Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 33 Идейно-художественное своеобразие былин о Вольге и Микуле.



2019-08-13 1135 Обсуждений (0)
Вопрос 33 Идейно-художественное своеобразие былин о Вольге и Микуле. 0.00 из 5.00 0 оценок




По Проппу:

Былина о Вольге и Микуле стоит особняком среди всех былин русского эпоса. Мы знаем, что создателем и носителем эпоса в первую очередь было крестьянство, но до сих пор, на всем протяжении развития эпоса крестьянина мы не видели, не считая эпизодических, случайных упоминаний о нем. В былине о Вольге и Микуле Микула герой именно земледелец, пахарь.

Новгородский цикл былин представляет собой продолжение общерусских эпических традиций, но в силу своеобразия общественно-экономических и политических условий жизни Новгорода эти былины отличаются особого рода тематикой, сюжетами и типами героев.

Новгородский цикл былин не имеет героических сюжетов. Это объясняется тем, что Новгород значительно меньше, чем южные земли, подвергался набегам татаро-монголов и меньше вёл с ними борьбу. Сосредоточенность интересов на торговой деятельности и внутренних конфликтах, а не на борьбе с внешними врагами, определили характер сюжетов этого цикла былин.

Однако Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы – в связи с землей, простым народом.

Былина о Вольге и Микуле построена на противопоставлении: в ней Микула противопоставлен Вольге. В этом весь смысл былины. В данном отношении эта былина также стоит одиноко; мы уже знаем, что русский эпос чрезвычайно динамичен: характер героя проявляется в его действиях. Здесь же драматического конфликта нет. Есть встреча двух героев —совершенно разных по своей сущности — возвеличение одного и посрамление другого.

По идейно-художественному замыслу, состоящему в создании монументального образа Микулы и противопоставлении его Вольге, нет необходимости в том, чтобы внешняя завязка, с которой начинается песня (Вольга получает три города и едет их принимать), была бы доведена до соответствующей развязки (Вольга приезжает в эти города). Внутренне песня закончена и без такого окончания. Есть, правда, отдельные, редкие и исключительные случаи, в которых повествование доведено до полного внешнего конца: Вольга доезжает до отведенных ему городов, но таких случаев имеется всего три. В идейно-художественном отношении эти варианты не лучше, а слабее.

Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир, портрет героя.

Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.

Очень красочно изображена крестьянская работа — пашня. Смысл такого посрамления состоит не в том, что Микула превосходит Вольгу в физической силе, и не в том, что Вольга не умеет обращаться с сохой, а Микула умеет. Прав был Горький, когда писал: «Смысл былины не в том, что князь и дружинник будто бы не знали, как землю пашут, а в тяжести крестьянского труда».

Основной смысл песни состоит в противопоставлении крестьянина князю, в посрамлении князя и возвеличении крестьянина. Здесь нет острого конфликта, который вылился бы в открытые действия. Содержанием песни служит осуждение феодального князя, крупного землевладельца и властителя. В изображении песни он пользуется всеми привилегиями, которые дает ему феодальный строй, и прежде всего привилегией взимания «получки» при помощи своей личной дружины. Ему противопоставлен крестьянин, живущий не поборами, а трудом, гордый своим трудом и сознающий значение и величие этого труда. Он сильный, смелый, независимый духом и в случае необходимости — лучший воин, чем Вольга со всей его дружиной. Былина показывает, какую независимость духа и чувство собственного достоинства сохранило в себе крестьянство при условиях феодальной и впоследствии капиталистической эксплуатации.

Вопрос 34 Идейно-художественное своеобразие цикла былин о Садко. (По Проппу.)

Былина о Садко относится к былинам о сватовстве, но это не главный ее мотив, хотя этот мотив составляет древнейший стержень песни, который позднее был видоизменен и оброс подробностями, подчерпнутыми из исторической жизни древнего Новгорода. В некоторых местах она весьма архаична, в других - отражает позднейшую реально-историческую обстановку древнего Новгорода.

Былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины– древняя история Новгорода. Но Новгородская Русь придала этим слагаемым такую форму, что былина о Садко в дошедшей до нас форме признана созданием уже истории Новгорода.

Характерные особенности догосударственного эпоса:

1. Былина о Садко – единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно – подводный. Он встречает там (тоже единственный случай в русском эпосе) хозяина этой водной стихии, морского царя. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно – черта весьма архаическая.

2. Былина не односоставна, а слагается из четко разделяемых звеньев – черта, характерная для раннего, догосударственного эпоса. В основе её когда-то лежало сватовство.

 В условиях истории Новгорода былина обрела новые черты. Древний торговый Новгород отражен в ней настолько реально и верно, что песня о Садко может служить материалом для специального историко-бытового исследования. Так создался двойственный характер и стиль этой былины: сказочно-фантастический, представляющий собой переработку древнейшей традиции, и ярко реалистический, созданный древним историческим Новгородом.

Научная литература, посвященная былине о Садко, очень велика, но ни одно из положений, выдвигавшихся русской буржуазной наукой, не может быть нами принято.

                                                Садко


    Иноземец

Ø Немецкий Зигфрид (Буслаев)

Ø Герой французского средневекового романа (Веселовский)

Ø Финский мифический певец и заклинатель (Миллер) 


Русский

Ø Купец, строящий церковь на старости лет, либо святой (Буслаев, Халанский


!!!!!! Белинский прежде всего ставит вопрос о политическом строе древнего Новгорода и о торговле, как основном источнике его богатства, т.е. он восходит из исторической почвы, создавшей эту былину. Этим же определяется осн. идея былины: она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины => Белинский ставит вопрос о драматическом конфликте в былине и об истор. хар-ре этого конфликта. Былина эта могла возникнуть только в торговом Новгороде, Белинский устанавливает, что в лице Садко выражен совершенно нац. хар-р. Он борется против Новгорода. В этой былине «два героя: один – видимый, Садко, другой – невидимый – Новгород». => Белинский был прав во всех своих утверждениях.

В статье Р. Липец, посвященной анализу местных мотивов в былине о Садко, подробно рассматривается отражение в былине быта др. Новгорода (рыбный промысел, судоходный морской промысел)

Источники былины (Липец):

1. Олонецкая

2. Беломорская

3. Донецкая

4. Печорская

5. Урало-сибирская

НО: большее кол-во записей отрывочно и неполноценно. Певец, кот-й знал все эпизоды этой былины в их полной форме – онежский певец – Сорокин. От него былина была записана Рыбниковвым и Гильфердингом. В менее полном виде все эпизоды песни содержатся в беломорском тексте А.М. Крюковой.

Что не свойств-но рус. эпосу:

Былина Садко слагается из 3-х частей/звеньев. Каждое из этих звеньев может исполняться как самост. песнь. Наряду с этим имеются соед-я из 2-х звеньев, и – у Сорокина, и у Крюковой – из 3-х звеньев => остатки мозаичного строения. В рус. эпосе мозаичность давно преодолена: рус. былины монолитны. Но в данном случае монолитность еще не достигнута => легкая забываемость этой песни. Слабая внутр. связь частей приводит к их распаду. Несмотря на свои поэтич. красоты, былина явно давно была на вымирании.

Звенья, на кот-е распадается былина, в кратчайшем изложении имеют след. вид:

1. Садко, бедный гусляр, оскорблен тем, что его перестали звать для игры на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро. Эту игру подслушивает водяной царь и награждает его за нее. Садко становится богатым купцом.

Здесь Садко – наст. худ-к, как тип певца, он историчен. Садко – нар. певец и гусляр, иск-во кот-го стоит на оч. высоком уровне. Пейзаж в этой песне нигде не описывается. Он должен быть угадан и почувствован слушателем. Ильмень-озеро имеет своего мифического хозяина.

НО пение Садко не имеет магического, заклинательного хар-ра. Он покоряет морского царя только совершенством своего иск-ва. Образ морского царя органически связан с верованиями и предрассудками новгородских рыбаков. Морской царь здесь озерный царь. Царем моря он выступит в следующей части. Эта песня имеет внешне законченный вид и чаще всего исполняется как отдельная песня.

 

Не свойственно рус. эпосу:

Конфликт в этой песне – столкн-е между Садко, бедным гусляром и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит сказочный хар-р (герой приближается к богатству, счастливый конец). Это не свойст-но рус. эпосу, т.к. весь рус. эпос пронизан чрезвычайно острой соц. борьбой. Былина о Садко – единственная былина в русском эпосе, где герой получает удачу и одерживает победу благодаря помощи потустороннего существа и обладанию волшебным предметом. Всем этим объясняется малая популярность данной части былины.

НО! Между Садко и новгородскими купцами все же не может быть полного примирения.

2. Разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров.

Садко этой части – уже не лирический герой. Он вступает в новую борьбу с купцами. Эта участь полностью реалистична. В ней уже не только отражен исторический древний Новгород, она сделана им.

Эта часть у разных певцов и в разных местах имеет два совершенно противоположных конца: (Сорокин)

1) Садко не принят купечеством. Он обращается за помощью к морскому царю. Основной конфликт в данной трактовке носит сословный характер. Морской царь помогаем Садко, но никакое примирение невозможно, происходит конфликт. Садко спорит с купцами и выигрывает спор. Былина в данной форме имеет противокупеческую направленность, и Садко герой не потому, что богат, а потому, что свое богатство он обращает на посрамление купечества.

2) Если Садко имеет против себя не купцов, а весь Новгород, во всей совокупности его политического и общественного значения и сторон, то победа остается не за Садко, а за великим Новгородом. Такая трактовка несомненно более древняя и исконно новгородская. В такой форме конфликт имеет совершенно иной характер, и симпатии певца разделены между Садко и великим Новгородом. В данной версии былина представляет собой апофеоз Новгорода. Эта древнейшая трактовка слабо сохранилась потому, что она отражает собственно древненовгородские интересы. Классовые противоречия здесь только намечаются, но идея «господина великого Новгорода» еще не поколеблена. Вторая часть былины также внешне закончена, и иногда поется как самостоятельная песня.

3) С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. На морском дне Садко потешает морского царя своей игрой на гуслях. Морской царь пляшет. Чтобы наградить Садко за игру, он предлагает ему выбрать невесту. Садко выбирает девушку- Чернавушку, засыпает и, проснувшись, видит себя на берегу Волхова. Сюда не приплывают его корабли.

Эта часть художественно наиболее яркая из всех. Садко покидает Новгород победителем, проигрывание неважно, т. к. он продолжает находиться в состоянии антагонизма с Новгородом и купцами.

Эта часть песни – наиболее распространена и наилучшим образом представлена материалами. Она самая архаическая. Пейзаж этой песни и настроение совершенно иные: широкие морские просторы. Путь Садко – исторический путь.

География былины о Садко конкретна и верна. Садко строит 33 корабля и нагружает их (33 – эпическое число, значения не имеет, но оно значит, что с ним отправляется целая флотилия). Дружина Садко не просто наемные люди – это артель. Необычно бедствие, которое постигло Садко - страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие. Это то чудо, которого так боялись моряки. Садко бросает в море «дань» (старый Новгородский обычай – жертвоприношение), но морской царь требует человеческие жертвы (такие жертвы точно приносились, т. к. былина – поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае). Бросают жребий, с одной стороны, - Садко – предприниматель, с другой – в артели все равны. Садко делает себе жребий булатный, тогда как дружина делает себе жребии ветляный. Чудо: булатный жребий плавает. Садко подчиняется судьбе. Смерть он встречает достойно. Он описывает свое имущество церквам, нищим, жене, в последний раз играет на гуслях и просит дружину спустить на воду доску в качестве плота. Надевает лучшую одежду – соболиную шубу.

Важно: 

· У Сорокина Садко женат. Полного единства в народной трактовке образа Садко нет. Обычно он не женат.

· В предсмертный час Садко представляет себя не купцом, а гусляром.

· В иной мир Садко попадает, заснув на плоту.

· В былине образ морского царя уже не составляет предмет веры. Он – поэтическое олицетворение моря. Вся эта часть былины носит сказочно – фантастический характер.

· Пейзаж не описывается в этой былине и вообще в русском эпосе. Из всего пейзажа подводного царства певец извирает только одну, но самую существенную и характерную подробность: солнце светит сквозь воду.

· Морской царь обитает в белокаменных палатах. Облик цар не описывается. Народ его себе не представляет, ясно только то, что он страшен.

· Морской царь хочет женить Садко и ради этого он зовет его к себе. В одних случаях это угроза, в других – награда. Женитьба имеет совершенно особый характер.

· Морской царь заставляет садко играть плясовую, и под его игру пляшет. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет играть Садко трое сток.

Но! Люди уже не приносят человеческих жертв, они молятся Николе Можайскому, Никола учит Садко, как остановить бурю. Садко так и поступает.

Новый этап в развитии русского эпоса: хозяин стихий хочет женить Садко на своей дочери, сам Садко не может этого хотеть.

!. в Новгород Садко возвращается без жены.

Предложение новгородского царя жениться на первой из водяных красавиц не только благодарность, оно полно коварства. Женившись, Садко не сможет вернуться на верхний свет. Садко нарушает планы морского царя, выбирая Чернавушку. Этот момент – один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.



2019-08-13 1135 Обсуждений (0)
Вопрос 33 Идейно-художественное своеобразие былин о Вольге и Микуле. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 33 Идейно-художественное своеобразие былин о Вольге и Микуле.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)