Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 22 Несказочная проза



2019-08-13 1065 Обсуждений (0)
Вопрос 22 Несказочная проза 0.00 из 5.00 0 оценок




Русская несказочная проза: проблема жанровой дифференциации и классификации

1.           Несказочная проза как совокупность повествовательных форм, обладающих конкретно-информативной функцией: сообщение достоверного факта или сведений, принимаемых за достоверные. Отсутствие жестких стилевых канонов, а также зависимость композиции повествования от коммуникативной ситуации как общее свойство всех форм несказочной прозы.

2.             Несказочная проза имеет установку на достоверность описываемых событий. От сказок отличается функциями. Произведения фольклорной несказочной прозы , с точки зрения народа, важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как предостережение, назидание. Следовательно, в несказочной прозе познавательная и дидактическая функции преобладают над художественной. Важный признак несказочной прозы-сюжет(содержание). Обычно сюжеты одномотивны, но могут передаваться как сжато, так и подробно. Сказка выполняет эстетическую функцию, а несказочная проза – информационную.

3.           Жанровые формы и разновидности несказочной прозы сложны для дифференцирования, это обусловлено:

· неупорядоченностью или отсутствием жанровых обозначений в народной среде;

· трудностью выделения произведений несказочной прозы из общего потока устной речи;

· недостаточной проявленностью худ структуры в силу стихийности, неосознанности эстетического начала в условиях доминирования информативной или дидактической функции;

· активным взаимодействием отдельных жанровых форм, их генетическими связями, обеспечивающими легкость перехода одной формы в другую.

4.            Жанры: 1. Предания; 2. Легенды; 3.Былички.

ü Предания – это произведения о достоверных событиях истории, о реально живших людях. Ретроспективны. Дают народное объяснение событиям и фактам, представленных эпическим повествованием. Предание свободно от формы, т.е. это свободный рассказ. В них нет формул. Предания делятся на 2 группы: исторические и географические (рассказывают о появление географических названий).

ü Легенды рассказывают о христианских персонажах. В основе легенд лежат апокрифы. Апокрифы – произведения на библейские сюжеты, не вошедшие в канонический текст Библии. В них лежит бытовое толкование библейских сюжетов. Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. Русские легенды можно разделить на следующие тематические группы: 1. Легенды о сотворении мира, о происхождение солнца, месяца, звезд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но толкуют их иначе. Кроме того, в такого типа легендах немало языческих элементов.2. Легенды о животных, где рассказывается о животных, птицах и рыбах, объясняется происхождение их особенностей (почему собака и кошка все время ссорятся); 3. Легенды о боге, святых и их хождение по земле, по аду и раю, об их помощи людям; 4. Легенды о наказание злых и прощение грешников. В них рассказывается о том, как злой отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им был вознагражден. 5. Легенды , в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далекой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий; 6. Легенды с семейными мотивами. Повествование строится на отношениях мужа и жены, сына и матери, брата и сестры. Отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями.

ü Былички – жанр народной демонологии,устные рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, кикиморе, баннике, овиннике, огненном змее, оживших мертвецах/ чертях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь существ из мира народной религии. Характеризуются твердой уверенностью рассказчика в существовании таких сил, но в отличие от бывальщин возможно сомнение исполнителя. Былички отражают бытовые симпатии и антипатии их рассказчиков. Персонажи – фантастические существа, которые обитают рядом с человеком. В них сохранились осколки архаических мифов.

ü Бывальщина - это рассказ (сказ), но такой, истинность которого удостоверяется либо рассказчиком, либо свидетельством какого-нибудь из его современников. Личное воспоминание, пришедшее в традицию, интересное другим рассказчикам, подвергнутое ими правке и изменениям, становятся бывальщиной. От простого рассказа она отличается известностью в определенной местности.

5.            Жанры несказочной прозы не обладают той устойчивостью поэтической формы, которая присуща сказкам, поэтому обычно они определяются по характеру содержания произведений. Имеет иную нежели сказки модальность. Ее произведения приурочены к реальному времени реальной местности, реальным лицам. В сказке нарочитый вымысел, а у несказочной - установка на достоверность. Эстетическая функция скрыта, а на первом плане информационная и утилитарно-практическая. Сказка не зависит от контекста, а несказочная проза обусловлена речевым и ситуационным контекстом.

Вопрос 23 Быличка



2019-08-13 1065 Обсуждений (0)
Вопрос 22 Несказочная проза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 22 Несказочная проза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1065)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)