Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 28 Пословицы, поговорки



2019-08-13 1074 Обсуждений (0)
Вопрос 28 Пословицы, поговорки 0.00 из 5.00 0 оценок




Пословицы и поговорки: определение жанра, функции, художественное своеобразие.

Одна из особенностей русского языка – употребление слова в контексте, в тесной связи с другими словами. Эта связь может быть бесконечно свободной и предельно ограниченной.

Русский язык богат различными выражениями, фразеологизмами, которые прочно закрепились в быту, или иначе – паремиями – жанрами, которые тяготеют к афористичности. Среди них в русском языке ярко выражены пословицы и поговорки- малые жанры русского фольклора.

Пословица – 

1. суждение, приговор, поучение, пущенное в оборот по чеканом народности (В.И. Даль).

2. художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы. (Ф. Буслаев)

3. поэтические произведения иносказательного образа (А.А. Потебня)

Пословица – жанр философский, истина пословицы не требует доказательств, она носит характер закона, жанр речевой, она не исполняется специально, но употребляется в живом потоке речи, «к слову». Пословица имеет свои специфические функции: она учит, воспитывает, предупреждает, дает совет и т.д. Обычно в пословицах выражается народное мировоззрение, «народная мудрость» - народная логика, психология, педагогика, кодекс понятий о государстве, обществе, о законах трудовой жизни и классовой борьбы. Главное назначение пословиц – давать народную оценку тому или иному явлению. Функциональное назначение пословиц заключается в утверждении или отрицании, подкрепляющем речь говорящего отсылкой к общему порядку вещей и явлений.

Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание; приемы, к которым тяготеет пословица:

· краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении;

· параллелизмы, тавтологии, синонимы;

· аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым;

· большое количество сравнений, метафор, метонимий при помощи которых в пословице определяются необычайно ярко предметы и явления;

· антитеза и гипербола, которые активно используются для различных противопоставлений.

Поговорка –

1. окольное выражение, простое иносказание без притчи, без суждения, заключения, применения. (В.И. Даль)

2. поэтический, иносказательный образ несложного сцепления лиц и действий. (А.А. Потебня)

Поговорка никогда не бывает самостоятельным суждением и всегда входит в предложения на правах компонента. Это свойство называется «синтаксической не замкнутостью». Поговорки – клишированный компонент свободного предложения.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл, она уточняет, конкретизирует, она не содержит полутонов, а всегда кладет сильные и резкие краски.

Одна из целей поговорки – украсить разговорную речь, сделать ее яркой и образной. Главная цель поговорки – индивидуализирующая образно-эмоциональная характеристика конкретного человека. Главная функция поговорок – индивидуальная образная характеристика людей.

Возникновение поговорок связано с появлением в речи устойчивых образных выражений. Аналогии поговорки сродни тем, которые имеют место при развитии многозначных слов-понятий. В структурном отношении поговорка как часть предложения представляет собой образ, определяющий либо лицо, либо действие, либо обстоятельства.

Поговорка категорична и чаще всего гиперболична по своему смыслу, она эмоциональна; она наполняет наш язык «узелками» образов, живых и эмоциональных, помогающих говорящему ярко оценить различные явления. Приемы, которые использует поговорка:

· гиперболы;

· сравнения;

· метафоры.

Поговорка – оборот речи, «1/2 метафоры», которая может перерасти в пословицу.

28.Русский героический эпос: проблема происхождения, история изучения.

 

Первой формой исторического повествования у каждого народа являются эпические сказания, рассказывающие о героях, о героических битвах с чужеземцами, о постройке первых городов.

 

Определение термина былина.

1.В. Я. Пропп в своем труде «Русский героический эпос» пишет, что эпос не определяется каким- либо одним признаком. Только их совокупность дает правильное и полное представление о том, что такое эпос.

Признаки эпоса:

1. Героический характер содержания (эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги)

2. Эпос слагается из песен, которые предназначены для музыкального исполнения (музыкальное исполнение свидетельствует о глубокой личной взволнованности, выражает состояние вдохновения, чувства народа)

3. былинный речитатив, т.е. былинный сказ или распев (речитатив сообщает всему произведению национальный, былевой характер).

4. стихотворная форма песни, тесно связанная с напевом.

5. в эпосе огромный исторический опыт народа обобщается в художественных образах.

6. присуща величавость, монументальность.

2. Б. А. Рыбаков в своей известной книге «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (М., 1963) взял за основу тезис Б. Д. Грекова «Былина — это история, рассказанная самим народом»; рассматривает эпические сказания как первую форму исторического повествования.

3.Д.М. Балашов в своем труде «Фольклор и история. Эпос и история» ( к проблеме взаимосвязей эпоса и исторической действительности) определяет эпос как высокое, торжественная повествовательная песнь о героях, развертывающая картину учительной, реальной древности.

4. В.П.Аникин в работе «Русский богатырский эпос» определяет былину как героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развившиеся в условиях раннефеодальной Руси; имея целью возвеличить социальные и нравственно- этические идеалы народа.

 

Различные точки зрения(по Рыбакову) на время возникновения былин, степень их исторической достоверности, причины их появления и упадка и др.

1.Школа А.Н.Афанасьева и О.Миллера. Истолковывали былины как отражение мифологических представлений древних славян. Их школа не нашла продолжателей, т.к. наука быстро обратилась к историческому осмыслению былин, сопоставляя имена былинных героев с историческими лицами, а былинные события с летописью.

 

2.Создалась историческая школа, которая была представлена двумя направлениями:

1) одни ученые, во главе с Веселовским, рассматривали русский эпос как часть мирового творческого процесса, как объект всесторонних влияний с Запада и Востока.

2) другим важнейшим направлением было собственно-историческое, или историко-бытовое, возглавленное Я.Майковым и В.Миллером. Одна из основных задач этого направления- историческое истолкование былин, сопоставление их с письменными источниками, расположения в хронологической последовательности сюжетов и изучение поэтики былин.

Методологической ошибкой школы Веселовского было то, что она начинала исследование с поисков аналогии вовне, тогда как этим нужно было завершить исследования, изучив предварительно русские былины как продукт русской действительности определенной исторической эпохи.

Историческая школа не дала настоящего исторического анализа былинного эпоса, не выделила периодов подъема и спада эпического творчества. Вместо изучения этапов развития эпоса исследователи делили былины по географическому признаку.

 

3. Буржуазная историческая школа решила три основных проблемы былиноведения:

1) вопрос о заимствований русским эпосом «бродячих сюжетов» мирового фольклора и о взаимодействии международного легендарно- апокрифического фонда.

2) проблема определения той социальной среды, в которой создались первоначально былины.

Наряду со сторонниками народного происхождения были сторонники аристократического происхождения, один из которых ярче других выразил эту теорию (В. Миллер) : «Наш былевой эпос представляется мне грандиозной развалиной , обширным многовековым сооружением, полным таинственных ходов и переходов, с пристройками и надстройками от разных времен.

3) проблема раскрытия конкретно-исторического содержания былин в их первоначальном виде и выявление позднейших напластований.

Буржуазная историческая школа очень ограниченно понимала задачу сближения былин с историей. В основном это было комментирование отдельных былин при помощи отдельных сопоставлений с летописью.

историческая школа не дала настоящего исторического анализа былинного эпоса, не выделила периодов подъема и спада эпического творчества. Вместо изучения этапов развития эпоса исследователи делили былины по географическому признаку.

 

В 1920-1930-е гг. основное внимание советских фольклористов было сосредоточено на собираний уцелевших останков былин и главным образом на изучений роли сказителей в изменений и творческой переработке сюжетов и поэтики былин.

В современной советской науке - два разных направления в изучений былинного эпоса. Объединены они одной общей чертой- отрицанием аристократического происхождения былин. Различия м\д ними заключается в том, что каждое из них по-своему борется с буржуазной историч - ой школой.

 1. Одно из направлений - советстко-историческое следует тезису Б.Д. Грекова: «Былина- это история, рассказанная самим народом». Возглавил- Д.С. Лихачев. Это направление заботится о сохранений исторического подхода к эпосу.

2.Второе направление – первобытно-поэтическое возглавлял В.Я.Пропп. Борясь с буржуазной исторической школой, он оторвал русские былины от реальной исторической действительности, объявив, что значительная часть эпоса зародилась еще при первобытнообщинном строе как воспевание борьбыс мифологическими чудовищами и что к этим основным сюжетам случайно присоединялись исторические имена и события, наслаиваясь на готовую поэтическую основу.

Ошибки школы Проппа: не дает общего представления об исторической эпохе, в которой возникли былины, не даны основные причины создания былин и отбора для передачи потомству тех сюжетов, которые дошли до нас. 

Основной тезис Проппа: « Былины отражают не единичные события истории, они выражают вековые идеалы народа».

 

Вопросы методологии по Проппу «Русский героический эпос».

 В русской академической науке 19-20 вв. имелось несколько направлений, объясняющих происхождение и состав былин.

1. Представители мифологической школы (Буслаев, Афанасьев, Миллер) полагали, что эпические песни возникали первоначально как мифы о божествах. По их мнению, в этом состояла связи с историей.

 Песни рассматривались как живые памятники глубокого доисторического прошлого.

2. Компаративисты. По их мнению, эпос вообще не историчен, а фантастичен. Согласно этому, эпос не развивается: песни создаются в определенном месте в определенное время, а затем сюжеты начинают странствовать от народа к народу, мигрировать, что составляет историю эпоса. Изучая русский эпос, компаративисты возводили его то к эпосу восточных, азиатских народов, то к заимствованиям из Византии или из Западной Европы.

3.Не решен вопрос о взаимоотношений эпоса и истории в работах исторической школы ( В.Миллер). Считали, что песни отражают события той эпохи, в которую создавались. Эпос рассматривается как своего рода устная историческая хроника, подобная письменной- летописи. Следовательно, их метод сводился к поверке былин через летопись или другой исторический документ. Миллер считал, что героические песни складывались не народом, а господствующим классом, военной феодальной верхушкой.

4. Революционные демократы изучали тексты, считая, что в центре внимания- народ. Основоположник- Белинский. Он сделал попытку объяснить былину не их мировоззрения доисторического человека, не из творчества иноязычных народов, не как создание военной аристократии, а как создание самого русского народа, обусловленное всем ходом русской истории.

Для Белинского эпос- это совершенно самобытное создание русского народного гения, в котором народ выразил самого себя, свои исторические стремления и свой национальный характер.

 В основе каждой песни Белинский ищет идею, которая выражает идеал и облекается в художественную форму.

Учение Белинского- фундамент современной науки о современной поэзии.

5. Продолжатель дела революционных демократов- Горький. Сумел дать методологическое указание по всем разделам науки о народной поэзии.

Существенные стороны:

1) обосновал материалистическое учение о происхождений народной поэзии из борьбы человека с природой.

2)  показал постоянную связь с историей

3) Содержанием народной поэзии всегда является борьба,формы и направления которой менялись с историческим развитием народа

4) Подлинное искусство всегда основывалось на искусстве народа

 

Пропп считает, что эпос возникает не в пору становления родового строя и не в пору его развития. Эпос появляется только тогда, когда первобытно- общинный строй клонится к упадку. Эпос- один из предвестников в разложении, распада этого строя и свидетельствует о начавшейся борьбе за новое общественное устройство. Эпос рождается из мифа не путем эволюции, а из отрицания его и всей идеологии.

Почему эпос как выражение прогрессивных исторических сил и стремлений, возникающий при разложений этого строя, имеет своим содержанием борьбу за семью?

Причиной этого разложения служат развитие орудий производства, приручение животных, развитие производственных сил. Новые орудия произ-ва дали экономическую возможность осуществлять произ-во не силами отдельной семьи. В связи с этим родовая община распадается на семьи. Первоначально это были большие патриархальные семьи, а затем- небольшие моногамные. Моногамные семьи расшатывают устои первобытнообщинного строя и вступает с ним в противоречие.

 

Классификация былин.

Периодизация русского эпоса очень сложна, т.к. сохранившиеся сказания и былины неравномерно освещают тысячелетнюю историю эпического творчества. Трудность задачи периодизация эпоса сложна также тем, что многие былинные сюжеты жили второй и третьей жизнью в позднейшие эпохи, наложившие на них свой отпечаток.

Б.А.Рыбаков в работе «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» выделяет основные этапы, характеризующихся преобладанием определенного эпического жанра. Производя хронологические подразделения, необходимо учитывать время сложения песен определенного жанра и время их бытования.

Этапы:

1.архаичны сказания, окрашенные мифологическим элементом. Это эпос о делах целого племени или группы родственных племен (он облечен в сказочные гиперболические формы, характерные для идеологии первобытности). Время сложения - от 1 тысячелетия до н.э. до первых веков н.э.

2.племенные сказания о князьях – воеводах, о князьях- строителях городов. Складывались они в союзах племен эпохи военной демократии. Хронология сказаний – 4-7 вв. н.э.

3.былины. Время бытования- 16-17 вв. Время окончательного отмирания жанра- середина 20 в.

4.исторические песни- 13-16 вв.

 

Классификация по Аникину «Русское устное народное творчество»

1.1) песни о Киеве и киевских богатырях

2) о Новгороде и героях Новгородской земли

3) былины, действие которых перенесено в другие города и края.

2.1) героические

2)новеллические

3) разновидности песнопения, использующие фактуру и организацию

Историческая периодизация:

1. мифологический период( время возникновения и первоначального развития песен)

2. 2. киевский(11- середина 12 вв)

3. владимиро-суздальский (середина 12- конец 13 вв.)

4. 14- начало 17 вв. Былины не создавались, а обрабатывались прежние)



2019-08-13 1074 Обсуждений (0)
Вопрос 28 Пословицы, поговорки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 28 Пословицы, поговорки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1074)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)