Таким образом, действие личности соотносится с задачей.
В своей повседневной деятельности (профессиональной, в различных бытовых деятельностях: стирка, утюжка, уборка и т. д.) человек в разных местах, в разные промежутки времени осуществляет привычные действия, решает соответствующие им задачи (однотипные). Вследствие этого обстоятельства в психике человека возникает автоматизированная схема решения задачи. И многие задачи решаются на основе этих автоматизированных схем.
Автоматизированная схема – это не что иное, как автоматизм, навык решения и, одновременно, стереотип.
Мышление, в том числе и стереотипное, проявляется в самом простом акте человеческой активности при узнавании (осознании) предметов, вещей, людей.
Задача – есть цель будущего действия, данная человеку при определённых условиях.
Цель – психический образ будущего продукта деятельности, не просто образ, а означенный образ будущего предмета действия.
Условия могут быть:
2. Неблагоприятные. В случае, если условия неблагоприятные, то человек исследует это условие, уясняет задачу, связанную с преобразованием этого условия в благоприятное, решает эту задачу, планирует действия и осуществляет предметные действия и, только затем, возвращается к решению первоначально поставленной задачи. 3. Условия, относящиеся к самой личности (могут быть благоприятными и неблагоприятными):
4. Условия, относящиеся к предстоящим предметным действиям:
Указанные условия существуют у личности в виде представлений, являющихся продуктом предшествующих его действий по решению этих задач или задач подобного типа. Действуя всякий очередной раз, на основе прошлого опыта, человек выделяет эти условия, а затем исследует их, изучает, удостоверяясь в наличии их в данном месте, в данное время, в данной организации.
Примечание: Человек общается и действует в изменяющейся обстановке и, в силу этого обстоятельства, условия изменяются и, нередко, реальные условия (предметные условия) не совпадают с его собственными представлениями. Вот почему личность должна всякий раз обследовать условия решения задач, выявлять и находить новые и, с учётом их, решать поставленную задачу. Следует учитывать, что личность уясняет стоящую перед ним задачу и, в первую очередь, условия её, нередко в ситуации взаимодействия с людьми за счёт их содействия. А поскольку психика людей субъективна, то они могут умышленно или неумышленно вводить личность в заблуждение, допускать ошибки осознанно или неосознанно. В силу этого обстоятельства личность будет решать задачу, располагая искажёнными условиями. С учётом этого она решит задачу, мысленно спланирует будущее действие, осуществит его и, в итоге, продукт этого действия окажется несоответствующим стандартам (бракованным). Некоторые, наиболее компетентные, люди, в том числе и руководители, изучают важнейшие условия задачи непосредственно на месте, обследуя сырьё, оборудование и т.д. Вследствие действий по уяснению (выполнению) задачи, которые осуществляет личность, в её психике возникает означенный образ этой задачи, который включает: образ цели, образ условий её достижения; при этом указанные образы взаимосвязаны между собой. Следует подчеркнуть, что человек в повседневной жизни решает самые разнообразные задачи: · В зависимости от вида деятельности · В зависимости от количества условий · Так называемые длинные задачи, включающие в себя большое количество элементов, шагов решения · Бывают задачи обычные и необычные (ранее не решаемые) · Сложные для человека и простые (примечание: психика личности субъективна; для кого-то сложные задачи являются простыми, а для кого-то нерешаемые) · Задачи бывают учебные и профессиональные · Задачи бывают творческие, которые решаются далеко не всеми людьми, а решаются крайне редко. Суждения являются продуктом обобщения (поэтому только отдельно словесно-логического мышления нет, оно не может быть оторвано от образов).
Уяснив задачу человек, начинает оценивать условия её решения (исследует окружающую обстановку). А это означает, что он соотносит образ какого-либо условия (при изучении этого условия) задачи с образом цели (образом будущего продукта) и заключает: способствует ли это достижению цели или нет. В случае, если условие не способствует достижению цели, то человек исследует его далее, формирует новую задачу, решает её мысленно (опираясь на представления), мысленно планирует действия, а затем осуществляет действия в ситуации взаимодействия с другими людьми, тем самым он преобразует неподходящие условия в условия, способствующие решению задачи. Т.е. он возвращается к прерванным действиям. Так происходит по каждому условию задачи (т.е. оценивает каждое из условий). Примечание: нередко некоторые личности в организации (напр., руководитель) уясняют задачу, оценивают условия их решения (предметные) в ситуациях взаимодействия с другими людьми, которые могут умышленно или неумышленно вводить их в заблуждение. И вследствие этого обстоятельства в психике личности возникают искажённые образы задач, несоответствующие действительности. В дальнейшем, с учётом этого обстоятельства (искажённого образа), личностью будет решена задача, спланированы действия подчинённых, организован их труд. В какой-то момент времени деятельность подчинённого будет приостановлена (напр., из-за отсутствия необходимого сырья). Уяснив условия задачи (за счёт действия или ряда действий предметных или протекающих в процессе взаимодействия) человек приступает к решению задачи (это новое действие, которое осуществляет личность в определённом месте, в определённом промежутке времени), целью которого является умственный план или психический образ действия человека по достижению поставленной цели при заданных условиях (процесс решения задачи связан с поиском достижения поставленной цели. Образ того «как» следует решать. Когда этот образ возникает – задача решена). Также как и при уяснении задачи, при её решении проявляется вся психика личности (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, представление). В условиях есть много воображаемого.
Как правило, решение задачи осуществляется следующим образом: 1. Класс сходных задач. Когда задачи являются типичными и решаются в повседневной жизни каждый день. Как правило, эти задачи решаются с опорой на имеющиеся представления о задачах данного класса (эти представления используются при решении задач). Личность сравнивает образ актуальной задачи с представлениями о задачах данного класса и в случае сходства психических образов этих 2-ух задач (актуальной и представляемой), она мысленно переносит образ действия и представляемой задачи на актуальную. В дальнейшем личность конкретизирует образ действия применительно к конкретным условиям актуальной задачи. Но это уже новое действие (действие планирования будущего предметного действия). Таким образом, задача решается на основе имеющихся у человека автоматизированных схем решения задач. Психологическое содержание переноса способа действия из представляемой задачи на актуальную:
Вначале человек мысленно выделяет образ цели из актуальной задачи (анализ и абстрагирование), затем мысленно отделяет образ цели из представляемой задачи (анализ) и сопоставляет их (сравнение), а в случае сходства этих образов – обобщает соответствующим суждением их сходство (обобщение). Затем сходные составляющие целей вновь включаются в эти задачи (синтез). Примечание:
2. Задачи, которые личность не решала в своей деятельности. В этом случае личность инициирует взаимодействие с более компетентной, более способной личностью, выражая ей в ситуации взаимодействия с помощью вербальных и невербальных средств, тактильных, предметных движений, т.е. действует. А другая личность уясняет задачу, мысленно решает её, а затем, с помощью вербальных и невербальных средств, выражает своё представление о способе действия (для другой личности) для партнёра по взаимодействию.
Образ желаемого объекта есть мотив. Таким образом, в результате действия по уяснению задачи, у человека возникает означенный образ этой задачи. И, затем, приступает к решению задачи. Примечание: Бывает так, что в период уяснения задач в момент наличия только определённых представлений, человек мгновенно решает эти задачи. В основе этого лежит такое психическое явление как предвидение. Решение задач может идти в соответствии со специальными схемами: · Образ актуальной задачи мгновенно сравнивается с означенными представлениями о подобных задачах, и в случае сходства, образ действия из представляемой задачи мысленно переводится на актуальную. Но это не значит вовсе, что это чисто механический перенос – он осуществляется мгновенно и за ним стоит целый мыслительный процесс. Прежде чем мысленно перенести образ действия из представляемой задачи на актуальную, человек должен осуществить операции сравнения образов обеих задач, абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения и т.д. И в случае сходства образных составляющих осуществить перенос. · Задача может решаться также путём выдвижения гипотез, предполагаемых образов будущего действия, и эти образы человек также мысленно переносит с тех задач, которые он решал в прошлом, вернее, с представлениями об этих задачах. В последующем, человек начинает действовать предметно в соответствии с выбранным образом, проверяя их каждый раз на практике. И этот образ действия, который привёл к производству продукта, соответствующего стандартам становится не гипотезой, а реальным способом решения задач. Другими словами, человек действует методом проб и ошибок. · Задачи, с которыми человек сталкивается впервые, решаются им при содействии других людей, более компетентных, имеющих представления по решению задач данного типа. В ситуации взаимодействия человек овладевает образом действия по достижению цели в данных условиях. Бывают задачи очень трудные, и человек испытывает трудности по их решению. В данном случае, задача может решаться в процессе групповой работы – мозгового штурма. Как правило, проводятся в 2-а этапа: 1. На первом этапе, руководитель собирает представителей (группы специалистов), создаёт доброжелательную обстановку. И затем выражает своим подчинённым задачу перед организацией и просит содействовать в нём. В этой ситуации взаимодействия с руководителем подчинённые осуществляют ответные действия по уяснению задачи. И их психике возникают соответственные образы задачи. Каждый из них решает или не решает задачу, и затем выражает через действие способ решения задач руководителю (каждый). Все проекты поочерёдно фиксируется, записываются. Критика запрещена. 2. На втором этапе группа осуществляет психологическую экспертизу всех предметных проектов, выбирается более приемлемый вариант действий. Достоинства такой работы – существенны: а). В этих условиях активизируется познание каждого, задача прорабатывается глубоко. б). Проект одного участника стимулирует выработку проектов другими участниками. в). За счёт конкуренции, соперничества люди стараются предлагать более удачные решения.
В тоже время решение задачи в группе имеет и недостатки: · Некоторые люди склонны к конформизму, считая проекты других более лучшими, и вследствие этого, принимают их некритически. · Некоторые люди не решаются, в виду боязни быть осмеянными, предлагать свои проекты. Хотя они могли бы быть более удачливее. · Некоторые люди имеют представления о решении задачи, но не выражают его в виду разных причин: жадность, эгоизм, в виду неприязненного отношения с начальником; могут испытывать боязнь, связанную с возмездием руководителя за критику его проекта как неудачного.
5. Раскройте теоретические основы внимания личности как психического познавательного процесса.
Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощущения, восприятия, впечатления, знания человек получает при участии внимания в познавательных процессах. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия. Внимание — сосредоточение сознания на объекте, при котором происходит отчетливое его отражение. Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции: 1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных; 2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех 3) регуляция и контроль протекания деятельности. Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью ретикулярной формации. В деятельности мозга выделяют 5 стадий или уровней (Блок), которые в разной степени обеспечивают внимание (табл. 3).
Как видно из таблицы, активное внимание возможно лишь на фоне активного настороженного бодрствования. Отвлекаемость внимания возникает как на фоне расслабленного диффузного, так и на фоне чрезмерного бодрствования. Таким образом, важнейшей основой внимания является достижение определенного функционального состояния мозга. Однако только этих механизмов недостаточно для объяснения избирательности внимания. Селективное (избирательное) внимание связано с наличием специальных механизмов, облегчающих проведение значимых раздражителей и блокирующих проведение незначимых. В этом участвуют ретикулярная формация, гиппокамп, таламическая система, которые изменяют возбудимость корковых клеток в соответствии с силой побуждений, мотивации. Имеются также специальные нейроны внимания, которые реагируют в случае появления нового, незнакомого раздражителя, а также в случае появления необычного сочетания знакомых раздражителей, что проявляется в так называемой ориентировочной реакции или реакции «что такое?» и позволяет человеку быстро ориентироваться в новой или необычной ситуации. При повторении раздражителей возникает привыкание и ориентировочная реакция угасает.
Важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским. Доминантный (господствующий) в данный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и вместе с тем усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Это создает условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Ухтомский связывал механизм доминанты с высшими формами творческой активности человека. Деятельность лобных долей составляет психофизиологическую основу произвольного внимания, они играют решающую роль в создании необходимого тонуса коры, модифицируют уровень бодрствования в соответствии с целями, задачами, которые ставит перед собой человек. При поражении лобных долей невозможно с помощью речевых инструкций вызвать произвольное внимание, для этих больных характерна высокая отвлекаемость внимания.
При анализе функции внимания различают непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание — сосредоточенность на объекте или действии без волевого усилия испециальной задачи. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. Непроизвольное внимание привлекается как внешними, так и внутренними факторами. К числу внешних относятся особенности раздражителя, например, его интенсивность (громкий звук, яркий свет, резкий запах); интенсивность может быть не только абсолютной, но и относительной (яркий цвет на бледном фоне, шепот соседей на фоне тишины библиотечного зала). Новизна раздражителя, как абсолютная, так и относительная также является внешним фактором, привлекающим непроизвольное внимание. К числу внутренних, или субъективных факторов можно отнести значимость стимула, соответствие потребностям человека, а также интерес, увлекательность, как причины привлечения и поддержания непроизвольного внимания. Произвольное, или волевое внимание, — сосредоточенность на объекте или действии со специально поставленной целью и с помощью волевого усилия. Произвольное внимание зависит не от внешних факторов, не от особенностей объектов, а от поставленной цели, задачи. Оно связано с деятельностью человека, возникает в процессе труда и выполняет функцию регулятора. Послепроизвольное внимание — наступает вслед за произвольным, когда человек «входит» в работу и его сосредоточенность уже не требует специального волевого усилия, а поддерживается увлеченностью и интересом. Послепроизвольное внимание рассматривают как высшую форму внимания, с ним связывают наиболее продуктивную и плодотворную деятельность. Свойства внимания. Изучая особенности внимания, исследователи выделяют его основные свойства. К ним относятся: устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрированность, избирательность внимания.
Под устойчивостью внимания понимают удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть устойчивость есть временная характеристика внимания. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятельности, что позволяет открывать в объектах все новые и новые стороны, проникать в их суть. Устойчивость внимания зависит от многих факторов. Прежде всего, от содержания материала, особенностей объекта. Если материал однообразен, в нем нет развития, изменений, устойчивость внимания снижается, однообразие притупляет внимание. Степень трудности, знакомости, понятности также влияет на устойчивость внимания: как слишком легкий, так и чрезмерно сложный материал снижают устойчивость внимания. Важным фактором, способствующим длительному поддержанию внимания, являются интерес, отношение к объекту, то есть эмоциональные факторы. Устойчивость внимания является одним из показателей умственной работоспособности и зависит также от функционального состояния нервной системы, степени утомления. При астенических состояниях, утомлении наблюдается высокая истощаемость внимания, снижение устойчивости, что проявляется в уменьшении скорости работы по отыскиванию и вычеркиванию заданных знаков на фоне помех и увеличении количества ошибок. Невротические и гипоманиакальные состояния характеризуются очень высокой неравномерностью, подвижностью внимания, невозможностью сосредоточиться на длительное время. Снижение волевого потенциала личности (апатоабулические состояния) характеризуется трудностями включения в работу и крайне низкой продуктивностью внимания. Устойчивость внимания подвержена также суточным и недельным колебаниям. Наиболее высокие показатели устойчивости внимания и, соответственно, умственной работоспособности наблюдаются в период с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов дня. Недельная динамика характеризуется повышением устойчивости внимания от понедельника ко вторнику, поддержание его на относительно высоком уровне в последующие дни недели и снижением в пятницу, особенно к концу рабочего дня. Устойчивость внимания зависит от возраста человека. Так, например, у детей способность к длительному сосредоточению ниже, чем у взрослых. Ребенок в возрасте 6-7 лет может поддерживать устойчивое внимание не более чем в течение 20-25 мин, у взрослых этот период существенно больше и во многом зависит от характера деятельности и других факторов, о которых упоминалось выше. Переключаемостъ внимания, его гибкость заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Высокая переключаемость означает сознательное и осмысленное переключение с одного объекта на другой. Переключаемость внимания помогает быстро ориентироваться в новой незнакомой ситуации, быстро и легко переходить от одной работы к другой, от одного объекта к другому, после отдыха включаться в работу.
Качествами, противоположными переключаемости, являются ригидность, вязкость, «застревание» внимания, склонность к детализации, которые могут проявляться как индивидуальная особенность, в основе которой лежит подвижность нервных процессов. Эти качества могут быть и следствием патологических изменений, например, при эпилепсии. Плохая переключаемость внимания в житейском смысле слова определяется как рассеянность. В ряде случаев рассеянность может быть обусловлена высокой сосредоточенностью человека на какой-либо проблеме. Так, человек, озабоченный какой-то профессиональной проблемой (скажем, состоянием тяжелобольного пациента), придя домой, не может переключить свое внимание на домашние дела, постоянно мыслями возвращается к этой проблеме, проигрывает и переосмысляет ее вновь и вновь. Профессиональная деятельность врача предъявляет высокие требования к переключаемости внимания, когда в процессе приема постоянно приходится переключать свое внимание от одного пациента к другому. Распределение внимания между разнородными объектами, одновременно находящимися в центре внимания, дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий, следить за несколькими объектами сразу. В практической деятельности человека совмещение нескольких действий встречается повсеместно: водитель управляет автомобилем, наблюдает за пассажирами в салоне, иногда при этом слушает музыку; домохозяйка слушает радио и готовит обед; шахматист ведет сеанс одновременной игры сразу на нескольких досках. В каких ситуациях возможно распределение внимания? Чаще всего в тех случаях, когда одна из деятельностей автоматизирована и фактически выполняется без участия внимания. В профессиональной деятельности, следовательно, чем больше у человека выработано навыков, автоматизмов, тем чаще он может одновременно выполнять несколько действий, добиваясь при этом высоких результатов. Как было показано Платоновым на примере летной работы, пилоты, владеющие распределенным вниманием и использующие распределение, а не переключение внимания на самых ответственных участках полета (взлет и посадка), отличаются более высокой скоростью, точностью и надежностью деятельности. Объем внимания характеризуется количеством объектов или элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Один момент — это время, равное 0,07 сек, время одного короткого взгляда при тахистоскопическом предъявлении. Чем больше предметов воспринимается при этом, тем больше объем внимания. Объем внимания взрослого человека — 5-7 простых, не связанных между собой объектов (букв, цифр, геометрических фигур). Количество сложных, связанных между собой объектов, объединенных в осмысленное целое, может быть гораздо больше. Копцентрироваппость внимания — степень сосредоточенности, она представляет собой единство двух признаков: интенсивности внимания и его узости. Высокая степень концентрации на одном объекте или проблеме означает сужение поля внимания, уменьшение его объема.
Развитие внимания характеризуется постепенным становлением произвольного внимания в детском возрасте, что проявляется в увеличении длительности игр и занятий ребенка. Так, по данным Рубинштейна, максимальная длительность игры ребенка в возрасте от 6 мес. до 1 года составляет всего 14,5 мин, в 3-4 года — 50 мин, а в 5-6 лет — 96 мин. Вместе с этим уменьшается количество отвлечений внимания с 3,7 за 10 мин. игры в 3 года до 1,1 в 5-6 лет. Это создает готовность к школьному обучению. В период школьного обучения наиболее частой причиной трудностей в учебе и неуспеваемости является слабость произвольного внимания. В процессе школьного онтогенеза наблюдается прогрессивный рост всех сторон внимания (объема, устойчивости, переключения) и лишь в период пубертатного скачка в 10-13 лет отмечается замедление роста функции внимания и разнонаправленное изменение всех его сторон. У взрослых устойчивость и концентрация внимания существенных изменений не претерпевают. Объем, переключение, избирательность нарастают от 18 до 33 лет, в 34 года отмечается стабилизация функции внимания, затем постепенное снижение, чередующееся с подъемами в 38, 41, 44 года. Избирательность внимания – это выделение из внешнего мира объектов, которые существенно важны для нас в данный момент времени. Внимание относится к числу функций, которые хорошо поддаются тренировке. Путем специальных, систематических упражнений можно существенно улучшить практически все его свойства. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
Факторы, определяющие наше внимание:
· Музыкальное оформление; · Краткость; · Частота повторения.
6. Покажите роль и место эмоций и чувств человека в его жизнедеятельности. Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе. Эмоции и чув ства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуля ции. Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.). В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса —Додсона (по имени американских исследователей Йеркса и Додсона), согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности (рис. 6). Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. 7. Дайте общую характеристику памяти человека как психическому познавательному процессу. Память – психический процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведение индивидуального жизненного опыта.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |