Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 30 Специфика историзма в рус. былине. Какие т.з. существуют по этому вопросу в современной фольклористике?



2019-08-13 1304 Обсуждений (0)
Вопрос 30 Специфика историзма в рус. былине. Какие т.з. существуют по этому вопросу в современной фольклористике? 0.00 из 5.00 0 оценок




*АнтинОмия – ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование.

1. Самая сложная историко-эстетическая проблема в изучении былинного эпоса – проблема взаимоотношения былины и факта. Сложность этой проблемы в том, что нужно объяснить антиномию конкретно-исторического предмета отражения в былине и той идеально-обобщенной формы, какую получает в итоге самого отражения.

Если былина не есть нечто унаследованное от доисторических времен, а возникает как отклик на реальный исторический факт, то почему этот факт утрачивает в былине почти всю свою индивидуальную конкретность?

2. Для мифологов былина была к началу «историзации» как бы эпосом «на излете», а все конкретно-исторические отложения в нем рассматривались как позднейшие примеси. Всё же остальное, «историческое», было в их глазах вторичным, следовательно, антиномия для них не существует. «Идеальность» былин – норма, правило, «историзация» - отклонение от нормы.

3. Исторической школе было сложнее в решении этого вопроса, т.к. рядом с былинами стоят исторические песни, в которых ярче выражен историзм, а это сильнее подчеркивало особенный характер былинного историзма. Вс. Миллер и его последователи сняли всякое различие между былиной и исторической песней. Но в итоге попытки найти в былине, как в исторической песне, что-то верное оказались тщетными, следовательно, историческая школа не смогла объяснить антиномию факта и его отражения в былине.

4. Однако точка зрения, согласно которой былина – «историческая песня» своего времени, поддерживалась долгое время рядом других ученых – А. Веселовским, и др. Веселовский писал: «… когда у народа сложилась эпическая поэзия, это доказывает, что действительность произвела на него впечатление и оставила свои идеалы. Таким образом, между мифическим и историческим эпосом не представляется никакой существенной грани». Но эта теория была лишь постулатом в теории; ни одного примера, подтверждающего её не было.

5. Следующая теория А.П. Скафтымова, который считал, что песня с конкретно-историческим содержанием может претерпеть эволюцию и превратиться в былину. Однако Скафтымов не доказывает главного: того, что былина при своем возникновении была песней с конкретно-историческим содержанием. Больше к этому вопросу фольклористика не возвращалась.

6. Хотя для некоторых ученых (В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов) антиномии вообще не существовало, поскольку ими отрицалась какая-либо связь былины с конкретными фактами. Они развивали мысль об эволюции представлений об обобщенном, художественно выраженном типе историзма в героическом эпосе.

 В. Пропп писал : «Историчность эпоса определяется не реалиями, а историческим смыслом и содержанием сюжета… Для нас историчен художественный вымысел как таковой».

7. Между тем вопрос этот (о специфике былинного историзма) день ото дня становится все более актуальным. Ибо в самой непосредственной связи с ним оказываются многие важнейшие социально-эстетические и культурно-исторические проблемы.

Вопрос об историзме былин зависит и сам влияет на решение более общего вопроса – об истории и основных этапах развития народного художественно-исторического сознания. Одно, например, дело считать, что былине уже при самом ее возникновении присуща способность отражать конкретно-исторические факты, и другое дело утверждать, что она ограничивается выражением общих идеалов и идей, а внимание к реальному факту возникает на поздних этапах, т.е. в исторических песнях. В первом случае признается, что народному художественному сознанию уже на ранних стадиях был присущ конкретный историзм, в дальнейшем не претерпевший никаких изменений. Во втором случае основной акцент делается на эволюции народного сознания, на способности его к развитию от простейших форм художественного освоения действительности к более сложным – конкретно-историческим.

Если мы признаем, что обобщенная форма его отражения – результат не разрушения этой конкретно-исторической основы, а выражение особого способа отражения этой конкретности. Действие этой формы проявилось в способах организации и отражения конкретно-исторического материала в былине. Такое понимание освобождает нас от необходимости ставить между былиной и фактом что-то среднее – «историческую песню», и избавляет от необходимости усматривать в этой эволюции объяснение обобщенной формы былины.

Вопрос 31 1. Идейно-художественное своеобразие былин Киевского цикла: образы главных героев, конфликт, сюжетно – композиционные особенности. Своеобразие монументального поэтического стиля. Былинный стих.

Былина – форма выражения исторического самосознания этноса.

Былины - героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси ( по Аникину).

Источник эпических произведений – исторический факт, но этот факт предстает в предельно обобщенном виде.=>поиски жанра- посредника: устные рассказы->исторические песни->былина (по Азбелеву, не доказанная точка зрения). По Проппу: сначала были былины, а уже потом исторические песни.

Общая идея для всех русских былин: единство русской земли.

Выражается:

1. Киев – столица Руси (символ единства).

2. Киев – духовный центр. Богатырь становится богатырем, приехав в Киев.

3. Все богатыри – богатыри по призванию.

4. Русские богатыри служат только русской земле, не князю.

5. Все русские богатыри – дородные русские молодцы.

В былине все гиперболизируется (особенно враг), много эпитетов, уменьшительно- ласкательных обращений (народность), повторов, инверсий, риторических вопросов.

Признак монументальности – отсутствие психологизма. Богатырь раскрывается только в аспекте подвига.

Особенность былин – содержание воспринимается как исторических факт. Но Б. – искусство доисторическое, оно отражает не факты, а историческое сознание народа. Историческое содержание в былинах, является признаком эпоса.

Классификация по тематике: воинские, героические. Главное содержание Б. – борьба людей с врагами.

Былины киевского цикла делятся на два разряда: 1) былины южно-русского происхождения с древним новгородским элементом и 2) былины позднейшего новгородского происхождения, приуроченные к Киеву.

Композиция: Б. начинаются с запева (желат., но не обязательно). Далее идёт зачин (изложение событий, бой) После – исход (концовка) Изложение событий разбивается на несколько эпизодов. Особенность Б. – действие разворачивается линейно и последовательно. Исход в былине очень краткий. Он заключает в себе краткую констатацию факта. Вопрос происхождения и исторической периодизации былин очень дискуссионный. В.П. Аникин выделяет 4 периода, каждый из которых дал эпосу своих героев:

1 - мифологический: он завершается к 9 в.(время возникн и первоначального развития эпических песен)

2 - киевский: 9-сер 12 в.3 - владимиро-суздальский: с сер. 12 до второй пол. 14 в.Этот период государственного и этнического развития Северо-Вост Руси

 4- -пер.творческой обработки прежде созданных былин применительно к историческим условиям Московской Руси: со втор пол 14 в. по начало 17. в. Значительная часть былин киевского цикла представляет слияние древнейших новгородских былин с южно-русскими, по преимуществу киевского происхождения, несколько видоизмененными под влиянием ростово-суздальского эпического творчества. В настоящее время былины киевского цикла почти совершенно забыты на местах их происхождения.

Киевский период складывается в 2 цикла.

Первый возник в 10 в. и повествует о Владимире Святославиче.Второй - в 11-12 вв. о В.Мономахе.В этом цикле Обогащаются сюжеты былин, появляются новые имена (Итларь, Сугрут, Туборкан превращается в Тугарина Змеевича).Появляются новые богатыри. Считается, что Алеша Попович появляется во 2 цикле былин. Имя окончательно сложилось к 16 в., потому что при дворе одного из князей в 16 в. жил воин Александр Попович. Появление Ильи Муромца приписывают к первым двум циклам и Владимиро-Суздальскому периоду. Наряду с былинами героическими существовали былины новолистические. В них не сказывается о борьбе с врагом. К ним относ былины о Ставре, Чуриле Пленковиче,

Дюке Степановиче. Развитие сюжетов этого цикла завершается трагически. В 13 в. было татаро-монгольское нашествие, Киев был разрушен.

Былина как древняя эпическая песня все чаще стала вторгаться в область конкретных исторических оценок и избрала предметом своего изображения общественную жизнь и историю Киевской Руси. Традиции прежних песен, мифология периода были подвергнуты действию того процесса, который условно можно обозначить как историзацию эпических сюжетов и образов. Об условности этого определения необходимо говорить потому, что прежде существовавшие традиции песенного эпоса тоже, как это было уже показано, не были лишены историзма.

Историзм былин общерусского киевского цикла в отличие от прежнего соединяет традиционные художественные обобщения с историческими оценками явлений общественной жизни русского народа в новую историческую эпоху. Все былины киевского цикла в своих социально-исторических обобщениях исходят из идеи укрепления могущества Русской земли. В этом нельзя не увидеть проявления социального историзма, который обрел в былинах этой поры новые формы на почве Киевского государства. Таков историзм всех былин о Добрыне, антикняжеских былин о Сухмане, Даниле Ловчанине и Михаиле Даниловиче, а также былин о Чуриле, предававшемся любовным утехам, былин о сватовстве Соловья Будимировиче и киевского богатыря Ивана Годиновича.

Былины Киевской эпохи включали в себя идеи бескорыстного добровольного и самоотверженного служения Русской земле, высоко ставили этику и мораль защитников Руси и осуждали все, что мешало ее единству и укреплению.

Былины об Илье Муромце: В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг оберегатель русской земли. Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что даёт ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Обиду он забывает, когда речь идёт о беде, нависшей над родной землёй, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, «а ради матушки-свято-Русь земли». Образ Ильи Муромца раскрывается в значительной группе былин, популярных в течение долгого времени. Это «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Илья и Идолище поганое», «Бой Ильи с сыном», «Илья и Калин-царь», «Илья и голи кабацкие», «Ссора Ильи с князем Владимиром», «Илья на Соколе-корабле», «Три поездки Ильи Муромца». Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - сложное произведение. Содержание и образы этой былины ставят перед наукой ряд вопросов. Первый из них – вопрос о сущности образа Соловья – разбойника. Многие считают его гиперболизированным образом разбойника, в котором содержится значительное обобщение представлений о разбое. Второй вопрос – вопрос об отношениях Ильи и Владимира. Владимир не верит Илье, обзывает его пьяницей, деревенщиной. В некоторых вариантах былины бояре нападают на Илью. Третий вопрос – вопрос о смысле деятельности Ильи. Она носит государственный характер. Илья освободил дорогу из Чернигова в Киев, разгромил «гнездо» Соловья-разбойника; он высказывает желание служить в Киеве. Этим Илья выделяется среди богатырей. Он защитник родной земли, центр которой для него – Киев.

Былины о Добрыне Никитиче: Былины о Добрыне Никитиче считаются более старыми, нежели былины об Илье. Облик былинного Добрыни наиболее определённо раскрывается в былинах воинского и новеллистического характера. К первым принадлежат былины «Добрыня и змей» и «Добрыня и Василий Казимирович», ко вторым – «Добрыня Никитич и Алёша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». Содержание былин «Добрыня Никитич и Змей» сводится к следующему: богатырь купается в Пучай – реке, появляется Змей – враг Русской земли. Добрыня бьётся с ним и побеждает его. Змей обещает не причинять зла людям. Однако позже он нарушает обещание, и Добрыня, встретив его, убивает. В былине «Добрыня Никитич и Алёша Попович» разработан сюжет «муж на свадьбе своей жены». Пока ездил Добрыня, князь Владимир и княгиня посватали его жену за Алёшу. Приехал Добрыня во время свадебного пира. Явился под видом гусляра. Но жена узнала его. Женитьба расстроилась. В былине «Добрыня и Маринка» богатырь попадает под власть чародейки, которая его превращает в тура, и только мать спасает богатыря от колдовства. Добрыня значительно отличается от Ильи Муромца. Он также могуч и смел, служит земле русской. Но вместе с тем он тонкий дипломат, и именно ему Владимир поручает высватать невесту, именно ему поручает везти дани-пошлины. Добрыня может читать по-церковному, играть на гуслях. Добрыне свойственно «вежество», умение вести себя. Характеристика Добрыни показывает развитие индивидуализации образа в былинах.

Былины об Алеше Поповиче: Группа былин об Алёше Поповиче включает в себя всего 3 былины: «Алёша Попович и Тугарин», «Алёша и сестра Збродовичей (Петровичей)», «Добрыня Никитич и Алёша Попович». И Алёшу Поповича, и Тугарина учёные признают образами, имеющие исторические прототипы. Исторический прототип Алёши – «храбр» Александр Попович – относится к 13 веку, но летописцы связали его с событиями 1096 года, когда один из воинов убил половецкого хана Тугор-кана, который подступил к Киеву. Образ Тугарина несёт в себе черты мифического существа: он изображается иногда как змей, способный летать, у него обычно бумажные крылья. Алёша отличается от Ильи и Добрыни тем, что он в борьбе с врагами пользуется не только силой, но и хитростью. В нём есть черты, которые не очень приличествуют богатырю: он нарушает договор побратимства и хочет жениться на жене Добрыни: Алёша привозит весть о гибели Добрыни, которая оказалась ложной. Следует подчеркнуть, что прозвище Алёши «Попович» было основанием для того, чтобы в поздних былинах его образ приобрёл отрицательные черты: хитрость, жадность, неверность. Но Алёша – богатырь, и в этом сущность его образа.

 

Сюжетно - композиционные особенности: Гиперболизация богатыря и его силы, постоянные эпитеты при описании богатыря.

Былинный стих

Кроме внутреннего, замечается ещё и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке: стих былины состоит или из хореев с дактилическим окончанием, или из смешанных хореев с дактилями, или, наконец, из анапестов; созвучий нет совсем и всё основано на музыкальности стиха; тем, что былины писаны стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов; он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины сохраняют довольно большое количество архаизмов, особенно в типических частях. Гильфердинг каждую былину делил на две части: одну — изменяющуюся сообразно воле «сказателя»; другую — типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка.

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — "старина", "старинушка", подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Характерен стихотворный метр былины — народный эпический стих: три-четыре чётких ударения в строке, интервалы между которыми 1–3 слога. Соблюдение количества ударений требует введения дополнительных ударений, лишних слогов, восклицаний. Песенная природа жанра определяет и наличие большого количества повторяющихся слов в строке, в том числе служебных, суффиксов, частиц. Былина не стремится побыстрее передать информацию. Она медленна, размеренна и величава, потому что события, о которых она повествует, тоже нешуточные.

Стих былины связан с напевной речью — речитативом, часто используется перехват, знакомый нам по народной песне.

Былинам киевского цикла свойственна общность композиции. Экспозиция — выезд богатыря из родительского дома или присутствие его на княжеском пиру; по дороге в Киев герой совершает подвиги, или на княжеском пиру становится очевидной необходимость сражения с антагонистом. Сам богатырский поединок — кульминационный момент былины — обычно занимает немного времени, после этого герой вновь возвращается на княжеский двор. Каждый эпизод закреплён в пространственном и временном отношении. Смена событий сопровождается обязательным перемещением героя.

 

Вопрос 32.Социальная и философская проблематика былин о Василие Буслаеве. Своеобразие поэтики. (по Проппу)



2019-08-13 1304 Обсуждений (0)
Вопрос 30 Специфика историзма в рус. былине. Какие т.з. существуют по этому вопросу в современной фольклористике? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 30 Специфика историзма в рус. былине. Какие т.з. существуют по этому вопросу в современной фольклористике?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)