Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные поэтические жанры



2019-08-13 529 Обсуждений (0)
Основные поэтические жанры 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует 2 группы свадебного фольклора:

1) произведения, выполняемые функции обрядов

2) произведения, в которых выражаются отношения участников свадьбы к обрядам

Произведения 2 группы в корне отличаются от произведений 1 гр.: их цель – нарисовать внутренний мир человека, дать представление о его обрядовом отношении к действительности.

Традиционный русский обряд свадьбы был повсюду глубоко лиричен. Понятие «лирика русской свадьбы» шире - это широко понимаемая лирика полно и богато отражена в двух фольклорных жанрах — причитаниях и песнях, каждый из которых имеет свою поэтическую специфику.

Жанр традиционных свадебных причитаний по своему эмоциональному содержанию и приемам художественного языка на всем протяжении обряда носит один и тот же характер. Песни же, связанные со свадебным обрядом, имеют внутренние различия в тематике, особенностях поэтики и музыкальном языке, обусловленные традиционным назначением различных песенных групп в отдельных эпизодах обряда. Вопрос о жанровом сходстве и различии в системе свадебного фольклора, песен и причитаний вставал перед исследователями неоднократно и решался ими различно. Так, например, П. В. Шейн считал, что причеты развивались под сильным влиянием лирической песни, от которой они заимствовали отдельные обороты, эпитеты, сравнения и пр. В противоположность Шейну П. Н. Рыбников находил, что не песня влияет на причет, а наоборот, поскольку «сама художественная заплачка с течением времени обращается в песню». Особенно подробно останавливался на этом вопросе М. К. Азадовский, который в работе «Ленские причитания», разделяя мысль Шейна, неоднократно упоминает о влиянии поэтики песпи на причет и приводит примеры «заимствований» в причитаниях из песен. Таким образом, исследователи отмечают, с одной стороны, различия между двумя этими жанрами, с другой — признаки сходства в их поэтической системе, но определенных выводов из своих сопоставлений не делают.

Причет был жанром, посвященным только невесте и охватывавшим своим содержанием круг лишь самых близких к ней лиц; основной его задачей было передать переживания девушки, навеки отдаваемой из родного дома в чужую семью. Находясь в том же лирическом ключе, что и песня, причет был глубоко и органично связан с развитием драматургического сценария свадьбы и обусловлен содержанием тех обрядовых моментов, которые он сопровождал. Характер причета всегда был элегическим, но при этом мог иметь различные оттенки. Причет звучал до самого отъезда в церковь и прекращался только с выходом невесты из отчего дома. Как правило, причет исполнялся единолично, независимо от того, причитала ли сама невеста, ее заместительница-вопленница или кто-нибудь из отвечавших ей женщин. Причет передавал субъективные переживания, исполнялся как лирическая импровизация. У причета чаще всего нет стройно развивающегося сюжета и композиционной завершенности. Он может начаться с восклицания, с полуслова, может таким же восклицанием или полусловом и оборваться. Этим обусловлен характер речи в причете, система ее синтаксических конструкций и лексика. Тема раскрывается в воплях, вскрикиваниях, рыданиях, основная задача которых — выразить душевное смятение исполнительницы. Текст причета содержит множество личных обращений, вопросов, восклицаний; синтаксические повторы, элементы диалога, включение личных имен, ласкательных слов, уменьшительных суффиксов повышают его эмоциональную экспрессию и подчеркивают взволнованный характер. Основная интонация причета — интонация протяжного плача. многом зависела от художественных качеств материала. В причитании художественность обусловливалась двумя моментами: знанием выработанных веками поэтических формул, присущих языку народной поэзии, и силой индивидуального творческого мастерства, которое сказывалось как в импровизационном употреблении традиционных поэтических средств, так и в сочетании их с непосредственными личными высказываниями исполнительницы. Поэтому причет мог быть произведением искусства (и в устах вопленницы-мастерицы очень сильно воздейство- вать на слушателей), а мог и не быть им, например, в исполнении плакальщиц малоодаренных и плохо усвоивших традиционную поэтику.

Свадебные лирические песни соотносились с обрядом значительно свободнее, чем причеты: песенный репертуар не был так закреплен за отдельными обрядовыми моментами, как большинство причитаний. Песни во многих случаях являлись как бы украшающими вставными эпизодами. Содержание песни было обычно значительно шире и обобщеннее, чем у причета—жанра, интимного по самому своему характеру. Песня должна была показать отношение не только жениха и невесты, но и всего рода к тому, что совершалось, поскольку свадьба была важным событием — в семейный коллектив принимался новый член.

Виды свадебных песен:

1) Величальная песня – один из самых ярких жанров. Н.П. Колпакова: «Назначение величальных песен – прославить и возвеличить человека-труженника»

Строгой закрепленности времени исполнения этих песен не было. Песни отмечают не только красоту лица: они фиксируют внимание слушателя и на походке, и тщательно изображают одежду.

Молодец: сын уважаемых родителей, с самого рождения его всячески опекают; ему пророчат великое будущее, предрекают карьеру на общественном поприще, о нем вздыхает красна девица. Величальные песни жениху отличаются от вел. Песен холостому парню. Если о парне заботятся мать, сестра, то о женихе уже сама красна девица.

Образ девушки и невесты в циклах вел. Песен, им посвященных, показывают как большое сходство, так и различие. Создаетя также, как и образ молодца. В в.п. создавался весьма характерный, идеализированный портрет девушки. Образ женатого мужчины отличается от образа холостого парня и жениха-князя. Нередко изображается его борода – символ сытой и степенной жизни женатого мужчины. Тысяцкий – богатый, щедрый человек, свадебный воевода. Дружка – центральный герой песен. Человек идеальный, совершенный в своей свадебной роли. Песни рассказывают о нем, как о самом «пригожем» госте на свадьбе. Сваха (сватья) – счастливая замужняя женщина, выполняет почетные свадебные функции. Вдова и вдовец – новое явление, т.к. создается при помощи новых средств: никакого описания внешности, лишь описание их горя.

Величальная песня, создавая облик того или иного участника свадьбы идеализирована, по своей поэтической сущности описательна. Детали герое изображаются для сравнения.

Н. П Колпакова: «Композиционный прием традиционной крестьянской вел. песни разнообразием не отличается. Невелики по объему и носят в основном описательный характер».



2019-08-13 529 Обсуждений (0)
Основные поэтические жанры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные поэтические жанры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)