Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности сюжетостроения.



2019-08-13 626 Обсуждений (0)
Особенности сюжетостроения. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. образ мира:

 

1) Хронотоп – пространство и время. Специфика хронотопа: предельная широта; время действия – сотворение мира до его конца.

2) Космос, вселенная – пространство духовного стиха. Космическое пространство структурировано: в нем выделяются сферы: небесная; уровень земной, материальный, человеческий; подземный мир.

3) Верх и низ, свет и тьма – аспекты мироздания, бытия. Верх и низ борются друг с другом за человека (« Тут Бог с дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей»). Следовательно, дуалистическое ( двойственное) понимание мира.

 

2. Эсхатологические мотивы – это мотивы о конце света (мира), нарисованы картины страшного суда.

Особенности:

1)высокий поэтический стиль;

2) Символика, гипербола, параллелизм;

3)Старинные духовные стихи не имеют рифмы, можно определить как интонационные.

 

3. духовным стихам присуща высокая лексика, инверсии, анафоры, торжество, образ Христа гиперболизирован.

4. сильная связь системы образов с народной мифологией и традициями героического эпоса, обусловившая активное использование приемов олицетворения, аллегории.

Особая усложненность стиха:

1) влияние церковного стиля

2) простонародная лексика

3)Композиционные приемы: диалог, монолог.

4) финал – провозглашение вечной славы. Заканчивается словом « Аминь» - подтверждение того, о чем говорилось.

 

Вопрос 38. Художественное своеобразие жанра народной баллады.

 

1. Баллада (от прованского ballar – «плясать»). Народные баллады известны на Руси с XIV-XVI веков.

 

2. Народные баллады – это лиро-эпические песни о трагических событиях в семейно-бытовой жизни.

В центре баллад – всегда человек с его нравственными проблемами, чувствами, переживаниями. Герой баллад отличается от героев-богатырей, совершающих подвиг, от сказочных персонажей. Это безымянный человек, переживающий, страдающий и иногда погибающий в тяжелых жизненных обстоятельствах. Персонажи – люди обычные, но они необычны душевно. Эти люди сильные, с мощными чувствами; эта мощь придаёт им определённую монументальность.

 

Характер балладного героя раскрывается исключительно в действии, в поступке, подчас неожиданно для слушателя в силу неких обстоятельств. Сюжет, а не герой в первую очередь становится объектом типизации в балладном жанре. Герой баллады, например, лишён эпического презрения к сословным и иным перегородкам общества. Он – конкретный представитель какого-либо сословия; он подвержен всем условностям.

Если в былинах присутствуют героические начала, в сказках оптимистические, то в балладах выражен трагический пафос. 

 

 

Немотивированность зла (игнорирование необходимости мотивирования). Над жизнью балладных героев, их чувствами "тяготеет трагическая судьба" (В.М. Жирмунский). Вот почему герой баллады часто как будто бы даже добровольно идет на гибель, безропотно принимает смерть.

 

Сфера личностного в балладе устанавливается в приметах, предсказаниях, знамениях.

 

"Баллада ставит в центр внимания индивидуальную человеческую судьбу. События общенародного значения, этические, социальные, философские проблемы получают отражение в балладах в виде конкретных судеб отдельных лиц и частносемейных человеческих отношений".

 

3. Собственно повествовательное начало может быть сильно ослаблено и сведено к простой форме исходной ситуации, более или менее статичной, а прямая речь может выдвинуться на первый план.

 

4. Русские баллады изображают эпоху средневековья, расцвет жанра приходится на XIV–XVII века.

 

Сюжеты баллад разнообразны, но большее распространение получили баллады на семейно-бытовые темы. В этих балладах главными героями, как и в сказках, являются "добрый молодец" и "красна девица". Часто в них рассказывается о несчастной любви и трагических событиях.

 

5. Содержание баллады сосредоточено на одном событии: или может быть убийство жены мужем, отравление брата сестрою, гибель невестки от рук свекрови и др. Обычно – это самый яркий и трагический эпизод из жизни героя, полной биографии которой баллада, как правило, не даёт.

 

6. Существуют две точки зрения на происхождение балладных песен.

 

Одни исследователи (А.Н. Веселовский, Н.П. Андреев) считали, что баллады возникли в "доисторические" времена. В качестве доказательства ссылались на то, что в балладных песнях сохранились древнейшие мотивы кровосмешения, каннибализма, перевоза через реку как символики перехода из одного жизненного состояния в другое, обращение человека в растение и животное и пр.

 

Другие (например, В.М. Жирмунский) утверждали, что баллады возникли в средневековье.

 

Вторая точка зрения по отношению к русским балладным песням представляется более приемлемой. Содержание балладных песен говорит само за себя. Что же касается древнейших мотивов, то они свидетельствуют о связи средневекового песенного фольклора с предшествующими идейно-историческими традициями.

 

7. Особые стилевые черты баллады:

· развитый сюжет;

· ярко выраженная повествовательность;

· большая величина.

Это сближает баллады с былинами и историческими песнями, придаёт черты эпического стиля. Но бытовая тематика, песенный стиль в большей степени сближает их с народной необрядовой лирикой.

 

8. Поэтика.

Баллады относятся к эпическому роду поэзии. Рассказ в них ведется от третьего лица, как бы со стороны, от повествователя. Главный признак эпичности баллады - наличие в них сюжета, но сюжет предстает не таким, как в других жанрах: в балладах, как правило, в пределах образного изображения представлены только кульминация и развязка; об остальном говорится только в общем виде.

 

Герой как бы находится на грани двух миров, что рождает в нём внутреннюю тревогу, ищущую своего разрешения: реальном (повседневная практика) и потустороннем (в моменты трагического излома судьбы). Так проявляется поэтическое двоемирие в балладе.

 

Полноценными представителями «того» мира являются: водяной, русалка, химеры, мертвецы. Они вступают в контакт с героем. Знаками-символами могут быть любые сверхъестественные предметы.

 

Мир мистического может обнаруживаться в прямом вмешательстве в судьбы балладных героев высших сакральных сил, что обычно бывает связано с христианской символикой.

 

9. Излюбленный мотив народных баллад – вещие сны.

 

В балладе речь всегда идет о событии, которое само по себе является продолжением предыдущих, но о них можно только догадываться. Это делает балладную историю таинственной и вместе с тем способствует тому, что в ней выделяется самое необходимое для реализации замысла. Баллада избегает многоэпизодности. У баллад давно замечен сюжетный динамизм. В них част прием неожиданного развития действия.

 

10. Стих.

Стих баллады тесно соединен с мелодическим строем пения, а мелодии включают в себя свойства торжественного песнопения, присущего эпосу, и пронзительную тональность. Интонации несчастья и горя от такого сочетания величавую печаль.

 

Стих баллады более подвижный, чем у былины, он ближе стиху исторических песен и отличается от него только сильными эмоциональными импульсами как следствием резкого эмоционально-интонационного движения. Особенно выразительным становится стих в наиболее драматических моментах пения. В этих случаях он берет свойства от горького плача. В жанре, возникшем на стадии перехода от "классического" былинного эпоса к новому, заметен переход архаических песенных форм к новым, в которых уже есть лирические качества.

 

11. Между миром, воссоздаваемым в балладе, и его творцом (а, следовательно, и читателем) возникает пространственно-временная дистанция. Балладное пространство, подчеркнуто "нездешнее", принципиально отличное от повседневной реальности, не просто удалено от воспринимающего индивида. Оно качественно обозначено как принадлежащее к другой эстетической и этической системе, связанной с фольклорными представлениями, о чем писал В.Г. Белинский, указывая на "фантастическое и народное предание", лежащее в основе балладного сюжета. Замкнутое пространство(!).

 

В отличие от жестокого романса события баллады происходят в максимально приближённом к реальной жизни месте. Столкновение чувств в балладе достаточно драматично.

 

12. Балладный лиризм есть результат воздействия на субъекта некоего эпического события, реакция души, переживающий свое открытие балладного мира. Природа лиризма определяется тем, что в балладе автор рассказывает «чужое приключение в третьем лице». Лирический голос автора не слышен в балладе.

 

13. Специфика конфликта: за характерно балладными ситуациями семейно-бытовой драмы, социального неравенства, плена-несвободы и т.д. действительно обусловленными конкретными обстоятельствами эпохи средневековья, проступает высший и вечный план, к которому тяготеет народная баллада, стремящаяся свести разнообразные конфликты и коллизии к самым общим, родовым, неизменным противостояниям: любовь-ненависть, добро-зло, жизнь-смерть. Главный конфликт в балладе Человек и Рок, Судьба, Человек перед судом Высших сил. Конфликт всегда трагический и необъясним. Подлинный источник драматизма заключается в характере её конфликта, всегда неразрешимого.

 

14. Функция баллады: потребность освоить трагическую сферу бытия. Балладный жанр отвечал потребности личности испытать чувства и состояния, которых она была лишена в обыденной реальности.

 

15. Балладе свойственен определённый и специфический пафос: экспрессивный характер стиха, выразительный поток творческой фантазии, ритмико-мелодический размах.

 

Практически все жанры допускали возможность обращения к чудесному. Но в сознании современности чудесное связано с романтической балладой.

 

Поэтические средства:

· параллелизмы;

· эпитеты;

· уменьшительно-ласкательные суффиксы;

· сравнения;

· метафоры;

· ритмика и рифмовка.

 

Большое значение для понимания идейного смысла баллад имеют их концовки, в которых разоблачаются виновники изображаемых преступлений.

 

Баллада напоминает театр, в ней есть момент драматизма – своеобразие внутреннего художественного мира. Эти элементы придают балладе выразительность, экспрессивность.

 

 

Вопрос 39 39. Русская лирическая песня: проблема происхождения, классификация, история изучения.

Лирические песни – песни, которые выражают бытовые этические ценности, важные для самочувствия и самосознания личности (по В. П. Аникину).

Вопрос о происхождении русских необрядовых лирических песен в достаточной мере еще не исследован. На формирование их содержания и особенностей художественной формы оказали определенное влияние такие более древние песенные жанры крестьянского фольклора, как баллада, причитания, свадебная протяжная песня, календарные и свадебные величания.

Возникновение лирических песен произошло после того, как сформировался жанр балладных песен, то есть в XVI-XVII вв.

Отдельные мотивы и образы традиционных лирических песен, а также некоторые приемы их композиции и поэтического стиля несомненно являются очень древними. Но в целом жанр крестьянской необрядовой лирической песни, зафиксированный в публикациях последних двух столетий, — явление сравнительно позднее. Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовых традиционных лирических песен завершилось примерно в XVI в.



2019-08-13 626 Обсуждений (0)
Особенности сюжетостроения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности сюжетостроения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)