Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зрелища. Вождение медведя.



2019-08-13 389 Обсуждений (0)
Зрелища. Вождение медведя. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вождение медведя изначально носило обрядовый характер. Крестьяне считали, что медведь изгоняет нечисть из жилища. Медведь, запряженный в соху, сулил обильный урожай, у него спрашивали пол будущего ребенка. На него смотрели как на зверя, занимавшего высокое положение в языческом пантеоне. Трудно сказать, когда хожалые медвежатники из свершителей магического отряда превратились в потешников.

Зрелищная сторона потехи состояла из действий ученого медведя, толкуемых сообразно обстоятельствам общения со зрителями. Медвежья «комедия» неотделима от выражения юмора, граничащего с сатирой. «Медвежья комедия» состояла из цепи сменявшихся сценок, смысл которых передавали бойкие приговоры-пояснения поводыря. Реплики медвежатника исполнялись в сказочной манере и придавали представлению доп. комический смысл. По традиции «М. К.» сочеталась с ряжением козой (у этого тоже своя родословная – из обрядов календарных). Кульминацией медвежьего представления является та часть, где медведь выполняет заученные движения, а хозяин комментирует их. Старинным развлечение были единоборство и травля медведей. Коза и медведь – непременные участники святочного обхода дворов.

Оценивая в целом комедию с настоящим или ряженым медведем можно заключить, что перед нами вид массового комического зрелища с элементами сценичности, вышедшей из магического ритуала.

Кукольный театр.

Основные разновидности: театр петрушки, вертеп, театр марионеток. Куклы явились к нам из Польши или, возможно, из ближайшего восточного Зарубежья и совершенно обрусели.

Петрушка.

Петрушка принял на себя черты русского скомороха. «Петрушка» получил название по имени куклы; имел огромный нос крючком; смеющийся рот, половину горба, одет в шёлковую рубашку ярко-красного цвета. Имел несколько имён – Петруха, Пётр Петрович Уксусов, Ванька-рататуй. Горб роднит его с шутами-уродцами западноевропейских карнавалов, в остальном герой принял традиционные черты русского ярмарочного весельчака.

Театр прост по устройству: за ширмой прячется кукловод, кукол задействовано две (по числу рук), система вождения - пальцевая. Пищик – устройство, состоящее из 2 пластинок, позволяло манипулятору озвучивать Петрушку так, что бы речь куклы была дребезжащей, писклявой (так речь не остается не замеченной). Сценичность речи выражается в насыщении реплик остротами, с нередкими стихотворными пассажами.  Пьеса состоит из ряда сценок (представление Петрушки, показ невесты и т.п.), но устойчивость сценария дополняется диалоговой импровизацией. При сценарной связи явлений пьеса могла варьироваться – менялись речи, но тип разудалого бесшабашного и нарочито глупого Петрушки устойчиво сохранялись. Пространство кукольного представления сжато до предела, время течет стремительно, соответствуя закону «трех единств» классицистического театра. От появления Петрушки из-за ширмы до его исчезновения зритель кукольных сцен находился под обаянием героя. Петрушечное представление отвечало чувствам и мыслям зрителей.

Вертеп.

Вертеп – вид небольшого кукольного театра, изображающий сцены священной истории, необходимый для приобщения народа к христианству. Слово вертеп в древнерусском искусстве обозначало пещеру. Театрализация священной истории возникла еще в Риме. С течением времени церковь перестала использовать кукол, и в представлении стали играть живые люди. В католическом мире такие представления называли мистериями. Куклы в качестве действующего лица – марионетки (от куклы Святой Марии).

Куклы появлялись двери, вырезанной сбоку, покидали сцену через дверь напротив. В движение куклу приводила рука актера, он же и озвучивал ее. Действие сопровождалось игрой на музыкальных инструментах и пением религиозных текстов.

С годами вертепы стали давать исключительно церковно-школьные братства. Иногда вертепное представление смыкалось с петрушечным, и кукольники трунили над церковным усердием.

Это культовый театр. Он отличается от петрушечных представлений общим характером, происхождением (потребности и приобщения народа, еще не отставшего от язычества, к христианству). Делалось это посредством театрализации сцен священной истории.

Ярмарочный фольклор (выкрики и зазывания покупателей, балагурство, раёк)

В последних двух видах творчества в наибольшей степени сказался опыт актерской игры и красноречие, родственное театральному. Ярмарочный фольклор возник из потребности в рекламе товаров, но утилитарная функция выразилась лишь в исходном намерении – реализовать товар, которому воздавали похвалы, средство достижения – эмоциональное воздействие на покупателей.

Выкрики и зазывания.

Представляли собой художественные миниатюры, степень разработанности образа разная (от эпитета или определения до обширной речи, переходящей в балагурство). Речь продавца - энергичный монолог, наполненный утрированной похвалой товара. В выкриках неизменно несколько структурных элементов: обращения к покупателям, называние товара, расхваливание. Для выкриков характерны рифмы, отчетливы ритм, информационная энергия и рекламная броскость. Особенно театрализована речь торговцев-кукольников, наделявших товар человеческими свойствами.

Балконные зазывалы.

Появились при необходимости рекламы балагана. Тексты зазывов традиционны, но всегда разнообразны. Важна роль деда (генетическая связь персонажа со святочным «стариком». Раусы (балконные балаганные парные представления) как первичная форма театра живого актера: распределение «ролей» между участниками комического диалога, возникновение постоянных персонажей (Фома и Ерёма, хозяин и клоун и др.). центром любой ярмарки или гуляния были балаганы.

Балагурство.

Когда торговые выкрики разрастались, то сами собой возникали балагурные монологи с большей или меньшей структурой. Торговцы называли цель приезда, зазывали, обращались к покупателям, нахваливали товар. Причем увлечение похвалой перерастало в создание целой поэтической картины. В ход шли шутки, иронические пословицы, присказки из сатирических и анекдотических сказок, загадки, повторения побасенок и посказулек. Все это повторялось в соответствии с бытовыми ситуациями по ассоциативной связи (покупатель хочет снизить цену, торговец не уступает).

Раёк.

Раек – балагурное пояснение владельцев особого ящика – райка – с незатейливым устройством из увеличительного стекла, под которым были занятные картинки. Они сменялись, и за просмотр бралась плата. Картинки представлялись торговцем словами, близкими к петрушечной драме, не лишенными юмора. Раешники посмеивались над знаменитостями, давали им оценку, вставляя в речь иностранные слова. Присказка нередко противоречила изображению. Многие исследователи рассматривают раёк как вид театра, но при показе картинок не было актеров. Просмотр картинок заменял зрителю лубочные листы, торговля которыми в последней трети 19 века была прекращена.

Театр актёров.

Театр актеров вышел из той же традиции что и кукольный – ряжения. Русские народные представления свободны от какой – либо функции кроме художественно-игровой. История театра живого актера начинается с драмы о царе Максимилиане. Театральные постановки зависели от переводных образцов с библейской и религиозно-житийной сюжетикой. Рано обнаружилась тенденция переделывать заимствованные образцы. Пьеса о Максимилиане, по мнению Беркова, несет в себе печать школьной драмы. Каллаш предполагал, что она относится к тексту «Житие Святого мученика Никиты». В пьесе соединяются разговорный и высокий книжный стиль, что придает пьесе специфическую условную театральность. Она игралась в избе, зрители именовались сенаторами. Торжественная декламация перемежалась с иронией. Пьесу иногда называли трагедией и комедией, но жанры не перемежались, только соприкасались.

В пьесе «Лодка» на разбойничью тему не было нужды ни в декорациях, ни в кулисах. Все обходилось воображением, подпитанным песнями о Волге, и костюмами. Один из факторов, повлиявших на возникновение пьесы, был обычай развлекаться на святках. Ее основа – инсценировка песни. Речи героев складны, нередко рифмующиеся. Используемые песни согласуются со стихотворно-ритмической основой пьесы. Похожа на драматическую поэму. Ирония пронизывает произведение в виде небольших фарсовых сцен. Обыкновенный прием – использование парадокса с неожиданным толкованием слов, нарочито глупых ситуаций. Охотно используется юмор народных побасенок.

Как продукт фольклорного творчества драма завершила длительный процесс развития народного театра. Он начался с обрядово-магических ритуалов с соответствующими религиозными функциями. Это их свойство присуще и мистериям, возникшим в составе христианского богослужения. Обрядовая функциональность начальных представлений выступает с полной ясностью. Позднее к этим функциям присоединились и стали их теснить карнавальные шествия, святочные и иные календарные игры. Преобладание художественно-изобразительной функции вызвало существование драматического творчества в традиционных формах. Театр пошел навстречу новизне культуры профессионалов, но не утратил своих исторических свойств.

Сюжетостроение народной драмы: цепочный принцип компоновки событий, непрерывность и быстрота действий (нарастание напряженности), условный, замкнутый характер времени и пространства.



2019-08-13 389 Обсуждений (0)
Зрелища. Вождение медведя. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зрелища. Вождение медведя.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)