Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности 2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях. 3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности. 4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности. 5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.
Индивидуальные особенности человека обуславливают индивидуальный стиль деятельности.
Диагностика способностей Лейтис пытался определить развитие способностей детей, показатели которых были очень велики. Были взяты две контрольные группы: в первой группе была обеднённая среда развития, а во второй – были созданы благоприятные условия для развития способностей. Дети из первой группы «превратились» из гениальных детей в нормальных. Впервые было отмечено, что среда непосредственно влияет на развитие или угнетения способностей. Каждый человек обладает определёнными предметными задатками (некоторыми свойствами нервной системы).
Задатки: а) общая активность, б) повышение чувствительности нервных структур, в) специфическая предрасположенность к восприятию звуков, запахов, пространства, формы.
В различных областях психологии существуют диагностики специальных способностей. Четко диагностируются интеллект и практические задатки у человека.
Условия и механизмы развития способностей 1. Велика роль сензитивных периодов (наиболее благоприятный период развития какой-либо психической функции). Период может быть очень короткий, исчисляется даже днями. С одной стороны сензитивный период начинается с «листа», с другой (если условия не благоприятны) – развитие тормозится и догнать упущенное, бывает, невозможно. 2. Мотивация. Способствует организации той деятельности, в еоторой ребёнок проявляет свои задатки. 3. Эмоциональная вовлечённость в какую-либо деятельность многократно усиливает развитие тех или иных задатков.
Неблагоприятные условия для развития способностей 1. Обеднённая среда. 2. Упущенный сензитивный период. 3. Неправильная мотивация ребёнка, т.е. сильное принуждение. Частые психические травмы (тоскливость, плохое настроение, эмоциональная угнетённость и т.д.). Психические травмы иногда бывают реальными, а иногда вымышленными.
Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект – это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде. Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих: 1. Общий интеллект – совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации; обеспечивается общими способностями. 2. Специальный интеллект – совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности: обеспечивается специальными способностями. 3. Потенциальный интеллект – обуславливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению: «созревает» примерно к 20 годам (о Р. Кеттелу). 4. Кристаллический интеллект – «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества. 5. Интеллект А – врождённая часть интеллекта, его «гумус». 6. Интеллект В – результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.
Как высокий уровень интеллекта, так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. 13. Раскройте основные положения теории деятельности личности по С.Л. Рубинштейну и А.Н. Леонтьеву.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979 г.г.). Современник Выгодского. «Лекции по общей психологии». Создатель теории деятельности. Концепция – теория деятельности. «Проблемы развития психики». «Проблемы, мотивы, эмоции», «Деятельность. Сознание. Личность». Концепция Леонтьева продолжала линию Выгодского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Ведущее понятие в его концепции – это категория деятельности. Деятельность, как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождает психику, как необходимый момент его развития. Исходной основной формой деятельности является деятельность внешняя (или чувственно-практическая). В процессе исторического развития этой внешней деятельности возникает внутренний процесс, который приобретает относительную самостоятельность и способность отделятся от практической деятельности путем интериоризации. Есть еще обратный процесс – экстериоризации. Во внешней деятельности выделяют самостоятельные единицы: действия и операции. А во внутренней деятельности такими единицами являются мотив, цель и условия. Личность (по Леонтьеву) – это внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Рождение личности вне общества не невозможно. Понятие индивид (по Леонтьеву) выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают уже на ранних этапах развития жизни (темперамент и т. д.). Индивид – это продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (т. е. человек будет зависеть от того социума, от того исторического общества, в котором он живет). Личность «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности (общественные отношения в процессе чего-то, для чего-то). Структура личности (по Леонтьеву) раскрывается через понятие мотива деятельности. Леонтьев утверждает, что «реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинных его природных задатках и влечениях и даже не в приобретенных им навыков и умений, а реальное основание личности лежит в той системе деятельности, которая реализуется этими значениями и умениями» - цитата. Единицей анализа личности является личностный смысл. Личностный смысл – это отражение в сознании человека отношения мотива к цели (цель – это на что направлена деятельность. Мотив – ради чего совершается деятельность). Личностный смысл изменяется при изменении мотива деятельности. Леонтьев говорил, что личность рождается дважды (сначала у ребенка мотивы низшей потребности – я хочу, я сразу это получу, характерно для животных, потом мотивы высших потребностей – социальный мотив).
Сергей Леонтьевич Рубинштейн (1889 – 1960 г.г.). Современник Леонтьева и Выгодского. «Основы общей психологии». Выдающийся психолог и философ. Занимался проблемами психологии мышления, проблемами личности, жизненным путем человека, мировоззрением. Методологической основой концепции Рубинштейна являются идеи Карла Маркса. В своей работе «Принцип творческой самодеятельности» он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи формулирует принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип формируется в 20 – 40-ые г.г. Рубинштейн говорил, что надо понять сознание, психику не как что-то пассивное, созерцательное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, поведении человека раскрыть его психологической состав и сделать, таким образом, саму деятельность человека предметом психологического исследования. Рубинштейн еще специально подчеркивает, что не только деятельность влияет на человека, но и сама личность имеет право на выбор занимать активную инициативную позицию. Личность как целое, согласно Рубинштейну, выражается через 3-и единства: 1. Чего хочет человек. Это его потребности и установки. 2. Что он может. Это его способности и дарования. 3. Что есть он сам. Т.е. это потребности и мотивы, закрепленные в характере.
«Бытие и сознание». Личность Рубинштейн начинает рассматривать как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Появляется понятие «субъект жизни» (это активность). Субъект жизни – это личность в более высоком плане и личностью в этом смысле является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное выражение к жизни, мировоззрению, к которому он пришел в результате большой сознательной работы. Личность, как субъект жизни имеет 3-и уровня организации:
Большое значение в его концепции занимает самосознание. Самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.
Самосознание личности Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Личность как сознательный субъект сознаёт не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими. Если нельзя свести личность к её самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности - её способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в неё; самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающиеся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями её жизненного пути. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Дальнейшей ступенькой на этом же пути является началом ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление её о своём «Я». При этом человек осознаёт свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познания других людей. Не существует «Я» вне отношения к «ТЫ», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрослых, ребёнок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Самостоятельность субъекта ни как не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Развитие самосознания приходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко всё более углублённому самопознанию, соединяющемуся затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С этим связано осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. Каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Определяя своё отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в её реальном бытии, в её самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъект, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отражённое в самосознании. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Сознание человека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Своё психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека всё то, что совершается вокруг него и им самим. Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс её реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |