Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 42 Русская частушка: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики.



2019-08-13 642 Обсуждений (0)
Вопрос 42 Русская частушка: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Частушки – это короткие, рифмованные, в одну строфу, лирические песни-куплеты, созданные и предназначенные прежде всего для публичного исполнения. Больше всего четырехстрочных частушек, но встречаются и состоящие из двух, шести, восьми стихов.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в том, чтобы подробно рассказать о тех или иных фактах (хотя жизненные события и отражаются в частушках), а в том, чтобы дать этим фактам и событиям определенную идейно-эмоциональную оценку, выразить те или иные мысли или чувства.

Возникновение жанра: Жанр частушки возник и развивался в пору, когда в фольклоре заметно усилилась роль личного, индивидуального. Еще Е. В. Аничков справедливо отметил, что в частушке лирическое начало выражено более отчетливо, чем в других песенных жанрах фольклора. Если в отдельных жанрах народной лирики исследователь отмечал обрядовую условность, элемент эпического, то частушки он назвал «строго-лирическими песнями», которые выражают то или иное чувство «в самый момент его пробуждения»

Возникновение жанра частушки было подготовлено теми процессами, которые совершались в народном песенном творчестве на протяжении целого столетия начиная с середины XVIII в. и особенно — во второй половине XIX в. Эти процессы следующие:

а) трансформация традиционной песни;

б) проникновение в фольклор песен литературного происхождения;

в) возникновение под их влиянием новых народных песен.

 

В частушках с большей силой, чем в других жанрах народной поэзии, проявился импровизационный, экспромтный характер фольклора.

Богатство тематики: частушки необыкновенно многогранны по своему содержанию, необычайно разнообразны по выражаемым ими мыслям, чувствам и настроениям. В отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых всегда в той или иной мере ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. Частушка и касается тем большего общественного значения, и «откликается на каждую малость жизни» (Г. Успенский). В ней находят яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственная сатира, и мягкий дружеский юмор.

По широте тематики, особенностям содержания и возникновения частушки очень напоминают пословицы. В. И. Даль писал, что пословица «не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души», так и частушки. Вообще С.Г. Лазутин говорил о том, что «если в других песенных жанрах могут быть отражены явления прошлого, то частушки всегда создаются только на современные темы».

Публичное исполнение частушек — это выражение своих личных мыслей и чувств и одновременно их общественная апробация. В этом — жанровая специфика частушек.

Подавляющее число частушек имеет форму монолога. И это вполне объяснимо, так как монолог является самой естественной и самой простой формой выражения мыслей и чувств.

Специфику частушечного стиха составляют особенности ее строфики, рифмы, ритма и метрики. Как никакие другие жанры русского стихотворно-песенного фольклора частушки имеют совершенно устойчивую строфу. Ею является четырехстрочник, напоминающий собой литературный куплет.

В частушках широко используются стилистические традиции фольклора, и особенно народных песен. В них употребляются такие эпитеты традиционных лирических песен, встречаются также такие традиционные эпитеты, которые служат средством портретных характеристик.

Различные стилистические средства в частушке выполняют, конечно, и определенные изобразительные функции, но их главная роль — эмоционально-выразительная. Именно поэтому в частушку перешло большое количество эмоционально-выразительных эпитетов традиционных лирических песен.

Таким образом, можно заключить, что в частушки перешло немало эпитетов из традиционных лирических песен. Идейно-художественные функции их довольно значительны. Нередко образы, выраженные традиционными эпитетами, имеют в частушках символическое значение.

Не меньше для художественности частушек важны ритмико-интонационные особенности, например, рифмы, аллитерации, ассонансы. Все они помогают легче воспринимать частушку, благодаря этому она легко запоминается, поэтому частушки и являются одним из самых любимых и распространенных жанров у русского народа.

 

 

 

Вопрос 43 43. Обрядовая основа фольклорного театра. Роль игрового и драматического элемента в различных фольклорных жанрах. Основные разновидности народного театра.

Фольклорный театр — традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеатральный и величавый этапы народного драматического творчества. К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах. В календарных обрядах — символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, для зимние Святки по деревне тянули плуг, "посевали" в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву. Свадебный обряд также представлял собой; театрализованную игру: порядок "ролей", последовательность "сцен", перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа обозначать счастье и довольство. Однако свадебный чин не воспринимался народом как театральное действо. В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина — в мужскую, рядились в животных, особенно нередко в медведя и козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы.

Кроме обрядов, театральные элементы сопровождали исполнение многих фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен и др. Важную роль здесь играли мимика, жест, ход — близкие театральным жесту и движению. Например, сказочник не просто рассказывал сказку, а в той или другой мере разыгрывал ее: изменял голос, жестикулировал, менял выражение лица, показывал, как витязь сказки шел, нес ведро или кошель и т. д. Фактически это была игра одного актера.

Собственно театральные формы народного драматического творчества — стадиально более поздний промежуток, начало которого исследователи относят к XVII в. Однако задолго предварительно этого времени на Руси были комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики. Это — скоморохи. Они объединялись в бродячие группы и до середины XVII в. принимали участие в народных обрядах и праздниках. относительный искусстве скоморохов сложены пословицы (Всяк спляшет, да не как скоморох), песни и былины ("Вавило и скоморохи", "Гость Терентьище"). Их творчество отразилось в сказках, былинах, в разных формах народного театра. В XVII в. скоморошество было запрещено специальными указами. паки некоторое время скоморохи укрывались на окраинах Руси.

Специфические признаки фольклорного театра — отсутствие сцены, рассортировка исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в другой объективированный образ, эстетическая направленность представления. Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, который не исключало импровизации.

В зарождении, функционировании и распространении всех форм и видов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которые собиралось много людей, в том числе селян. Они не только торговали, но и развлекались

Драматические представления народа можно разделить на три группы:

1. зрелища с элементами театрализации (вождение ученого медведя)

2. театр кукол (петрушка)

3. театр живого актера.

Их сблизило единство выраженных массовых вкусов и понятий.

Народная драма сильно связана с архаической культурой магического обряда и игровыми действиями религиозно - магической практики.



2019-08-13 642 Обсуждений (0)
Вопрос 42 Русская частушка: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 42 Русская частушка: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)