Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизации развития личности по А.В. Петровскому



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
Периодизации развития личности по А.В. Петровскому 0.00 из 5.00 0 оценок




Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Ре­ферентная группа наиболее значима для ребенка по срав­нению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрас­тном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это се­мья, потом группа детского сада, школьный класс и не­формальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерны своя деятельность (или набор деятель-ностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней — усваивает действу­ющие там нормы, овладевает формами и средствами дея­тельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необхо­димо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предпола­гает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудов­летворенной потребностью ребенка в максимальном прояв­лении своих индивидуальных особенностей, порождает вто­рую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы_выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, вос­приняв ценные для ее развития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специ­фические трудности. Если ребенку не удается преодолеть труд­ности адаптации, у него могут появиться такие личностные ка­чества, как конформность, безынициативность, робость, не­уверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подо­зрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в груп­пе высокого уровня развития— коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группы. В последнем случае у него развиваются соответствую­щие асоциальные черты. На рис. 1.13 показаны линии двух ва­риантов развития, возможных на каждом возрастном этапе.

 

 

 

Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характе­ристикам. Он может одновременно входить в разные груп­пы, принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социаль­ной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы и ситуация успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интегра­ции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности.

На каждом возрастном этапе, в определенной социаль­ной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии (рис. 1.13).

Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интег­рации, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации А. В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьно­го возраста, среднего школьного возраста и старшего школь­ного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом ин­дивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юно­сти (период старшего школьного возраста) — доминирова­ние процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, согласно А.В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, от­рочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.

 

Ж. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями ин­теллектуального развития. Стадии – это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга. На каждом уровне достигается относительно стабильное равновесия, которое затем снова нарушается. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

1. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет).  Система последовательно выполняемых материальных действий.

· Упражнение рефлексов (0-1 месяц)

· Элементарные навыки, первичные круговые реакции (1-4 месяца) –повторяющиеся действия (напр., дёргает за шнур), подкрепляются собственной активностью ребенка, которая доставляет ему удовольствие.

· Вторичные круговые реакции (4-8месяцев). Ребёнок сосредоточен не изменениях, вызванных его действиями, действие повторяется для того, чтобы продлить интересные впечатления (напр., долго встряхивает игрушку).

· Начало практического интеллекта (8-12 месяцев). Когда случайное изменение действия даёт неожиданный эффект – новое впечатление – ребёнок его повторяет и закрепляет новую схему действий.

· Третичные круговые реакции (12-18 месяцев). Ребёнок уже специально заменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет, он активно экспериментирует.

· Начало интериоризации схем действий(18-24 месяца). Ребёнок уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению.

2. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет) – мышление с помощью представлений. Системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные.

· Дооперациональные представления (от 2 до 7 лет). Ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Ребенок не видит вещи в их внутренних отношения, он считает их такими, какими их даёт непосредственное восприятие (напр., ветер дует, потому что раскачиваются деревья; солнце всё время следует за ним, останавливаясь, когда останавливается он сам). Ж. Пиаже назвал это явление реализмом.

· Конкретные операции (7-11 лет). Связаны со способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению разны точек зрения.

3. Фор­мальные операции (от 11 до 14-15 лет). Формальная логика, по Пиаже, это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

 

По его мнению, мировоззренческая, нравственная, поведенческая стороны человека обусловлены уровнем его способнос­ти мыслить.

 

 



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
Периодизации развития личности по А.В. Петровскому 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизации развития личности по А.В. Петровскому

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)