращение к весне и птицам носило призывной характер, используются повелительные формы. Важным организующим элементом является синтаксический паралеллизм. Стих веснянок короток и энергично-призывен. Соответствую им и мелодии. В связи с драматизированный формат обряда веснянкам требовательного заговора. Христианская пасха не случайно приходилась на весенний период. Фрезер считал, что весенние праздничные обряды можно связать с религией умирающего и воспрещающего божества растительности. Египетский Осирис, греческий Адонис. Религия Христа отличается от этих культов лишь своим идеализмом. Христос-божество аграрно-весеннего типа. Язычество сочетается с христианскими мотивами. На середину поста приходится исполнение средокрестных песен. Был обычай печь кресты, которые хранились до весеннего выезда в поле. Дети ходили по дворам и собирали кресты, распевая песни. В песнях упоминалась вода-указание на весну. Имеется колядное порицание скупых хозяев. С пасхальной неделей связан целый ряд разнообразных примет (Например: глядение на солнце, обливание холодной водой), имеющих языческие корни. Понедельник Фоминой недели (примыкающий к пасхальной) назывался радуницей, вторник- навий день. Навий день-языческий праздник поминовения усопших. Их требовалось поминать веселой тризной-радованскими поминками. На могилах оставляли крашеные яйца. В дальнейшем при всей занятости земледелием совершались многообразные игры-хороводы, носившие магический охранительный и продуцирующий характер. Однако постепенно древний смысл заменяется развлекательными. Хороводы воссоздавали удачный посев и охоту, глубоко архаичные брачные отношения (похищение невесты). Историческое развитие хороводной песни от обрядово-заклинательного действия к занимательной игре, перемежающейся с песнями и плясками, отразилась в её поэтике (Например: параллелизм, глаголы в повелительном наклонении, вопросно-ответная композиция). Для таких песен также характерно радостное отношение полноты жизни, праздничность. Весенний календарный фольклор отмечен высоким взлетом творчества, объединением языческих и христианских мотивов. В поздних формах выдвинулось развлекательное начало. План 1. Календарный фольклор. Определение. Взаимосвязь с обрядом. Понимание обряда. Функция календарного фольклора. 2. Зимний цикл б) Кликание плуги г) Святки 3. Весенний цикл -отношение церкви к масленице, содержание масленицы; б) веснянки -худ. своеобразие; в) средокрестные песни г) приметы, связанные с пасхальной неделей. д) игры-хороводы Вопрос 15. Поэтика русских заговоров.
1. Заговор – заклинание словом, устойчивая поэтическая формула, построенная чаще всего на сравнении реального действия или явления с желаемым и употребляемая для достижения лечебных или иных целей.
Заговор – традиционная ритмически организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей (В.П. Аникин).
Заговор – специфический жанр обрядового фольклора. Самые древние заговоры были короткими, поясняющими магические действия. Употребление заговоров в большинстве случаев соединялось либо с различными видами народной медицины, либо с символическими действиями – отголосками древней магии.
Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу.
Важный признак заговора — вера в магическую силу слова. Это отразили его народные названия: заговор, наговор, шептание, слово, молитва.
Текст заговора изменять нельзя, иначе ослабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры заносили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытования. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклорное явление, были подвержены вариативности.
Все сословия признавали значимость заговора и не относились к нему безразлично. Все знали, какое действие оказывает каждый заговор. В XVII веке заговоры, имевшие губительные последствия, наказывались смертной казнью. (В XVIII веке такого не было). В судебном изложении (заговоры записывались в судебных делах, т.к. были преступлением) заговоры писались на имя, т.е. человек владел заговором сознательно, знал его значение и употреблял его.
Проводниками губительной силы заговоров были пища, питьё, одежда или след человека. Многие заговоры составлялись тотчас же, как только в них являлась нужда, и представляли собою непосредственное отражение того или иного состояния души человека.
2. Заговоры бывают двух видов: · белые – направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство); · черные – направленные на принесение порчи, вреда, употребляемые без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой).
3. «Заговорный текст прежде всего – одно из орудий, позволяющих выполнить желание заговаривающегося…, осуществив переход от исходного состояния к желаемому. Словесный текст является составной частью сложного акционально-вербально-реального (т.е. совмещающего выполнение определённых действий, произнесение некоторых слов и нередко использование каких-то предметов) магического текста. Каждая из его частей – будь то вербальная (собственно заговор), акциональная (пользуясь термином старой русской науки, «чара», «чарование»), набор используемых ритуальных или иных предметов (предметная, реальная) – выражает один и тот же мифологический смысл средствами разных параллельных символических кодов, обладая при этом определённой структурой и ритмической организацией» (А.В. Юдин).
4. По тематике заговоры («воровские письма» - тетрадки, где записывались заговоры) делятся на 3 группы:
· лечебные: от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи; · хозяйственные: аграрные, скотоводческие, промысловые – от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные; · заговоры, имеющие целью регулировать общественные и личные отношения между людьми: любовные присушки, и отсушки, от недугов, для привлечения почёта или милости. Г. А. Барташевич называет заговоры-обращения, заговоры-просьбы, заговоры-формулы пожелания, заговоры-молитвы, эпические заговоры с развитым центральным образом, заговоры типа абракадабр, заговоры-диалоги, заговоры-лечебные советы, — и это еще не все типы.
5. Композиция заговора: введение (обычно молитвенное обращение), зачин (указывающий на то, куда идёт и что делать должен заговаривающий или заговариваемый) основная часть: (содержащая выражение желания, обращение-требование, диалог, действие с последующим перечислением, изгнанием болезни) закрепки (опять молитвенное обращение или так называемое «зааминивание»).
«Первобытная гармония согласует эти слова и дела; слова становятся действом. Сила, устрояющая их согласие, - творческая сила ритма. Она поднимает слово на хребте музыкальной волны, и ритмическое слово заостряется, как стрела, летящая прямо в цель и певучая; стрела, опущенная в колдовское зелье, приобретает магическую силу и безмерное могущество» (А.А. Блок).
Действие при заговоре не отличалось сложностью и совершалось в узких пределах повседневного быта с помощью совершенно безопасных предметов. Но есть заговоры, которые отличаются большей сложностью (например, устный заговор от болезни).
6. Построение заговора представляет собой последовательное сочетание формул.
Фольклорная формула — устойчивая словесная конструкция, как правило, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения.
Разнообразные формулы использовались внутри текста: чудесного одевания, устрашения, отсылки в "иной мир", врачебного совета, угрозы, проклятия, пожелания... Особенно важна формула ссылания зла (в "белых") и нанесения зла (в "черных" заговорах), в которой обычно представлены перечисления.
7. Важные элементы заговорных формул — эпитеты, сравнения, символы. Предполагается, что формульная природа заговоров восходит к песенному магическому синкретизму, поэтому в них развита ритмика, а иногда возникали рифмы. Несмотря на утилитарную направленность, многие заговоры являли образцы высокого поэтического искусства. Любовные заговоры А. А. Блок назвал "поэмой тоски и страсти".
8. Специфика сакрального хронотопа в заговоре: концентрический характер, стяжение вокруг доминирующих точек (гора, белый камень, дерево, куст, морской берег и т.п.). Мотив пути – образное оформление ритуального перемещения в сакральное пространство. Несмотря на обрядовые стороны заговоров, верований, их породивших, заговоры и магические обряды обладают географической и этнографической неопределённостью.Исторические черты в заговорах крайне редки.
9. Большое влияние на заговоры оказало христианство. Христианские образы целителей-святых и молитвы должны были укрепить авторитет магической формулы в пору, когда языческие верования уже забылись народом.
10. Персонажи заговоров очень многообразны. Это олицетворенные носители зла.
11. В художественной системе заговоров необходимо отметить богатство эпитетов. Большую роль в них играет прием сравнения. В то же время существуют заговоры и без этого приема, что говорит о многообразии их форм.
12. Заговоры сохранились:
· на клочке бумаги; · вошли в состав врачебных сборников как лекарства; · в отдельных сборниках.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |