Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные тематические группы лирических песен.



2019-08-13 3965 Обсуждений (0)
Основные тематические группы лирических песен. 4.67 из 5.00 3 оценки




1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных
крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие: бурлацкие; чумацкие; ямщицкие.
В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим: разбойничьи; каторжные; тюремные.

5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.

6. В особую группу относим песни литературного происхождения.
Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.


Особенности композиции
       Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает
характеры героев через последовательность изображения событий, через связи
с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно
выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря
на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация.
Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по
содержанию, мелодии, напеву и т.д. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от
лица главного героя песни или певца-автора» (случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни).
       Второй тип композиции песни – диалог. Это наиболее архаичная композиционная форма. Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает
мысли и чувства героя.
       Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в
которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их
настроениях и переживания.
       Но самой распространенной композиционной формой лирической песни
является сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и
повествовательная часть + монолог (или диалог)». Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы.

Реальность лирической песни представлена не только в описании картин
жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного
мира песни. Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс
реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм.

Художественное своеобразие.
       С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа, и русский, и сами люди – персонажи песен». Используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений
героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.
Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую
систему
, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с
природным. Часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и
голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях –
лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и
предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба,
береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в
песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или
настроение. Символические образы лирических песен еще более
подчеркивают специфику их содержания. Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную выразительность.
Характерным художественным средством лирических песен является эпитет (определительный, выразительный, изобразительный).
В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная». Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя (гиперболизируется женский плач). Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических
песнях выступают и метафоры(редко употребляются).Олицетворение – древнейший художественный прием. Способ выражения олицетворения через позицию
обращения.
В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог
встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог
являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку
именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии
наделяются способностью говорить. Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов,
атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для
лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах
усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными
признаками:
В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен
«синтаксический параллелизм, который является формой выражения так
называемого психологического параллелизма( усиливает эмоциональное
звучание лирической песни). Символическая параллель создает настроение,
человеческая параллель конкретизирует данное настроение.
Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно-
художественной функции песен – суффиксы (выражение любви, ласки и нежности).
Сравнения тоже помогали выразить чувства. Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).

  В Л.п. используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание Л.п. В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные. В песнях присутствует богатая цветовая гамма , причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характер.

Народная песня выражает типовые эмоциональные состояния, которые человек переживает в типичных жизненных ситуациях (общечеловеческое). Человек – носитель коллективного сознания (лирический субъект). Обобщенно-личное «я» => отсутствие индивидуальности.

Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев.

Вопрос 41 41.Народный жестокий романс: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики.( по книге «Современный городской фольклор»).

 

Жестокий романс входит в семью « народных» романсов, состав которой определяется по-разному.

М.С.Петровский разделил все романсы на камерные и бытовые, последние, в зависимости от социальной принадлежности, на три разновидности: романс мещанской гостиной- «ах-романс», романс богемы и цыганского концерта – «эх-романс» и «жестокий» романс, звучащий в городских низах, на улице, в трактире, на заводской окраине, в подвале и на чердаке. Это движение романса сверху вниз по социальной лестнице Петровский комментирует так: « Чем ниже спускается романс по социальной лестнице, тем больше он приближается к лиро-эпическому строю, тем сильнее в нем фольклорные и мифопоэтические элементы».

 

Б.М.Добровольский - этномузыковед, выделял четыре вида романса:

1. романс как поздняя форма семейно- бытовых песен

2.мещанский романс

3.русский бытовой романс

4.романс- баллада

 

Жестокий романс всегда повествователен, всегда «некая» история – и в этом принципиальное отличие его от романса бытового, лирического по своей природе.

 

В 20 в. Большинство жестоких романсов записано в русской деревне.

 

«Жестокий романс – это те городские романсы, которые сочетают сюжетную претенциозность с лексической, особенно подчеркивают трагизм изображаемого в произведении события и накал человеческих страстей, вызванных им…Их герой не стремится к пересозданию действительности, к борьбе за высокие общественные идеалы. Его поступками движет гипертрофированное личное чувство» (Я.И.Гудошников).

 

Жестокий романс излагает драматическую историю, нередко – с трагическим исходом, поэтому он и «жестокий».

 

Широкому распространению жестоких романсов способствовала эстрада, бульварная литература.

 

Эстетика жестокого романса оказалась притягательной и для молодого русского кинематографа. Названия ранних русских фильмов берутся из романсов: «Мой костер в тумане светит», «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

 

Так жестокий романс оказывается « своим» в городской массовой культуре конца 19- начала 20 вв., которая складывается на основе народных традиции, но по законам профессионального искусства. Отсюда двойственность, тот особый характер, который побуждает говорить о ней как о «третьей культуре».

 

Несмотря на связи жестокого романса с продуктами городской культуры, он имеет прочные фольклорные корни. Давно отмечена его близость к фольклорной балладе (генетическая связь). Это заметили Н.П.Андреев: «вторая половина 19 в. Уже переводит баллады в романсы», Э.В.Померанцева: «На известной стадии развития устного творчества жестокий романс является функциональным эквивалентом баллады».

 

По мнению Д.Балашова, жестокий романс развивается на основе жанра баллады. Сам термин «жестокий романс» в грудах Д.Балашова не фигурирует. Произведения данного жанра он рассматривает в составе «новейшей полулитературой (в известной своей части мещанской) баллады, теснее всего смыкающейся с другим несенно-фольклорным явлением, также полулитературного происхождения - романсом»

Определяя содержательные, идейные и жанровые особенности новой баллады, ученый - наряду с традиционными сюжетами баллад, переработанными и сокращенными - обращает внимание на вновь возникшие на русской почве произведения. К ним он относит «самостоятельные, народные сочинения, где романтической страной, далекой от привычной, обыденной действительности, является море, где поэтизируется жизнь рыбаков и матросов», атакже «романсы», которые, в отличие от баллад, создавались «не для чтения, а для пения» «В народной среде баллады, частично по той же причине, получали распевы, очень близкие к романсным (так, баллада «Рыбак и жена охотника» поется на мотив известного мещанского романса «На Муромской дорожке стояли три сосны...»). Переплетение новой баллады с романсом было очень сильным и в силу лиризма, присущего новой балладе. Иногда грань между романсом и балладой весьма относительна». Действительно, именно определенная зыбкость границ между балладой и жестоким романсом является причиной его невыделения в отдельный раздел в сборниках русских баллад.

 

 

Также В.Я.Пропп, исследуя жанровые признаки русской баллады по сборнику «Народные баллады» под общей редакцией Л.М.Астаховой, обнаруживает среди текстов произведения, относящиеся, но его мнению, именно к жестокому романсу. В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту романса: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом»

 

 

Содержательная и поэтическая близость жестокого романса балладе:

1. трагический характер жанрового конфликта (человек и Рок, Судьба),

2. сходство принципов построения системы образов (столкновение между близкими, родными людьми),

3. напряженность и драматичность взаимоотношений м\д персонажами,

4. нравственный максимализм этических установок.

 

Почему в новую эпоху жестокий романс стал «функциональным эквивалентом баллады»? Потому что и новая эпоха, наступившая после отмены крепостного права, обозначила кризис традиционных ценностей, связанных с патриархальным укладом жизни. Но романс защищает и утверждает эти ценности – ценой жизни героев своих. Здесь торжествует высшая справедливость, зло выставлено напоказ и осуждено.

 

Демократизация – смысл перемен, происшедших в балладе, ставшей жестоким романсом. Демократизация балладного жанрового содержания в жестоком романсе: «жестокий романс произвел массовые переселения балладных героев. Роман указывает без обиняков: «муж был шофер, жена – счетовод». Не терема, а захолустные домишки, где стоят буфеты и кровати с никелированными шишечками, не своды православного храма, а перроны вокзалов, городские бульвары и клубные ечеринки – меняется среда, меняются ее обитатели, маленькие люди большого города» (Е.А.Костюхин).

 

Специфика поэтики жестокого романса:

1. романс указывает на несовершенство мира вообще,

2. романс вызова эпохе не бросает, а только лишь сетует, утверждает высокие ценности,

3. в мире жестокого романса главная ценность – любовь. Когда она рушится, жизнь теряет смысл. Причины трагедий не важны, даже не всегда указаны. Одна универсальная причина – рок, судьба.

4. романс останавливает мгновение и продлевает его вечность

5. « романс – жанр окончательных приговоров, не подлежащих пересмотру. Поэтому он претендует на высокую страсть, доводя ее до надрыва. Никаких компромиссов, полутонов – романс любит краски яркие, лубочные. Окончательные приговоры обретают характер сентенций, и романс откровенно дидактичен, назойливо взбивает в сознание свои моральные ценности и рекомендации» (Е.А.Костюхин).

6. гиперболизация,

7. широко пользуясь обветшалыми лирическими штампами, жестокий романс создает собственную поэтику,

8. героини романса идеализированы

 

 



2019-08-13 3965 Обсуждений (0)
Основные тематические группы лирических песен. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные тематические группы лирических песен.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3965)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)